Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 16:40, курсовая работа
Цель курсовой работы — изучение организации и методики бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями, их роль в платежеспособности организации.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность, принципы, формы и процедуры расчетов. Организацию бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями;
изучить учет расчетов с поставщиками и покупателями;
предложить учет расчетов с поставщиками и покупателями, пути его совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Экономическая сущность, принципы, формы и процедуры расчетов. Организация бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями.
5
1.1 Экономическая сущность и значение учета расчетов с поставщиками и покупателями, основные принципы их организации. Формы и процедуры расчетов, их роль в рациональной организации платежного оборота.
5
1.2 Цель и задачи учета расчетов с поставщиками и покупателями. 12
1.3 Краткая экономическая характеристика КЖРЭУП «Новобелицкое» 15
2.Учет расчетов с поставщиками и покупателями, пути его совершенствования.
23
2.1 Документальное оформление расчетных операций. Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и покупателями.
23
2.2 Инвентаризация расчетов с поставщиками и покупателями учет её результатов.
32
2.3 Пути совершенствования бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями.
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
Расчеты ведутся с бюджетом, банками, органами страхования, различными общественными организациями, благотворительными фондами, непосредственно с работниками и др. Всевозможные, расчеты, возникающие между организациими, ведутся при помощи денег. С их помощью завершается превращение денежной формы оборотных средств в производственные запасы, получение денежной выручки и заключенного в ней чистого дохода. Этим самым денежные расчеты выступают важнейшим фактором обеспечения кругооборота средств, а их своевременное завершение служит необходимым условием непрерывного процесса производства.
Расчеты совершаются в двух формах: безналичные (путем безналичных перечислений через систему банка); наличные (в виде платежей наличными деньгами).
Безналичные расчеты – расчеты, производимые без участия наличных денег путем списания средств в банке со счета плательщика и зачисления их на счет получателя или путем зачета взаимных требований хозяйственных органов
Заключительной стадией в безналичных расчетах является платеж. Положение о безналичных расчетах регулирует условия, сроки и место платежа, содержание и форму денежно-расчетных документов, порядок их составления, сдачи в банк и пересылки другим организациям и учреждениям банка, а также материальную ответственность сторон при нарушении существующих расчетов и договорной дисциплины [17, с.258].
Движение денежно-расчетных документов между организациями и организациими, между ними и банком, а также между кредитными учреждениями называется документооборотом. Безналичные расчеты имеют большое значение. Они способствуют концентрации временно свободных средств банке, сокращают потребность народного хозяйства в наличных деньгах, а также затраты на изготовление и транспортировку денежных знаков, их хранение. В процессе безналичных расчетов организации и организации осуществляют взаимный контроль за выполнением договорных обязательств. Это способствует ускорению процесса производства и обращения товарно-материальных ценностей, укрепляет хозяйственный расчет и финансовое состояние предприятий и организаций.
Выполняя расчетные функции, банки содействуют своевременному заключению и выполнению хозяйственных договоров как со стороны покупателя, так и со стороны поставщика. Особо важную роль играют кредитные учреждения в осуществлении и контроля за аккуратным выполнением организациями, организациими и учреждениями денежных обязательств перед бюджетом, поставщиками и банками, К организациям, нарушающим платежную дисциплину, применяются меры экономической ответственности [3, с.73].
В процессе безналичных расчетов банки выступают в качестве аппарата общегосударственного учета и контроля за производством и распределением общественного продукта, за хозяйственно-финансовой деятельностью организаций и предприятий, за соблюдением ими платежной и договорной дисциплины. Как сказано выше расчеты в зависимости от экономического содержания делятся на две группы – по товарным операциям (около 75%) и финансовым обязательствам (около 25%). Расчеты с поставщиками и покупателями в свою очередь подразделяются на иногородние и одногородние (внутригородские).
Под иногородними понимают расчеты между поставщиками и покупателями, обслуживаемыми кредитными учреждениями, находящимися в разных населенных пунктах. Внутригородскими называются расчеты между поставщиками и покупателями, обслуживаемыми одним и тем же кредитным учреждением (или разными кредитными учреждениями, находящимися в пределах одного и того же города), а также в разных населенных пунктах, но обслуживаемыми одним вычислительным центром. Наряду с безналичными расчетами, осуществляемыми путем списания со счетов плательщика и зачисления на счет покупателя всей суммы платежа, существуют расчеты, основанные на зачете взаимных требований предприятий и организаций. В той же мере, в какой эти требования взаимно уравновешиваются и совпадают во времени, происходит их погашение; деньги на счетах используются лишь для оплаты сальдо (остатка) взаимных требований.
Расчеты с поставщиками и
Рисунок 1.1. Виды расчетов
Источник : [7, с. 404]
Хозяйственные
связи - необходимое условие
Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одна организация выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другая - их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком.
Четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств. Повышение платежеспособности организации и совершенствование расчетов с поставщиками, покупателями, другими дебиторами и кредиторами способствует правильно организованный бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Учет расчетов с поставщиками по поставкам товаров является важным элементом в системе бухгалтерского учета.
