Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:18, курсовая работа
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.
Непосредственной задачей анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации.
Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 4
1.1. Сущность понятия себестоимости 4
1.2. Себестоимость промышленной продукции и ее структура 8
1.3. Технико-экономические факторы и резервы снижения себестоимости 13
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, АНАЛИЗ
СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ И ПРОДУКЦИИ, ПУТИ ЕЕ
СНИЖЕНИЯ 20
2.1 Организационно-правовая форма организации 20
2.2 Анализ себестоимости услуг и продукции 21
2.3 Пути снижения себестоимости 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(Таблица 3)
Структура прочих затрат ОАО "Старт" в 2004 - 2005 гг.
Элемент затрат | 2005г. | 2004 г. | Отклонение ( + ,-) | Структура
затрат,
% | |||
Сумма, тыс. руб. | Сумма,
тыс. руб. |
2005 г. | 2004 г. | Отклонение ( + ,-) | |||
Услуги связи | 966,8 | 1127,0 | -160,2 | 11,4 | 17,9 | -6,5 | |
Ремонт автопарка | 212,1 | 146,2 | 65,9 | 2,5 | 2,3 | 0,2 | |
Услуги
сторонних
Транспортных организаций (аренда транспорта) |
384,7 | 400,8 | -16,1 | 4,5 | 6,4 | -1,9 | |
Услуги организаций по предоставлению контрактов | 3881,8 | 2143,2 | 1738,6 | 45,7 | 34,1 | 11, 6 | |
Услуги аудиторов | 140,1 | 121,6 | 18,5 | 1,6 | 1,9 | -0,3 | |
Аренда офисных и складских помещений | 2682,8 | 2076,9 | 605, 9 | 31,6 | 33,0 | -1,4 | |
Страхование | 203,7 | 126,2 | 77,5 | 2,4 | 2,0 | 0,4 | |
Прочее | 23,0 | 153,1 | -130,1 | 0,3 | 2,4 | -2,1 | |
Итого прочие затраты | 8495,0 | 6295,0 | 2200,0 | 100,0 | 100,0 | - |
В отношении затрат на оплату услуг сторонних транспортных организаций (аренда транспортных средств) намечается положительная тенденция к уменьшению. Как видно из таблицы 3, их доля уменьшилась с 6,4 до 4,5% от общей суммы прочих затрат.
Расходы на ремонт автопарка в 2005 г. возросли по сравнению с 2004 г. на 65,9 тыс. руб. Хотя доля расходов на обслуживание автомобилей в сумме прочих затрат увеличилась незначительно (с 2,3 до 2,5%), на это увеличение необходимо обратить внимание при проведении анализа в дальнейшем и при принятии решений о рациональном использовании автомобилей при оказании транспортных услуг
В 2005 г. затраты на ремонт автомобилей составили 36% от их первоначальной стоимости. Причинами этого могли быть изношенность подвижного состава, неаккуратное его использование водителями, некачественное проведение ремонта сервисными центрами, в которых обслуживаются автомобили, а также неудовлетворительное состояние дорог и др. Все эти причины приводят к удорожанию услуг организации, как за счет стоимости ремонта, так и за счет использования арендованного транспорта в то время, когда собственные автомобили находятся в ремонте.
Как уже отмечалось ранее, необходимо проанализировать отдельно расходы на ремонт автомобильного парка, так как в перспективе они могут еще увеличиться, а данные анализа по таким затратам позволят принять решение о дальнейшем использовании каждого конкретного автомобиля для оказания услуг по транспортировке.
Как показывают данные, есть три автомобиля, отклонение затрат на ремонт которых превышает 10 тыс. руб.: АВ829Р40 (затраты возросли на 13,3 руб.), АА696У40 (затраты возросли на 12,8 тыс. руб.), АВ509О40 (затраты возросли на 19,2 тыс. руб.).
Еще одним важным
элементом в структуре прочих
затрат являются затраты на аренду
офисных и складских помещений.
Что эти расходы увеличились на 605,9 тыс.
руб., хотя их доля в прочих затратах сократилась
на 1,4%. Дальнейший анализ показал, что
увеличение этих расходов произошло в
связи с увеличением арендуемой площади.
Это было связано с ростом объема заказов
на хранение архивов, личных вещей клиентов.
То есть это увеличение затрат нельзя
назвать негативным.
2.3 Пути снижения себестоимости
Исходя из вышеизложенного можно заметить, что четко организованный учет и контроль затрат на ремонт подвижного состава, создание отдела или принятие в штат нескольких специалистов по продаже транспортных услуг могут привести к значительному снижению производственных затрат. Группировка затрат по элементам указывает на то, какие производственные ресурсы и в какой пропорции потреблялись в производстве.
В 2005 г. сократились затраты на услуги связи на 160,2 тыс. руб. Дальнейший анализ этого элемента затрат позволил сделать вывод, что в связи с использованием средств электронной связи (электронная почта) расходы на международные звонки, которые составляют приблизительно 40 - 50% всех звонков, значительно снизились. Приобретение же интернет-факса позволило сократить и расходы на междугородную и международную факсимильную связь. Вероятно, в будущем будет происходить дальнейшее снижение этих расходов.
С целью более полного выявления внутренних резервов снижения себестоимости услуг целесообразно сгруппировать затраты в однородные по экономическому содержанию и методике анализа группы: прямые и косвенные расходы. Проанализируем удельный вес прямых и косвенных расходов, а также соотношение стоимостной величины этих видов расходов. Исследование целесообразно вести в целом для организации, так как в этом случае исключается условное распределение косвенных расходов пропорционально установленной базе. Данные исследования представлены в таблице 2.6.
Из таблицы
4 видно, что прямые затраты в 2005 г. по сравнению
с 2004 г. возросли на 539,1 тыс. руб. Их рост
обусловлен увеличением затрат на аренду
складских помещений (на 945,2 тыс. руб.),
однако при этом затраты на оплату труда,
прямые материальные затраты и затраты
на аренду подвижного состава уменьшились
на 309 тыс. руб., 81 тыс. руб. и 16,1 тыс. руб.
соответственно.
(Таблица 4)
Структура прямых и косвенных расходов в себестоимости услуг ОАО "Старт"
Показатель | 2005 г. | 2004 г. | Отклонение
(+ , -) |
Темп роста, % |
1.Производственная себестоимость услуг, тыс. руб. | 10 511,0 | 8 988,0 | 1 523,0 | 116, 9 |
1.1. Прямые затраты | 3 432,3 | 2 893,2 | 539, 1 | 118,6 |
в том числе: прямые материальные затраты | 39,0 | 120,0 | -81,0 | 32,5 |
из
них:
топливо упаковочный материал прочие материалы |
6,1 10,2 2,7 |
70,0 18,0 32,0 |
-43,9 -7,8 -29,3 |
3 7,3 56,7 8,4 |
Прямые трудовые затраты | 923,0 | 1 232,0 | -309,0 | 74, 9 |
Аренда складских помещений | 2 085,6 | 1 140,4 | 945,2 | 182, 9 |
Аренда подвижного состава | 384,7 | 400,8 | -16,1 | 96,0 |
1.2. Косвенные расходы | 7 078,7 | 6 094,8 | 983, 9 | 116,1 |
2. Удельный
вес прямых
затрат в себестоимости услуг, % |
32,7 | 32,2 | 0,5 | 101, 6 |
2.1. Удельный вес прямых материальных затрат в себестоимости услуг | 0,4 | 1,3 | -0,9 | X |
топлива | 0,2 | 0,8 | -0, 6 | X |
упаковочного материала | 0,1 | 0,2 | -0,1 | X |
прочих материалов | 0,1 | 0,3 | -0,2 | X |
2.2. Удельный вес | 8,8 | 13,7 | -4,9 | X |
прямых трудовых затрат | ||||
в себестоимости услуг | ||||
2.3. Удельный
вес затрат на аренду |
19,8 | 12,7 | 7,1 | X |
2.4. Удельный
вес затрат по аренде
подвижного состава |
3,7 | 4,5 | -0,8 | X |
3 . Удельный вес косвенных расходов в себестоимости услуг, % | 67,3 | 67,8 | -0,5 | X |
4 . Соотношение
косвенных и прямых
расходов |
2,1 | 2,1 | X | X |
Согласно таблице 4 косвенные расходы превышают прямые расходы в 2,1 раза. С учетом современного развития техники и технологии необходимо пытаться как можно больше затрат относить непосредственно на себестоимость услуг. Использование действенных способов калькулирования стоимости услуг позволит более точно и правильно выделять и относить затраты на конкретные виды услуг (т.е. прямым способом). Снижение прямых затрат - это один из вариантов снижения себестоимости. При таком способе распределения затрат проще контролировать затраты, а следовательно, и находить пути их снижения.
Другим направлением снижения себестоимости (приоритетным) является снижение расходов, связанных с обслуживанием производства и управлением. Превышение косвенных расходов обусловливает необходимость их углубленного анализа. Особенностью косвенных затрат является их комплексный характер, они включают в себя и материальные затраты, и затраты на оплату труда, и амортизацию, и другие расходы. В нашем случае можно разделить косвенные расходы на расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и общепроизводственные расходы. При этом необходимо вспомнить о делении затрат на постоянные и переменные. Очевидно, что часть общепроизводственных расходов не зависит от объема оказанных услуг (амортизация зданий, сооружений), другая же часть меняется в зависимости от объема, но выявить эту зависимость достаточно сложно. В теории существуют различные способы такого деления, но ни один из них не дает точного результата, потому что практически невозможно установить явную связь определенных затрат с объемом оказанных услуг.
Безусловно, проведение такого детального анализа предполагает наличие соответствующей нормативной, плановой и учетной информации. Создание подобной информационной базы в крупной организации - непростая задача, которую можно решить, только используя современные компьютерные технологии, т.е. необходима автоматизация нормирования, планирования и учета производственных затрат.
Анализ прямых и косвенных расходов должен проводиться регулярно, анализу следует подвергать и сметы, выявляя возможности снижения расходов по отдельным статьям затрат.
Заключение
В первой главе данной работы рассмотрены теоретические и правовые основы учета затрат в себестоимости продукции. По итогам изученного можно сделать следующие выводы.
Процесс производства продукции представляет одну из стадий хозяйственного оборота средств организации. На этой стадии выявляются расходы, связанные с изготовлением продукции, выполнением работ и оказанием услуг, которые считаются расходами по обычным видам деятельности. Учет таких расходов исходя из предмета деятельности организации дает возможность получить информацию для различных целей. С одной стороны, эта информация необходима для формирования финансового результата деятельности организации, который определяется на основе показателей себестоимости произведенной и проданной продукции, с другой - она предназначена для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Основное назначение финансового учета заключается в обеспечении достоверности формирования себестоимости продукции и услуг с целью определения реальной величины показателей балансовой и налогооблагаемой прибыли, что вызывает некоторые изменения в построении системы раскрытия и отражения производственных расходов. Именно этим объясняется необходимость детального рассмотрения учета затрат, включаемых в себестоимость продукции и услуг.
Во второй главе приведен пример анализ себестоимости услуг и продукции ОАО "Старт". Существующая на сегодняшний день система организации планирования и учета затрат на производство услуг имеет существенные недостатки. Планирование затрат на основе научно и технически обоснованных норм ведется, как правило, только по основным материалам и заработной плате. По расходам на обслуживание производства и управление планирование осуществляется по уровням затрат предыдущего периода, при этом не всегда проводится глубокий предварительный контроль и анализ возможных резервов снижения расходов. В бухгалтерском учете недостаточно развито использование информации о затратах по местам их возникновения; учет ведется главным образом по основным производственным подразделениям. В связи с этим необходимо детализировать учет затрат на обслуживание и управление производства по более мелким местам возникновения, таким, как бригады, производственное участки и группы оборудования. Отсутствие детальной информации о затратах по центрам их формирования несомненно, снижает возможность контроля.
Подводя итог проведенному анализу, следует отметить, что анализ затрат, включаемых в себестоимость оказанных услуг, является важным участком аналитической деятельности в организации. Он нацелен на выявление комплекса внутрихозяйственных резервов их снижения, причин и факторов, воздействующих на отклонения от базовых значений. В ходе анализа важно не только установить величину отклонений, но и выявить меру ответственности подразделений за возникновение перерасхода. Все это способствует повышению эффективности хозяйствования, достижению более высоких темпов прироста прибыли и рентабельности.
1. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ-М.: Аналитика-Пресс 2000г.
2. Положения
по бухгалтерскому учету "
3. Абрютина М.С.,
Грачев А.В. Анализ финансово-
4. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер с англ./ Научи, ред. перевода чл.-корр.РАН Финансы и статистика,2002.-624с.
5. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика,2002.-560.:
6. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Н.П.Любушина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-471С.