Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 16:40, курсовая работа
Цель курсовой работы — изучение организации и методики бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями, их роль в платежеспособности организации.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность, принципы, формы и процедуры расчетов. Организацию бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями;
изучить учет расчетов с поставщиками и покупателями;
предложить учет расчетов с поставщиками и покупателями, пути его совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Экономическая сущность, принципы, формы и процедуры расчетов. Организация бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями.
5
1.1 Экономическая сущность и значение учета расчетов с поставщиками и покупателями, основные принципы их организации. Формы и процедуры расчетов, их роль в рациональной организации платежного оборота.
5
1.2 Цель и задачи учета расчетов с поставщиками и покупателями. 12
1.3 Краткая экономическая характеристика КЖРЭУП «Новобелицкое» 15
2.Учет расчетов с поставщиками и покупателями, пути его совершенствования.
23
2.1 Документальное оформление расчетных операций. Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и покупателями.
23
2.2 Инвентаризация расчетов с поставщиками и покупателями учет её результатов.
32
2.3 Пути совершенствования бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями.
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
Источник: Таблица составлена по материалам КЖРЭУП «Новобелицкое»
Как видим рентабельность расходов, в 2009гг. по сравнению с 2008г. увеличилась и на 01.01.2010г. составила 1,75п.п. Рентабельность продаж характеризует долю прибыли от реализации в выручке от реализации товаров, в цене реализации. Рентабельность продаж в 2009 году по сравнению 2008 годом увеличилась на 17,50.п.
Таким образом, для дальнейшего улучшения платежеспособности и укрепления финансового положения прежде всего, необходимо действовать в следующих направлениях: ускорить оборачиваемость капитала в текущих активах, в результате чего произойдёт относительное его сокращение; обосновано уменьшить запасы и сократить затраты, в результате чего должна увеличиваться чистая прибыль; увеличивать собственный оборотный капитал за счет использования полученной прибыли на развитие реализации, тем самым снижать потребность в заемных средствах финансирования.
На КЖРЭУП «Новобелицкое» бухгалтерский учет ведется согласно учетной политике, которую разрабатывает главный бухгалтер и утверждает приказом руководитель организации.
Утвержденная учетная политика обязательна для применения в течение отчетного года, на который она разработана. Основными нормативными документами, на основании которых разрабатывается учетная политика организации, являются: ст. 6 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности»; постановление Министерства финансов РБ от 17.04.2002г. № 62 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»; Типовой план счетов бухгалтерского учета, утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003г. № 89.
Руководство
бухгалтерским учетом осуществляет
главный бухгалтер или лицо его
заменяющее. Прием и сдачу дел при замене
главного бухгалтера оформляется актом
после проверки состояния бухгалтерского
учета и достоверности отчетности. Акт
утверждается директором КЖРЭУП «Новобелицкое»
Права и обязанности главного бухгалтера
определены ст. 10, 11 Закона «О бухгалтерском
учете и отчетности». Бухгалтерская отчетность
(консолидированная) КЖРЭУП «Новобелицкое»
представляется: органам государственной
налоговой инспекции по месту регистрации
предприятия; другим государственным
органам, на которые в соответствии с законодательством
предусмотрено получение соответствующей
отчетности.
2
УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ
И ПОКУПАТЕЛЯМИ, ПУТИ
ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1
Документальное оформление
расчетных операций.
Бухгалтерский учет
расчетов с поставщиками
и покупателями
В КЖРЭУП «Новобелицкое» бухгалтерский учет полностью автоматизирован на основе внедрения программного средства 1С : Бухгалтерия 7.7. Поэтому регистры большая часть документации по расчетам, в том числе синтетического и аналитического учета, являются всевозможного рода машинограммы по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Для осуществления своей хозяйственной деятельности организация осуществляет закупку материалов путем заключения договоров поставки с поставщиками. По договору поставщик обязуется в обусловленные сроки, передать покупателю товар предпринимательской деятельности, а покупатель обязуется уплатить за него определенную цену. (Приложение 4,5)
Сторонами договора являются поставщик и покупатель как юридические лица осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Документальное оформление поступления и приемки материалов в КЖРЭУП «Новобелицкое» зависит от способов их доставки, вида используемого транспорта, применяемых форм расчетов, от места приемки товаров, состояния транспортной тары.
Все первичные документы по коммерческой сделке покупки товаров можно сгруппировать по принципу «исходящий документ», по их назначению и видам.
Документы, составляемые поставщиком, при отправке груза:
За качество и достоверность первичных документов ответственность несут его составители.
При предварительной оплате за товары (материалы) до их отправки поставщик выписывает на имя покупателя счет фактуру в двух экземплярах, в которой указывает наименование, количество, отпускную цену, ее обоснование и стоимость товаров. Срок ее действия – 10 дней.
Первый экземпляр счета-фактуры вручают покупателю, на основании которого он выписывает платежное поручение в трех экземплярах и сдает в обслуживающее отделение банка для оплаты.
