Анализ себестоимости готовой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ себестоимости готовой продукции предприятия.
Для реализации данной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы анализа себестоимости готовой продукции;
проанализировать себестоимость готовой продукции на предприятии;
разработать мероприятия и пути снижения себестоимости.

Файлы: 1 файл

277429-2 Microsoft Word.doc

— 967.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Анализ себестоимости готовой продукции»

 

 

Введение

 

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что кризисное состояние многих российских  предприятий пищевой промышленности побуждает к изменениям в системе управления и требует совершенствования деятельности.

Деятельность кондитерских и хлебопекарных  предприятий в значительной степени зависит от способности адаптировать потенциал предприятия в условиях динамического окружающей среды. Важное место в обеспечении безубыточной и рентабельной деятельности предприятий занимает соотношение результатов и затрат на производство и реализацию продукции.

На кондитерских и  предприятиях принимается ряд решений, направленных на снижение издержек производства и повышение конкурентоспособности. Однако актуальными задачами являются путей стратегии снижения затрат на основе обобщения мирового опыта стратегического управления затратами, критического оценивания отечественного опыта снижения издержек и адаптации к условиям российской экономики опыта зарубежных стран.

Целью данной работы является анализ себестоимости готовой продукции предприятия.

Для реализации данной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические основы анализа себестоимости готовой продукции;
  • проанализировать себестоимость готовой продукции на предприятии;
  • разработать мероприятия и пути снижения себестоимости.

Объектом исследования в данной работе является ОАО «Хлебзавод № 5».

Предметом исследования в данной работе является себестоимость готовой продукции предприятия.

Информационную базу исследования составили  методы экономического анализа и статистики: горизонтальный и вертикальный анализ, коэффициентный анализ, метод группировки.

Методическую базу исследования составили труды российских и зарубежных авторов, таких как Ковалев А.М, А. Ю. Казак, Савицкая Г.В., Новиков Д.Ю. и других, а так же материалы ОАО «Хлебзавод № 5»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические и методологические основы анализа себестоимости продукции

 

1.1 Понятие себестоимости

 

Рассматривать себестоимость продукции (услуг) в качестве лишь затрат на производство, выраженных в денежном измерителе, будет ошибочным, поскольку  не будет отражать  в полной мере сущность данного понятия. Как показали исследования, единого мнения относительно того, чем является себестоимость продукции (услуг), нет. Однако детальный анализ наиболее распространенных подходов к определение этого понятия позволит выявить то, которое раскрывать экономическое содержание и предоставлять возможность глубже понять сущность этого термина.

Сразу следует отметить, что в англоязычной литературе нет такой неопределенности при использовании понятий «Себестоимость» или «затраты» или «расходы», поскольку эти термины имеют различное значение. 

 Например, Р. Назарбаева  определяет их так:

- если предприятие приобретает  товары или платит за услуги, имеют место издержки обращения (expenditures);

- расходы (expenses) имеют место, когда использование ресурсов  связано с основной деятельностью  предприятия. Расходы рассматриваются как уменьшение суммы капитала в результате использования ресурсов в отчетном периоде. Таким образом, издержки обращения возникают тогда, когда ресурсы приобретают, а затраты - когда ресурсы тратят;

- затраты на производство (product costs) - это затраты, связанные с производством продукции;

- себестоимость (cost) - денежное  выражение ресурсов,связанных с  изготовлением продукции1.

Таким образом, в англоязычной литературе, благодаря таком четком понимании сущности данных понятий, проблема применения того или иного из них отсутствует.

Экономическое содержание понятий «издержки производства» и «затраты производства» по сути является одинаковыми. При этом В. Ф. Палий подчеркивает: «Хотя затраты на производство формируются на предприятиях, они отражают всю совокупность затрат общества и при своей материально-технической основой и социально-экономической форме с самого начала является единым целым, т.е. производством в масштабах общества »2.

