Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:19, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование организации бухгалтерского учета движения материально-производственных запасов и системы внутреннего контроля их сохранности. Задачами дипломной работы являются рассмотрение общетеоретических вопросов учета движения материальных ценностей, изучение структуры материальных ресурсов, документального оформления движения материалов, учета их поступления и отпуска на производственные и хозяйственные нужды, организации оперативного и бухгалтерского учета движения материальных ценностей и контроля за их использованием, сохранностью в организациях.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 9
1.1 Понятие, классификация материально-производственных запасов 9
1.2 Оценка материальных ценностей 13
1.3 Складской учет материалов и его взаимосвязь с данными бухгалтерского учета……………………………………………22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЛИСТ»…29
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Лист» 29
2.2 Учет поступления материалов 32
2.3 Учет материалов на складе и в бухгалтерии 38
2.4 Учет выбытия материалов 42
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ООО «ЛИСТ»………………………………….…………...47
3.1 Необходимость контроля сохранности материально-производственных запасов в организации 47
3.2 Сущность, функции, механизм действия системы контроля материально-производственных запасов 56
3.3 Влияние внутреннего контроля на качество и объем выпскаемой продукции и прибыль…………………………67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………….. 90
ПРИЛОЖЕНИЯ
При оценке материально-производственных
запасов может применяться
Сиз = Он + Сп - Ок, (1.1)
где Сиз - стоимость израсходованных материалов,
Он и Ок - стоимость начального и конечного остатков материалов соответственно,
Сп - стоимость поступивших материалов.
При методе ФИФО (от английского "first in - first out") применяется правило, заключенное в его английском названии "первая партия в приход - первая партия в расход".
Оценка запасов методом
ФИФО основана на допущении, что материальные
ресурсы используются в течение
месяца и иного периода
Организация может применять в течение отчетного года как элемент учетной политики один метод оценки по каждому отдельному виду (группе) материально-производственных запасов.
Способ списания товарно-материальных запасов влияет на две основные финансовые категории:
- себестоимость продукции
(работ, услуг) в части прямых
материальных затрат и, как
следствие, формирование
- стоимость оборотных
активов в структуре баланса
на конец отчетного периода,
что, в свою очередь, влияет
на такие категории
1.3 Складской учет материалов и его взаимосвязь с данными бухгалтерского учета
Для учета запчастей, автомобильных шин, горюче-смазочных материалов, спецодежды и прочих материалов могут применяться следующие формы12:
- N М-2 "Доверенность";
- N М-2а "Доверенность";
- N М-4 "Приходный ордер";
- N М-7 "Акт о приемке материалов";
- N М-8 "Лимитно-заборная карта";
- N М-11 "Требование-накладная";
- N М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону";
- N М-17 "Карточка учета материалов".
Чтобы получить материальные ценности непосредственно от поставщиков либо от транспортных компаний, доставивших их, какой-либо сотрудник организации выступает в качестве ее доверенного лица13. Для подтверждения полномочий сотрудника оформляется доверенность формы N N М-2 и М-2а. Этот документ выписывается в одном экземпляре и выдается под расписку получателю доверенности, причем выдать доверенность можно только работнику организации, выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается. Доверенность должна быть полностью заполнена и иметь образец подписи лица, на имя которого она выдана.
На материалы, поступающие по договорам купли-продажи, поставки и иным аналогичным договорам, организация получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные и сопроводительные документы. К расчетным документам относятся, в частности, платежные требования, счета, товарно-транспортные накладные. Сопроводительными документами являются спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и другие документы (п. 44 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания по учету МПЗ)).
Поступившие в организацию счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты и другие сопроводительные документы передаются соответствующему подразделению организации как основание для приемки и принятия материалов к учету (п. 47 Методических указаний по учету МПЗ).
Первичным документом, служащим для принятия к учету поступивших материалов, является приходный ордер - форма N М-4 . Документ составляет материально ответственное лицо в день поступления материальных ценностей на склад при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству). Выписывается в одном экземпляре на фактически принятое количество материальных ценностей.
Вместо приходного ордера
приемка и оприходование
В случае обнаружения при приемке количественных и качественных расхождений, расхождений по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщиков оформляется акт о приемке материалов - форма N М-7. Этот акт нужно составить и при приемке материалов, поступивших без документов. Акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.
