Организация бухгалтерского учета движения материально-производственных запасов и системы внутреннего контроля их сохранности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:19, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование организации бухгалтерского учета движения материально-производственных запасов и системы внутреннего контроля их сохранности. Задачами дипломной работы являются рассмотрение общетеоретических вопросов учета движения материальных ценностей, изучение структуры материальных ресурсов, документального оформления движения материалов, учета их поступления и отпуска на производственные и хозяйственные нужды, организации оперативного и бухгалтерского учета движения материальных ценностей и контроля за их использованием, сохранностью в организациях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 9
1.1 Понятие, классификация материально-производственных запасов 9
1.2 Оценка материальных ценностей 13
1.3 Складской учет материалов и его взаимосвязь с данными бухгалтерского учета……………………………………………22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЛИСТ»…29
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Лист» 29
2.2 Учет поступления материалов 32
2.3 Учет материалов на складе и в бухгалтерии 38
2.4 Учет выбытия материалов 42
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ООО «ЛИСТ»………………………………….…………...47
3.1 Необходимость контроля сохранности материально-производственных запасов в организации 47
3.2 Сущность, функции, механизм действия системы контроля материально-производственных запасов 56
3.3 Влияние внутреннего контроля на качество и объем выпскаемой продукции и прибыль…………………………67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………….. 90
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

диплом н.docx

— 429.52 Кб (Скачать)

Кроме сводной ведомости  движения материалов, организация может  составлять ведомость распределения (ведомость расхода) материалов, в  которой указываются корреспондирующие  синтетические счета и субсчета учета расхода материалов в зависимости  от направления их использования.

Итак, из вышесказанного можно  сделать следующий вывод: контроль за движением и сохранностью материальных ценностей в организации осуществляется путем составления и утверждения:

- схемы документооборота. В рамках схемы документооборота  утверждаются формы документов  по учету материальных ценностей  (в том числе, разработанные  в организации), указываются должностные  лица (утверждаются образцы их подписей), отвечающие за движение материальных ценностей на каждом этапе и за прохождение сопутствующих движению документов, а также сроки передачи документов в бухгалтерию организации. В рамках схемы утверждается также выбранный организацией метод учета ценностей на складах (количественный или количественно-суммовой);

- реестра мест хранения. Выше было отмечено, что каждому  складу присваивается постоянный  номер, который впоследствии указывается  на всех документах, относящихся  к операциям данного склада;

- единой для всех подразделений  системы классификации и присвоения  номенклатурного номера единице  учета материальных ценностей;

- рабочего плана счетов (с необходимым количеством субсчетов  и аналитических признаков) по  учету материальных ценностей,  позволяющего обособленно учитывать  движение ценностей в разрезе  мест хранения, поставщиков, видов,  сортов, размеров и других аналитических  признаков. Необходимое количество  аналитических признаков определяется  путем согласования с заинтересованными  пользователями информации (специалистами  по формированию регистров налогового  учета, по анализу эффективности  деятельности, по снабжению, по  развитию, по маркетингу, по складскому  учету и т.п.);

- порядка и сроков проведения  инвентаризации МПЗ.

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ  БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЛИСТ» 

 

2.1 Организационно-экономическая  характеристика ООО «Лист» 

 

ООО «Лист» активно работает на рынке наружной и интерьерной рекламы с 2007 года. За этот период компания зарекомендовала себя как надежный и динамично развивающийся производитель рекламной продукции на рынке Среднего Поволжья.

 Общество является  юридическим лицом с момента  государственной регистрации. Оно  имеет в собственности обособленное  имущество, учитываемое на его  самостоятельном балансе, может  от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные  права, быть истцом и ответчиком  в суде. Общество имеет гражданские  права и обязанности, необходимые  для осуществления любых видов  деятельности, не запрещенных законом.

Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «Лист». Сокращенное фирменное наименование: ООО «Лист».

