Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:18, курсовая работа
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.
Непосредственной задачей анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации.
Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 4
1.1. Сущность понятия себестоимости 4
1.2. Себестоимость промышленной продукции и ее структура 8
1.3. Технико-экономические факторы и резервы снижения себестоимости 13
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, АНАЛИЗ
СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ И ПРОДУКЦИИ, ПУТИ ЕЕ
СНИЖЕНИЯ 20
2.1 Организационно-правовая форма организации 20
2.2 Анализ себестоимости услуг и продукции 21
2.3 Пути снижения себестоимости 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2. Характеристика экономических условий,
анализ себестоимости услуг и продукции,
пути ее снижения
2.1. Организационно-правовая форма организации
Данная организация является Открытым Акционерным Обществом "Старт".
Уставный капитал общества составляет 135 871 799 руб. 44 коп. Он разделен на 1 240 420 обыкновенных акций номинальной стоимостью 111, 332 рублей каждая, приобретенных акционерами.
Органами управления Обществом являются общее собрание акционеров, наблюдательный совет, правление (коллегиальный исполнительный орган) и генеральный директор (единоличный исполнительный орган).
Основными видами деятельности являются:
- грузоперевозки;
- погрузочно-разгрузочные работы;
- осуществление экспортных операций;
-осуществление управленческих, маркетинговых, торгово-закупочных и других коммерческих сделок и обязательств для юридических и физических лиц;
- оказание медицинской
помощи работникам Общества
- иные виды деятельности, не запрещенные законодательством, в том числе отдельные виды деятельности на основании специального разрешения (лицензии).
Общество создает
резервный фонд путем ежегодных
отчислений не менее 5% от чистой прибыли
до достижения этим фондом 5% уставного
капитала Общества. Средства резервного
фонда предназначены для покрытия убытков,
а также для погашения облигаций Общества
и выкупа акций Общества в случае отсутствия
иных средств.
2.2. Анализ себестоимости услуг и продукции
Рассмотрим анализ себестоимости услуг и продукции за 2004-2005 гг. на примере ОАО "Старт".
(Таблица 1)
Структура производственных затрат по видам услуг в ОАО "Старт"
за 2004 - 2005 гг.
Виды услуг | 2005 г. | 2004г. | Отклонение
(+, -) | ||||
сумма,
тыс. руб. |
удельный вес, % | сумма,
тыс.
руб. |
удельный
вес, % |
тыс. руб. | % | ||
Погрузочно-разгрузочные работы | 5 205,82 | 49,53 | 4 656,00 | 51,80 | 549,82 | -2,27 | |
Транспортировка
и экспедирование |
2 935,96 | 27, 93 | 2 605,70 | 28, 99 | 330,26 | -1,06 | |
Хранение | 2 351,10 | 22,37 | 1 649,00 | 18,35 | 702, 10 | 4,02 | |
Прочие | 18, 12 | 0,17 | 77,30 | 0,86 | -59,18 | -0,69 | |
Итого | 10 511,00 | 100,00 | 8 988,00 | 100,00 | 1 523,00 | 0 |
Данные таблицы 1 свидетельствуют, что структура затрат в 2005 г. в сравнении с данными за 2004 г. почти не изменилась. Основную долю в структуре производственных затрат по видам услуг занимают затраты на погрузочно-разгрузочные работы (49,53% в 2005 г.), что еще раз подтверждает необходимость и важность выделения данного вида работ из общих транспортно-экспедиционных услуг для проведения всестороннего их анализа.
Чтобы использовать эту информацию для принятия управленческих решений, необходимо рассматривать структуру производственных затрат одновременно с анализом доходов. Это позволяет определить эффективность производственных затрат. Важным обобщающим показателем является показатель "затраты на рубль доходов от оказания услуг". Он наглядно показывает связь между затратами и прибылью (таблица 2). Если у организации есть возможность сравнить этот показатель с данными организации-конкурента, то это позволит скорректировать дальнейшую работу и принять важные решения по этому направлению.
