Себестоимость продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 00:40, курсовая работа

Краткое описание

Главными задачами развития экономики на современном этапе является всемерное повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций предприятий на внутреннем и международном рынках, что является особенно актуальным вопросом для России, после ее вступления во всемирную торговую организацию (ВТО). Чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей отечественные предприятия должны выгодно выделяться на фоне иностранных предприятий того же типа. Всем известно, что покупателя в первую очередь интересуют цена и качество продукции.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………………….4
Понятие себестоимости продукции. Ее роль в управленческом учете...4
Принципы калькулирования сбестоимости продукции………………...9
Методы учета затрат и калькулирования себестоимости……………..14
Глава 2. Практическая часть…………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.Бадмаева.docx

— 77.63 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………………….4

    1. Понятие себестоимости продукции. Ее роль в управленческом учете...4
    2. Принципы калькулирования сбестоимости продукции………………...9
    3. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости……………..14

Глава 2. Практическая часть…………………………………………………….25

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Главными задачами развития экономики  на современном этапе является всемерное  повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций  предприятий на внутреннем и международном  рынках, что является особенно актуальным вопросом для России, после ее вступления во всемирную торговую организацию (ВТО). Чтобы выдержать острую конкуренцию  и завоевать доверие покупателей  отечественные предприятия должны выгодно выделяться на фоне иностранных  предприятий того же типа. Всем известно, что покупателя в первую очередь  интересуют цена и качество продукции. Чем ниже первый показатель и выше второй, тем лучше и выгоднее для  покупателя и предприятия. Резервы  улучшения этих показателей как  раз и заключены в себестоимости  продукции.

Тема моей курсовой работы «Себестоимость продукции, принципы ее калькулирования». Я считаю, что данный вопрос является одним из наиболее важных   для российских производителей.

Себестоимость продукции  отражает все стороны хозяйственной  деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Получение наибольшего  эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и  финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы  снижения себестоимости продукции.

 Уровень себестоимости связан  с объемом и качеством продукции,  использованием рабочего времени,  сырья, материалов, оборудования, расходованием  фонда оплаты труда и т. д.  Себестоимость, в свою очередь,  является основой определения  цен на продукцию. Систематическое  снижение себестоимости промышленной  продукции – одно из основных  условий повышения эффективности  промышленного производства. Она  оказывает непосредственное влияние  на величину прибыли, уровень  рентабельности, а также на общегосударственный  денежный фонд - бюджет.

Поэтому формирование издержек производства и их учет имеют важное значение для предпринимательской деятельности организаций.

Целью курсовой работы является углубление и закрепление полученных знаний, а также более подробное изучение информации, касающейся формирования себестоимости.

Задачи курсовой работы:

- изучить и проанализировать  роль себестоимости в управленческом  учете;

- ознакомиться с основными принципами  калькулирования себестоимости;

- оценить, насколько расчет себестоимости  продукции зависит от выбранного  метода учета затрат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Понятие себестоимости  продукции. Ее роль в управленческом  учете

Одной из важнейших задач  управленческого учета является калькулирование себестоимости продукции. Себестоимость продукции- это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Главное сущностное содержание себестоимости заключается  в  том, что этот показатель отвечает на вопрос: в какую сумму обошлось предприятию производство продукции и ее продвижение до конечного потребителя? Важнейшей особенностью себестоимости является то, что она носит как бы  объективный характер, то есть не зависит от такого рода обстоятельств, как наличие или отсутствие нормативных документов по ее регулированию, желание или возможность ее исчисления бухгалтерской службой и т.д.

Одно из основных условий  получения достоверной информации о себестоимости продукции —  четкое определение состава производственных затрат. В нашей стране состав себестоимости  продукции регламентируется государством. Основные принципы формирования этого  состава определены в Законе РФ “О налоге на прибыль предприятий и  организаций” и конкретизированы в  Положении о составе затрат. Кроме  того, на основе данного Положения  министерства, ведомства, межотраслевые  государственные объединения, концерны разрабатывают отраслевые положения  о составе затрат и методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) для подведомственных предприятий. Регламентирующая роль государства по отношению к себестоимости продукции проявляется также в установлении норм амортизации основных средств, тарифов отчислений на социальные нужды и др.

Положением о составе  затрат определено, что себестоимость  продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных  ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

В себестоимость продукции, в частности, включаются:

  1. Затраты труда, средств и предметов труда на производство продукции на предприятии. К ним относятся: затраты на подготовку и освоение производства; затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг) обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы по контролю производственных процессов и качества выпускаемой продукции; расходы, связанные с изобретательством и рационализацией; расходы по обслуживанию производственного процесса, обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности; расходы, связанные с набором рабочей силы, подготовкой и переподготовкой кадров; расходы по управлению производством и др.;
  2. Расходы, связанные со сбытом продукции: упаковкой, хранением, погрузкой, транспортировкой (кроме тех случаев, когда они возмещаются покупателем сверх цены на продукцию); оплатой услуг транспортно- экспедиционных и посреднических организаций, комиссионными сборами и вознаграждениями, уплачиваемыми сбытовым и внешнеторговым организациям;  расходы на рекламу, включая участие на выставках, ярмарках и т.д.;
  3. Расходы, непосредственно не  связанные с производством и реализацией продукции на данном предприятии, но их возмещение  путем включения в себестоимость продукции отдельных предприятий необходимо в интересах обеспечения простого воспроизводства (отчисления на покрытие затрат по геолого- разведочным и геолого- поисковым работам, на рекультивацию земель; плата за древесину, отпускаемую на корню, а также плата за воду).

