Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:19, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование организации бухгалтерского учета движения материально-производственных запасов и системы внутреннего контроля их сохранности. Задачами дипломной работы являются рассмотрение общетеоретических вопросов учета движения материальных ценностей, изучение структуры материальных ресурсов, документального оформления движения материалов, учета их поступления и отпуска на производственные и хозяйственные нужды, организации оперативного и бухгалтерского учета движения материальных ценностей и контроля за их использованием, сохранностью в организациях.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 9
1.1 Понятие, классификация материально-производственных запасов 9
1.2 Оценка материальных ценностей 13
1.3 Складской учет материалов и его взаимосвязь с данными бухгалтерского учета……………………………………………22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЛИСТ»…29
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Лист» 29
2.2 Учет поступления материалов 32
2.3 Учет материалов на складе и в бухгалтерии 38
2.4 Учет выбытия материалов 42
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ООО «ЛИСТ»………………………………….…………...47
3.1 Необходимость контроля сохранности материально-производственных запасов в организации 47
3.2 Сущность, функции, механизм действия системы контроля материально-производственных запасов 56
3.3 Влияние внутреннего контроля на качество и объем выпскаемой продукции и прибыль…………………………67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………….. 90
ПРИЛОЖЕНИЯ
Дебет счета 20 "Основное производство" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 20 000 руб. - стоимость услуг по тиражированию продукции согласно договору с типографией.
Материальные расходы уменьшаются на сумму возвратных отходов, связанных с технологическим процессом (при подготовке рулонов к печати - в виде срывов, остатков на гильзах). Такие отходы могут применяться для хозяйственных целей. Стоимость возвратных отходов определяется в зависимости от цены возможного использования или продажи.
ООО «Лист» в соответствии
с учетной политикой (
Аналитический учет поступления материально-производственных запасов осуществляется по каждому складу, подразделению, другим местам хранения материалов, а внутри них - по каждому наименованию (номенклатурному номеру), группе материалов на основании карточек учета материалов по форме N М-17. (Приложение 2)
В ООО «Лист» ведется автоматизированный учет, при котором все учетные регистры составляются при помощи вычислительной техники. Применение организацией автоматизированных учетных программ позволяет обеспечить формирование таких учетных регистров как:
1) оборотная ведомость движения материалов по номенклатурным номерам в разрезе складов, подразделений, мест хранения;
2) ведомость расхода материалов по объектам;
3) оборотная ведомость по
4) оборотная ведомость движения
материалов по
5) другие регистры согласно
На каждое наименование (номенклатурный номер) открываются карточки учета материалов. В карточках отражается движение материалов (приход, расход) на основании первичных учетных документов (приходных, расходных, на внутренние перемещения), сдаваемых в бухгалтерскую службу, а также остаток. Ежемесячно составляются оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подразделению.
В оборотных ведомостях указываются:
В каждой оборотной ведомости выводятся
итоги сумм по каждой странице, по группам
материалов и общий итог по складу
(подразделению). На основе указанных
оборотных ведомостей составляется
сводная оборотная ведомость, в
которую переносятся итоги
ООО «Лист» приобрело у ООО "Движение" 125 упаковок бумаги для офисной техники. Стоимость бумаги составила 13 749,95 руб. (в том числе НДС - 2097,45 руб.). Оплата произведена по безналичному расчету. Стоимость одной упаковки бумаги составляет 93,22 руб. (без учета НДС).
Для получения бумаги 12 августа 2011 г. выдана доверенность N 57 менеджеру организации Плахину Игорю Петровичу (Приложение 3). При получении бумаги на складе ООО "Движение" менеджеру организации И.П. Плахину выдана накладная от 12 августа 2011 г. N 364, а также счет-фактура. В тот же день бумага сдана на склад организации (Приложение 4,5).
Бухгалтерия ООО «Лист» для оформления первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета 18 августа 2011 г. получила на складе организации бумагу в количестве 10 упаковок по требованию-накладной N 115 (Приложение 6). В соответствии с ОК 015-94 наименованию единицы измерения "упаковка" соответствует код 778. ООО «Лист» ведет автоматизированный учет, для чего разработала собственные кодировки. Для заполнения реквизита требования-накладной "Код вида операции" применяется код 0285. Бухгалтер ООО «Лист» сделал следующие бухгалтерские проводки:
2.3 Учет материалов на складе и в бухгалтерии
Производственные запасы материалов пополняются за счет их поставок предприятиями-поставщиками или прочими организациями на основе договоров. В последних предусматриваются: наименование материалов, их количество, цена, срок поставок, порядок расчетов, способ транспортировки, санкции за несоблюдение условий договора, порядок приемки и т.п. Предприятия-поставщики на отгруженную продукцию выписывают платежное требование-поручение и счета-фактуры, передают их покупателю, последние передают их в свой банк для оплаты. Оперативный учет выполнения договорных обязательств на ООО «Лист» осуществляет отдел маркетинга, поэтому платежные требования-поручения и счета-фактуры в первую очередь поступают в этот отдел или финансовый. Там проверяют соответствие их договорам, регистрируют в журнале учета поступающих грузов (ф №М-1), делают отметку в книге учета выполнения договоров и акцептируют, т.е. дают согласие на оплату.
