Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 21:14, шпаргалка
1. История возникновения и развития аудита
2. Контроль и аудит в древности и средневековье
3. Развитие аудита в странах Европы ,США, Японии
4. Аудит в России
5.Обстоятельства с которыми возникла потребность в услугах аудитора
6. Сущность аудита и аудиторской деятельности
7. Пользователи информации финансовой отчетности
8.Цели и задачи аудита
9.0бъемаудита бухгалтерской отчетности и стадии аудиторской проверки
10. Виды аудита
11 .Услуги сопутствующие аудиту
Доп-е треб-я к претендентам на получение квалификац-го аттестата ауд-ра, а также порядок проведения аттестации на право осущ-я ауд-й деят-ти, перечень док-в, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, кол-во и типы аттестатов, программы квалификац-х экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоч-м фед-м органом.
Аттестат должен быть выдан в месячный срок со дня проведения аттестации.
Каждый ауд-р, имеющий квалификац-й аттестат, обязан в теч каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повыш-я квалификации, утверждаемым уполномоч-м фед-м органом. Обучение по программам повышения квалификации осущ-ся лицами, имеющими лицензию на осущ-е образоват-й деят-ти.
К основаниям аннулирования аттестата относятся: 1) устан-е факта получ-я аттестата с использ-м подложных док-в; 2) вступление в законную силу приговора суда, предусмат-го наказание в виде лишения права заниматься ауд-й деят-тью в течение опр-го срока; 3) несоблюд-е правил независимости и аудиторской тайны; 4) устан-е факта систематич-го нарушения ауд-м треб-ий, устан-х зак-вом РФ или стандартами ауд-й деят-ти; 5) устан-е факта подписания ауд-м ауд-го зак-я без проведения ауд-й проверки; 6) неосущ-е ауд-м деят-ти в течение 2 лет подряд.
21. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТОРОВ И АУДИТОРСКИХ ФИРМ
Ауд-е орг-ии и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обяз-му аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с зак-вом РФ и фед-м зак-м об ауд-й деят-ти.
Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда.
ГКРФ (ст. 15 и 393) предусматривает, что «лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере».
Однако взыскание убытков не происходит автоматически. Организация — клиент аудиторов — должна доказать в суде причинную связь между действиями аудитора и наступившими последствиями.
Наиболее общий источник возникновения ответственности перед клиентом — несостоятельность аудитора выполнить работу с должной тщательностью. Основаниями для привлечения к ответственности являются как нарушения условий договора, так и нарушения, связанные с небрежностью при оказании услуг. Док-вом невиновности служит проведение проверки в соотв-ии со стандартами.
Аудиторские фирмы в случае оказания др усруг прибегают к нескольким способам защиты: 1) доказательство того, что аудитор не имеет обязательств перед клиентом, не указанных в договоре; 2) аудитор должен доказать, что проверка проводилась в соответствии с общепринятыми аудиторскими стандартами; 3) если судебный процесс возбужден из-за неосмотрительности пострадавшего, вызвавшей убытки, то аудитор имеет большие шансы выиграть процесс, если он уведомлял в письменном виде клиента о необходимости каких-либо изменений в системе учета или предоставлении ему каких-нибудь документов.
Административная ответственность.
Основная форма административной ответственности аудиторов и аудиторских фирм определяется Кодексом об административных правонарушениях РФ.
Уголовная ответственность.
Уголовная отв-ть распространяется только на физ-х лиц. В действующем УКРФ введена спец-я ст 202 «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами»:
1) Использ-е частным нотариусом или частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деят-ти и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам — наказывается штрафом в размере от 500 до 800 МРОТ либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать опр-е должности или заниматься опр-й деят-тью на срок до 3 лет.
2) То же деяние, совершенное... неоднократно, — наказывается штрафом в размере от 700 до 1000 МРОТ либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать опр-е должности или заниматься опр-й деят-тью на срок до 3 лет.
Ответственность, связанная с соблюдением конфиденциальности.
В законе об аудиторской деятельности имеется специальная статья «Аудиторская тайна».
В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к этим сведениям, на основании настоящего федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.
Ответственность перед третьими лицами.
Ситуация относительно ответственности аудитора перед третьей стороной на основании общего права остается неопределенной. В этих случаях защита аудитора строится на основе доказательства качества предоставленных услуг (их соответствия общепринятым стандартам). Но это часто сложно доказать в суде. С другой стороны, можно использовать непричастность третьей стороны к договору, однако это не всегда возможно.
22. СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
В развитых странах ауд-е фирмы тратят до 10% прибыли на страх-е ауд-х рисков.
Необходимо различать страхование профессиональной и гражданской ответственности: гражданская ответственность шире профессиональной ответственности, которая является как бы одним из ее разделов.
Страховым случаем является возник-е обязанности Страхователя на основании вступившего в законную силу решения суда или обоснованной претензии, возместить имущ-й ущерб, причиненный 3-му лицу в результате совершенной Страхователем проф-й ошибки, небрежности или упущения при осущ-ии ауд-й деят-ти на случай наступления следующих событий:
1) наложения на потребителя ауд-х услуг, с которым Страхователь заключил договор на ауд-е обслуживание, штрафных санкций гос-ми налоговыми органами вследствие непреднамеренной ошибки Страхователя;
2) непреднамеренной утраты (порчи) Страхователем документов или имущества во время проведения ауд-й проверки.
Годовые тарифные ставки по страхованию устанавливаются в промежутке от 0,2 до 1,0% в зависимости от лимита ответственности, числа лет работы ауд-ой орг-ии и числа осущ-х ауд-х проектов, статистики претензий и т.д.
Страхование гражданской ответственности аудиторов
Страхование производится на случай наступления следующих предполагаемых событий: причинение страхователем ущерба 3-м лицам в связи с осущ-м ауд-й деят-ти, повлекшее за собой треб-е возмещения ущерба, заявляемое в соответствии с нормами гражд-го зак-ва РФ.
Страховым случаем является необходимость удовлетворения страхователем искового требования 3-го лица в соответствии с решением суда или арбитражного суда.
Страховой тариф (обычно 0.5 – 3 %) зависит от страховой суммы, безусловной франшизы, опыта работы аудиторской организации и работающих в ней аудиторов, годового объёма работы и т.п.
23. АККРЕДИТОВАННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АУДИТОРСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ (АПАО)
Аккредитация в уполномоч-м фед-м органе – офиц-е признание и рег-я этим органом проф-х объед-ий.
АПАО - объединения аудиторов, индивид-х аудиторов, ауд-х орг-ий, созданные в соответствии с зак-вом РФ в целях обеспечения условий ауд-й деят-ти своих членов, защиты их интересов, действующие на некоммерч-й основе, устанавливающие обязательные для своих членов правила (стандарты) осущ-я проф-й деят-ти и проф-й этики, осущ-е систематический контроль за их соблюдением, получившие аккредитацию в уполномоч-м фед-м органе.
Проф-е ауд-е объединение, удовлетворяющее указанным треб-м и насчитывающее не менее 1000 аттестованных ауд-в и (или) не менее 100 ауд-х орг-ий, вправе подать в уполномоч-й фед-й орган заявление о своей аккредитации.
Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами по крайней мере одного АПАО.
АПАО имеют право: 1) участвовать в аттестации на право осущ-я ауд-й деят-ти, проводимой уполномоч-м фед-м органом; 2) разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять проф-ю подготовку аудиторов; 3) самост-но или по поручению уполномоч-го фед-го органа проводить проверки качества работы ауд-х орг-ий или индивид-х ауд-в, являющихся их членами; 4) по итогам проведенных проверок применять меры воздействия к виновным лицам и обращаться в уполномоч-й фед-й орган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц; 5) ходатайствовать перед уполномоч-м фед-м органом о выдаче претендентам квалификационных аттестатов аудитора; 6) ходатайствовать перед уполномоч-м фед-м органом о приостановлении действия и аннулировании квалификационного аттестата аудитора в отношении своих членов; 7) ходатайствовать перед уполномоч-м фед-м органом о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов и т.д.