В процессе деятельности организации вступают во взаимоотношения с другими организациями по поводу приобретения товаров (материалов). Так, приобретая товары (материалы), необходимые для производственного процесса, организации вступают в расчетные взаимоотношения с поставщиками.
При реализации произведенной продукции у них возникают расчетные отношения с покупателями. Кроме этого, организации вступают во взаимоотношения с налоговыми органами, Фондом социальной защиты населения, Белорусским республиканским унитарным страховым организации «Белгосстрах». У них могут возникать расчетные взаимоотношения с отдельными лицами, вышестоящими и иными организациями по перераспределению средств, долевому участию и другим обязательствам.
Расчеты организации всех форм собственности по своим обязательствам с другими хозяйствующими субъектами за полученные товарно-материальные ценности, услуги и работы производят, как правило, в безналичном порядке через учреждения банков.
В
соответствии с Инструкцией о
банковском переводе, утвержденной Постановлением
Правления Национального банка Республики
Беларусь от 29 марта 2001 г. № 66 (с изменениями
и дополнениями), в основу правового регулирования
безналичных расчетов было положено содержание
банковских операций на осуществление
платежей -кредитовые и дебетовые банковские
переводы (рисунок 1.2).
Рисунок
2.1. Виды банковских переводов
Источник:
[3, с. 132]
Кредитовым считается банковский перевод, инициатором которого является плательщик - должник по обязательству, лежащему в основании платежа.
Дебетовым
— банковский перевод, инициатором которого
является получатель денег (бенефициар),
т.е. банк или клиент, в пользу которого
осуществляется перевод. Эти переводы
именуются как расчеты инкассо. [3, с. 132]
Акцептная форма применяется при расчетах за отгруженные товары (работы, услуги); по обязательствам, возникающим в результате проведения банковских операций; в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Акцепт - согласие плательщика на оплату. Он может быть предварительным и последующим. Предварительный акцепт - согласие плательщика, полученное банком до поступления платежного требования на его оплату в день поступления. Последующий акцепт - согласие плательщика, полученное банком после поступления платежного требования в течение срока, установленного нормативными документами (не позднее пяти рабочих дней). Безакцептная форма используется при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке (без его согласия) на основании исполнительных документов, определяемых законодательными актами, например по решению судебных органов, инспекции Министерства по налогам и сборам и др. [3, с. 132]
Расчеты платежными поручениями осуществляются на основании платежного поручения, которое содержит поручение плательщика обслуживающему банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя. Поручение используется для расчетов за полученные товарно-материальные ценности и по нетоварным операциям; предварительной оплаты; авансовых платежей. Поручения могут быть представлены в банк в течение десяти дней со дня их выписки. При перечислении средств двум и более получателям плательщик может представить в банк сводное поручение на бланке установленной формы.
Поручение представляется в банк в трех экземплярах. Первый экземпляр служит основанием для списания средств со счета плательщика и после совершения операции помещается в документы для банка плательщика; второй - направляется получателю для приложения к выписке из его счета; третий - выдается плательщику.
Расчеты платежными требованиями-поручениями осуществляются на основе документа, который является расчетным и содержит требование получателя средств к плательщику оплатить на основании направленных ему, минуя обслуживающий банк, расчетных, отгрузочных и других документов, предусмотренных договором, стоимость поставленных по договору товарно-материальных ценностей, произвести платежи по другим операциям.
Требования-поручения выписываются получателем средств и вместе с отгрузочными и другими документами направляются непосредственно плательщику. Плательщик при согласии оплатить (полностью или частично) требование-поручение представляет его в обслуживающий банк в трех экземплярах. Требование-поручение принимается банком к исполнению в сумме, акцептованной плательщиком. [3, с. 132]
Расчеты платежными требованиями осуществляются при помощи платежного документа, содержащего требование получателя средств к плательщику об уплате определенной суммы через банк. Форма расчетов платежными требованиями определяется в договоре между плательщиком и получателем средств и применяется для расчетов за отгруженные (отпущенные) товарно-материальные ценности.
В целях ускорения расчетов между плательщиком и получателем средств договором может быть предусмотрена оплата требований в день их поступления в банк плательщика. Для этого плательщик должен представить в обслуживающий его банк список организаций, с которыми заключены договора на оплату требований в день их поступления в банк плательщика. В списке должны быть указаны номер и дата заключения договоров. Он должен быть заверен подписями должностных лиц и оттиском печати плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати. Требования, подлежащие оплате в день поступления в банк, должны содержать надпись: «Оплата в день поступления». Требования, подлежащие оплате с предварительным акцептом, оплачиваются на следующий день после истечения срока предварительного акцепта. При наступлении платежа и отсутствии достаточных средств на счете плательщика требование оплачивается частично. [3, с. 132]
Плательщик
имеет право заявить
Расчеты чеками применяются только для безналичных расчетов за товарно-материальные ценности между юридическими (физическими и юридическими) лицами. Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обоснованное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Последний предоставляет в банк по месту открытия своего расчетного счета принятые в уплату чеки вместе с поручением-реестром.
Улучшению использования денежных ресурсов, оптимизации кредитования, совершенствованию расчетов с поставщиками, покупателями, другими дебиторами и кредиторами способствует правильно организованный бухгалтерский учет.
Основными задачами этого учета является: