Бухгалтерский учет и анализ движения готовой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 11:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: исследовать организацию бухгалтерского учета на предприятии и провести анализ движения готовой продукции на материалах ОАО «Сладонеж».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть теоретические аспекты понятия и оценки готовой продукции;

- рассмотреть методику анализа движения готовой продукции в организации;

- дать экономическую характеристику исследуемому предприятию;

- исследовать организацию учета и документальное оформление движения готовой продукции на материалах ОАО «Сладонеж»;

- провести анализ движения готовой продукции на исследуемом предприятии;

- сделать выводы и дать рекомендации исследуемому предприятию для усовершенствования бухгалтерского учета и анализа движения готовой продукции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО

УЧЕТА И АНАЛИЗА ДВИЖЕНИЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

1.1 Понятие и оценка готовой продукции

1.2 Задачи бухгалтерского учета и анализа готовой продукции

1.3 Методика анализа движения готовой продукции

ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ГОТОВОЙ

ПРОДУКЦИИ НА ОАО «СЛАДОНЕЖ»

2.1 Экономическая характеристика предприятия ОАО «Сладонеж»

2.2 Документальное оформление движения готовой продукции

на ОАО «Сладонеж»

2.3 Синтетический и аналитический учет движения готовой продукции

на предприятии

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «СЛАДОНЕЖ»

3.1 Анализ динамики выполнения плана производства и реализации

готовой продукции

3.2 Анализ ассортимента и структуры готовой продукции

3.3 Анализ качества продукции

3.4 Анализ ритмичности выпуска продукции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 75.30 Кб (Скачать)

 

В бухгалтерии данные о наличии и движении готовой продукции на складе обобщаются в ведомости № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и продажа» в стоимостном выражении в разделе 1 «Движение готовых изделий в ценностном выражении», подраздел «Обобщенные данные за отчетный период» (Приложение 19). Остатки продукции на начало и конец отчетного периода, продукция, поступившая из производства и отгруженная в порядке продаж, отражаются в ведомости в разрезе групп продукции по учетным ценам и фактической себестоимости.

 

Остатки готовой продукции, отраженные в разделе 1 ведомости  № 16, сопоставляются по учетным ценам  с данными сальдовой ведомости  учета остатков готовой продукции  на складе. Остатки, приход и расход продукции по фактической себестоимости, отраженные в ведомости № 16, сверяются  с аналогичными данными Главной  книги по счету 43 «Готовая продукция».

 

На предприятии ОАО  «Сладонеж» учет готовой продукции на складе и в бухгалтерии ведется на компьютерах, с помощью которых на основе данных приходно-расходных документов составляются: карточки складского учета в натуральных единицах измерения; оборотные ведомости движения готовой продукции в натуральном выражении; оборотные ведомости количественно - суммового учета готовой продукции на складе; оборотные ведомости по синтетическому счету 43 «Готовая продукция» с подразделением дебетового и кредитового оборота по корреспондирующим счетам и субсчетам.

 

 ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ  ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ  ОАО «СЛАДОНЕЖ»

 

3.1 Анализ динамики выполнения  плана производства и реализации  готовой продукции

 

Объем выпуска и реализации готовой продукции на любом производственном предприятии - это основные показатели, характеризующие деятельность предприятия.

 

На основе расчета базисных и цепных темпов роста и прироста, сделан анализ и выявлено изменение  объёма производства и реализации готовой  продукции ОАО «Сладонеж» за 2007-2008 годы.

 

Таблица 4

 

Динамика производства продукции  ОАО «Сладонеж» в сопоставимых ценах за 2007-2008 гг.

 

Год 

Объем производства, руб. 

Темпы роста, % 

 

базисные 

цепные 

 

 

2006 

390979800 

100,0 

100,0 

 

2007 

426540800 

109,1 

109,1 

 

2008 

457065300 

116,9 

107,2 

 

 

 

Для расчета базисного  темпа роста использована формула (1):

 

Тб = , (1)

 

где ТП0 - объем товарной продукции 2006 года, взятый за базу сравнения;

 

Темпы роста объема производства продукции ОАО «Сладонеж»:

 

2007г. (426540800 / 390979800) Ч 100 = 109,1%;

 

2008г. (457065300 / 390979800) Ч 100 = 116,9%;

 

2007г. - 2008г. 116,9% - 100% = 16,9%.

 

Для расчета цепного темпа  роста использована формула (2):

 

Тц = , (2)

 

где ТПi- объем готовой продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-ом году;

 

ТПi-1 - объем товарной продукции  в стоимостном выражении в  сопоставимых ценах в i-1 ом году.

 

Темпы цепного роста объема производства продукции на ОАО «Сладонеж» составили:

 

2007г. (426540800 / 390979800) Ч 100 = 109,1%;

 

2008г. (457065300 / 426540800) Ч 100 = 107,2%;

 

2008г. - 2007г. 107,2% - 109,1% = - 1,9%.

