Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 11:43, шпаргалка
1.Сущность аудита, цели и задачи
....
18.Аудит расчетов с дебиторами и кредитора
19.Источниками информации Аудит расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям
....
30.АУДИТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
18.Аудит расчетов с дебиторами и кредитора Аудитор проверяет наличие
договоров на поставку продукции
и правильность их оформления. При
наличии дебиторской При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками, если применяется журнально-ордерная форма учета, аналитический и синтетический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется в журнале-ордере № 6. В журнале по каждому регистрационному
номеру (счету) приведены данные об
оплате, поступлении материалов или
оказанных услугах, суммы налога
на добавленную стоимость и Расчеты с покупателями и заказчиками ведутся на одноименном счете 62. Аудитор проверяет, как оформлены договора поставки продукции (условия оплаты), выясняет реальную задолженность покупателей (на основании данных инвентаризации), как ведется аналитический учет по покупателям, правильность составления бухгалтерских проводок, соответствие записей аналитического учета по счету 62 данным журнала-ордера № 11 или регистрам, полученным на ЭВМ. Учет расчетов по претензиям ведется на счете 63 "Расчеты по претензиям". На этом счете сосредотачивается информация о расчетах по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным или признанным (или присужденным) штрафам, пеням, неустойкам. Расчеты с разными дебиторами и кредиторами ведутся на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". К ним относятся операции с транспортными организациям за услуги, оплачиваемые чеками; по депонированным суммам заработной платы; по суммам, удержанным из заработной платы работников предприятия в пользу разных организаций, отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судебных органов, и др. Аналитический учет по счету 76 ведется по каждому дебитору и кредитору на карточках, а синтетический — в журнале-ордере № 8 (при журналъно-ордерной форме учета) или машинограмме дебетовых и кредитовых оборотов по счету 76. Аудитор при проверке устанавливает: • правомерность использования счета 76 для выполнения расчетов (многие бухгалтеры используют счет 76 вместо счетов 60, 63, 64 и др.); • правильность и обоснованность удержаний по исполнительным листам; • правильность расчетов с квартиросъемщиками и лицами, проживающими в общежитиях, ведомственных гостиницах; • правильность выдачи депонированной заработной платы и зачисления ее после сроков исковой давности (3 года) на счет 80; • своевременность и полноту начисления и поступления взносов родителей за содержание детей; • правильность составления бухгалтерских записей по прочим дебиторам и кредиторам; • соответствие записей аналитического учета по счету 76 записям в журнале-ордере №8, главной книге и балансе.
|
19.Источниками информации Аудит расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям Основной целью проверки расчетов по оплате труда является проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении заработной платы, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда. , используемой в процессе проверки, являются: - аналитические и синтетические
данные по счетам 70 «Расчеты с
персоналом по оплате труда»,
88 «Нераспределенная прибыль» (субсчет
«Фонд потребления», 76 «Расчеты с
разными дебиторами и - первичные документы
по учету выработки и - нормативные документы, регулирующие эти операции. При проведении аудиторской проверки необходимо: 1. Выбрать личные дела
и проверить содержится ли
в них информация о дате
найма, разрешение на 2. От руководства, бухгалтеров
и других специалистов 3. Выбрать примеры записей
из ведомостей по начислению
оплаты труда: подтвердить 4. Проверить правильность
удержания налогов в 5. Проверить периодичность
и своевременность выплаты 6. Проследить отражение в учете затрат труда. 7. Проверить достоверность
записей в ведомостях на 8. Проверить внесение суммарных итогов на счетах в регистрах бух учета. 9. Проверить нормы выплат
и сверхурочных оплат, 10. Убедиться, что премии
и вознаграждения были 11. Проверить выплаты за
отпуск, имеются ли санкции на
их выплаты, правильность 12. Проверить удержания из оплаты труда. 13. Тщательно изучить записи,
относящиеся к оплате труда,
получить объяснения по поводу
возникновения значительных |
22.Аудит готовой, отгруженной и реализованной продукции Отгруженной и отпущенной продукцией считают продукцию и услуги, которые переданы покупателю, платежные документы на которые сданы в банк, но не оплачены покупателем. Положением о составе затрат установлено, что выручку от реализации произведенной продукции, выполненного объема работ и оказанных услуг можно определить одним из следующих двух способов: • по мере ее оплаты (при безналичных расчетах при поступлении средств на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными — по поступлении средств в кассу); отгружена продукция покупателям – Д45 К40,41 оплачена реал. прод-ия по продажн. ценам Д50,51,52 К46 списана с/с реал. прод. Д46 К45 начислен НДС Д46 К68 фин. рез. Прибыль Д46 К80 • по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. отгружена ГП и предъяв расчетн док-ты – Д62 К46 спис с/с отгруж прод-ии - Д46 К40,20,23,26 начислен НДС – Д46 К68 прибыль Д46 К80 оплата реализ прод-ии покупателем – Д50,51,52 К62 Способ выбирается в зависимости от условий хозяйствования и заключаемых договоров, устанавливается на длительный период и отражается в учетной политике. При проверке организации учета отгрузки и реализации продукции необходимо установить и проверить: • наличие договоров на поставку готовой продукции и правильностьих оформления; • правильность оформления документов и применяемых цен; • соблюдение способа определения выручки по счетам 46, 47, 48; • ведение синтетического и аналитического учета по счетам 45, 46, 47, 48, 62, 64 и др.; • ведение ведомостей № 16, 16/1 и журнала-ордера № 11 (при применении журнально-ордерной формы учета). При аудите операций по отгрузке и реализации продукции необходимо обратить внимание на учет расходов, связанных со сбытом продукции. Такие расходы называются коммерческими (внепроизводственными) и учитываются на счете 43 "Коммерческие расходы". Коммерческие расходы включают: затраты на тару и упаковку; транспортные расходы по сбыту продукции; комиссионные сборы и отчисления; затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печати и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты; стоимость образцов товаров; прочие расходы по сбыту. При контроле ведения учета по счету 43 необходимо проверить: • обоснованность включения затрат в состав коммерческих расходов; • соблюдение нормативных расходов на рекламу; • соблюдение основных положений по учету тары; • правильность составления бухгалтерских проводок |
12Аудиторское заключение
– результат аудиторской По результатам проведенного аудита бух. отчетности клиента аудитор должен выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отказаться в аудит. заключении от выражения своего мнения. Аудит. заключение составляется по результатам аудита бух. отч-ти клиента, проведенного аудитором. При составлении аудит. заключения аудитор должен принимать во внимание все сущ. обстоятельства, установленные в результате аудита. Сущ. признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бух. отчетности клиента. Если в результате аудита клиент произвел необходимые поправки в бух. отчетность, то аудит. заключение не должно содержать указаний на эти поправки. В аудит. заключении, кроме безусловно положительного, должны быть ясно и полно изложены все сущ. обстоятельства, приведшие к составлению аудиторской фирмой аудит. заключения, отличного от безусловно положительного. Аудит. заключение должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. К аудит. заключению должна быть приложена бух. отчетность клиента, в отношении которой проводился аудит. Вводная часть представляет собой общие сведения об аудиторе. Аналитическая часть должна включать: общие результаты проверки состояния СВК у клиента; общие результаты проверки состояния бух. учета и отчетности; общие результаты проверки соблюдения зак-тва при совершении фин. – хоз. операций. (в произвольной форме) Итоговая часть представляет собой мнение аудитора о достоверности бух. отч-ти клиента. Если в результате аудита выявлены какие-либо сущ. искажения бух. отч-ти, то в прилагаемой к аудит. заключению бух. отч-ти клиент должен устранить эти искажения, т.е. бух. отч-ть должна быть составлена с учетом поправок, предложенных аудит. фирмой. Если аудит. заключение составляется после представления клиентом бух. отч-ти пользователям (учредителям (участникам), налоговым органам и др.), то итоговая часть аудит. заключения должна содержать перечень поправок, которые следует произвести в этой отч-ти. Аудитор должен представить клиенту два первых экземпляров аудит. заключения: один экземпляр в составе вводной, аналитической и итоговой частей с приложением бух. отч-ти, явившейся объектом аудита; другой экземпляр в составе вводной и итоговой частей с приложением бух. отч-ти - для предоставления заинтересованным пользователям, включая налоговые органы. Каждый экземпляр аудит. заключения вместе с приложенной к нему бух. отч-стью является единым целым и должен быть сброшюрован. Аудитор должен представить аудит. заключение клиенту в сроки, согласованные с этим субъектом.
|
3.Виды аудита. Отличие
аудита от других форм Аудит по отношению к аудируемой организа-ции: 1) внешний - оценка системы отчетности, проверкаи оценка активов и пассивов организации, тести-рование существующей системы внутреннего конт- роля; 2) внутренний - организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руковод-ства или собственников Виды аудита по решаемым задачам: 1)управленческий, или производственный, аудит; 2)аудит хозяйственной деятельности; 3)аудит на соответствие требованиям; 4)аудит финансовой отчетности; 5)специальный аудит. Задачи управленческого или производствен-ного аудита - проверка и совершенствование орга-низации и управления предприятием, качественных сторон производственной
деятельности, оценка эф-фективности производства
и финансовых вложений,производительности.Ау деленных видов деятельности.Ау определенной финансовой
или хозяйственной деятель- Аудит финансовой отчетности - проверка от-четности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и обще-принятым правилам бухучета.Специальный аудит - это проверка конкретных вопросов в деятельности хозяйствующего субъекта,соблюдения определенных процедур, норм и правил;ее цель - подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, пра-вильность составления налоговой отчетности, ис-пользование социальных фондов. Виды аудита по степени знакомства с аудируе-мой организацией: 1)первоначальный аудит проводится аудитором для конкретного клиента впервые. 2) согласованный аудит осуществляется аудитором повторно или регулярно Виды аудита по стадиям развития. 1) подтверждающий аудит - проверка и подтверж-дение достоверности бухгалтерских документов и отчетности; 2) системно-ориентированный аудит - аудитор-ская экспертиза на основе анализа системы внут- реннего контроля; 3) аудит, базирующийся на риске- концентрация аудиторской работы в областях с низким риском. Виды аудита по обязательности проведения: 1) обязательная аудиторская проверка проводит- ся в случаях, установленных законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита рег-ламентируются законодательными нормами; 2) инициативный аудит штабы такой проверки определяет клиент. Отличие аудита от ревизии можно представить сле дующим образом: 1) направленность деятельности в аудите: оценка хо- зяйственной жизни организации, выявление не- достатков, а деятельность ревизии направлена на вы- явление и оценку недостатков для их искоренения. 2) аудит регулируется договоров, ревизия - административным правом на основе законов, инструкций, приказов выше- стоящих органов государства. 3)в аудите управленческие связи горизонтальные, добровольные, а при ревизии - вертикальные, в порядке назначения. 4)задачи аудита - способствовать укреплению пла- тежеспособности, а задачами ревизии являются со- хранение активов, профилактика злоупотреблений. 5)в аудите оплачивает услуги клиент или заказчик, а при ревизии платит государственный орган. 6) результаты аудиторской проверки: аудиторское за- ключение и рекомендации для клиента, результаты ревизии: акт ревизии, взыскания и указания. Аудит отличается от государственного финансово- го контроля. Задачами контроля являются проверка законно- сти и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета, правильности расчета и уплаты налогов. Субъектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, предприятия с государственным участием, организации, финанси- руемые из государственного бюджета. Субъектами аудита же, наоборот, выступают в основном пред- приятия и организации негосударственного сектора экономики. Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы состоит в том, что аудит - независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Особая специфичность судебно-бухгалтерской процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экс- пертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций. Аудит существует независимо от наличия или отсут- ствия уголовного или гражданского дела, экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитраж- ного дела, поскольку представляет собой процессуаль- но-правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы). Аудитор может быть привлечен в качестве экспер- та-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы. Эксперт самостоятельно определяет методы исследования и несет ответственность за обоснованность своих выводов. Законодательство РФ не предусматривает никаких ограничений для аудиторов-специалистов в выпол- нении функций эксперта-бухгалтера. Главное отличие аудита от вышеперечисленных видов контроля заключается в том, что аудит обеспе- чивает не только проверку достоверности финансо- вых показателей, но и занимается разработкой пред ложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения при- были, выступая в роли советника, консультанта (по вопросам ведения учета, налогообложения, обуче- ния), помощника всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием финансовой докумен- тации.
|
1.Сущность аудита, цели и задачи Аудит в западной теории и практике принято счи-тать процессом, посредством которого независимый работник накапливает и оценивает свидетельство об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям. Основа аудиторского контроля - взаимная заинтере-сованность государства, администрации предприятий и их владельцев в достоверности учета и отчетности. В условиях плановой экономики потребность в независимом инансовом контроле в России не возникала. Его вполне заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля, направленная на выявление нарушений и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ошибок и отступлений в отчетности, нахождение и наказание виновных. Развитие рыночных отношений обусловливает не-обходимость принятия большого количества новых нормативных документов бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения и порядка формировании себестоимости продукции. В связи с этим появились первые нарушения в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности предприятия. Органы, на которые возлагались обязанности по оказанию помощи предприятиям в правильности применения тех или иных законодательных актов, сами, в силу их малочисленности и перегруженности работой, оказались не готовы к такой работе. В связи с этим возникает необходимость создания новой фор-мы контроля за деятельностью предприятий, который включал бы в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, правильности исчисления налогов, правовой позиции и другие виды услуг. Собственники, и прежде всего коллективные соб-ственники, а также кредиторы не могут самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия законны и правильно отражены в отчетности. Так как они не имеют доступа к учетным записям, соответствующего опыта, то обычно нуждаются в услугах аудиторов. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения. Аудиторские проверки необходимы государствен-ным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения интересующей их финансовой отчетности. Понятие аудита намного шире, чем ревизии или другие формы контроля, так как включает в себя не только проверку достоверности финансовых показа-телей, но и разработку предположений по улучшению хозяйственной деятельности предприятий с целью рационализации расходов и оптимизации налогов. Понятие аудиторской деятельности определяется Законом об аудиторской деятельности в РФ.Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций, нало-говых деклараций и других видов финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе. Основная цель аудиторской деятельности - уста- новление достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственны операций нормативным актам, действующим в РФ. Для достижения основной цели и представления заключения аудитор изучает следующие вопросы: 1) общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъяв- ляемым к ней); 2)обоснованность (существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм); 3)законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности все ли активы и пас-сивы, принадлежащие компании); 4)оценка (все ли категории правильно оцененыи безошибочно подсчитаны); 5) классификация (есть ли основание относить сум-му на тот счет, на котором она записана); 6) разграничение (отнесены ли операции, проводи-мые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, к тому периоду, в ко-тором были проведены); 7)аккуратность (соответствует ли сумма отдельных операций данным, приведенным в книгах и журна-лах, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге); 8) раскрытие (все ли
категории занесены в финансо- Смысл целей аудита заключается в создании струк-туры, которая помогла бы аудитору собрать нужное количество актуальных свидетельств, а затем решить,какие именно фактические данные необходимо собирать ввиду конкретных обстоятельств, при которых проводится аудит. Цели остаются одними и теми же при разных проверках, но фактические данные будут различны в зависимости от обстоятельств. Цели аудита: 1) степень общеприемлемости; 2)правильное включение сумм; 3) завершенность; 4) право собственности (по включенным суммам); 5) оценка; 6) правильность корреспонденции и отражения сумм на счетах; 7)разграничение ( 8)арифметическая точность (отдельные статьи ба-ланса соответствуют итогам в учетных регистрах и Главной книге); 9)раскрытие (правильность
отражения счетов и от- Задача аудита состоит: 1 )в оценке уровня бухучета, квалификации учетных кадров, качества обработки информации (особен-но первичной документации), правильности и за-конности совершения бухгалтерских записей; 2)воказании помощи предприятиям путем рекомен-даций по устранению недостатков, особенно тех на-рушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверно-сти показателей отчетности; 3) в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат. В последнее время в деятельности аудиторов по-явилась еще одна очень важная функция - это оказа-ние помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых органах и арбитражных судах. |
7. Международные
