Финансовый анализ хозяйственной деятельности МУП

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:55, дипломная работа

Краткое описание

Агропромышленный комплекс России начал формироваться как единое целое в середине семидесятых годов, когда были созданы материально-технические, научно-теоретические и социально-экономические предпосылки для объединения многочисленных отраслей народного хозяйства в единый комплекс, главная задача которого состоит в максимальном удовлетворении потребностей населения в продуктах питания и товарах народного потребления.

Динамика и темпы развития сельского хозяйства во многом определяются уровнем производства в отраслях промышленности, изготавливающих для него средства производства. Кроме того, развитие сельского хозяйства тесно связано с эффективной деятельностью отраслей и производств, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия. Это в первую очередь относится к отраслям и производствам по ремонту техники, строительству сельскохозяйственных объектов, снабжению средствами производства, транспортировке продукции и материалов и др.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Задачи и цели управления финансами

1.2 Классификация основных методов и приемов финансово-экономического анализа предприятия и его информационная база

1.3 Теоретические подходы к финансово-экономическому анализу

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУП «БИРСКИЙ ПЛОДОСОВХОЗ РБ»

2.1 Экономическая характеристика предприятия МУП «Бирский плодосовхоз РБ»

2.2 Организационная структура предприятия, его ресурсы и цели

2.3 Внешняя и внутренняя среда предприятия, его конкурентная позиция

3. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МУП «БИРСКИЙ ПЛОДОСОВХОЗ РБ»

3.1 Анализ основных производственных и финансовых результатов

3.2 Анализ статей баланса, их структуры и динамики, оценка ликвидности баланса

3.3 Анализ финансового состояния предприятия с помощью финансовых коэффициентов

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

дипломка.doc

— 645.50 Кб (Скачать)

     Часто руководители предприятий считают, что их основная миссия - получение прибыли. Выбор такой узкой миссии предприятия, как прибыль, ограничивает возможность руководства изучать допустимые альтернативы при принятии решения. В результате ключевые факторы могут быть не рассмотрены и последующие решения могут привести к низкому уровню эффективности предприятия.

     Действительно, удовлетворяя внутренние потребности, предприятие, в конечном счете, сможет выжить. Но, чтобы заработать прибыль, ему необходимо следить за средой своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятию рынка. Поэтому именно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель предприятия [16, с. 85].

     Целями  хозяйственной деятельности МУП «Бирский плодосовхоз РБ» являются [9]:

     -насыщение продовольственного рынка высококачественной продукцией;

     -восстановление природного плодородия земель;

     -удовлетворение социально-экономических потребностей трудового коллектива и участников (собственников) предприятия за счет получения прибыли от финансово-хозяйственной деятельности. 

     2.3 Внешняя и внутренняя среда  предприятия, его конкурентная  позиция 

     Любое предприятие находится и функционирует  в среде. Задача стратегического  управления состоит в обеспечении  такого взаимодействия предприятия со средой, которое позволяло бы ему поддерживать свой потенциал на уровне, необходимом для достижения его целей.

     Для того, чтобы определить стратегию  предприятия и провести эту стратегию  в жизнь, руководство должно иметь  углубленное представление как  о внутренней среде предприятия, его потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней предприятием. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются в первую очередь для того, чтобы вскрыть те возможности и угрозы, которые предприятие должно учитывать при определении своих целей и при их достижении.

     Внешняя среда является источником, питающим предприятие ресурсами, необходимыми для поддержания его внутреннего потенциала на должном уровне. Но ресурсы внешней среды не безграничны и на них претендуют многие другие предприятия, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует опасность того, что предприятие не сможет получить необходимые ресурсы из внешней среды.

     Анализ  внешней среды помогает контролировать внешние, по отношению к предприятию, факторы, получать важные результаты (время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и на разработку стратегий).

     Угрозы  и возможности, с которыми сталкивается предприятие, можно выделить следующим  образом:

     1) Экономические факторы. Некоторые  факторы в экономической окружающей  среде должны постоянно диагностироваться  и оцениваться, так как состояние  экономики влияет на цели предприятия. Это темпы инфляции, платежный баланс, уровень занятости населения, величина валового национального продукта, нормы налогообложения и т.п. Каждый из этих показателей может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.

     На  мой взгляд, МУП «Бирский плодосовхоз РБ» очень важно обращать внимание на общий уровень экономического развития сельского хозяйства, на тип и уровень развитости конкурентных отношений, на изменения в налогообложении импорта-экспорта сельхозпродукции и продуктов питания, так как данные факторы оказывают существенное влияние на определение стратегических направлений развития сельскохозяйственных предприятий.

     2) Политические факторы. Государственная  политика, как внешняя, так и  внутренняя, оказывает существенное влияние на деятельность предприятий. В связи с этим политические факторы могут стать причиной возникновения непредвиденных угроз, а также источником новых возможностей развития предприятий.

     3) Рыночные факторы. Рыночная среда  представляет собой постоянную опасность для предприятия. К факторам, воздействующим на успехи и провалы в деятельности предприятия, относятся: распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, легкость проникновения на рынок новых конкурентов.

     К рыночным факторам, воздействующим на деятельность сельскохозяйственных предприятий, в том числе и МУП «Бирский плодосовхоз РБ», следует отнести:

     -отсутствие единого лидера;

     -большое количество конкурентов;

     -большое количество потребителей;

     -возрастающие требования к качеству продукции.

     4) Технологические факторы. Анализ  технологической среды должен, по  меньшей мере, учитывать изменения  в технологии производства. Руководитель любого предприятия должен следить за тем, чтобы не подвергнуться "шоку будущего", разрушающему предприятие.