После регистрации платежные
документы получают внутренний номер
(регистрационный) и передаются в
бухгалтерию предприятия для
оплаты, а квитанция и товарно-
С этого момента у бухгалтерии предприятия возникают расчеты с поставщиками. После поступления груза на склад выписывается приходный ордер, затем при реестре сдается в бухгалтерию, где таксируется и прикладывается к платежному документу. По мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку из расчетного счета о списании денежных средств в пользу предприятия-поставщика.
Учет расчета с поставщиками товарно-материальных ценностей и услуг организуется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Счет по отношению к балансу – пассивный: сальдо кредитовое свидетельствует о суммах задолженности предприятия поставщикам и подрядчикам по неоплаченным счетам и неотфактурированными поставками: оборот по дебиту о суммах оплат, списаний и зачетов за отчетный месяц; оборот по кредиту – о суммах по принятым к оплате акцептированным платежным документам и неотфактурированным поставкам за отчетный месяц.
От ООО «Движение» 12 августа 2011 года поступили материалы бумага для офисной техники на сумму 13 749 рублей 95 копеек на складе в этот же день был составлен приходный ордер по форме № М-4 (Приложение 7) в одном экземпляре материально ответственным лицом.
Все операции движения материалов на ООО «Лист» осуществляет заведующий складом, являющийся материально ответственным лицом. Дисциплинарная, материальная и уголовная ответственность материально ответственных лиц определяется действующим законодательством.
Приказом по ООО «Лист» установлен список должностных лиц, которым дано право затребовать материалы, разрешить их отпуск со склада. Распоряжения главного бухгалтера ООО «Лист» в части учета материальных ценностей обязательны для заведующего складом, других материально ответственных лиц, должностных лиц и работников организации.
ООО «Лист» ведет наиболее прогрессивный и рациональный метод учета материалов – оперативно-бухгалтерский (сальдовый). Основные принципы оперативно-бухгалтерского метода следующие:
оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета на складе при помощи карточек складского учета, которые ведутся материально-ответственными лицами;
систематический контроль работников
бухгалтерии непосредственно на
складе за правильностью и
предоставление бухгалтерии права проверки соответствия фактических остатков материалов в натуре данным текущего складского учета;
осуществление бухгалтерией
учета движения материалов только в
денежном выражении по учетным ценам
и фактической себестоимости
в разрезе групп материалов и
мест их хранения, а при наличии
ВУ – также в разрезе
систематическое подтверждение (взаимосверка) данных складского учета путем сопоставления остатков материалов по данным складского (количественного) учета, оцененных по принятым, учетным ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.
Оперативно-бухгалтерский
Разноска из лимитно-заборных карт в карточки складского учета материалов данных об отпуске может производиться и по мере закрытия карт (если они на одну позицию материалов), но не позднее первого числа следующего за отчетным месяцем. В этом случае лимитные карты в течении месяца хранятся вместе с соответствующими карточками складского учета. Остаток в карточке выводится после каждой записи. В обязанности кладовщика входят запись учетных цен в документы на приход и расход материалов и номер записи по складской карточке. В установленные графиком сроки кладовщик составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов (ф. № М-13) с указанием количества доходов, их номеров и групп материалов к которым они относятся.
Бухгалтер материального
отдела принимает от материально-ответственного
лица документы при реестрах непосредственно
на складе, тщательно проверяет
Работник бухгалтерии проводит на складах контрольные, выборочные проверки фактического наличия остатка материалов, особенно дефицитных и дорогостоящих. О выявленных нарушениях в работе материально-ответственное лицо и по результатам выборочной проверки замечания выносятся в специальный журнал склада и докладываются главному бухгалтеру организации.
По состоянию на первое число каждого месяца материально-ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в ведомости учета остатков материалов (ф. № М-14). Эта ведомость открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Хранится она в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца, а первого и второго числа следующего за отчетным месяцем он возвращает ее в бухгалтерию. В обязанность материально-ответственного лица входят контроль за соответствием фактических остатков по номенклатурным номерам, установленным нормам запасов (максимум, минимум) и сообщение об отклонениях отделу маркетинга.
По окончании месяца на основании данных о приобретении и заготовлении материалов бухгалтерия ООО «Лист» определяет:
Ежемесячно в бухгалтерской службе предприятия на основании данных службы склада формируются ведомость остатков по складу предприятия, ведомости остатков материалов, находящихся в производстве по материально-ответственным лицам.
2.4 Учет выбытия материалов
На рисунке 3 приведена схема расхода материальных ценностей на предприятии ООО «Лист».
Склад предприятия ООО «Лист»
Производство
Сторонние организации
Общехозяйственные нужды
Рис. 3. Схема расхода материальных ценностей на предприятии ООО «Лист»
На предприятии ООО «Лист» материалы расходуются на:
На стоимость материалов, фактически отпущенных в производство, бухгалтер ООО «Лист» делает проводку по кредиту счета 10:
Дебет 20 (23, 29) Кредит 10
- списаны материалы на
нужды основного (
При отпуске материально-