и отечественные стандарты Изучение опыта, накопленного другими цивилизован- ными государствами, а также проводимая координа- ция во всемирном масштабе с целью обеспечения единообразия аудиторской практики требуют знания Международных стандартов аудита (МСА). Они счита-ются наиболее универсальными и гибкими. Необходи-мость унификации аудиторских проверок обусловлена рядом факторов. Прежде всего на эволюцию стандар-тов аудита влияет создание Международных стандар-тов финансовой отчетности, обеспечивающих возмож-ность применения общих подходов к аудиту. К этому же ведет увеличение числа и расширение деятельности транснациональных корпораций, использующих единые принципы ведения бухгалтерского учета во всех до-черних и зависимых предприятиях, расположенных в странах разных континентов. Развитие общепризнан-ных стандартов способствует также росту монополиз- ма в сфере аудита и консультационных услуг. В на- стоящее время преобладающая доля этого рынка при- ходится на 10-11 крупнейших компаний. Важна роль Международных стандартов аудита в связи с тем, что они ограничивают возможность некачественной про- верки. Стандарты аудита, являясь критерием качества оказанных услуг, позволяют клиентам и ользователям финансовой отчетности получить в определенной мере уверенность в том, что аудитор не подтвердит недо-стоверную информацию, а проверка проведена им доб-росовестно. А разработкой стандартов аудита занимается ряд международных организаций и национальных ассоциа-ций аудиторов: Международная федерация бухгал-теров; органы ООН: Экономический и социальный совет; Комиссия по ТНК; Межправительственная ра-бочая группа экспертов по международным стандар-там учета и отчетности ООН, Организация по экономи-ческому сотрудничеству и развитию; Международный банк реконструкции и развития; Европейский союз; Комиссия по ценным бумагам и биржам; Американ- ский институт присяжных бухгалтеров, национальные союзы профессиональных организаций других стран. Большая часть российских Правил (стандартов) по принципам, на которых они базируются, и содержанию близка к МСА, а существующие различия связаны не с намеренным желанием отказаться от соблюдения МСА,а с особенностями действующего российского законо-дательства, уровнем развития отечественного аудита, другими объективными и субъективными причинами. Такие расхождения могут быть со временем устранены, и понятно, в каком направлении для этого следует ме-нять российские регламентирующие документы. МСА состоят из Международных стандартов прове- дения аудита и стандартов по оказанию сопутствую- щих услуг. Первая часть МСА включает в себя 29 стан-дартов, в которых изложены основы аудиторских процедур.Основная проблема проведения в России аудитасогласно МСА заключается не в отсутствии соответ-ствующих национальных аудиторских стандартов или неудовлетворительном их содержании, а в необходи-мости создания надежного механизма, который обес-печил бы выполнение этих стандартов теми россий-скими аудиторскими организациями, которые выдают экономическим субъектам аудиторское заключение по результатам обязательного ежегодного аудита. Отечественные стандарты аудиторской деятельно- сти определены в соответствии с Федеральным зако- ном «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ (ст. 9). 1. Правила (стандарты) (ПСАД) представляют собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности. 2. ПСАД подразделяются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, дей- ствующие в профессиональных аудиторских объеди- нениях, правила (стандарты) аудиторской деятель- ности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, в соответствии с Федеральным законом от 14.12.2001 г. № 164-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»». 3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ. 4. Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, уста- навливать для своих членов внутренние правила ауди- торской деятельности, которые не могут противоре- чить федеральным ПСАД. 5. Аудиторские организации и индивидуальные предприниматели также вправе устанавливать соб- ственные правила аудиторской деятельности, если они не противоречат федеральным ПСАД. На основе перевода международных стандартов аудита были разработаны проекты первой группы но- вых федеральных ПСАД- В состав первой группы вошли следующие федеральные ПСАД: 1) цель и основные принципы аудита бухгалтерской отчетности; 2) документирование аудита; 3) планирование аудита; 4) существенность в аудите; 5) аудиторские доказательства; 6) аудиторское заключение по финансовой (бухгалтер- ской) отчетности; 7) оценка рисков и внутренний контроль; 8) внутрифирменный контроль качества работы аудита; 9) аффинированные лица; 10)события после отчетной даты; 11)применимость допущения непрерывности аудита; ^образование аудита. Первые шесть из приведенных стандартов утвержде- ны постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандар- тов) аудиторской деятельности» (с изм. и доп. от 4.07.2003 г.). Внутрифирменные аудиторские стандарты состав- ляют важнейшую часть организационно-распоряди- тельной документации и всей системы внутреннего контроля аудиторской организации. Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять определенным требованиям: 1) целесообразности; 2)полноты и детализации; 3)единства терминологической базы; 4)преемственности и Внутренние стандарты составляют определенные блоки, которые можно представить в следующем виде: 1)стандарты, определяющие структуру аудиторской организации, ее технологию; 2)стандарты расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения российских правил; 3) методики проведения аудиторских проверок по раз- делам и счетам бухгалтерского учета; 4) стандарты, определяющие организацию сопутствую- щих аудиторских услуг. Наличие системы внутрифирменных стандартов и ее методологического сопровождения служит показате- лем профессионализма деятельности аудиторской организации. Они определяют качество работы и пре- стиж аудиторской организации. |
5.Атестация аудиторов и профессиональная этика Аттестация на право осуществления аудитор- ской деятельности (далее - аттестация) - проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществля-ется в форме квалификационного экзамена. Лицам,успешно сдавшим квалификационный экзамен, выда-ется квалификационный аттестат аудитора. Квалифи- кационный аттестат аудитора выдается без ограниче-ния срока его действия. Квалификационные экзамены на право заниматься аудиторской деятельностью проводятся в учебно- методических центрах (центрах по аттестации ауди- торов), определяемых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулиро-вания лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицен-зировании отдельных видов деятельности.Претендент может быть допущен к аттестации при наличии у него диплома об экономическом или юриди-ческом (высшем или среднем специальном) образо-вании, стаже работы не менее трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому профилю. К аттестации не допускаются лица, осужденные при-говором суда с лишением права занятия определен-ных должностей или работы в определенной области.Плата за проведение аттестации определена в 20-кратном размере установленной законодательством Российской Федерации минимальной месячной опла-ты труда. Каждый аудитор, имеющий квалификационный ат- тестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения ат- тестата, проходить обучение по программам повыше-ния квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение пр программам по-вышения квалификации осуществляется лицами, имею-щими лицензию на осуществление образовательной деятельности. Датой получения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором лицензии на осуществле-ние аудиторской деятельности считается дата при-нятия решения о выдаче соответствующей лицензии. Если в соответствии с законодательством Россий- ской Федерации оказание отдельных видов сопутствую-щих аудиту услуг требует получения соответствующей лицензии, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе оказывать такие услуги без полу-чения соответствующей лицензии.Расходование средств, перечисленных Министерством финансов Российской Федерации для подготовки и про- ведения квалификационных экзаменов, осуществляет-ся по сметам расходов, утверждаемым образователь-ными учреждениями, в структуре или с участием которых созданы учебно-методические центры. Сметы расходов составляются образовательными учреждениями из расчета 1000 руб. на одного пре- тендента, допущенного к письменно-устной работе по экзаменационным билетам и принимающего в ней участие. Успешно сдавшие квалификационные экзамены по- лучают аттестат аудитора единого образца. Если ауди-тор в течение двух лет с момента получения аттестата не приступил к аудиторской деятельности, аттестат Этика аудитора описана в
Кодексе, где определено, что цели
бухгалтерской профессии нении работы в соответствии с самыми высокими стандартами профессионализма, в обеспечении са- мых лучших результатов работы и в целом в выполне-нии условия соблюдения общественных интересов. Для достижения этих целей необходимо соблюдение четырех основных требований: 1) достоверности. У общества существует потребность в достоверной информации и надежных системах подготовки и предоставления такой информации; 2) профессионализма. Существует потребность в лю-дях, которые без сомнений могут быть признаны клиентами как специалисты в области бухгалтер- ского учета и смежных дисциплинах; 3) качества услуг. Необходима уверенность в том, что все услуги, предоставленные аудитором, соответ-ствуют высшим стандартам качества; 4)доверия. Потребители аудиторских услуг должны быть уверены в существовании основ профессио- нальной этики, регулирующих предоставление та- ких услуг. Для достижения целей бухгалтерской и аудиторской профессии аудиторы должны соблюдать ряд исходных условий и фундаментальных принципов: порядочность, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность, профессиональное поведение. Принцип независимости - один из важнейших в аудите. В Кодексе этики независимости аудитора уделено достаточно много внимания: «Принимая за- дание по составлению отчета, публично практикую- щие профессиональные бухгалтеры должны быть свободными от какой-либо заинтересованности, которая могла быть признана несовместимой с принципами порядочности, объективности и независимости». В Кодексе особо рассматриваются проблемы, воз- никающие в том случае, когда аудитор оказывает кли-енту услуги по расчетам налогов, налоговому плани-рованию, налоговой оптимизации, налоговому аудиту и тому подобному, поскольку при оказании услуг такого рода аудитору нередко приходится отстаивать позицию клиента, стремящегося минимизировать налоговые выплаты, перед налоговыми или иными контролирую-щими органами. В соответствии с Кодексом аудитор не должен од- новременно принимать участие в каком-либо бизне- се, роде занятий или деятельности, которые наносят или могут нанести ущерб порядочности, объективно-сти, независимости или хорошей репутации данной профессии и поэтому несовместимы с оказанием про- фессиональных услуг. Весьма подробно рассмотрены в Кодексе пробле- мы, связанные с взаимоотношениями одной аудитор-ской организации с другими аудиторскими организа-циями. Речь идет об отношениях при переходе клиента от одного аудитора к другому или при одновременной работе нескольких аудиторских организаций с одним и тем же клиентом. В Кодексе этики специально рассматриваются эти- ческие аспекты профессиональных бухгалтеров и аудиторов, которые являются сотрудниками орга- низаций, предоставляющих бухгалтерские и аудитор-ские услуги, а также профессиональных бухгалтеров,работающих на коммерческих предприятиях различ-ного профиля.
|
4.Виды ауд услуг и направление ауд проверок Порядок определения объема аудиторской провер-ки установлен федеральным правилом (стандартом)аудиторской деятельности «Цель и основные принци-пы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности»(утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г.№696). Аудиторская организация вправе самостоятельно при-нимать решения о видах, количестве и глубине прове-дения аудиторских процедур исходя из собранной ин-формации о деятельности экономического субъекта. Рыночная экономика отличается большим разнообра-зием предприятий организационно-правовых форм хо-зяйствования, поэтому регламентировать все виды про-верок невозможно. В таких случаях аудиторская организация руководствуется действующим законода-тельством в области аудиторской деятельности и сама разрабатывает планы проверок. Аудиторская проверка включает в себя следующие основные направления: 1) изучение и оценка системы бухгалтерского учета клиента; 2) оценка эффективности системы внутреннего контроля; 3) проверка соблюдения
нормативных актов при про- Налоговый аудит. 1. Аудитор или аудиторская
организация в ходе ауди- ные и слабые стороны. При изучении системы бухгалтерского учета устанавливают ее соответствие дей-ствующим нормативным актам и адекватности масш-табам деятельности экономического субъекта. 2. Оценка эффективности системы внутреннего контроля осуществляется в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита». Система внутреннего конт-роля может оцениваться как «высокая», «средняя»,«низкая». Все этапы оценки системы внутреннего кон-троля фиксируются в рабочих документах аудитора. 3. Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита предусматривает проверку соот-ветствия совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций действующе- му законодательству для того, чтобы получить твер-дую уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. 4. Проведение налогового аудита проводится с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты налогов и иных платежей в бюджеты различных уровней.На предприятиях, которые применяют компьютерную обработку информации, производится проверка оценки учета среды компьютерной и информацион-ной системы. Осуществляются специальные прове- рочные процедуры, позволяющие удостовериться, что все бухгалтерские операции должным образом авто-матизируются и отражаются в учете своевременно и без ошибок.
11.аудиторская выборка Правила выборки данных из проверяемой совокуп- ности и оценки результатов выборки определяются правилом (стандартом) аудиторской деятельности в РФ «Аудиторская выборка». Выборка должна быть представительной, т. е. все элементы изучаемой ную вероятность быть включенными в выборку. Аудиторская выборка проводится с целью примене- ния аудиторских процедур в отношении менее чем 100 % объектов проверяемой совокупности, под которой по- нимаются элементы, составляющие сальдо счетов, или операции, составляющие обороты по счетам, для сбо- ра аудиторских доказательств, позволяющих составить мнение обо всей проверяемой совокупности. При проведении выборки аудиторская организация может разбить всю изучаемую совокупность на отдель- ные группы, элементы каждой из которых имеют сход- ные характеристики. Данная процедура называется стратификацией, позволяющей снизить разброс дан- ных, что может облегчить работу аудиторской органи- зации. Размер выборки определяется величиной ошибки, которую аудитор считает допустимой. Чем ниже ее величина, тем больше необходим размер выборки. Для любой выборки аудиторская организация обя- зана анализировать каждую ошибку, попавшую в вы- борку; экстраполировать полученные при выборке результаты на всю проверяемую совокупность; оце- нить риск выборки. Формируя выборку, следует описать, для достиже- ния каких целей она проводится. Аудиторская организация должна в обязательном порядке отражать в рабочей документации аудитора все стадии проведения аудиторской выборки и ана- лиз ее результатов. Для обеспечения репрезентативности аудиторская организация должна использовать один из следую- щих методов определения выборки: 1) случайный отбор; 2)систематический отбор. Элементы отбираются че- рез постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа; 3) комбинированный отбор - комбинация различных методов случайного и систематического отбора. Аудиторская организация имеет право прибегать к репрезентативной выборке только в том случае, когда профессиональное суждение аудитора по итогам про- ведения выборки не должно касаться всей совокуп- ности в целом. Существует несколько методов определения выборки: 1)статистический выборочный
метод. Может применяться для
достижения следующих целей: жение искажений, проявляющихся в совокупности с определенной частотой и в определенном коли- честве; оценка масштабов распространения обна- руженных искажений или отклонений; 2) нестатистический метод - анализ по качественным признакам (имеется в виду анализ структуры внут- реннего управления клиента). Основная задача проверки по качественным признакам - выяснение, сколько раз не сработали процедуры, осуществля- емые структурой внутреннего управления. Основы- ваясь на повторяемости этого явления в выборке, аудитор оценивает риск контроля. |
10.Ауд доказательства и документы Подготовленная и собранная аудитором информа- ция в процессе проверки становится аудиторской информацией, ее документальная составляющая от- носится к аудиторским доказательствам (это ин- формация, собранная аудитором в ходе проверки, и выводы, служащие обоснованием аудиторского за-ключения). Аудиторские доказательства должны быть релевант-ными и достаточными. Релевантность доказательств -это их ценность для разрешения какой-либо пробле-мы, а достаточность в каждом конкретном случаеопределяют на основе оценки системы внутреннего кон-троля и аудиторского риска. В любом случае аудитордолжен быть уверен, что им собрано достаточное ко-личество доказательств нужного качества для состав- ления объективного и обоснованного заключения. Аудиторские доказательства могут быть внутрен- ними (информация, полученная от клиента), внеш- ними (информация, полученная от третьих лиц и организаций), и смешанными (информация, по- лученная от клиента и подтвержденная внешним ис- точником).Качество аудиторских доказательств зависит от их источника. Они могут быть получены из документаль-ных источников, в ходе устных опросов персонала клиента и третьих лиц и при непосредственном наблюдении аудитора за выполнением учетных и других операций на предприятии. По степени надежности и достоверности наиболее ценны доказательства, по- лученные самим аудитором.Если аудитор не в состоянии собрать достаточные доказательства, то он должен отразить этот факт в отчете и заключении. Собирая доказательства, ауди- торы должны использовать следующие процедуры: 1) проверка арифметических расчетов клиента (может быть выборочной или сплошной); 2)инвентаризация (рассматривается как метод получения ценных и достоверных доказательств о реальности и точности статей актива баланса и фактов совершения хозяйственных операций. Участие в инвентаризации или наблюдение за ее проведением помогает правильно оценить органи- зацию бухучета и системы внутреннего контроля на предприятии); 3) наблюдение за осуществлением отдельных хозяйственных и бухгалтерских операций (эта процедура несложна, но также важна для оценки организации бухучета и системы внутрен- него контроля); 4) устный опрос персонала и руководства предпри- ятия клиента и получение письменных представлений. Письменные представления от клиента посвящены вопросам, которые необходимо документировать. Пись-менное представление составляется на бланке и заверяется подписями руководителей предприятия; 5) проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц (проводя эту процедуру, обращают вни- мание на правильность составления и оформле- ния документов, а также на точность и своевре- менность их отражения в бухчете); 6) проверка документов предприятия (ее досто- верность и ценность зависят от качества системы внутреннего контроля клиента); 7) аналитические процедуры - анализ и оценка полученной информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей с целью выявления необычных фактов и показателей и ис- следование причин их возникновения. |
20.Аудит кредитных операций В рыночных условиях многие организации в своей деятельности используют заемные средства банка,других кредитных организаций и предприятий.В практике проведения проверок встречаются случаи,когда по условиям договора, особенно долгосрочного,организация получает деньги, а затем по истечении определенного времени возвращает заем имуществом или ценными бумагами без изменения условий догово-ра, что не допускается. Иногда, рассматривая докумен-ты, связанные с возвращением займа, аудиторы допус-кают ошибки в части уплаты заимодавцу процентов за пользование займом; хотя такие условия в договоре отсутствуют, они считают, что если в договоре не огово-рено об уплате заимодавцу процентов, то платить их неследует. Необходимо также помнить, что проценты по займу не начисляются лишь в случаях, когда это прямо оговари-вается в договоре (т. е. беспроцентный заем) или заем-щику в качестве займа передаются не деньги, а другие вещи. Аудитор обязан убедиться в правильности: 1)составления и заключения договора займа; 2) организации бухгалтерского учета этих операций на счетах 66 «Краткосрочные займы», 67 «Долгосроч-ные займы», причем особое внимание уделяется организации аналитического учета этих операций по заимодавцу и срокам погашения; 3)отражения в учете
погашения займа путем реали- 4) отражения в учете курсовых разниц по предостав-ленным займам в иностранной валюте; 5) отражения в учете займов по направлениям их использования; 6)учета займа, полученного под выданный вексель; 7)своевременности погашения займов. При проверке этих вопросов используются показа-тели, отраженные в журнале-ордере № 4. В отличие от договора займа кредитный договор в соответствии с ГК РФ может заключаться предприяти-ем только с банком или иной кредиторской организацией. Правила выдачи кредитов разрабатываются кредитор-скими организациями, а выдача кредита производится на основании заключенного двухстороннего кредитного договора. В отличие от займов проверка операций по получению и использованию кредитов осуществляется по счету «Краткосрочные кредиты банков». Аудитору необходимо проверить: 1) подтверждение целевого использования кредита; 2)своевременность и полноту погашения; 3) правильность и законность отнесения начислен-ных и уплаченных процентов на соответствующие счета затрат или источники их покрытия; 4) достоверность остатков, невозвращенных кредитов; 5) обеспечение кредита
или существование представ- 6)объективность причин нарушения сроков возврата кредита. Проверяя вопросы получения и использования кре-дитов, ауитор должен произвести оценку эффектив-ности вложенных средств по мероприятиям, их целе-вого использования, экономического эффекта,полученного предприятием в целом от их использо- вания, а также проанализировать источники покры-тия невозвращенных сумм кредиторов и сообщить о них руководству проверяемой организации. Аудит финансовых вложений и операций с ценными бумагами Аудитор в первую очередь должен установить правильность класси-фикаии финансовых вложений в данной организации. От этого в какой-то мере зависят правильность организации учета этих вложений и достоверность бухгалтерской отчетности. Так, в зависимости от их целевого назначения и сроков проведения финан-совые вложения подразделяются на краткосрочные и долгосрочные.Краткосрочные финансовые вложения сроком до одного года для организации их учета подразделя-ются на: 1)облигации и другие ценные бумаги; 2) депозиты; 3) предоставленные займы. Долгосрочные финансовые вложения сроком более чем на один год для организации их учета подраз-деляются на: 1)паи (долевые взносы) и акции; 2)облигации; 3) предоставленные займы. Операции финансово- это делается для операций по получению денежных средств и приобретению материальных ценностей.Каждая операция финансовых вложений должна исследоваться и оцениваться отдельно.Финансовые вложения отражаются в бухгалтерском учете в сумме фактических затрат. Для предварительного учета фактических затрат по приобретению ценных бумаг организации должны использовать счет 08 «Капитальные вложения», субсчет «Вложения в ценные бумаги». По государственным ценным бумагам разре- шается разницу между суммой фактических затрат на их приобретение и номинальной стоимостью в тече-ние срока их обращения равномерно (ежемесячно)относить на финансовые результаты организации. При документальной форме ценных бумаг их владе-лец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо. К последним ценным бумагам, в частности, относятся ГКО и ОФЗ. Согласно постановлению Правительства РФ от 08.02.1993 г. №107 право собственности на ГКО воз-никает с момента регистрации их владельца в книгах ЦБ РФ или его уполномоченных дилеров. Аналогич-ная норма в отношении ОФЗ содержится в постанов-лении Правительства РФ от 15.05.1995 г. № 458. При бездокументальной форме ценных бумаг их вла-дельцы устанавливаются на основании записи в систе-ме ведения реестра владельцев ценных бумаг или в случае депонирования ценных бумаг - на основа-нии записи по счету депо. Документами, подтверждаю-щими переход права собственности на такие ценные бумаги, будут являться или выписка, или реестр ак-ционеров, или выписка по счету депо. В организации в обязательном порядке должны вести Книгу учета ценных бумаг. Займы другим юридическим лицам должны быть предоставлены только за счет собственных источни-ков. Законность предоставленных займов изучается путем проверки составления договоров и расчетных документов. |
9.Планирование и программа ауд проверки Планирование является начальным этапом прове- дения аудита. Оно включает в себя разработку ауди- торской организацией общего плана аудита с указани- ем ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективно- го и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетно- сти организации. Аудиторская организация должна начать планиро- вать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита. Общий план должен служить руководством при осу- ществлении программы аудита. В общем плане ауди- торская организация должна предусмотреть срок про- ведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета, аудиторского заключения. В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков ауди- та. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку. В общем плане рекомендуется предусмотреть: 1)формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к прове- дению аудита; 2) распределение аудиторов по конкретным участкам аудита; 3) инструктирование всех членов команды об их обя- занностях; 4) контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора и т. д. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией для ассистентов ауди- тора, а для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы - одновременно и средством контроля качества работы. Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу. Программа тестов средств контроля - это перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутренне- го контроля и учета. Тесты помогают выявить сущест- венные недостатки средств контроля экономического субъекта. Аудиторские процедуры по существу - это детальная проверка правильного отражения в бухгал- терском учете оборотов и сальдо по счетам. В зависимости от условий проведения аудита и ре- зультатов аудиторских процедур программа может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих доку- ментах, являются фактическим материалом для состав- ления аудиторского отчета и аудиторского заключения. По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены доку- ментально и завизированы в установленном порядке. Подготовка и составление программы аудита регу- лируются правилом (стандартом) аудиторской дея- тельности «Планирование аудита». |
11.Аудиторская выборка Правила выборки данных из проверяемой совокуп- ности и оценки результатов выборки определяются правилом (стандартом) аудиторской деятельности в РФ «Аудиторская выборка». Выборка должна быть представительной, т. е. все элементы изучаемой ную вероятность быть включенными в выборку. Аудиторская выборка проводится с целью примене- ния аудиторских процедур в отношении менее чем 100 % объектов проверяемой совокупности, под которой по- нимаются элементы, составляющие сальдо счетов, или операции, составляющие обороты по счетам, для сбо- ра аудиторских доказательств, позволяющих составить мнение обо всей проверяемой совокупности. При проведении выборки аудиторская организация может разбить всю изучаемую совокупность на отдель- ные группы, элементы каждой из которых имеют сход- ные характеристики. Данная процедура называется стратификацией, позволяющей снизить разброс дан- ных, что может облегчить работу аудиторской органи- зации. Размер выборки определяется величиной ошибки, которую аудитор считает допустимой. Чем ниже ее величина, тем больше необходим размер выборки. Для любой выборки аудиторская организация обя- зана анализировать каждую ошибку, попавшую в вы- борку; экстраполировать полученные при выборке результаты на всю проверяемую совокупность; оце- нить риск выборки. Формируя выборку, следует описать, для достиже- ния каких целей она проводится. Аудиторская организация должна в обязательном порядке отражать в рабочей документации аудитора все стадии проведения аудиторской выборки и ана- лиз ее результатов. Для обеспечения репрезентативности аудиторская организация должна использовать один из следую- щих методов определения выборки: 1) случайный отбор; 2)систематический отбор. Элементы отбираются че- рез постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа; 3) комбинированный отбор - комбинация различных методов случайного и систематического отбора. Аудиторская организация имеет право прибегать к репрезентативной выборке только в том случае, когда профессиональное суждение аудитора по итогам про- ведения выборки не должно касаться всей совокуп- ности в целом. Существует несколько методов определения выборки: 1)статистический выборочный
метод. Может применяться для
достижения следующих целей: жение искажений, проявляющихся в совокупности с определенной частотой и в определенном коли- честве; оценка масштабов распространения обна- руженных искажений или отклонений; 2) нестатистический метод - анализ по качественным признакам (имеется в виду анализ структуры внут- реннего управления клиента). Основная задача проверки по качественным признакам - выяснение, сколько раз не сработали процедуры, осуществля- емые структурой внутреннего управления. Основы- ваясь на повторяемости этого явления в выборке, аудитор оценивает риск контроля. |