24. АУД-Я ДЕЯТ-ТЬ И ЕЁ РЕГУЛИР-Е
Ауд деят-ть – это деят-ть по проведению аудита и аудит-х услуг.
Система нормат-го рег-я им-т неск-ко ур-ней: 1) Конст-я РФ и система кодексов (ГКРФ, НКРФ, УКРФ и т.д); 2) ФЗ («Об ауд-й деят-ти» - опр-т цель и задачи аудита в финансово-эк-кой системе; об «ООО»; об «АО»); 3) Фед правила, стандарты ауд-й деят-ти; 4) Правила, стандарты саморег-х ауд-х объединений; 5) Ауд-е внутрифирменные стандарты; 6) Письма Минфина РФ затрагивающие отдельные вопросы рег-я аудита.
Высшим органом гос рег-я аудит-й деят-ти явл—ся Минфин РФ.
Ф-ции гос рег-я аудит-й деят-ти: 1) Выработка гос политики в сфере аудит-й деят-ти; 2) Нормативно-правовое рег-е в сфере ауд-й деят-ти; 3) Ведение гос реестра саморегулируемых орг-ий ауд-в, а также контрольного экземпляра реестра ауд-в и ауд орг-ий; 4) Проведение анализа рынка ауд услуг в РФ.
Ф-ции совета по ауд деят-ти: 1) Рассм вопросы гос политики в сфере ауд-й деят-ти; 2) Рассм проекты фед стандартов ауд-й деят-ти и др нормат-но правовых актов; 3) Одобряет порядок разработки проектов стандартов, а также кодекс проф этики аудиторов; 4) Оценивает деят-ть саморег-х орг-ий, аудит-в по осущ-ю внеш-го контроля кач-ва работы ауд-х орг-ий и т.д.
Состав совета по ауд-й деят-ти: 1) 10 предст-й пользователей фин отчёт—ти (подлежат замене 1 раз в 3 года не 25% общ-го числа), из них выбирается Председатель совета; 2) 2 предст-ля уполномоч-го фед орг-на, один их них явл секретарём; 3) 2 предст-ля от саморег-х орг-ий ауд-в (подлеж замене раз в год); 4) по 1 предст-лю от фед-го органа исполнит-й власти, осущ-го функции по выработке гос-й политики и нормативно-правовому рег-ю в сфере развития предприним-й деят-ти, от фед-го органа исполнит-й власти, осущ-го функции по принятию нормат-х правовых актов, контролю и надзору в сфере фин-х рынков, и от ЦБРФ.
Заседания проходят не реже 1 раза в 3 мес-ца.
Засед-е счит-ся правомоч-м если присутствует не менее 2/3 членов совета.
Решения приним-ся простым голосованием.
25. ЦЕЛИ И ОСН ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТОВ АУДИТА.
Международные стандарты финансового аудита (МСА) разраб-ся и регулярно обнов-ся Комитетом по междунар-м стандартам аудита и подтверждения достоверности инф-ии при Международной Федерации Бухгалтеров. В нашей стране применяются федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утверждаемые Правит-м РФ. Эти Правила практически полностью основаны на МСА.
Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, аудиторскому заключению и самому аудитору.
На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
Стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.
Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они: 1) обеспечивают высокое качество аудиторской проверки; 2) содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений; 3) помогают пользователям понимать процесс аудиторской проверки; 4) создают общественный имидж профессии; 5) устраняют контроль со стороны государства; 6) помогают аудитору вести переговоры с клиентом; 7) обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.
В наст-е время выд-т 3 группы стандартов: 1) нац-е; 2) междунар-е; 3) внутрифир-е.
26. МЕЖДУНАРОДНЫЕ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ВНУТРИФИРМЕННЫЕ СТАНДАРТЫ.
На междунар ур-не разработкой стандартов занимается Междунар федерация бухгалтеров, созданная в 1977г. В ней создан междунар комитет по ауд-й практике.
Междунар стан-ты преслкдуют двоякую цель: 1) Способствуют развитию профессии аудитора в тех странах, в кот ур-нь профессионализма ниже общемирового; 2) Унифицир-ть отнош-е к аудиту в междунар масштабе.