Карпова Т. П. отождествляет затраты с себестоимостью. По ее мнению,

«Себестоимость (Затраты) – величина используемых в определенных целях ресурсов в денежном выражении»3.

А. Яругова считает затратами на производство «... обоснованными условиями производства и направленные на создание полезных ценностей или оказания услуг потребления материальных, трудовых и финансовых ресурсов».4

Считается, что наиболее полное определение понятия производственных затрат, которое максимально расширяет диапазон информационной базы по управлению ними, сформулировано Е. А. Мизиковским. Оно синтезирует три важных, диалектически единых и взаимно приспособленных комплексов  операций по использованию ресурсов в сферах:

- непосредственного создание  продукта (основная деятельность);

- поддержки основной деятельности;

- организации и управления  производством.

Однако, понятие «производственные расходы», «издержки производства » и «себестоимость» нельзя отождествлять, тем более, нельзя этого делать понятиями «расходы» и «затраты». Термин «затраты» касается любого использования ресурсов, в том числе на приобретение активов, в то время как термин «расходы» - Использование только тех ресурсов, которые при определении прибыли хозяйствующего субъекта за данный период времени соответствуют доходам. 

Подходить к толкованию понятия «себестоимость» необходимо с определения понятия «стоимость», а не с понятие «затраты», как это принято делать. В экономической литературе понятие «стоимость» и «себестоимость» продукции рассматриваются как самостоятельные, но связанные между собой, поскольку в основе и стоимости и себестоимости лежит труд, затраченный на производство продукции. При этом товары одинаковой стоимости могут иметь разную себестоимость, поскольку динамика изменения стоимости не обязательно совпадает с динамикой изменения себестоимости5.

Стоит также отметить, что стоимость выражается отношениями между производителями и потребителями продукции (Работ, услуг), тогда как себестоимость, в основном, только между его производителями. Стоимость продукции, выраженную в цене, оплачивает потребитель, а себестоимость – возмещает производитель с выручки от реализации. Отсюда следует, что стоимость реализуется в обмене, а себестоимость формируется до момента реализации и не характеризует процесс создания стоимости, а лишь отражает использования стоимостных отношений.

Поэтому можно отметить, что «стоимость» и «себестоимость» продукции (работ, услуг), будучи самостоятельными категориям, неразрывно связанны между собой.

Себестоимость продукции формируется из элементов их стоимости и является частью стоимости, которая  возмещает затраты предприятия на производство и реализацию продукцию для осуществления процесса воспроизводства, выражая при этом сложную систему связей, которые складываются в процессе производства и реализации продукции. Но нельзя рассматривать себестоимость изолированно от других категорий, поскольку она включает в себя все затраты, связанные с производством и реализацией продукции.

Таким образом различие между «Стоимостью» и «Себестоимости» установлено. Однако следует выяснить экономическую сущность самой категории «себестоимость».

Ф. Ф. Ефимова утверждает: «Себестоимость продукции работ, услуг) - это денежное выражение затрат предприятия, связанное с производством и сбытом продукции, выполнением работ, оказанием услуг»6.

До недавнего времени наиболее распространенным было дуалистическое толкование себестоимости, согласно которому себестоимость рассматривали как обособленную часть стоимости продукта, которая в процессе обращения должна вернуться предприятию для возмещения его расходов, или как модифицированную форму издержек производства. Следует отметить, что, несмотря на справедливость данного подхода, он не нашел методологического обоснования и не получил широкого признания .

Двойственность в определении себестоимости объясняется тем, что она не дает четкого представления о различии между категории себестоимости и категории расходов или затрат.

Понятие себестоимости более емкое, чем понятие затраты, поскольку предполагается отдельный подход к каждому конкретного объекта учета затрат, а не просто математический расчет части затраченных ресурсов в расчете на единицу продукции.

Как форма движения ресурсов предприятия, себестоимость осуществляет двойную функцию: во-первых, она характеризует сумму и структуру затрат, а, во-вторых, обеспечивает возврата этих затрат в полученной выручке от реализации продукции. 