Техническая политика ООО «Лист» направлена на создание гибкого производства с высокой степенью автоматизации, позволяющего выпускать широкую номенклатуру продукции, быстро осваивать новые изделия за счет использования станков с компьютерным управлением и универсальной штамповой оснасткой. Практически все технологические операции выполняются на собственном оборудовании без привлечения сторонних организаций. В результате долгой и упорной работы по модернизации производственного оборудования (поиск и приобретение необходимых станков, обучение персонала работе на станках с компьютерным управлением) продукция ООО «Лист» характеризуется как высококачественная и надежная на отечественном рынке. Она успешно используется как в разных отраслях промышленности, так и у физических лиц. Низкие цены и высокое качество поставляемой  продукции - это гарантия быстрой окупаемости вложенных в предприятие средств.

Руководство текущей  деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом  Общества – Генеральным директором. Генеральный директор подотчетен Общему собранию участников. Генеральный директор назначается на должность и освобождается  досрочно от должности Общим собранием  участников Общества. Генеральным директором может быть назначен из числа участников – физических лиц, либо могут быть избранны любые другие лица, обладающие, по единогласному мнению Общего собрания, необходимыми знаниями и опытом. Генеральный директор должен действовать в интересах Общества, добросовестно и разумно.

Вопросами стабильного сбыта  продукции, отслеживания цен, ассортимента товаропроизводителей-конкурентов, оперативного решения вопросов снабжения предприятия  сырьем, материалами и комплектующими занимается одна из служб предприятия, в которую входят отделы маркетинга, сбыта и снабжения.

 

Рис 2. Организационная структура ООО «Лист»

 

Бухгалтерский учет на ООО «Лист» осуществляется в соответствии с учетной политикой. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций  ведется автоматизированным способом с использованием персональных компьютеров, по журнально-ордерной форме, путем двойной записи на взаимоувязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

На ООО «Лист» действует автоматизированная система бухгалтерского учета и отчетности «1С: Предприятие 8.1». Программа «1С: предприятие 8.1» является универсальной бухгалтерской программой и предназначена для ведения синтетического и аналитического бухгалтерского учета по различным разделам.

При изучении учетной политики предприятия установлено:

  • переоценка основных средств не производится;
  • амортизация объектов основных средств и нематериальных активов производится линейным способом;
  • учет приобретения материалов производится без использования счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;
  • фактическая себестоимость материальных ресурсов списывается в производство по средней себестоимости;
  • общехозяйственные расходы и расходы на продажу списываются в на себестоимость;
  • выручка для целей бухгалтерского учета определяется по методу отгрузки.

Главный бухгалтер предприятия  обеспечивает формирование учетной  политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской  отчетности. Кроме того, он осуществляет соответствие осуществляемых хозяйственных  операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Обязанности главного бухгалтера регламентируются положением о бухгалтерии, должностной инструкцией главного бухгалтера и трудовым договором:

Бухгалтерия - это участок  производства, которое работает с  документами, отражающими уже свершившийся факт хозяйственной деятельности. Поэтому  быстрота и четкость обработки данных, отчетов зависит от работы всех подразделений  предприятия. И они тоже должны проявлять  профессионализм и оперативность. От правильности оформления поданных ими документов и от срока их подачи во многом зависит работа бухгалтерии.

На бухгалтерскую службу ООО «Лист» возложены следующих функций в отношении ведения бухгалтерского учета: организационной, методологической, аналитической, учетной, контрольной, расчетной, отчетной, исполнительской, архивной.

Основная задача главного бухгалтера здесь заключается в  том, чтобы заставить другие подразделения  вовремя представлять нужные документы  и отчеты в бухгалтерию.

Работу по составлению  графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота в обязательном порядке утверждается приказом руководителя предприятия. При  этом график должен устанавливать на предприятии рациональный документооборот, то есть предусматривать оптимальное  число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным  документом, определять минимальный  срок его нахождения в подразделении. Данный график должен способствовать улучшению всей учетной работы на предприятии. Он служит для усиления контрольных функций бухгалтерского учета, повышения уровня механизации  и автоматизации учетных работ.