 

Из таблицы 4 видно, что  в целом за два года объем производства готовой продукции на предприятии  возрос на 16,9%, однако в 2008 году по сравнению  с 2007 годом произошел спад выпуска  продукции на 1,9% и составил 107,2%.

 

Реализация продукции  является связующим звеном между  производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой  спрос на нее на рынке, зависит, и  объем производства.

 

Поэтому сделан анализ реализации готовой продукции, а для этого  рассчитаны базисные и цепные темпы  роста (прироста), используя формулы (1) и (2):

 

Базисные темпы роста  объема реализации готовой продукции  ОАО «Сладонеж»:

 

2007г. (402348700 / 419879800) Ч 100 = 95,82%;

 

2008г. (446541700 / 419879800) Ч 100 = 106,35%;

 

2007г. - 2008г. 106,35% - 100% = 6,35%.

 

Цепные темпа роста  объема реализации составили:

 

2007г. (402348700 / 419879800) * 100 = 95,82%;

 

2008г. (446541700 / 402348700) * 100 = 110,98%;

 

2008г. - 2007г. 110,98% - 95,82% = 15,16%.

 

Таблица 5

 

Динамика реализации готовой  продукции ОАО «Сладонеж» в сопоставимых ценах за 2007-2008 гг.

 

Год 

Объем реализации, руб. 

Темпы роста, % 

 

базисные 

цепные 

 

 

2006 

419879800 

100,0 

100,0 

 

2007 

402348700 

95,82 

95,82 

 

2008 

446541700 

106,35 

110,98 

 

 

 

Из таблицы 5 видно, что  за два года объем реализации готовой  продукции увеличился на 6,35%, если в 2007 году наблюдается спад реализации на 4,18%, то в 2008 году реализация увеличивается  на 15,16%.

 

Среднегодовой темп роста  выпуска продукции и среднегодовой  темп реализации готовой продукции  определен по среднегеометрической, используя формулы (3) и (4):

 

;

 

;

 

 Среднегодовой темп  прироста выпуска продукции составляет  12,9% а реализации готовой продукции -- 0,9%.

 

Для наглядности динамику производства и реализации готовой  продукции можно изобразить графически (Приложение 24). Выявлено, что за 2007 и 2008 годы темпы роста производства несколько выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной готовой  продукции на складах предприятия  и неоплаченной покупателями. Но в 2008 году заметен и положительный  момент - это темп роста реализации готовой продукции и сокращению интервала между выпуском и реализацией  готовой продукции. Темп роста выпуска  продукции на 5,92% больше темпа роста  реализации.

 

Так, как, анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции, а недовыполнение плана по договорам для предприятия  оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций и кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства, поэтому важно проводить оперативный анализ производства и отгрузки продукции, который осуществляется на основе расчёта, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объёму, ассортименту, качеству, а также отклонение от плана.

 

Таблица 6

 

Анализ выполнения плана  по выпуску готовой продукции  ОАО «Сладонеж» за 2008 год

 

Товарная

 

группа 

Объем производства продукции, руб. 

 

план 

факт 

отклонение 

% к плану 

 

 

Вафли 

125520300 

126543000 

+1022700 

+0,81 

 

Ваф. торты 

100369800 

98659800 

-1710000 

-1,7 

 

Конфеты 

115572400 

123210500 

+7638100 

+6,6 

 

Печенье 

106519800 

108652000 

+2132200 

+2,0 

 

Итого: 

447982300 

457065300 

+9083000 

+7,71 

 

 

 

Из таблицы видно, что  фактический выпуск кондитерских изделий  на ОАО «Сладонеж» в отчетном 2008 году по сравнению с плановым выпуском продукции перевыполнен на 9083 тыс. рублей, это составило 7,71 %. Значительное увеличение от плана произошло по товарной группе «Конфеты» на 6,6% или на 7638100 рублей и на 2% (на 2132200 рублей) по товарной группе «Печенье». А по такой товарной группе как, «Вафельные торты» произошло снижение выпуска от плана на 1,7%.

 

Таблица 7

 

Анализ выполнения плана  по реализации готовой продукции  ОАО «Сладонеж» за 2008 год

 

Товарная

 

группа 

Реализация продукции, руб. 

 

план 

факт 

+,- 

% к плану 

 

 

Вафли 

125520300 

102500900 

-23019400 

-18,3 

 

Ваф. торты 

100369800 

91540400 

-8829400 

-8,8 

 

Конфеты 

115572400 

143000300 

+27427900 

+23,7 

 

Печенье 

106519800 

109500100 

+2980300 

+2,8 

 

Итого: 

447982300 

446541700 

-1440600 

-0,6 

 

 

 

Анализируя выполнение плана  по реализации готовой продукции, можно  отметить, что он недовыполнен на 0,6% или на 1440600 рублей. Значительное недовыполнение плана по реализации на 18,3% (или 23019400 рублей) произошло по товарной группе «Вафли», что в дальнейшем влечет за собой и спад производства продукции. Также снизилась реализация «Вафельных тортов» от плана на 8,8% (или 8829400 рублей), а следовательно и выпуск этой номенклатурной группы на 1,7%. А вот по товарной группе «Конфеты» наоборот план по реализации перевыполнен на 23,7%, что повлекло за собой и увеличение плана производства на 6,6% (таблица 3). Увеличение реализации наблюдается и по номенклатурной группе «Печенье» на 2,8% (или 2980300 рублей), а следовательно и выпуска на 2%.