Кроме того, в себестоимости  продукции (работ, услуг) отражаются также  потери от брака, от простоев по внутрипроизводственным причинам, недостачи  материальных ценностей в производстве и на складе в пределах норм естественной убыли, выплата пособий в результате потери трудоспособности из-за производственных травм (на основании судебных решений).

Существует два способа  определения себестоимости. В первом случае составляется смета затрат на производство, в которой затраты  группируются по элементам, во втором случае затраты группируются по статьям, на основании этой группировки составляется калькуляция, здесь затраты группируются в зависимости от места возникновения  и направления использования. Предприятию  очень важно получать достоверную  информацию о структуре себестоимости, для того, чтобы иметь возможность  влиять на себестоимость (т.е. управлять  своими издержками).

То, какие именно затраты будут  включаться в себестоимость продукции  зависит от вида себестоимости:

  1. В цеховую себестоимость  включают прямые затраты и общепроизводственные расходы. Цеховая себестоимость  характеризует затраты цеха на изготовление продукции;
  2. Производственная – состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов. Она показывает величину затрат предприятия, которые связаны с выпуском продукции;
  3. Полная себестоимость – производственная себестоимость, увеличенная на сумму сбытовых расходов. Этот показатель объединяет в себе общие затраты предприятия, связанные как с производством, так и с реализацией продукции.

Кроме того, различают плановую и  фактическую себестоимость. В расчеты  плановой себестоимости включаются максимально допустимые затраты  предприятия на изготовление продукции, предусмотренные планом на предстоящий  период. Фактическая себестоимость  отражает величину действительно затраченных  средств на выпущенную продукцию.

Исчисление себестоимости  необходимо по многим причинам, в том  числе для определения рентабельности отдельных видов продукции и  производства в целом, определения  оптовых цен на продукцию, осуществления  внутрипроизводственного хозрасчета, исчисления национального дохода в  масштабах страны. Себестоимость  продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если она  повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли  и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот.

Себестоимость позволяет  оценить, насколько эффективно предприятие  потребляет материальные ресурсы, полностью  ли оно использует  имеющиеся  основные средства, трудовые ресурсы  и т.д. Снижение себестоимости свидетельствует  о правильной (эффективной) работе предприятия. Если же себестоимость продукции  увеличивается, то можно сделать  вывод о том, что издержки на предприятии  возрастают. Чтобы понять, какие  именно издержки увеличились, необходимо проанализировать себестоимость. Если ее увеличение произошло за счет роста  расходов материально- производственных запасов, то можно утверждать - предприятие неэффективно использует материальные ресурсы. По этой причине на предприятии могут возникнуть повышенные показатели брака в производстве, что отрицательно сказывается на его прибыли. Увеличение же себестоимости за счет роста сбытовых расходов, может свидетельствовать о неэффективной работе складских рабочих, погрузчиков или неправильной транспортировкой товара.

По результатам такого анализа на предприятии могут  быть приняты управленческие решения, направленные на устранение ошибок в  организации производственного  и сбытового процессов.

Таким образом, правильный расчет себестоимости важен не только для  бухгалтерского финансового учета  и отчетности, но также для управленческого  учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Принципы калькулирования себестоимости продукции.

Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) – заключительный этап расчета (учета) затрат. Он состоит в исчислении себестоимости единицы выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг путем деления затрат, связанных с производством, на количество единиц продукции. Особенности калькулирования себестоимости продукции конкретного предприятия зависит от его специфики (отраслевая особенность, технологические процессы, дислокация по территории), и заключается в выборе объекта калькулирования и соответствующего метода учета затрат, или комбинации методов.

Калькулирование на любом предприятии, независимо от его вида деятельности, размера и формы собственности, организуется в соответствии с определенными принципами.

  1. Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц.  Во многих случаях объекты учета затрат и объекты калькулирования не совпадают. Объектами учета затрат являются места их возникновения, виды или группы однородных продуктов.  Местом возникновения затрат в управленческом учете называют структурные единицы и подразделения предприятия, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов (рабочие места, бригады, цехи т.п.).

Под объектом калькулирования (носителем затрат) понимают виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные для реализации на рынке.

В добывающих отраслях промышленности при отсутствии незавершенного производства  (например, в энергетической, газовой, нефтяной и т.д.) объект учета затрат совпадает с объектом калькулирования (носителем затрат). То же наблюдается на предприятиях с индивидуальным характером производства (например, предприятия тяжелого машиностроения), а также в организациях, работающих по системе заказов (предприятия бытового обслуживания, ремонтные мастерские аудиторские фирмы и т.д.). В тех производствах, где технологический процесс делится на  ряд стадий (переделов), такого  соответствия не наблюдается. Например, в текстильной отрасли объектами учета затрат становятся отдельные переделы- прядение, ткачество, отделка, а объектом калькулирования- готовая продукция, т.е. ткань. Другими словами, выбор объекта учета затрат зависит от технологических особенностей производства, специфики производимой продукции.

Информация о работе Себестоимость продукции