 

    1.   Учет поступления материалов

Синтетический учет материально-производственных запасов в ООО «Лист» ведется на счете 10 «Материалы». Он предназначен для обобщения

информации о наличии  и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря, тары и  других ценностей организации. Материальные ценности на счете 10 «Материалы» учитываются  по фактической себестоимости их приобретения или заготовления или  по плановой себестоимости до составления  годовой отчетной калькуляции, после  составления которой плановая себестоимости корректируется до фактической себестоимости. В ООО «Лист» материально-производственные запасы учитываются по фактической себестоимости.

К счету 10 «Материалы» открыты  субсчета:

  • 10-1 «Сырье и материалы»
  • 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»
  • 10-3 «Топливо»
  • 10-4 «Тара и тарные материалы»
  • 10-5 «Запасные части»
  • 10-6 «Прочие материалы»
  • 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»
  • 10-8 «Строительные материалы»
  • 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» и др.
  • 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»
  • 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» На предприятии ООО «Лист» применяется большое количество материальных ресурсов, которые, как и в любом другом производстве, делятся на основные и вспомогательные. Основными материалами считаются те, из которых непосредственно изготавливается готовая продукция. К ним относятся сырье, основные материалы и полуфабрикаты. К основным материалам относятся: бумага, картон, переплетные материалы (в том числе нетканое полотно); типографский сплав (гарт); металлизированные краски; краски печатные и добавки к ним; каптал; клеевые вещества; лак для лакирования; марля; нитки, термонити;

парафин для обработки  бумаги; проволока; лавсановая, триацетатная и фототехническая пленки; фольга для тиснения и фольга для печатных форм, целлофан; полиамидная смола; растворители для лаков; печатные пластины (ДОЗАКЛ, фотополимерные пластины и  т.д.); тонер; противоотмарывающий порошок; резинотканевое офсетное полотно; гидрофильная бумага. Все остальные материалы, используемые в производстве, считаются вспомогательными.

Также по элементу «Сырье и  материалы» отражаются:

- материалы, используемые  в процессе выполнения работ  для обеспечения нормального  технологического процесса и  для упаковки продукции или  расходуемые на другие производственные  и хозяйственные нужды (проведение  испытаний, контроль, содержание, ремонт  и эксплуатацию оборудования, зданий, сооружений, других основных средств  и прочего);

- запасные части для  ремонта оборудования, инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования и  другие материальные ценности, не  относимые к основным средствам  (т.е. со сроком полезного использования  менее 12 мес.);

- покупные комплектующие  изделия и полуфабрикаты, подвергающиеся  дополнительной обработке или  сборке;

- работы и услуги производственного  характера сторонних организаций.  При этом следует иметь в  виду, что перечень работ и  услуг производственного характера  определен в приложении 2 к Методическим  рекомендациям;

- природное сырье (плата  за воду, забираемую из водохозяйственных  систем в пределах установленных  лимитов);

- топливо всех видов,  расходуемое на технологические  цели, выработку всех видов энергии  (электрической, тепловой, сжатого  воздуха, холода и других видов), отопление зданий;

- энергия всех видов  (электрическая, тепловая, пневматическая  и другие виды), расходуемая на  технологические, энергетические, двигательные  и другие производственные и  хозяйственные нужды организации.

 ООО «Лист» в декабре  2011 года  заказало в типографии  печать буклетов для заказчика.  Расходы на оплату работ по  изготовлению заказов составили  20 000 руб. без НДС. Стоимость  бумаги, которая использовалась  для выполнения заказа, составила  10 000 руб. без НДС.

После заключения договора с типографией бумага была отгружена  ей с выписанной соответствующей  накладной. В этом же отчетном месяце получен отчет из типографии о  полном расходе бумаги.

В бухгалтерском учете  расходы, связанные с тиражированием продукции, оформляются следующими записями:

Дебет счета 10 "Материалы", субсчет "Материалы, переданные в переработку", Кредит счета 10 "Материалы", субсчет "Сырье и материалы", - 10 000 руб. - передана бумага в типографию.

После получения типографского  отчета были сделаны проводки:

Дебет счета 20 "Основное производство" Кредит счета 10 "Материалы", субсчет "Материалы, переданные в переработку", - 10 000 руб. - списана стоимость израсходованной бумаги.

Информация о работе Организация бухгалтерского учета движения материально-производственных запасов и системы внутреннего контроля их сохранности