 

В целом, за отчетный 2008 год, план по выпуску готовой продукции  перевыполнен на 7,71%, а по реализации недовыполнен на 0,6%, что также свидетельствует  о росте остатков нереализованной  продукции на складах исследуемого предприятия ОАО «Сладонеж».

 

В условиях конкуренции предприятие  может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства, поэтому важно проводить оперативный  анализ производства и отгрузки продукции, в котором отражаются плановые и  фактические сведения о выпуске  и отгрузке продукции по объёму, ассортименту, качеству, а также  отклонение от плана.

 

В процессе анализа определено выполнение плана поставок по ОАО  «Сладонеж» за месяц и с нарастающим итогом в целом, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции.

 

Таблица 8

 

Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции  за январь 2008 года

 

Вид продук

 

ции 

Потребитель 

План поставки по договору

 

тыс. руб. 

Фактически отгружено

 

тыс. руб. 

Недопоставка продукции

 

тыс. руб. 

Зачетный объем в пределах плана

 

тыс. руб. 

 

 

Вафли      

 

450,34 

450,34 

450,34 

 

345,65 

323,76 

-21,89 

323,76 

 

189,71 

189,71 

189,71 

 

Ваф. торты      

 

256,16 

252,16 

-4 

252,16 

 

134,4 

134,4 

134,4 

 

80,02 

80,02 

80,02 

 

Печенье      

 

265,7 

264 

-1,7 

264 

 

453,7 

450 

-3,7 

450 

 

продолжение таблицы 8 

 

 

364,19 

394,19 

364,19 

 

Конфеты      

 

354,3 

385,59 

354,3 

 

956,6 

956,6 

956,6 

 

367,43 

430,01 

367,43 

 

Итого  

4218,2 

4310,78 

-31,29 

4249,49 

 

 

 

Рассчитан процент выполнения договорных обязательств ОАО «Сладонеж» за январь 2008 года по формуле (5): делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам и его недовыполнением на плановый объем :

 

;

 

где - плановый объем отгрузки по договорным обязательствам;

 

- недовыполнение планового  объема отгрузки.

 

Из таблицы 8 видно, что  за январь 2008 года произошло недовыполнение плана по договорам поставок готовой  продукции на сумму 31290 рублей или 0,8%, а процент выполнения договорных обязательств равен 99,2%. Если проанализируем по группам кондитерских изделий, то по «Вафлям» недопоставка составила 21890 рублей, по «Вафельным тортам» - 4000 рублей и по товарной группе «Печенье» - 5400 рублей.

 

Далее рассмотрено выполнение договорных обязательств за 2008 год  с начала месяца с нарастающим  итогом (Приложение 25).

 

Дана оценка деятельности предприятия «Сладонеж» по выполнению договорных обязательств, связанных с поставками готовой продукции.

 

Определено (Приложение 25), что  сумма недопоставки за исследуемый 2008 год на предприятии ОАО «Сладонеж» составила 1440600 рублей, а план выполнен на 99,6 %. Отметим, что план по поставкам готовой продукции ни в одном месяце, на протяжении всего года, не был выполнен на 100%. Но и значение его выполнения не было ниже 99,2% - 99,7%, что говорит о стабильном выполнении компанией «Сладонеж» договорных обязательств по поставкам готовой продукции.

 

Недопоставка продукции  отрицательно влияет не только на итоги  деятельности предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д.

 

Поэтому, только оперативный  анализ выполнения плана выпуска  и реализации готовой продукции  за день, декаду, месяц, поможет предприятию  выявить и устранить причины  его невыполнения.

 

Необходимым элементом аналитической  работы является анализ выполнения плана  по номенклатуре и ассортименту.

 

3.2 Анализ ассортимента  и структуры готовой продукции

 

Удовлетворение потребностей населения в кондитерских изделиях требует, что бы предприятие пищевой  промышленности выполняло план не только по общему объему продукции, но и по номенклатуре (ассортименту) и качеству.

 

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают  ассортимент (номенклатура) и структура  производства и реализации продукции.

 

Предприятия часто нарушают структуру установленную планом. Это объясняется изменением спроса на продукцию, отсутствие необходимого сырья. Часто в соответствии со спросом, предприятия увеличивают выпуск более дешевой или наоборот дорогой  продукции. Это приводит к сдвигу в структуре продукции.

 

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции  предприятие должно учитывать, с  одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся  в его распоряжении.

 

Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

 

- определение текущих  и перспективных потребностей  покупателей;

 

- оценку уровня конкурентоспособности  выпускаемой или планируемой  к выпуску продукции;

 

- изучение жизненного  цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из

Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ движения готовой продукции