Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 17:47, курсовая работа
Цель работы – организация учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам на предприятии.
Для достижения цели предлагается решить следующие задачи:
- изучить виды, сущность и основные функции налогов и сборов;
- рассмотреть организацию учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на конкретном предприятии;
- проанализировать автоматизацию учета по налогам и сборам на предприятии;
- сделать выводы по полученной информации;
1.2 Нормативное регулирование по налогам и сборам
Под законодательством о налогах и сборах понимают совокупность актов законодательства, регламентирующих порядок и правила установления, введения и взимания налогов и сборов на территории Российской Федерации. Система российского налогового законодательства это - взаимосвязанная совокупность всех нормативных актов различного уровня, принятых представительными органами власти и содержащих налогово-правовые нормы [3]. Поскольку налоговое законодательство не отнесено Конституцией РФ к исключительному ведению Российской Федерации, оно включает три уровня нормативно-правового регулирования – федеральный, региональный и местный. Анализ ст.1 НК РФ позволяет сформировать состав налогового законодательства как трехуровневую систему правового регулирования, включающую в себя: 1) Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах; 2) Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, включающее региональные законы о налогах и сборах; 3) Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. В силу п. 1 ст. 1 законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. О каких "федеральных законах" здесь идет речь? Большинство авторов считают, что к "законодательству о налогах и сборах следует отнести не только те федеральные законы, которые приняты по прямому указанию НК РФ, но и иные федеральные законы, которые содержат положения, направленные на регулирование отношений, указанных в ст.2 Налогового кодекса РФ" и относят к ним, в частности, Закон РФ "О налоговых органах Российской Федерации" и Федеральный Закон "О соглашениях о разделе продукции". Нельзя забывать и еще один важный момент. К актам налогового законодательства относятся также федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действовавшие на территории РФ на момент вступления в силу отдельных частей НК и прямо не признанные законодателем утратившими силу. Такие акты действуют в части, не противоречащей НК, и подлежат приведению в соответствие с ним. Дело в том, что процесс кодификации налоговых норм происходил не одномоментно, но в течение целого ряда лет. К моменту принятия общей части НК налоговое законодательство состояло из множества отдельных, подчас противоречивых законодательных актов. По мере создания объективных и субъективных предпосылок одни из них, утрачивая силу, консолидировались в НК РФ, другие - продолжали действовать параллельно с НК. Кстати, этот процесс до сих пор еще не закончен (хотя и близок к завершению). В частности в настоящее время действует Закон РФ от 29.07.2004 г № 95-ФЗ "(ред. от 23.07.2013 г) «О налогах на имущество физических лиц" - федеральный закон, безусловно входящий в состав налогового законодательства. Региональный и местный аспект налогового правотворчества вызывает повышенное внимание правовой науки. Согласно п. 4 ст. 1 НК РФ законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК. Характерно, что ранее действовавшая редакция п. 4 ст. 1 НК допускала возможность установления региональных налогов не только законами, но и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов власти. В настоящее время все нормативные решения субъектов РФ в сфере налогообложения должны приниматься исключительно в форме закона. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах включают решения и иные акты представительных органов муниципальных образований, принимаемые в соответствии с НК. Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления в Минфин РФ и ФНС РФ, а также в финансовые органы субъектов РФ и территориальные налоговые органы (ст. 16 НК) [3]. Согласно п.6 ст.1 НК РФ указанные в данной статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в НК РФ законодательством о налогах и сборах. Таким образом, рассматриваемый пункт "вводит обобщающую терминологию, объединяя в единую категорию "законодательство о налогах и сборах" все перечисленные в пунктах 1, 4 и 5 законы и иные нормативные акты о налогах и сборах всех трех уровней".
Понятие "нормативные правовые акты о налогах" шире, чем "законодательство о налогах и сборах", так как объединяет не только акты законодательных (представительных) органов власти всех трех уровней, но и органов государственного управления. "Кодекс не относит к законодательству о налогах и сборах акты Президента Российской Федерации, Правительства РФ, органов исполнительной власти иных уровней". Иначе говоря, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов РФ, а также исполнительных органов местного самоуправления, принятые по вопросам налогообложения, не входят в понятие "законодательство о налогах и сборах". Вместе с тем НК РФ четко определены полномочия органов исполнительной власти по изданию конкретных нормативных правовых актов по вопросам налогообложения. Тем самым ограничена возможность регулирования налоговых отношений подзаконными актами. С введением в действие части первой НК РФ ни Правительство РФ, ни Минфин России, ни Министерство по налогам и сборам России не смогут принять и ввести в действие ни один нормативный акт в области налогообложения, кроме поименованных в НК РФ (ст. 4 НК) [3]. Акты Правительства РФ, министерств и ведомств являются источниками налогового права, однако не входят в состав законодательства о налогах и сборах, то есть являются подзаконными актами.
Так же как и налогообложение, бухгалтерский учет в Российской Федерации регламентируется правовыми и нормативными документами, и имеет несколько уровней. Государство в лице Правительства, Министерства финансов, Центрального Банка, Государственного комитета по статистике России при помощи законов, постановлений и инструкций устанавливает правила учета. Основным разработчиком документов по бухгалтерскому учету является Министерство финансов РФ.
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей табл. 1.1.
Таблица 1.1 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ
1 уровень |
Законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета и проведения аудита в организации |
2 уровень |
Стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности |
3 уровень |
Методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств |
4 уровень |
Рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия (учетная политика организации, рабочий план счетов, график документооборота и т.п.) |
Законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, прямо или косвенно регламентируют организацию и ведение бухгалтерского учета денежных средств в организации обязательны к применению. Стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности, методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств носят рекомендательный характер. Указания, инструкции, положения приказы и иные подобные документы по постановке, ведению бухгалтерского учета, создаются непосредственно в организации и являющиеся внутрифирменными документами. Первым законодательным актом, положившим начало системному формированию налоговой системы в условиях российской экономики, был Закон РФ от 29.07.2004 г № 95-ФЗ "Об основах налоговой системы в РФ" [2], который содержал официальное определение понятия налоговой системы как совокупности налогов, сборов и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Этот закон, за некоторыми исключениями, утратил силу. Принятый вместо него Налоговый Кодекс РФ [3] не содержит определения налоговой системы. Принципы построения налоговой системы РФ и принципы налогообложения представлены на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Принципы построения налоговой системы РФ.
Принцип справедливости - это, прежде всего, налогообложение, справедливое в глазах общественного мнения [30]. Основополагающие принципы справедливости, без которых невозможно эффективное налогообложение, это:
- равномерность и
- глобальность и всеобъемлемость налогообложения;
- целенаправленность налоговых поступлений.
Налогообложение должно быть справедливым и равным для всех субъектов, в полной мере обеспечивать поступления средств в бюджет, содействовать социально-культурному развитию общества в целом.
Следует руководствоваться также следующими основополагающими правилами, обеспечивающими справедливость системы:
- один и тот же объект может
облагаться налогом одного
- обязательна регистрация всех
субъектов налогообложения в
контролирующих налоговых
- льготы по всем налогам
- запрещается предоставление
- штрафы за нарушение
Принцип простоты, заключается в том, что налоговая система должна быть максимально проста, обеспечивая в то же время средствами бюджет страны, бюджеты субъектов, местные бюджеты [18]. Для каждого бюджета должен существовать конкретный набор налогов, определяющий его регулярное пополнение. Налоги должны делиться на косвенные и прямые, причем прямые должны преобладать ввиду ясности базы налогообложения и относительной простоты взимания. Принцип установления налогов, заключается в том, что налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности [21]. Изучение механизма налогообложения предполагает определение основных участников налоговых отношений, к которым относятся субъекты хозяйственной деятельности и государственные органы. На рис. 1.2. представлена схема взаимосвязи участников налоговых правоотношений [28]. Налогоплательщик (субъект налогообложения) ― это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. В соответствии со ст. 19 части первой Налогового кодекса РФ [3] налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. В соответствии со ст. 24 части первой НК РФ [3] налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ [3]. Налоговыми органами в Российской Федерации в соответствии со ст. 30 части первой НК РФ [3] являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) и его подразделения в Российской Федерации. В случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом [3], полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных Налоговым Кодексом и иными федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов.
Рис. 1.2. Участники налоговых правоотношений.
В соответствии с Налоговым Кодексом РФ [3], Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (в ред. от 02.11.2013 г.) [12], МНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. Структура налоговых органов представлена на рис. 1.3 [27].
Рис. 1.3. Система налоговых органов Российской Федерации.
Поскольку основные задачи всех звеньев системы едины (рис. 1.3.), то налоговым органам всех уровней присущи общие функции: учет налогоплательщиков; контроль за соблюдением налогового законодательства участниками налоговых правоотношений; определение в установленных случаях суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет налогоплательщиками; ведение оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов; возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов; разъяснительная работа и информирование налогоплательщиков о порядке применения налогового законодательства; применение мер ответственности к нарушителям налогового законодательства; взыскание недоимок, пеней и штрафов с нарушителей налогового законодательства; контроль за соблюдением законодательства о наличном денежном обращении. Основные права и обязанности налоговых органов, предусмотренные НК РФ [3], Федеральным законом "О налоговых органах в Российской Федерации" [4] и другими законодательными актами.
Порядок учета расчетов организаций по налогам и сборам регламентируется рядом законодательных нормативных актов и документов. Главным законодательным документом является Налоговый кодекс РФ. В Налоговом Кодексе устанавливаются виды налогов, их функции и классификация, а также объекты и субъекты налоговых отношений. В данном кодексе предоставляются порядок, расчеты и сроки уплаты налогов и сборов.
В соответствии со статьей 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации [3] иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте. А также письмо МНС России — № ФС-6-10/352 от 27.03.2003 "О приказе МНС России, ГТК России и Минфина России"№БГ-3-10/98 / 197 / 22н [9].
В целях сокращения до минимума объема невыясненных платежей, устранения неоправданного ручного труда и дополнительных материальных затрат на доопределение типа и назначения платежа, а также обеспечения полной автоматизации процесса ввода данных о поступлениях в лицевые счета налогоплательщиков, МНС России поручает руководителям налоговых органов принять все меры по проведению на регулярной основе разъяснительной работы с налогоплательщиками по вопросу правильности заполнения платежных документов. С 1 января 2003 года было введено в действие Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 (в ред. от 24.12.2010г.) [10] (далее - ПБУ 18/02), основной целью которого является установление альтернативного механизма расчета величины налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных бухгалтерского учета. ПБУ 18/02 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций. Предлагаемый механизм расчета базируется на том допущении, что формирование прибыли как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, осуществляется на основе одних и тех же хозяйственных операций, совершенных организацией в течение отчетного периода. На основе анализа и сравнения учтенных хозяйственных операций появляется возможность для установления взаимосвязи между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) и выявления факторов, приводящих к расхождению данных бухгалтерского и налогового учета.
Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами