Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:19, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование организации бухгалтерского учета движения материально-производственных запасов и системы внутреннего контроля их сохранности. Задачами дипломной работы являются рассмотрение общетеоретических вопросов учета движения материальных ценностей, изучение структуры материальных ресурсов, документального оформления движения материалов, учета их поступления и отпуска на производственные и хозяйственные нужды, организации оперативного и бухгалтерского учета движения материальных ценностей и контроля за их использованием, сохранностью в организациях.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 9
1.1 Понятие, классификация материально-производственных запасов 9
1.2 Оценка материальных ценностей 13
1.3 Складской учет материалов и его взаимосвязь с данными бухгалтерского учета……………………………………………22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЛИСТ»…29
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Лист» 29
2.2 Учет поступления материалов 32
2.3 Учет материалов на складе и в бухгалтерии 38
2.4 Учет выбытия материалов 42
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ООО «ЛИСТ»………………………………….…………...47
3.1 Необходимость контроля сохранности материально-производственных запасов в организации 47
3.2 Сущность, функции, механизм действия системы контроля материально-производственных запасов 56
3.3 Влияние внутреннего контроля на качество и объем выпскаемой продукции и прибыль…………………………67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………….. 90
ПРИЛОЖЕНИЯ
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых
по времени приобретения
ООО «Лист» в соответствии с учетной политикой принимает материалы к учету по фактической себестоимости, а списание производит по средней стоимости, которая определяется по каждой группе материалов, как частное отделение общей себестоимости группы материалов на их количество, соответственно складывающиеся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в этом месяце.
Производим расчеты для экономического обоснования эффективности вышеизложенных методов оценки материально-производственных запасов ООО «Лист».
Таблица 1
Данные прихода и расхода сырья
Дата поступления краски печатной |
Количество л |
Цена за л |
Сумма руб. |
Списано л |
Остаток на 19.11.11 |
12360 |
3,26 |
40293,60 |
- |
19.11 |
4160 4020 3725 |
3,00 3,00 3,20 |
12480,00 12060,00 11920,00 |
8280 |
21.11 |
4070 4025 |
3,40 3,65 |
13838,00 14691,25 |
10300 |
22.11 |
4075 4050 |
3,50 4,15 |
14262,50 16807,50 |
9300 |
Итого |
28125 |
3,48 |
96059,25 |
27880 |
себестоимость единицы краски печатной: 96059,25/28125 = 3,415.
Из этого следует, что
фактическая стоимость
списано: 8280 х 3,26 = 56992,80 (руб.);
расчет средней цены: (12360.3.26 + 4160.3 + 4020.3 + 3725 х 3.2)/(12360 + 4160 + 4020 + 3725) = 3,16 (руб.).
списано: 9300 х 3,28 = 30504
фактическая стоимость израсходованной краски печатной: 26992,8 + 32580,34 + 30504 = 90077,14.
фактическая стоимость израсходованной краски печатной:
8280 х 3,26 + 4080 х 3,26 + 4160 х 3 + 2060 х 3 + 1960 х 3 + 3725 х 3,2 + 3615 х 3,4 = 89044.6.
Из вышеперечисленных
расчетов фактической себестоимости
списанной в производство видно,
что стоимость израсходованного
сырья при расчете
В ООО «ЛИСТ» применяют метод постоянно рассчитываемой средней себестоимости. Это означает, что средняя цена определенного вида материалов рассчитывается заново при каждом новом поступлении материалов. По ней материалы списываются в производство до момента следующего поступления материалов на склад. Поступления основного вида сырья на предприятие происходит ежедневно. Таким образом, краска печатная списывается в производство ежедневно по вновь определенным ценам.
Процесс определения средней стоимости материалов на предприятии полностью автоматизирован, в противном случае его осуществление в рамках данного предприятия было бы невозможным в силу большой номенклатуры и частоты поступлений и списаний материалов.
Изменение стоимости материалов и сырья происходит под воздействием инфляционных процессов. Современная экономическая ситуация крайне нестабильна, что оказывает большое влияние на цены рынка сырья.
Наиболее предпочтительно в данных условиях для ООО «Лист» при оценке материалов и сырья пользоваться методом средней стоимости.
Учетной политикой ООО «Лист» принято считать реализацию по отгрузке, то по мере отпуска материалов покупателям их отражают как реализованные на счете 62
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит счета 90 «Продажи»
и списывают
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит счета 10 «Материалы.
Выявленный на счете 91 «Прочие доходы и расходы» финансовый результат от реализации материалов списывают на счет 99 «Прибыли и убытки» на отдельный субсчет (прибыль - дебет счета 91, кредит счета 99; убыток - дебет счета 99; кредит счета 91).