2.Нормативно-правовое регулирование и организация аудиторской деятельности Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. Существует две основные концепции регулирования аудиторской деятельности: согласно первой концеп- ции аудиторская деятельность строго регулируется централизованными органами, на которые возлага- ются функции государственного контроля за аудитор- ской деятельностью (Австрия, Испания, Франция, Германия). Согласно другой концепции аудит ориен- тирован в основном на потребности акционеров, ин- весторов, кредиторов и других экономических субъек- тов. Аудиторская деятельность в некотором роде саморегулируется и регулируется в основном общест- венными аудиторскими образованиями (США, Вели- кобритания). В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии ста- новления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих ее деятель- ность, определения роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. 1. В правовом плане ее можно выстроить в следую- щем порядке: 1) Федеральный закон «Об аудиторской деятельно- сти» № 119-ФЗ, от 07.08.2001 г. Он определяет место, цель и задачи аудита в фи- нансово-экономической системе; 2)Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Постановлением Правительства РФ от 23.08.2002 г. № 696 утверждено 6 стандартов ауди- торской деятельности. Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудиторских услуг; 3) внутренние стандарты профессиональных аудитор- ских объединений, а также нормативные акты ми- нистерств и ведомств, установленные правила организации аудиторской деятельности и проведе- ния аудита применительно к конкретным отраслям. Регулируют особенности аудита по видам: общий, страховой, банковый. Например, Приказ Минфина РФ от 07.03.2002 г. № 47 «Об утверждении положе- ния о Департаменте организации аудиторской дея- тельности Министерства финансов в РФ»; 4) внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных стандартов и практики аудита. Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудитор- ских фирм, используются при проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг. 2. В организационном плане систему регулирова- ния аудиторской деятельности можно представить следующим образом. Министерство финансов РФ: 1) уполномоченный федеральный орган государствен- ного регулирования аудиторской деятельности в РФ; 2) Совет по аудиторской деятельности при уполномо- ченном федеральном органе; 3) Департамент организации аудиторской деятельно- сти VAHA; 4) акредитированные профессиональные объедине- ния; 5) аудиторские организации, индивидуальные ауди- торы. Отношения, возникающие при осуществлении ауди- торской деятельности, могут регулироваться указами Президента РФ, которые не должны противоречить фе- деральному законодательству. Правительство РФ тоже вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства РФ об аудиторской деятель- ности. |
6. Контроль качества аудита Контроль качества деятельности аудиторов сводится к соблюдению всех нормативно-законодательных актов, а также созданию внутрифирменных стандартов аудита. Следовательно, при проведении аудиторских проверок не- обходимо руководствоваться Законом об аудиторской дея- тельности, указами Президента, российскими аудитор- скими стандартами, нормативными актами министерств и ведомств и внутрифирменными стандартами аудита. В каждой аудиторской организации должна быть создана и поддерживаться внутрифирменная систе- ма контроля качества работы, для того чтобы прово- димые этой организацией аудиторские проверки пол- ностью соответствовали нормативным документам, регулирующим аудиторскую деятельность. Особенности системы контроля качества работы аудиторской фирмы, ее внутреннее содержание, затраты времени и ресурсов на ее функционирование зависят от раз- мера аудиторской организации, ее специализации, организационной структуры, наличия филиалов и под- разделений и их пространственной удаленности. Система контроля качества работы аудиторов должна включать: 1) соблюдение независимости, честности, объективно- сти, конфиденциальности и профессиональной этики; 2) укомплектование аудиторской организации профес- сиональными сотрудниками, обладающими знания- ми, умениями и навыками, необходимыми для над- лежащего выполнения ими своих обязанностей; 3) поручение аудиторских заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий; 4) выполнение всех видов работ в ходе аудита на осно- ве направляющих указаний, текущего контроля и проверки выполненной работы таким образом, что- бы это отвечало необходимым требованиям качества; 5) получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствую- щих консультаций как внутри аудиторских органи- заций, так и вне их; 6) разработку и применение в аудиторских организа- циях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов; при этом должны прини- маться во внимание как независимость аудитор- ской организации и ее возможность проводить аудит на высоком качественном уровне, так и репу- тация руководителей проверяемого или предпола- гаемого для будущей проверки экономического субъекта; 7)осуществление мероприятий по регулярным про- веркам надежности и эффективности функциониро- вания внутрифирменной системы контроля качества работы; 8) принятие необходимых
мер в отношении сотрудников
аудиторской организации в нения или ненадлежащего выполнения ими возло- женных на них обязанностей. Основные принципы и процедуры системы контроля качества работы аудиторской организации должны быть доведены до сведения каждого профессиональ- ного сотрудника такой организации. Руководитель аудиторской организации обязан утвердить до начала аудита руководителя проверки, что должно быть отражено в общем плане аудита. Руко- водитель проверки обязан применять в ходе аудита те средства контроля качества работы, которые наи- лучшим образом подходят к данной конкретной ауди- торской проверке. Текущий контроль работы исполнителей аудитор- ской проверки включает элементы руководящих ука- заний и проверки выполненной работы. |
13Аудит учредительных документов При проведении контроля аудиторы должны прове- рить юридический статус и право функционирования данного экономического субъекта в соответствии с действующим законодательством. Для этих целей ис- пользуются документы: устав клиента, утвержденный собранием учредителей и зарегистрированный в зако- нодательном порядке; учредительный договор орга- низации. В ходе проверки устанавливается: когда и где зарегистрирована организация; в каком банке открыты счета данной организации; кто учредители и их доли вкладов в уставном капитале; соответствуют ли раз- меры вкладов каждого учредителя и в целом размер уставного капитала требованиям законодательных актов. В процессе аудита следует проверить наличие: 1)свидетельства о (в том числе новой редакции устава и учредитель- ных документов, если в них вносились изменения); 2) протоколов собрания учредителей; 3)свидетельства о регистрации в Министерстве эко- номики РФ для экономических субъектов с участи- ем иностранного капитала; 4)свидетельства о регистрации в органах статисти- ки, Государственной налоговой инспекции, в соот- ветствующих отделениях внебюджетных и экологи- ческих фондов; 5) документов, связанных с приватизацией и акцио- нированием предприятий, находящихся в собствен- ности государства, субъектов Федерации, общест- венных организаций, колхозов и т. д. Проверяя учредительные документы, аудитор дол- жен установить, как формируются средства уставно- го (оплаченного) капитала организации, все ли учредители согласно законодательству своевременно вно- сят доли своих вкладов в уставный капитал (при орга- низации 50 % взносов, а остальные 50 % - в течение года). Уставный капитал - совокупность вкладов участ- ников (собственников) в имущество при создании организации для обеспечения ее деятельности в раз- мерах, определенных учредительными документами. Проверяя формирование уставного капитала, ауди- тору следует убедиться в достоверности его суммы. Ее показывают в балансе и в отчете о движении капи- тала (форма № 3). Сальдо по счету 85 «Уставный капи- тал» должно соответствовать размеру уставного капи- тала, зафиксированного в учредительных документах организации. В счет вклада в уставный капитал организации мо- гут быть внесены здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, интеллектуальная денежные средства. Поступление взносов учредителей проверяется на основании данных первичных документов и записей по Кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями» в кор- респонденции с дебетом счетов учета основных средств, нематериальных активов, финансовых вло- жений, материалов, товаров, денежных средств. Целесообразным для повышения качества провер- ки является проведение инвентаризации имущества и иных имущественных прав, числящихся в качестве взносов в уставный капитал. Завершающим этапом проверки является обобще- ние выявленных отклонений в учете уставного капи- тала по сравнению с действующим законодательством и обоснование предложений по их устранению |
17 аудит кассовых операций Виды кассовых операций включают в себя выдачу средств: 1) на оплату труда; 2) на социальные цели; 3) подотчетным лицам; 4) на административно- 5) учредителям и акционерам. Виды нарушений: 1) прямое хищение ~ вид нарушений можно обнару- жить при помощи инвентаризации. Если в организа- ции имеется несколько касс, то все они опечатыва- ются с целью предотвращения покрытия недостач в одних кассах за счет других. Кассир составляет отчет по кассе за последний день и выводит оста- ток. Подсчитывается фактическая наличность в кас- се и сравнивается с остатком по кассовой книге. Кассир дает расписку о том, что все расходные и приходные документы он включил в отчет, неопри- ходованных и неописанных денежных средств не имеется. В случае обнаружения недостачи или из- лишков кассир пишет объяснительную; 2) хищение денежных средств, маскируемое распис- ками должностных лиц и других работников пред- приятия - обнаружение документов, не подтверж- денных одной из подписей: а) получателя денег; б) главного бухгалтера; в) руководителя предприятия; 3) неоприходование и присвоение поступивших сумм из банка. Производится проверка кассовых и бан- ковских операций, проверяются приходные кассо- вые ордера на поступление денег с расчетного сче- та, чековые книжки, корешки чековых книжек. Одновременно проходит проверка отражения по кассе наличных денег, внесенных в банк на рас- четные счета; 4) неоприходование и присвоение поступивших денеж- ных сумм по приходным ордерам. Проверяются расчеты между организациями, отражение доверен- ностей в журнале, контроль бухгалтерии за получе- нием наличных от подотчетных лиц и товарно-ма- териальных ценностей; 5)повторное использование одних и тех же докумен- тов для списания по кассе. Оно может сопровож- даться подчистками номеров, дат, сумм и др. Ауди- тор производит сверку всех кассовых отчетов со всеми приложениями, которые должны быть пред- ставлены полностью; 6) неправильный расчет итогов кассовых документов и отчетов - подразумеваются сознательные ариф- метические ошибки в кассовых документах для со- здания излишка денег в кассе с целью присвоения. Аудитор производит проверку подсчета остатка и оборотов прихода и расхода; 7 )списание денег без оснований или по подложным документам (аудитор производит проверку первич- ных документов) и прочие нарушения. Основными документами для контроля операций по расчетным счетам являются выписка из банка с при- ложенными к ней денежно-расчетными документами. Все выписки из счетов банка должны быть подшиты в хронологическом порядке по каждому счету отдельно. Аудитор проверяет: 1) в каких учреждениях банка открыты счета; 2)соответствие сумм по выпискам банка суммам, ука- занным в первичных документах, которые приложе- ны к ним; 3) правильность отражения в бухучете банковских операций; 4) правильность и банковских ссуд, достоверность представленных для получения ссуды документов; 5)точность отражения и законность использования полученных из банков чековых книжек; 6) правильность переводимых сумм текущей и депо- нированной зарплаты. |
15.Аудит операций с оановными средствами и нематериальными активами Проверку операций по оприходованию основных средств (ОС) необходимо начинать с изучения учетной политики предприятия на финансовый год, за который производится аудиторская проверка. Затем проверить наличие в организации постановления действующей ко- миссии по приему и списанию ОС. Если такой комиссии нет, то в ходе проверки необходимо добиться у руковод- ства ее создания, удостовериться в правильности оп- ределения первоначальной стоимости объектов ОС. Встречаются случаи, когда первоначальная стоимость объектов значительно занижается за счет неприсоеди- нения к указанной в договоре (счете) поставщика стои- мости дополнительных расходов, понесенных органи- зацией, связанных с доставкой, погрузкой, разгрузкой и монтажом оборудования. Особое внимание при проверке аудитор должен уде- лить документальному оформлению законности спи- сания ОС с учета, так как этот момент влияет на ко- нечные результаты деятельности предприятия. Необходимо проверить оприходование материальных ценностей, полученных от разборки ОС; если таково- го не производилось, то нельзя признать правильны- ми конечные результаты от списания ОС. При методе ускоренной амортизации аудитор уточ- няет и применяет цель проведения ускоренной амор- тизации, что послужило основанием для ее проведе- ния, определяет дату начала ведения амортизации, установленный коэффициент повышения норм амор- тизационных отчислений (АО) и перечень оборудова- ния, в отношении которого используется ускоренная амортизация. Аудитор обязан удостовериться, дове- дено ли решение о применении ускоренного метода до налоговых органов. Проводя проверку начисления АО по ОС, аудитор должен проверить и соответствую- щие расчеты, и их тождественность с данными ана- литического и синтетического учета АО. Проверяя вопросы, связанные с отнесением затрат на произ- водство технического и капитального ремонта, аудитор должен проверить документацию, на основании которой проверяются ремонтно-дефектные ведомости, план проведения ремонтных работ, сметные расчеты. Пред- приятия проводят реконструкцию ОС под видом капи- тального или технического ремонта, тем самым списы- вая незаконные затраты на себестоимость продукции, а не в зачет источников по финансированию капиталь- ных вложений. Важный элемент проверки - установле- ние фактов отнесения затрат на ремонтные работы в се- бестоимость продукции по объектам ОС, не относящимся к производственным фондам. При проведении проверки отнесение затрат на ремонтные работы аудитору сле- дует обратить внимание на создание резервного и ре- монтного фондов за счет себестоимости выпускаемой продукции. В использовании этого фонда допускаются следующие нарушения: 1) имея средства по оплате ремонтных работ на ука- занном фонде, предприятия относят затраты на себестоимость продукции; 2) за счет ремонтного фонда списывают затраты на ремонтные работы ОС, не относящихся к производ- ственным фондам; 3) в нарушение действующего законодательства на остатки средств неиспользованного ремонтного фонда на конец отчетного периода не уменьшают себестоимость продукции.
К нематериальным активам, используемым свы- ше одного года в хозяйственной деятельности и при- носящим доход, относятся права, возникающие: 1)из договоров на и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.; 2) из патентов на изобретения, промышленные образ- цы, селекционные достижения, из свидетельств на товарные знаки и знаки обслуживания и лицензи- онных договоров на их использование; 3) из прав на ноу-хау и др. Также к нематериальным активам относятся право пользования земельными участками, органи- зационные расходы, цены фирмы (разница между про- дажной ценой и оценочной стоимостью организации). Необходимо знать, что характерными особенностя- ми нематериальных активов являются: 1)отсутствие материально- 2) использование в течение длительного времени (более одного года); 3) высокая степень риска в отношении возможных доходов в будущем от их использования. Нематериальные активы отражаются в учете и от- четности в сумме на приобретение, изготовление и расходы по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Аудитор должен знать, что отношения, связанные с созданием, правовой охраной и использованием не- материальных активов, регулируются: ГК РФ, Патент- ным законом РФ, Законами РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой охране топологии интеллектуальных микросхем» и другими, а также меж- правительственными ми договорами и другими нормативными актами дейст- вующего законодательства. При проведении проверки следует также помнить, что нематериальные объекты могут быть приняты на учет при их соответствии следующим требованиям: 1) иметь товарную форму (проект, авторское свидетель- ство, патент и др.) и возможность отчуждения от соб- ственника, т. е. являться объектом купли-продажи; 2) иметь законодательное подтверждение и реальную цену и стоимость; 3) приносить доход и иметь документальное подтверж- дение приобретения (создания). Аудитор должен помнить, что затраты, связанные с приобретением (покупкой, созданием) нематериаль- ных активов, носят капитальный характер и до приня- тия их на учет отражаются на счете 08 «Капитальные вложения» как долгосрочные инвестиции. Учет нематериальных активов ведется аналогично учету основных средств. Поэтому источниками инфор- мации для проверки являются карточки аналитиче- ского учета, акты приемки-передачи, акты о ликвида- ции (списании). В состав нематериальных активов иногда ошибочно включают стоимость различных лицензий со сроком использования менее одного года. Поэтому тщатель- ной проверки требует состав нематериальных активов, для чего составляется подробный список нематериаль- ных активов. В списке указываются перечень всех объектов, принятых на учет, по которым начисляется амортизация, первоначальная стоимость, норма и сум- мы фактически начисленной амортизации. Эти данные требуют арифметической проверки, а состав немате- риальных активов - инвентаризации |
21. аудит издержек производства Цель аудита издержек - проверка обоснованности формирования и правильности учета издержек производ- ства, от которых в конечном итоге зависит уровень до- стоверности конечного финансового результата от реа- лизации произведенной продукции (купленных товаров). При проверке затрат следует документально под- твердить правильность исчисления себестоимости продукции (работ, услуг), так как это один из наибо- лее важных синтетических показателей, позволяющий оценить эффективность использования материальных и трудовых затрат, рентабельность, прибыльность и финансовую устойчивость экономического субъекта. Проверяя, правильно ли отнесены затраты на се- бестоимость продукции, аудитор должен знать, что они группируются по следующим элементам: 1) материальные затраты (за вычетом стоимости воз- вратных отходов); 2) затраты на оплату труда; 3)отчисления на социальные нужды; 4)амортизация основных средств; 5) прочие затраты. При проверке производственных затрат организации необходимо установить, какой способ формирования себестоимости продукции (работ, услуг) используется в организации - традиционный для отечественного учета, так называемый калькуляционный вариант или применяемый в международной практике «директ- костинг» (учет прямых затрат). При проверке достоверности и объективности спи- сания затрат на издержки производства в организаци- ях оптовой и розничной торговли аудитор должен убе- диться в правильности распределения и списания издержек на остаток товаров на складах (прилавках) и на реализованную часть товаров. Практика показывает, что нередки факты, когда всю сумму издержек производства без предварительного распределения отно- сят на реализацию, что приводит к искусственному снижению налогооблагаемой базы (дохода). Проверка правильности оценки материальных ре- сурсов, списанных на себестоимость, важна, поскольку материалы поступают из разных источников, а началь- ные остатки материалов могут иметь иную цену по сравнению с закупленными. Аудитору, следователь- но, приходится проверять правильность оценки ма- териалов по средневзвешенной цене или по спосо- бам оценки ФИФО или ЛИФО (согласно учетной политике организации). По установленным правилам на затраты производ- ства относят: 1)представительские расходы; 2) расходы на служебные командировки; 3) рекламу и подготовку кадров; 4) компенсационные выплаты за использование лич- ного транспорта; 5) информационные; 6) консультационные и 7) некоторые налоги и сборы и др. Внимание аудитора должно остановиться и на до- стоверности величины амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам. В частности, необходимо проверить, нет ли начисле- ний износа основных средств сверх нормативного срока их эксплуатации. Аудиторской проверке подвергаются также досто- верность показателей «незавершенного производ- ства» и правильность списания затрат на готовую продукцию. Особое внимание следует уделить коррек- тировочным записям с целью установления правиль- ности списания калькуляционных разниц. Здесь мо- гут быть искусственные нарушения, увеличивающие или уменьшающие себестоимость продукции при ее реализации. |
23.Аудит учета финансовых результатов Цель аудита - установление правильности отра- жения в учете и отчетности фактической выручки, себестоимости продаж, прибыли (убытков). Задачи аудита: 1) правильность определения выручки от реализации и себестоимости продаж; 2) правильность определения финансового результа- та от реализации продукции, работ, услуг, основных средств, чрезвычайных доходов и расходов и т.д.; 3) проверка корреспонденции счетов; 4) проверка правильности реформации баланса на конец отчетного периода; 5) проверка взаимоувязки показателей бухгалтерских документов, регистров, форм отчетности. Источники информации: учредительные доку- менты, налоговые расчеты, банковские и кассовые документы, журналы-ордера, Главная книга, баланс, отчет о прибылях и убытках и др. Финансовый результат деятельности организации складывается из результата по обычным видам дея- тельности (указанная в уставе предприятия и подтверж- денная соответствующими документами) и прочим доходам и расходам. Основную долю в финансовых результатах состав- ляет результат от реализации продукции. Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции, товаров, выполнения работ, ока- зания услуг. В настоящее время для формирования выручки большую роль играет метод определения выручки для целей налогового обложения. На формирование фи- нансовых результатов от продажи в значительной степени влияют затраты, связанные с производством и сбытом продукции. Управленческие расходы предприятия могут вклю- чаться в производственную себестоимость продукции. С вступлением в силу ПБУ 10/99 в учетной политике расходы по управлению списываются полностью в отчетном периоде в качестве расходов по обычным видам деятельности. Необходимо проверить расчеты распределения общехозяйственных расходов между отдельными ви- дами продукции. К прочим доходам и расходам относятся: 1) операционные доходы: проценты банка за исполь- зование средств на счетах; доходы от участия в дру- гих организациях; прочие операционные доходы: Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», Кредит счета 91-1 «Прочие доходы»; 2)операционные расходы: проценты по кредитам и займам: Дебет счета 91 -2 «Прочие расходы», Кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кре- дитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кре- дитам и займам»; 3)внереализационные расходы: уплаченные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров: Дебет счета 91 -2 «Прочие расходы», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подряд- чиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; затраты на содержание основных средств и др.; 4) чрезвычайные доходы: поступления, возникающие как последствия ЧП (стихийные бедствия, катастро- фы и т.п.) - стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных. На результат деятельности предприятия влияют также начисле- ние налогов и налоговых санкций. Убытки покры- ваются за счет прибыли, целевых взносов учредите- лей, резервного фонда. |
14 аудит отчетности эс а ттестация лицензирование риск Организация аудита - это продолжительная процедура, подразумевающая определение стратегии аудита, планирование применения этой стратегии и контроль практического проведения аудита. Хотя стратегии проверок конкретных компаний различны, они основаны на одной и той же схеме. В самом общем виде процесс аудита можно разделить на четыре этапа (в западных аудиторских фирмах стратегия аудита включает до десяти этапов): Сбор информации. Сначала необходимо собрать (а в случае повторного аудита -обновить) и задокументировать информацию о клиенте и определить, каким образом эта информация может повлиять на план аудиторской проверки. Этот этап включает также изучение бизнеса клиента и конъюнктуры его отрасли. При этом учитываются два фактора: во-первых, должен быть собран достаточный объем достоверных данных для выполнения задач аудита, а во-вторых, затраты на сбор этих данных должны быть минимизированы. Первый фактор, разумеется, более важен, однако нельзя недооценивать и второй, так как это обеспечивает конкурентоспособность и рентабельность аудиторской фирмы. Планирование. Необходимо оценить степень риска того, что финансовый отчет может содержать существенные погрешности в записях, и на основе этой оценки разработать эффективный и рациональный план аудиторской проверки. Ключевым моментом в определении стратегии аудита является принятие решения о том, следует ли подвергать проверке эффективность экономической политики и методики структур внутреннего контроля с целью сокращения объема проверки остатков по счетам. Осуществление аудита. На этом этапе аудитору необходимо собрать, зарегистрировать и оценить определенное количество фактов, чтобы подтвердить правильность данных, содержащихся в отдельных счетах и в финансовом отчете в целом. Этот этап тесно взаимосвязан с предыдущим. Результаты проверок структуры внутреннего контроля клиента являются основой для оценки степени риска того, что в остатках по счетам могут содержаться существенные ошибки, а при сборе и оценке доказательств относительно остатков на счетах могут обнаружиться проблемы в структуре внутреннего контроля клиента. В ходе сбора и оценки доказательств, касающихся сальдо счетов и эффективности структуры внутреннего контроля, аудитор может обнаружить, что его стратегия нуждается в пересмотре. Представление отчета. На заключительном этапе от аудитора требуются формулирование и написание аудиторского заключения и уведомление клиента о недостатках в структуре его внутреннего контроля. |
8. Организация подготовки ауд. проверки.
Свою работу аудиторы должны начинать с ознакомления с проверяемым субъектом, для чего изучают учред. документы, виды деятельности, учетную политику П.
Перед тем, как приступить к ауд.проверке аудиторская фирма высылает Письмо-обязательство о согласии на проведение аудита и заключает с предприятием договор об оказании аудиторских услуг.
Письмо-обязательство
В связи с этим письмо-обязательство может содержать обязательные указания и дополнительную информацию.
Обязательные указания включают:
1) по условиям аудиторской
проверки: об объекте и цели
аудиторской проверки; о законодательных
актах и нормативных
2) по обязательствам аудиторской организации:
о форме отчетности аудиторской организации по результатам проделанной работы;
об ответственности
обязательство аудиторской организации по соблюдению коммерческой тайны;
о наличии риска необнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля экономического субъекта;
3) по обязательствам
об ответственности
об обеспечении свободного доступа к первичным документам и бухгалтерским регистрам и любой другой документации и информации, необходимой для проведения аудита;
о направлении экономическим
субъектом по указанию аудиторской
организации писем в адрес
его дебиторов и кредиторов о
подтверждении ими
о неоказании давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
К дополнительным относится информация, включенная в текст письма-обязательства по желанию аудиторской фирмы или клиента. К ней относится:
общие сведения об оказываемых услугах, квалификации ее персонала;
примерный календарный план проведения аудита и состава группы аудиторов;
общая характеристика применяемых методов аудита;
предлагаемые условия оплаты труда.
Договор на оказание аудиторских
услуг регулирует взаимоотношения
аудитора с клиентом. По договору
на оказание аудиторских услуг исполнитель-
В тексте договора целесообразно
раскрыть следующие аспекты и
существенные условия, такие, как: предмет
договора на оказание аудиторских услуг;
условия оказания аудиторских услуг;
права и обязанности ауд. организации;
права и обязанности эк. |
№ 30 АУДИТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
ЦЕЛЬ: установить достоверность отражения в отчетности сальдо расчетов с поставщиками и подрядчиками.
ФАКТОРЫ РИСКА:
1) отсутствие контроля за первичными документами на стадии их создания
2) сложность
восстановления отсутствующих
3) Большая
вероятность несвоевременного
1) договоры с поставщиками
2) Акты выполненных работ
3) Накладные на получение ТМЦ
4) Акты сверки расчетов
5) Акты взаимозачетов
6) Акты инвентаризации
7) Книга покупок и регистры по сч 60
8) Первичные документы
1) правовая оценка договора (соответ ГК)
2) орг-я первичного учета
3) орг-я бух учета в расчетах с поставщиками
4) организация налогового учета
ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ:
1) проверка
полноты и точности
2) проверка
оперативности отражения в
3) проверка законности первичной учетной документации
4) проверка расчетов по неотфактурованным остаткам
5) проверка счетов по выданным векселям (собственный вексель, банковский вексель)
6) проверка
расчетов по коммерческим
7) расчеты по претензиям( своевременность и обоснованность подачи претензий)
8) проверка курсовых и суммовых разниц
9) проверка реальности отражения в учете КЗ
10) проверка правильности
списания безнадежной КЗ(
11) отсутствие договоров или их неправильное оформление
12) неправильное оформление претензий
13) некорректно оформлены первичные документы
14) несоответствие данных в счетах поставщиков данным учета предприятия
15) некорректная корреспонденция счетов
16) неоприходование или неполное оприходование ТМЦ
17) регистрация хоз операций в документах неунифицированной формы
проверка док-тов
18) необоснование отражения налогового вычета по НДС
19) отсутствие аналитического учета у поставщика, перекрытие задолжности одного контракта авансами выданными другому.
20) Ошибки в вычислении курсов и суммовых разниц. | |