(Таблица 2)
Динамика затрат на 1 руб. доходов от оказания услуг ОАО "Старт"
Показатель | 2005 г. | 2004 г. | Изменение
( + , -) |
Темп
роста,
% |
1 Доходы по видам деятельности, тыс. руб. | 10 608,2 | 9 546,4 | 1 061, 8 | 111,1 |
1.1. Погрузочно-разгрузочные ракеты | 5 815,3 | 4 663,5 | 1 151,8 | 124,7 |
1.2. Транспортировка и экспедирование | 3 063,7 | 2 622,7 | 441,0 | 116,8 |
1.3. Хранение | 1 506,4 | 1 355,6 | 150,8 | 111, 1 |
1.4. Прочие | 222,8 | 904, 6 | -681,8 | 24,6 |
2 Затраты по видам деятельности, тыс. руб. | 10 510,8 | 8 988,1 | 1 522,7 | 116,9 |
2.1. Погрузочно-разгрузочные работы | 5 205,7 | 4 656,1 | 549,6 | 111,8 |
2.2. Транспортировка и экспедирование | 2 935,9 | 2 605,7 | 330,2 | 112,7 |
2.3. Хранение | 2 351,1 | 1 649,0 | 702,1 | 142,6 |
2.4. Прочие | 18,1 | 77,3 | -59,2 | 23,4 |
3. Затраты на 1 руб. доходов от оказания услуг, коп. | 99,1 | 94,2 | 4,9 | 105,2 |
3.1. Погрузочно-разгрузочные работы | 89,5 | 99,8 | -10,3 | 89,7 |
3.2. Транспортировка и экспедирование | 95,8 | 99,4 | -3,6 | 96,4 |
3.3. Хранение | 156,1 | 121, 6 | 34,5 | 128,3 |
3.4. Прочие | 8,1 | 8,5 | -0,4 | 95,3 |
Из таблицы 2 видно, что за два года организация добилась определенных успехов в снижении затрат на рубль доходов по таким видам деятельности, как погрузочно-разгрузочные работы (с 99,8 коп. в 2004 г. до 89,5 коп. в 2005 г.) и транспортировка и экспедирование (с 99,4 коп. в 2004 г. до 95,8 коп. в 2005 г.). Эти виды деятельности являются основными, поэтому снижение затрат по ним считается положительным моментом, хотя необходимо выявить резервы еще большего снижения этого показателя. Между тем такой вид услуг, как хранение, в 2005 г. стал еще более затратоемким. Из таблицы 2 следует, что затраты на хранение составляют 156,1 коп. на 1 руб. доходов, что говорит об убыточности данного вида услуг.
Следующим этапом углубленного комплексного анализа затрат является оценка изменения их структуры по атомическим элементам. По данным такого анализа осуществляется оценка поведения затрат в отчетном периоде, анализируется их текущее состояние в сравнении с результатами прошлого года или с иными. Такое подразделение затрат создает возможность организовать контроль за расходами в соответствии с их целевым назначением в процессе оказания услуг.
В дальнейшем для выяснения причин отклонений по затратам необходимо проанализировать содержание каждого элемента затрат в отдельности. Такому анализу необходимо подвергнуть те элементы, которые значительно изменились по сравнению с предыдущим годом или составляют большую долю в полной себестоимости услуг.
Группировка затрат по элементам используется в основном для оценки изменений, происходящих в структуре затрат. Наибольший удельный вес в структуре фактических затрат в 2005 г. имеют прочие затраты (80,82%) и затраты на оплату труда (17,56%). В сравнении с прошлым годом материальные затраты снизились на 0,97%, что свидетельствует о понижении материалоемкости услуг.
Необходимо продолжить анализ по статье прочих затрат, занимающей большой удельный вес, увеличившийся в 2005 г. на 10,78% по сравнению с 2004 г. Для выявления резервов снижения прочих затрат данный элемент рекомендуется разложить на его составляющие с целью получения более достоверных результатов анализа (таблица 3).
Наибольший удельный вес в общей сумме прочих затрат в 2005 г. имеют: стоимость услуг организаций по предоставлению контрактов (45,7%), стоимость аренды офисных и складских помещений (31,6%) и затраты на услуги связи (11,4%).
Необходимо отметить, что составляющая наибольшую долю в прочих затратах стоимость услуг организаций по предоставлению контрактов увеличилась по сравнению с данными за 2004 г. Это связано в первую очередь с увеличением количества контрактов. Однако хотелось бы обратить внимание на то, что если бы организация ввела в свой штат должность торгового представителя, который бы занимался получением контрактов клиентов, изучал рынок спроса на такие виды услуг, то эту часть затрат можно было бы значительно сократить.