Бухгалтерский учет и анализ движения готовой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 11:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: исследовать организацию бухгалтерского учета на предприятии и провести анализ движения готовой продукции на материалах ОАО «Сладонеж».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть теоретические аспекты понятия и оценки готовой продукции;

- рассмотреть методику анализа движения готовой продукции в организации;

- дать экономическую характеристику исследуемому предприятию;

- исследовать организацию учета и документальное оформление движения готовой продукции на материалах ОАО «Сладонеж»;

- провести анализ движения готовой продукции на исследуемом предприятии;

- сделать выводы и дать рекомендации исследуемому предприятию для усовершенствования бухгалтерского учета и анализа движения готовой продукции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО

УЧЕТА И АНАЛИЗА ДВИЖЕНИЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

1.1 Понятие и оценка готовой продукции

1.2 Задачи бухгалтерского учета и анализа готовой продукции

1.3 Методика анализа движения готовой продукции

ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ГОТОВОЙ

ПРОДУКЦИИ НА ОАО «СЛАДОНЕЖ»

2.1 Экономическая характеристика предприятия ОАО «Сладонеж»

2.2 Документальное оформление движения готовой продукции

на ОАО «Сладонеж»

2.3 Синтетический и аналитический учет движения готовой продукции

на предприятии

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «СЛАДОНЕЖ»

3.1 Анализ динамики выполнения плана производства и реализации

готовой продукции

3.2 Анализ ассортимента и структуры готовой продукции

3.3 Анализ качества продукции

3.4 Анализ ритмичности выпуска продукции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 75.30 Кб (Скачать)

 

- контроль за сохранностью готовой продукции в местах ее хранения и на всех этапах ее движения;

 

Контроль за этой стороной деятельности организации осуществляется, как правило, соответствующими комиссиями - создаваемыми на отдельный период или действующими постоянно. Помимо административных методов контроля (проведение плановых и внезапных проверок, осуществление предварительного и последующего контроля за целесообразностью и правомерностью использования материальных ресурсов), могут использоваться и экономические методы контроля (материальное стимулирование снижения норм расхода и, напротив, меры материального воздействия за перерасход материалов). Во втором случае контроль осуществляется опосредованно;

 

- контроль за соблюдением установленных организацией норм материальных запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции;

 

Выполнением этой задачи достигается  оптимизация размера оборотных  средств. Так как данная задача решается экономистами и менеджерами организации, то бухгалтерская служба призвана обеспечить соответствующие структурные подразделения  организации необходимой информацией;

 

- систематический контроль за уровнем расходов на продажу;

 

- контроль за выполнением планов по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам;

 

- контроль за соблюдением плана по продаже продукции и своевременностью оплаты проданной продукции;

 

- выявление финансовых  результатов от продажи готовой  продукции.

 

Целью анализа производства и реализации продукции является исследование объема выпуска и качества продукции, выявление внутренних резервов и направлений по увеличению объема производства и реализации продукции, а также улучшение ее качества. Главной задачей комплексного анализа  движения готовой продукции является: анализ конкурентных позиций предприятия  и его способности гибкого  маневрирования ресурсами при изменении  конъюнктуры рынка.

 

Основные задачи анализа  производства и реализации готовой  продукции:

 

- исследование факторов, влияющих на формирование и  изменение объема производства  и реализации продукции; 

 

- оценка динамики по  показателям объема, ассортимента, структуры и качества производимой  и реализуемой продукции;

 

- оценка степени выполнения  плана производства и реализации  продукции и обоснование планов  по производству продукции;

 

- выявление внутрихозяйственных  резервов и разработка рекомендаций  по их использованию для повышения  качества и увеличения выпуска  и реализации продукции;

 

- проведение анализа эффективности  использования запасов готовой  продукции [38, с. 102].

 

Последняя задача сформулирована в общем виде, который предполагает наличие методики анализа, применительно  к специфике конкретной организации, наличия специалистов соответствующей  квалификации и, главное, возможности  использования результатов анализа  при принятии управленческих решений.

 

В качестве источников информации для учета и анализа готовой  продукции используются: «Отчет о  прибылях и убытках», месячные, квартальные  и годовые отчеты организации  о выпуске продукции, ведомость  № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и другие.

 

Организация анализа хозяйственной  деятельности на предприятии должна соответствовать ряду требований:

 

- научный характер анализа,  т.е. анализ должен основываться  на новейших достижениях науки  передового опыта, строить с  учетом действия экономических  законов в рамках конкретного  предприятия и проводиться с  использованием научно-обоснованных  методик;

 

- обоснованное распределение  обязанностей по проведению АХД  между отдельными исполнителями,  т.е. проведение анализа должно  стать органической частью служебных  обязанностей каждого специалиста,  руководителя, который имеет отношение  к принятию управленческих решений;

 

- аналитическое исследование  должно быть эффективным, т.е.  затраты на его проведение  должны быть наименьшими при  оптимальной глубине анализа  и его комплексности. Документальным  оформлением результатов анализа  может быть: объяснительная записка,  справка или заключение.

 

1.3 Методика анализа движения  готовой продукции

 

Анализ работы промышленных предприятий начинается с оценки динамики и выполнения плана производства и реализации готовой продукции.

 

 

 

 

Рис. 1. Объекты экономического анализа

 

Данную методику предлагает Г.В. Савицкая [33, с. 3]. Объем производства и реализации продукции являются взаимосвязанными показателями. По мере насыщения рынка и усиления конкуренции  не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить  только те товары и в таком объеме, которые оно может реально  реализовать.

 

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение  ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и  рентабельность предприятия. Поэтому  анализ данных показателей имеет  большое значение.

 

Объем производства промышленной продукции может выражаться в  натуральных, условно - натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.

 

Анализ начинается с динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста, используя формулы (1) и (2):

 

Тб = ; (1)

 

Тц = , (2)

 

где, ТПi-1, ТПi - объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;

 

ТПо - объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.

 

Этот анализ показывает, как  меняется объем производства и реализации за определенное количество лет. Если темпы роста производства значительно  выше темпов реализации продукции, это  свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах  предприятия и неоплаченной покупателями.

 

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции  можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной, используя формулы (3) и (4):

 

; (3)

 

(4)

 

где, Твп - темп роста выпуска продукции;

 

Трп - темп роста реализации продукции.

 

Для наглядности динамика товарной и валовой продукции  может быть изображена с помощью  графиков, в виде столбчатых и полосовых  диаграмм. Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции  по объему, ассортименту, качеству, а  также отклонение от плана.

 

Анализ реализации продукции  тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам  продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается  уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может  потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

 

Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.п.

 

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц  и с нарастающим итогом в целом  по предприятию, в разрезе отдельных  потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана, и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

 

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом  отгрузки по договорным обязательствам и его недовыполнением на плановый объем по формуле (5):

 

, (5)

 

где, - плановый объем отгрузки по договорным обязательствам;

 

- недовыполнение планового  объема отгрузки.

 

Недопоставка продукции  отрицательно влияет не только на итоги  деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе  реализации особое внимание следует  обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам  и по экспорту продукции.

 

Минимально допустимый (безубыточный) объем реализации - это такой объем, при котором достигается равенство  доходов и издержек при сложившихся  условиях производства и ценах на продукцию. Максимальный объем обеспечивает максимальную загрузку производственных факторов.

 

Оптимальным считается такой  объем реализации, который обеспечивает получение максимальной прибыли  при сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне. Задача оптимизации больше теоретическая, чем практическая, однако оптимальный  объем при планировании выпуска  продукции является тем ориентиром, знание которого необходимо.

 

При анализе готовой продукции  устанавливают выполнение плана  по номенклатуре и ассортименту продукции. Номенклатура - это перечень наименований изделий и их кодов (в кодификаторе) установленных для соответствующих  видов продукции в общероссийском кодификаторе промышленной продукции (ОКПП).

 

Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду.

 

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции  предприятие должно учитывать, с  одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся  в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие  основные моменты:

 

- определение текущих  и перспективных потребностей  покупателей;

 

- оценку уровня конкурентоспособности  выпускаемой или планируемой  к выпуску продукции;

 

- изучение жизненного  цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

 

- оценку экономической  эффективности и степени риска  изменений в ассортименте продукции.

 

Основными причинами влияющими на невыполнение плана по ассортименту продукции являются:

 

Внутренние причины: недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, простои, аварии, недостаток средств, недостатки в системе управления и материального  стимулирования.

 

Внешние причины: конъюнктура  рынка, изменение спроса на отдельные  виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей  предприятия по независимым от него причинам.

 

Оценка выполнения плана  по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления  общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная  сверх плана или не предусмотренная  планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

 

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и  сокращение по другим видам продукции  приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре производства - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

 

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем  выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность.

 

Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном  выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли  при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

 

Расчет влияния структуры  производства на уровень перечисленных  показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет  абстрагироваться от всех факторов, кроме  структуры продукции:

 

ВПф = (Vф общ. Ч УДi ф Ч Цi пл); (6)

 

ВПусл. = (Vф общ. Ч УДi пл Ч Цi пл); (7)

 

ВПстр = ВПф - ВП усл, (8)

 

где ВПф - выпуск продукции фактический;

 

УДi ф - удельный вес продукции;

 

ВПусл. - выпуск продукции условный;

 

Цi пл - цена плановая.

 

Также расчет можно произвести способом абсолютных разниц:

 

ВП = V Ч УД Ч Ц; (9)

 

 ВП V = V Ч УД Ч Ц пл; (10)

 

 ВПУД = Vф Ч УД Ч Ц пл; (11)

 

 ВПЦ = Vф Ч УДф Ч Ц, (12)

 

ВП V + ВП УД + ВП Ц = ВП, (13)

 

где ВП - изменение валовой  продукции,

 

V - изменение объема производства,

 

Ц - изменение цены на продукцию.

 

Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска  продукции в стоимостном выражении  можно произвести с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для  этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре  продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический объем производства продукции в условно-натуральном  выражении.

Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ движения готовой продукции