При реализации материальных
запасов, синтетический учет которых
ведется по фактической себестоимости,
их списывают со счета 10 в дебет
счета 91 в течение месяца по учетным
ценам, а по окончании месяца такой
же проводкой списывают отклонения
фактической себестоимости
Безвозмездная передача материалов, как и всякое их выбытие, находит свое отражение на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету счета отражают себестоимость материалов (счет 10), расходы связанные с передачей (разные счета) в зависимости от характера расходов. Потери от безвозмездной передачи (кредит счета 91) подлежат списанию за счет добавочного капитала организации (счет 83), а в случаях, когда его окажется недостаточно, - за счет имеющихся собственных источников (фонда накопления, нераспределенной прибыли отчетного года или прошлых лет). То есть в бухгалтерском учете будут отражены следующие проводки:
1) Списана себестоимость материалов:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит счета 10 «Материалы»
2) Начислен в бюджет НДС:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит счета 68 «Налоги и сборы» субсчет «Расчеты по НДС»
3) Списаны затраты по передаче материалов:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит счета 20 «Основное производство».
У ООО «Лист» в декабре 2011г. образовались излишки полиграфической краски, себестоимость которых составила 60 000 руб. Было принято решение продать краску за 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.).
Бухгалтер ООО «Лист» сделал следующие проводки:
Дебет 62 «Покупателя и заказчики» Кредит 91-1 «Прочие доходы и расходы - 118 000 руб. - отражена выручка от продажи материалов;
Дебет 51 «Расчетные счета Кредит 62 «Покупателя и заказчики» - 118 000 руб. - поступили денежные средства от покупателя;
Дебет 91-2 «Прочие доходы и расходы» Кредит 68 «Налоги и сборы» субсчет «Расчеты по НДС» - 18 000 руб. - начислен НДС к уплате в бюджет;
Дебет 91-2 «Прочие доходы и расходы» Кредит 10 «Материалы» -
60 000 руб. - списана себестоимость проданных материалов;
Дебет 91-9 «Прочие доходы и расходы» Кредит 99 «Прибыли и убытки» - 40 000 руб. (118 000 - 60 000 - 18 000) - отражена прибыль от продажи материалов.
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ООО «ЛИСТ»
3.1 Необходимость
контроля сохранности
Задачи контроля материально-производственных
запасов – проверка их сохранности;
законности и правильности документального
оформления операций по поступлению, перемещению
и выбытию; правильности отражения
на счетах бухгалтерского учета операций
по поступлению, перемещению и выбытию
материально-производственных запасов;
своевременное выявление
С целью организации текущего контроля за сохранностью запасов, оперативного выявления возможных расхождений между данными бухгалтерского учета и их фактическим наличием по отдельным наименованиям и (или) группам в местах хранения и эксплуатации, в ООО «Лист» проводятся проверки.
Для проведения комплекса
работ по выявлению фактического
наличия запасов, сопоставления
фактического наличия запасов с
данными бухгалтерского учета, документальному
оформлению фактов несоответствия количества,
качества, ассортимента поступающих
запасов соответствующим
Персональный состав постоянно
действующей ревизионной
В состав указанных комиссий включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (юристы, инженеры, экономисты, техники и т.д.).
В состав ревизионной комиссии включаются представители службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.
Бухгалтерская служба организации обязана:
- осуществлять контроль за своевременностью и полнотой проведения ревизий;
- требовать сдачи материалов
ревизий в бухгалтерскую
- следить за своевременным
завершением ревизий и
- отражать на счетах
бухгалтерского учета
По результатам ревизий
и проверок принимаются
Производственный процесс изготовления любого вида продукции практически всегда связан с образованием промышленных отходов. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в настоящее время регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"16. В соответствии со ст. 1 указанного Закона под промышленными отходами понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, использованных на производство продукции, которые полностью или частично утратили свои потребительские качества. Промышленные отходы подразделяются на два вида: возвратные и безвозвратные.
К возвратным отходам относятся
те, которые частично утратили свои
потребительские свойства и могут
использоваться организацией вновь, но
с пониженным выходом готовой
продукции. К безвозвратным отходам,
как правило, относятся технологические
потери, возникающие в связи с
технологическими особенностями
В целях определения
- Методические рекомендации
по вопросам планирования и
учета затрат на производство
и реализацию продукции (работ,
- Методические рекомендации
по вопросам планирования и
учета затрат на производство
и реализацию продукции (работ,
Как следует из п. 2.3.1 Методических рекомендаций для полиграфии возвратные отходы полиграфического производства делятся на две группы:
- используемые в производстве;
- не используемые в производстве.
К возвратным отходам, используемым в дальнейшем производственном процессе, относятся те, которые могут использоваться при выполнении полиграфических работ. К таковым относятся: срыв бумаги, остатки бумаги на втулках, обрезки бумаги, картона и переплетных тканей, весовой лоскут переплетных материалов, бракованная бумага, обрезки рулонной фольги, отходы бронзовой бумаги в листах, остатки целлофана на втулках, обрезки целлофана и т.п.