     Понимая влияние технологических факторов, МУП «Бирский плодосовхоз РБ» в процессе производства сельхозпродукции использует передовую технику и современные аграрные технологии, семена интенсивных сортов , применяет новейшие средства защиты растений и эффективные минеральные и органические удобрения.

     5) Факторы конкуренции. Любое предприятие  должно исследовать действия  своих конкурентов, анализировать  и оценивать их цели и стратегию, проводить обзор отрасли, в которой функционирует предприятие, углубленно изучать сильные и слабые стороны конкурентов.

     Следует отметить, что сельскохозяйственные предприятия, в том числе и  МУП «Бирский плодосовхоз РБ», не являются исключением в данном вопросе.

     6) Факторы социального поведения.  Эти факторы включают в себя  меняющиеся отношения, ожидания  и нравы общества (роль предпринимательства, движение в защиту интересов потребителей, поддержка отечественного товаропроизводителя и т.д.).

     Необходимо  заметить, что факторы социального  поведения не оказывают значительного влияния на деятельность МУП «Бирский плодосовхоз РБ», т.к. его продукция является основой основ в производстве продуктов питания.

     Таким образом, анализ внешней среды позволяет предприятию определить перечень опасностей и возможностей, с которыми оно сталкивается во внешней среде. Однако для успешного планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках предприятия [15].

     Внутренняя  среда предприятия является источником ее жизненной силы. Она заключает  в себе тот потенциал, который  дает возможность предприятию функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может быть также и источником проблем и даже гибели предприятия в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования предприятия.

     Внутренняя  среда предприятия – эта та часть общей среды, которая находится в рамках предприятия. Она оказывает постоянное и самое непосредственное влияние на эффективность деятельности предприятия [16].

     Рассмотрим  слабые и сильные стороны МУП «Бирский плодосовхоз РБ», а также постараемся выявить потенциальные возможности и угрозы, которые могут оказать воздействие на его дальнейшее развитие.

     Сильные стороны:

     -наличие высококвалифицированных специалистов;

     -использование современных аграрных технологий и техники;

     -выращивание высокопродуктивных пород скота;

     -применение высокоэффективных средств защиты растений, минеральных и органических удобрений;

     -использование элитных семян для выращивания высокоурожайных сельскохозяйственных культур;

     -хорошая репутация на рынке сельскохозяйственной продукции.

     Слабые  стороны:

     -отсутствие четких стратегических направлений;

     -отсутствие мощного перерабатывающего оборудования;

     -недостаток площадей для длительного хранения продукции;

     -подверженность влиянию климатических условий.

     Возможности:

     -выход на внешний рынок сельскохозяйственной продукции;

     -расширение ассортимента реализуемой продукции за счет внедрения мощностей по переработке сельхозпродукции;

     -проведение селекционной работы с целью выращивания и реализации племенного скота.

     Угрозы:

     -возможность появления новых конкурентов;

     -изменения в законодательстве России, касающиеся аграрного сектора экономики;

     -отрицательное влияние климатических условий.

     Такие сильные стороны предприятия, как  использование передовой техники  и современных аграрных технологий, применение высокоэффективных средств защиты растений, минеральных и органических удобрений, использование семян высокоурожайных сортов, позволит МУП «Бирский плодосовхоз РБ» выйти на международный рынок сельхозпродукции.

     Следует отметить, что для реализации имеющихся  у предприятия возможностей, ему необходимо выработать четкие стратегические направления, произвести подбор, приобретение и пусконаладочные работы современного оборудования по переработке сельскохозяйственной продукции, а в связи с этим параллельно решить вопрос увеличения площадей для длительного хранения собранного урожая.

     Как отмечалось выше, конкурентная позиция  предприятия довольно сильна, оно  имеет ряд преимуществ по сравнению  со своими потенциальными соперниками. Поэтому такая угроза, как появление новых конкурентов, не должно вызывать у предприятия серьезных опасений.

     Изменения в законодательстве России, касающиеся аграрного сектора экономики, могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие предприятия. Однако и в том и в другом случае такие изменения будут оказывать влияние на всех отечественных производителей сельскохозяйственной продукции.

     Возможное неблагоприятное влияние климатических  условий предприятие должно стремиться компенсировать за счет использования передовой техники и современных аграрных технологий, семян интенсивных сортов, эффективных средств защиты растений и т.д.

     Отсутствие  четких стратегических направлений  может отрицательно сказаться на перспективах развития предприятия  при наличии перечисленных угроз. Отсутствие мощного перерабатывающего оборудования снижает вариантность направлений развития предприятия, а недостаток площадей для длительного хранения продукции не дает возможности сохранять ее в больших объемах до того периода, когда реализация сельхозпродукции осуществляется по более высоким ценам.

     Конкурентная  позиция предприятия – это  его потенциальная возможность (текущие  предпосылки) сохранять или увеличивать  конкурентоспособность в долгосрочном периоде.

     Иными словами, конкурентная позиция предприятия определяется совокупностью параметров, определяющих возможность (потенциал) и способность предприятия эффективно функционировать на рынке (удерживать или увеличивать свою рыночную долю, иметь достаточно высокий уровень рентабельности) в перспективе [14].

     Анализ конкурентной позиции МУП «Бирский плодосовхоз РБ» проведем на основе модели "пяти сил конкуренции", представленной на рис. 2.8.

     

     Рис. 2.2. Модель пяти сил конкуренции

     Конкуренция между отраслевыми предприятиями

     Основными конкурентами МУП «Бирский плодосовхоз РБ» являются сельскохозяйственные предприятия Бирска.

     Конкуренция со стороны предприятий из других отраслей

Информация о работе Финансовый анализ хозяйственной деятельности МУП