После получения оплаты поставщик выписывает товарную накладную на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 в двух экземплярах. В заголовочной ее части указывают коды УНН, ОКПО, а в случаях установленных законодательством, - номера лицензий грузоотправителя, грузополучателя и заказчика (плательщика); в содержательной части указывается наименование, характеристика товара (сорт, размер, расфасовка и т.д.), его количество, отпускная цена (без налога на добавленную стоимость), ставка и сумма налога на добавленную стоимость, обоснование цены (договор, прейскурант, протокол согласования цен), стоимость товарно-материальные ценности и другие реквизиты. Она является товаросопроводительным документом на отгруженные товарно-материальные ценности (материалы) и вручается покупателю. Товарная накладная формы ТН-2 – бланк типовой строгой отчетности.
При последующей оплате поставщик выписывает товарную накладную в трех экземплярах, сдает груз для отправки покупателю и получает грузовую квитанцию, а затем выписывает на имя покупателя платежное требование (платежное требование-поручение) в трех экземплярах.
При расчетах платежными требованиями поставщик в обслуживающее отделение банка сдает платежное требование, в котором обязательно указывает дату и номер договора, дату отгрузки, номер товарного документа, способ отправки, обоснование цены на товарно-материальные ценности (материалы).
Товарные документы и документы, удостоверяющие качество продукции или заменяющие их, поставщик либо прикладывает к представленным на инкассо требованиям, либо направляет по почте непосредственно плательщику, о чем делают ссылку в платежных требованиях. При других формах расчетов все документы поставщик направляет покупателю в порядке, согласованном в договоре.
КЖРЭУП «Новобелицкое» груз принимает экспедитор, с ним заключен договор о материальной ответственности. Экспедитору выдают доверенность на получение товарно-материальных ценностей (ф. № М-2а), которая является бланком строгой отчетности.
Доверенность выписывает
Экспедитор принимает товарно-материальные ценности: по количеству мест и массе, если товарно-материальные ценности находятся в исправной опломбированной таре; по количеству единиц и качеству, если товарно-материальные ценности находятся в открытой или поврежденной таре.
Экспедитор КЖРЭУП «Новобелицкое» приемку товарно-материальных ценностей от поставщика осуществляет на основании товаросопроводительных документов поставщика.
Приемку товарно-материальных ценностей по количеству и качеству осуществляют в условленные договором сроки в соответствии с нормативно-технической документацией и Положением о приемке товарно-материальных ценностей по количеству и качеству.
На недостачу (порчу) товарно-материальных ценностей, возникшую по вине перевозчика в момент приемки товарно-материальных ценностей составляют коммерческий акт. Его составляет комиссия, в которую входят представители покупателя и перевозчика, акт составляется в трех экземплярах.
В случае выявления при приемке товарно-материальных ценностей расхождений по количеству и качеству с данными товаросопроводительных документов поставщика создается комиссия, которая составляет акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приемке товарно-материальных ценностей в трех экземплярах.
Комиссию для приемки товарно-
Акт может быть составлен в двух экземплярах по форме, предусмотренной в договоре, если между их представителями при приемке груза на предприятии розничной торговли достигнуто согласие о количестве недостающих товарно-материальных ценностей, их стоимости, характере недостачи, выявленных дефектах и причинах их возникновения. Фактически поступившие товарно-материальные ценности (материалы) работники КЖРЭУП «Новобелицкое» приходуют по покупным ценам на основании товарных (товарно-транспортных) накладных от поставщиков.
В товарно-транспортной накладной обязательно указывают номер и дату доверенности, по которой получен товар экспедитором; номер и дату составления акта об установленных расхождениях по количеству и качеству; сведения о разгрузке товарно-материальных ценностей и др. Доверенность может заменить штамп организации, если это предусмотрено договором.
К товарной (товарно-транспортной) накладной поставщик прикладывает документы, удостоверяющие их качество и безопасность для здоровья потребителей; сертификат качества, удостоверение о государственной гигиенической регистрации, срок годности.
На товарно-материальные ценности, подготовленные к отправке самовывозом, поставщик выписывает товарно-транспортную накладную формы № ТТН-1 в четырех экземплярах.
Второй экземпляр остается у грузоотправителя для списания товарно-материальных ценностей, а три экземпляра вручают водителю (экспедитору) при отправке груза покупателю. К товарной (товарно-транспортной) накладной прилагаются документы, удостоверяющие качество товарно-материальных ценностей (Приложение 6).
Поступившие от поставщиков и выписанные покупателям документы бухгалтерия КЖРЭУП «Новобелицкое» обрабатывает в 1С : Бухгалтерии 7.7.
Записи в электронном журнале документов производят в хронологическом порядке по мере поступления первичных документов.
Систему документов по расчетам можно представить следующими образом (рис. 2.1 и 2.2)
Рисунок
2.1 Система документов по расчетам с поставщиками
при поставке товаров
Источник: Рисунок составлен по
материалам КЖРЭУП «
Рисунок 2.2 Система документов по расчетам поставщиками за услуги
Источник: Рисунок составлен по
материалам КЖРЭУП «