Акт составляется в двух
экземплярах членами приемной комиссии.
В этой работе обязательно должны
участвовать материально
После приемки ценностей
один экземпляр акта с приложенными
к нему документами передается в
бухгалтерию, другой передается в отдел
снабжения (при наличии такого подразделения
в организации) или в бухгалтерию
для направления претензии
Если в организации установлены лимиты отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, то применяется лимитно-заборная карта - форма N М-8. Документ оформляется в двух экземплярах на одно наименование материала (один номенклатурный номер), один из которых передается до начала месяца потребителю материалов, а другой на склад.
Учет движения МПЗ между
подразделениями организации
Если материалы отпускаются подразделениям своей же организации, расположенным за пределами ее территории, а также сторонним организациям на основании договоров и других документов, то оформляется накладная на отпуск материалов на сторону - форма N М-15.
Накладная выписывается в двух экземплярах на основании договоров, нарядов и иных соответствующих документов при предъявлении получателем доверенности. Первый экземпляр передается складу, как основание для отпуска материалов, второй - получателю материалов.
Аналитический учет организуется по складам, производственным подразделениям (цехам, участкам, переделам и др.) и другим местам хранения материалов, а внутри них - в разрезе каждого наименования (номенклатурного номера), групп материалов, субсчетов и синтетических счетов14. Он ведется:
- по данным оборотных ведомостей;
- сальдовым методом.
В организациях используются два варианта учета материалов с использованием оборотных ведомостей.
1. В бухгалтерской службе
ведутся карточки
В местах хранения материально-производственных запасов (складах, кладовых) аналитический учет также ведется в карточках количественно-суммового учета. В них ежемесячно выводятся обороты за месяц и остатки на начало следующего месяца.
Таким образом, в бухгалтерской службе дублируется складской учет, с той лишь разницей, что в бухгалтерской службе ведется количественный и суммовой учет, а на складах и подразделениях - только количественный учет.
По данным карточек в бухгалтерии ежемесячно составляются оборотные ведомости материалов по местам их хранения, в которых указываются:
- номенклатурный номер
материала (в случае его
- наименование материала
с указанием отличительных
- единица измерения;
- цена;
- остаток на начало месяца - количество и сумма;
- приход за месяц - количество и сумма;
- расход за месяц - количество и сумма;
- остаток на конец месяца - количество и сумма.
В каждой оборотной ведомости выводятся итоги сумм по каждой странице, по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу (подразделению). На их основе составляется сводная оборотная ведомость, в которую переносятся итоги оборотных ведомостей складов.
Ежемесячно сводные оборотные ведомости сверяются с данными синтетического учета материалов, а данные карточек в бухгалтерии - с данными карточек складов.
2. Карточки количественно-
Оборотные ведомости и
сводные оборотные ведомости
ведутся так же, как в первом
варианте. Остатки в оборотных
ведомостях сверяются с остатками,
выведенными в карточках
Сальдовый метод учета материалов заключается в том, что в бухгалтерии не ведется количественный и суммовой учет движения материалов в разрезе их номенклатурных номеров и не составляются оборотные ведомости. Учет движения материалов ведется в разрезе групп, субсчетов и балансовых счетов материалов в бухгалтерии только в денежном выражении, исходя, как правило, из учетных цен.
Материально ответственные лица складов на основании первичных документов ведут количественный учет материалов в карточках учета материалов формы N М-17. Сотрудник, ведущий бухгалтерский учет материалов по данному складу, принимает первичные учетные документы от материально ответственных лиц, проверяет их, сверяет с документами каждую запись в карточках учета материалов и подтверждает это своей подписью в карточках. Одновременно проверяет правильность выведения остатков.
Количественные остатки материалов на первое число каждого месяца на основании карточек учета материалов по каждому номенклатурному номеру переносятся в сальдовую ведомость.
Остатки материалов, записанных
в сальдовой ведомости, таксируются
по каждому номенклатурному
Сальдовая ведомость составляется
в бухгалтерии по той же форме,
что и оборотная ведомость, за
исключением оборотов. На основании
сальдовых ведомостей составляется
сводная сальдовая ведомость
по складам организации в целом.
Данные сальдовых ведомостей ежемесячно
сверяются с данными
Независимо от принятого
метода аналитического учета материалов
в бухгалтерии ведется