Анализ себестоимости готовой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ себестоимости готовой продукции предприятия.
Для реализации данной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы анализа себестоимости готовой продукции;
проанализировать себестоимость готовой продукции на предприятии;
разработать мероприятия и пути снижения себестоимости.

Файлы: 1 файл

277429-2 Microsoft Word.doc

— 967.00 Кб (Скачать)

Суть нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в том, что бюджеты (сметы) центров ответственности формируются на основе норм и нормативов (стоимостного выражения норм) расходов сырья, оплаты труда, других элементов. Здесь предварительно рассчитывается себестоимость единицы продукции на основе нормативных калькуляций. Выдача материальных ресурсов на производство осуществляется по документам, в которых обоснованная потребность по нормам и нормативам. Все отклонения от норм отражаются на счетах учета как увеличение или уменьшение результата деятельности центра ответственности8.

Вообще нормативный и управленческий учет принято рассматривать как систему планирования и учета затрат, состоит из следующих элементов: нормирования сроков производства продукции, ее состава и качества; нормативное обоснование потребности, расходования и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также средств производства, планирование, учет и оценка экономической эффективности на основе норм и нормативов.

 

 

    1. Новые методы калькулирования себестоимости

 

В зарубежной практике известны другие методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. В частности, одним из них является метод "Стандарт-кост", базирующейся на стандартах расходов, определенных на основе норм до начала производства, и учета отклонений фактических данных от стандартных норм в процессе деятельности центров ответственности. По этому методом в стандартные расходы включают постоянные затраты, распределяются между реализованной продукцией и ее остатками. Другое название этого метода - абзорпшен-костинг - есть точная, поскольку это синоним метода полного распределения или полного поглощения затрат, чем, собственно, характеризуется "стандарт-кост", но в отечественной литературе пока не применяется.

В отличие от предыдущего, по методу "директ-костинг" (другое название "Верибл-костинг") постоянные расходы не распределяются, а списываются на счет реализации. По этому методу в центрах ответственности контролируются только переменные затраты, поскольку постоянные покрываются за счет маржинального дохода - разницы между выручкой от реализации продукции и переменными производственными затратами.

Отличие методов "стандарт-кост" и "директ-костинг" вовсе не означает, что за последнее игнорируется важность или релевантность постоянных расходов. Однако при маржинальном подходе, то есть по методу "директ-костинг ", общая сумма постоянных расходов отражается отдельно, что дает возможность сосредоточить внимание менеджеров на их поведении. Разница же вповедении постоянных и переменных издержек является основой при приеме многих решений. Поэтому сторонники метода "директ-костинг" отмечают, что отсутствие маржинального дохода по методу "стандарт-кост" приводит к аналитических трудностей при осуществлении анализа соотношения прибыли, затрат и объема продаж (СVР - анализа). Другие же экономисты Запада вообще критикуют оба этих метода, испытывая, что их распространение привело к тому, что практически ни одна фирма с большим ассортиментом продукции сейчас не  знает себестоимости своих изделий.

Поэтому, на наш  взгляд, нельзя безоговорочно отдавать предпочтение любому даже широко разрекламированному методу, поскольку производство

столь многогранно, что стандартный подход, тем более в управленческом

учете, недопустимо. Ни один из методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции нельзя вводить механически, это должны быть глубоко продуманные мероприятия, обоснованные с учетом всех специфических условий предприятия. При этом это не означает неизменности применения одного из выбранных методов течение любого длительного периода деятельности предприятия.

Система учёта затрат "Activity Based Costing" (или ABC), что в буквальном смысле означает учёт затрат по работам, получила наиболее широкое распространение на европейских и американских предприятиях самого различного профиля. Данная система рассматривает предприятие как набор взаимосвязанных операций (функций). В процессе работы потребляются различные ресурсы (материалы, информация, оборудование) и возникает какой-либо результат. Таким образом, выделяются все ресурсы, необходимые для выполнения каждый функции и косвенные затраты переносятся на эти ресурсы пропорционально выбранным параметрам распределения (кост-драйверам). Далее сумма накладных расходов по каждой функции (операции) делится на количественное значение соответствующего носителя затрат и таким образом оценивается стоимость единицы носителя затрат. Затем стоимость единицы носителя затрат умножается на их количество по всем функциям и операциям, выполнение которых необходимо для изготовления единицы продукции (работы, услуги)9.

Система учёта затрат JIT (c англ. "Just-in-time", т.е. "точно в срок") была разработана и впервые применена в Японии компанией «Toyota» в середине 70-х годов XX века. Принцип данной системы – отказ от производства крупными партиями и создание непрерывно-поточного предметного производства. Система JIT исключает наличие материально-производственных запасов на складе организации, а снабжение производиться исключительно по мере поступления заказа на производство продукции. При применении этой системы часть затрат предприятия из разряда косвенных переходит в разряд прямых. Например, сырье и материалы, приобретённые под конкретный заказ, и большая часть затрат по поставке и погрузке-разгрузке материалов и сырья относятся на данный заказ; конкретное оборудование участвует в производстве конкретного вида продукции, поэтому затраты на ремонт, текущее обслуживание и амортизационные отчисления становятся прямыми затратами и относятся на конкретный вид продукции. Таким образом, целью данной системы является эффективное использование производственных мощностей предприятия, снижение затрат на содержание, хранение и перевозку. И, как следствие, снижение лишних затрат в структуре себестоимости. Основными достоинствами данной системы являются:

- снижение затрат на  содержание, хранение и транспортировку  запасов, что значительно уменьшает  себестоимость продукции;

- снижение доли косвенных  затрат в структуре себестоимости, в связи с чем расчет себестоимости становится более точным;

- сокращение производственного  цикла выполнения заказа.

Основным недостатком данной системы является условие географической близости предприятий – поставщиков, что увеличивает вероятность оперативной поставки материалов и сырья для выполнения заказа "точно в срок". Система учёта затрат JIT с успехом применяется во многих промышленно развитых странах преимущественно на малых и средних предприятиях, выпускающих однородную продукцию. Данную систему можно рассматривать как альтернативу позаказному методу учёта затрат. В российской практике система JIT только набирает популярность, и её применение пока носит единичный характер.

Таким образом, резюмирую итоги главы сделаем вывод, в последнее время в экономике российских хозяйствующих субъектов начала четко прослеживаться тенденция увеличения доли постоянных накладных расходов в общей структуре затрат

 

 

 

 

Глава 2. Анализ себестоимости готовой продукции

ОАО «Хлебозавод №5»

 

2.1 Общая характеристика  ОАО «Хлебзавод № 5»

 

 

ОАО «Хлебзавод № 5» успешно работает на рынке кондитерских и хлебобулочных изделий.

Вся продукция предприятия сертифицирована, вырабатывается из высококачественных натуральных продуктов и не содержит консервантов, отличается высокими вкусовыми качествами, аппетитным внешним видом.

Продукция ОАО «Хлебзавод № 5» получила широкое признание не только потребителей, но и удостоена высших оценок ведущих специалистов в этой области, свидетельство тому – призы и награды, присужденные продукции на Российских выставках.

На предприятии трудятся настоящие мастера, преданные своему делу, которые бережно хранят и соблюдают традиции национального хлебопечения, работая по классической технологии.

Специалисты предприятия не останавливаются на достигнутом, все время находятся в творческом поиске, разрабатывают новые изделия, используя новые технологии.

Рассмотрим организационную структуру ОАО «Хлебзавод № 5» (рис. 2.1).

Организационная структура ОАО «Хлебзавод № 5» является линейно-функциональной. Во главе стоит директор.

Задачами финансового отдела являются:

  • осуществление единой политики предприятия в области финансов;
  • разработка финансовой стратегии предприятия и базы для его финансовой устойчивости;
  • разработка предложений, направленных на обеспечение платежеспособности, увеличение прибыли, снижение издержек;
  • осуществление мероприятий по укреплению финансовой дисциплины на предприятии;

 


Рисунок 2.1 - Организационная структура ОАО «Хлебзавод № 5» 10

 

  • составление и предоставление руководству предприятия сведений о поступлении денежных средств, отчетов о ходе выполнения финансовых планов, информации о финансовом состоянии предприятия;
  • оформление финансово-расчетных и банковских операций в установленные сроки, включая предъявление в банки платежных требований, поручений и других расчетных документов, получение документов на отгрузку продукции, выписок счетов;
  • контроль за правильным и эффективным расходованием денежных средств;
  • обеспечение своевременности оплаты счетов поставщиков и подрядчиков за выполненные работы, оказанные услуги в соответствии с заключенными договорами;
  • формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления;
  • своевременное предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности предприятия, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;
  • создание условий для эффективного использования основных фондов, трудовых и финансовых ресурсов предприятия;
  • обеспечение своевременности и полноты выплаты заработной платы сотрудникам предприятия.

ОАО «Хлебзавод № 5»  осуществляет планирование только затратной  части (расходы на заработную плату сотрудников, услуги связи и интернет, аренду помещения, рекламу  и т.п.) и оперативное планирование денежного потока. Планировать выручку компания может только исходя из аналогичных показателей предыдущих лет.

Оперативное планирование денежного потока на определенный период осуществляется путем составления платежного календаря на основании текущего состояния платежей, заключенных контрактов, подписанных договоров и фактических обязательств. При составлении платежного календаря компания использует данные учета операций по расчетному счету в банке, сведения о  платежах поставщикам,  передача платежных документов в банк, авансовые платежи в бюджет налога на прибыль, имущество и другие налоги, отчисления в социальные внебюджетные фонды, состояние расчетов с дебиторами и кредиторами.

Основные показатели деятельности ОАО «Хлебзавод № 5» представлены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1

Основные показатели деятельности ОАО «Хлебзавод № 5»11

Показатель

Единица измерения

2011 год

2012 год

Отклонение

Отн.

Абс., %

1

2

3

4

5

6

7

1

Выручка от реализации продукции, услуг или объем товарооборота(без НДС)

тыс.руб.

29 670

33 304

3 634

112,25

2

Среднесписочная численность персонала

чел.

40

40

0

100,00

3

Фонд заработной платы персонала

тыс.руб.

7900

8453

553

107,00

4

Среднемесячная заработная плата одного работника

тыс. руб.

16,46

17,61

1

106,99

5

Себестоимость проданных товаров (услуг)

тыс. руб.

22 280

21 670

-610

97,26

6

Валовая прибыль

тыс.руб.

7 390

11 634

4 244

157,43

7

Чистая прибыль

тыс.руб.

1632

2734

1 102

167,52

Информация о работе Анализ себестоимости готовой продукции