1.2 Традиционные  методы калькулирования себестоимости

 

Учет затрат по центрам ответственности позволяет контролировать эффективность их деятельности относительно соблюдения установленных смет (бюджетов) расходов. Однако общая сумма отклонений не дает исчерпывающего представления об объективности оценки, поскольку любые структурные сдвиги в производстве продукции (работ, услуг) неизбежно обусловливают отклонения расходов производства как в целом против утвержденной сметы (бюджета), так и по их элементами. Например, увеличение объема производства более трудоемкой продукции предопределяет превышение сметы расходов по элементу "Оплата труда". Однако однозначно считать такое отклонение негативным нельзя, так как при увеличении спроса на продукцию, по которой увеличились  расходы, их окупаемость будет выше, что свидетельствует о правильном выборе менеджером стратегии деятельности.

В то же время экономия затрат по  смете (бюджету) в целом или по отдельным элементам при видимом надлежащем контроле менеджеров центров ответственности за формированием расходов может быть следствием применение вместо соответствующего сырья малостоящих заменителей или наполнителей, упрощения технологии производства, что приводит к снижению качества продукции (работ, услуг), а объективно означает низкую эффективность деятельности менеджеров, поскольку эта продукция, работы, услуги не имеют сбыта.

Таким образом, без анализа и оценки уровня издержек по видам продукции (Работ, услуг) невозможна эффективная деятельность менеджеров как центров ответственности, так и предприятия в целом. Только при условии наличия информации о себестоимости продукции (работ, услуг) можно осуществлять целенаправленную работу по расширению их производства и сбыта как основы роста прибыльности предприятия. Итак, одной из главных задач управленческого учета является определение себестоимости единицы продукции (работ, услуг).

В то же время следует отметить, что объективным обстоятельством, которое  исключает непосредственное определение удельных затрат на производство продукции (работ, услуг) является то, что большинство расходов можно с определенной достоверностью отобразить с различными центрами ответственности, но их невозможно сразу отнести к конкретному виду продукции. Хотя в основном это касается косвенных расходов, однако даже прямые расходы не всегда можно непосредственно отнести к производству конкретного вида продукции (работ, услуг), особенно в тех случаях, где из исходного сырья получают два и более видов продукции7. 

В управленческом учете применяют различные методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. В частности, на предприятиях, где сырье и оплату труда, прочие расходы сравнительно легко можно отнести к производства конкретного вида продукции (работ, услуг), применяют позаказный метод. Считают, что этот метод используется в машиностроении, строительстве, при выполнении ремонтных работ и т.п.. При этом стоит заметить, что речь не идет об обязательном наличии конкретных заказов, которые понимают как наличие соответственно оформленных документов от внешних заказчиков - физических лиц или предприятий, хотя в этих случаях этот метод можно применять. Однако это не означает, что при наличии заказов со стороны обязательно используется именно позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Например,заказ на серийную продукцию - металлопрокат различных профилей и сортаментов, текстильные изделия различных наименований - поступают на соответствующие предприятия серийного производства такой продукции почти ежедневно. Однако учет затрат и калькулирования себестоимости продукции осуществляется не за отдельным заказам, а за попередельным методом.

Таким образом, позаказный метод означает группировка затрат по отдельными объектами их учета, которые имеют отличные качественные параметры от другой продукции, производимой в этом центре ответственности. В ряде случаев этот метод идентичен простому методу учета затрат и калькуляции себестоимости применяют, как правило, тогда, когда объект учета расходов совпадает с объектом калькуляции. В этом случае нет необходимости распределять расходы между различными видами продукции, поскольку их сразу можно разделить на количество произведенных единиц.

В течение длительного периода в отечественной экономической науке наиболее прогрессивным считаются нормативный метод учета затрат и нормативной калькуляцию себестоимости продукции. Некоторые ученые даже считали, что есть два основных метода учета затрат - нормативный и ненормативный. 

Информация о работе Анализ себестоимости готовой продукции