Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 11:54, дипломная работа
Цель дипломной работы: исследовать организацию бухгалтерского учета на предприятии и провести анализ движения готовой продукции на материалах ОАО «Сладонеж».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты понятия и оценки готовой продукции;
- рассмотреть методику анализа движения готовой продукции в организации;
- дать экономическую характеристику исследуемому предприятию;
- исследовать организацию учета и документальное оформление движения готовой продукции на материалах ОАО «Сладонеж»;
- провести анализ движения готовой продукции на исследуемом предприятии;
- сделать выводы и дать рекомендации исследуемому предприятию для усовершенствования бухгалтерского учета и анализа движения готовой продукции.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО
УЧЕТА И АНАЛИЗА ДВИЖЕНИЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
1.1 Понятие и оценка готовой продукции
1.2 Задачи бухгалтерского учета и анализа готовой продукции
1.3 Методика анализа движения готовой продукции
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ГОТОВОЙ
ПРОДУКЦИИ НА ОАО «СЛАДОНЕЖ»
2.1 Экономическая характеристика предприятия ОАО «Сладонеж»
2.2 Документальное оформление движения готовой продукции
на ОАО «Сладонеж»
2.3 Синтетический и аналитический учет движения готовой продукции
на предприятии
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «СЛАДОНЕЖ»
3.1 Анализ динамики выполнения плана производства и реализации
готовой продукции
3.2 Анализ ассортимента и структуры готовой продукции
3.3 Анализ качества продукции
3.4 Анализ ритмичности выпуска продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
- оценку экономической
эффективности и степени риска
изменений в ассортименте
Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.
Таблица 9
Выполнение плана по ассортименту продукции ОАО «Сладонеж» в 2008 году
Товарная группа
Объем производства продукции в плановых ценах, руб.
Процент выполнения плана
Объем продукции, зачтенной в выполнение плана по ассортименту, руб.
План
Факт
1
2
3
4
5
Вафли
125520300
126543000
100
125520300
Ваф. торты
100369800
98659800
98,3
98659800
Конфеты
115572400
123210500
100
115572400
Печенье
106519800
108652000
100
106519800
Итого:
447982300
457065300
99,6
446272300
Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:
- по способу наименьшего процента (для нашего примера - 98,3%);
- по способу среднего
процента, т.е. оценку выполнения
плана по ассортименту
При этом продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.
Квып.п = 446272300 / 447982300 Ч 100 = 99,6 %
План по ассортименту продукции в 2008 году выполнен на 99,6 % .
А если посмотреть по номенклатурным группам, то процент выполнения плана производства по «Вафлям», «Конфетам» и «Печенью» составил 100 %, а по «Вафельным тортам» - 98,3 %.
Как показал анализ ассортимента
готовой продукции ОАО «
Причины недовыполнения плана
по ассортименту могут быть внешние
(изменение конъюнктуры рынка, спроса
на отдельные виды продукции, несвоевременный
ввод производственных мощностей предприятия
по независимым от него причинам) и
внутренние (недостатки в системе
организации и управления производством,
плохое техническое состояние
Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий, в общем, их выпуске. Выполнить план по структуре -- значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства
оказывает большое влияние на
все экономические показатели: объем
выпуска в стоимостной оценке,
материалоемкость, себестоимость товарной
продукции, прибыль, рентабельность. Если
увеличивается удельный вес более
дорогой продукции, то объем ее выпуска
в стоимостном выражении
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей выполнен способом цепной подстановки. Этот способ позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
ВПф = (Vф общ. Ч УДi ф Ч Цi пл) = (9644,97 Ч 40,3% Ч 32,57) + (9644,97 Ч Ч 15,4% Ч 66,45) + (9644,97 Ч 19,8% Ч 64,39) + (9644,97 Ч 24,5% Ч Ч 46,01) = 126597,08 + 98699,87 + 122965,84 + 108722,44 == 457065300 руб.;
ВП усл. = (Vф общ. Ч УДi пл Ч Цi пл) = 447982300 руб.;
ВП стр = ВПф - ВП усл = 457065300 - 447982300 = 9083000 руб.,
где УДi ф «Вафли» = 3885,26 / 9644,97 Ч 100 = 40,3%;
УДi ф «Вафельные торты» = 1484,72 / 9644,97 Ч 100 = 15,4%;
УДi ф «Конфеты» = 1913,50 / 9644,97 Ч 100 = 19,8%;
УДi ф «Печенье» = 2361,49 / 9644,97 Ч 100 = 24,5%;
УДi пл «Вафли» = 3853,86 / 9474,35 Ч 100 = 40,7%;
УДi пл «Вафельные торты» = 1510,46 / 9474,35 Ч 100 = 16%;
УДi пл «Конфеты» = 1794,88 / 9474,35 Ч 100 = 19%;
УДi пл «Печенье» = 2315,15 / 9474,35 Ч 100 = 24,4%.
Данные получены умножением
показателя по каждому виду продукции
на индекс физического объема выпуска
продукции в целом по предприятию,
исчисленного на основании объема производства
выполнения плана в целом по предприятию
в условно-натуральных
Iвп = 9644,97 / 9474,35 = 1,018.
Таблица 10
Анализ структуры товарной продукции ОАО «Сладонеж» в 2008 году
Товар
ная группа
Опт.
цена, руб.
Объем
производства продукции, кг
Товарная продукция в ценах плана, млн. руб.
Изменение товарной продукции за счет структуры,
тыс. руб.
План
Факт
План
Фактически
при плановой структуре
Факт
1
2
3
4
5
6
7
8
Вафли
32,57
3853,86
3885,26
125520,3
127779,665
126543,0
-1236,665
Ваф.торт
66,45
1510,46
1484,72
100369,8
100370,818
98659,8
-1711,018
Конфеты
64,39
1794,88
1913,50
115572,4
117652,703
123210,5
5557,797
Печенье
46,01
2315,15
2361,49
106519,8
108437,156
108652,0
214,844
Итого
-
9474,35
9644,97
447982,3
454240,342
457065,3
2824,958
Так как коэффициент перевыполнения плана равен 1,018, значит фактический выпуск по товарным группам, пересчитанный на плановую структуру, составил бы:
«Вафли» - 127779665 руб. = (125520,3 Ч 1, 018);
«Вафельные торты» - 100370818 руб. = (100369,8 Ч 1,018);
«Конфеты» - 117652703 руб. = (115572,4 Ч 1,018);
«Печенье» - 108437156 руб. = (106519,8 Ч 1,018).
Как показывают данные, отклонение за счет изменения структуры составило бы 2824958 руб. То есть, если бы план производства был равномерно перевыполнен на 1,8% по всем товарным группам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 454240342 руб., а при фактической структуре он выше на 2824958 руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции «Конфеты» в общем выпуске.
Аналогичным образом определено
влияние структуры
Таблица 11
Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки в ОАО «Сладонеж» в 2008 году
Товар
ная группа
Опт.
цена, руб.
Объем реализации продукции, кг
Выручка по плановым ценам, млн. руб.
Изменение выручки за счет структуры продукции, тыс. руб.
План
Факт
План
Фактически
при плановой структуре
Факт
1
2
3
4
5
6
7
8
Вафли
32,57
3853,86
3147,10
125520,3
120499,488
102500,9
-17998,588
Ваф.торт
66,45
1510,46
1377,58
100369,8
96355,008
91540,4
-4814,608
Конфеты
64,39
1794,88
2220,85
115572,4
110949,504
143000,3
32050,796
Печенье
46,01
2315,14
2379,92
106519,8
102259,008
109500,1
7241,092
Итого
-
9474,34
9125,45
447982,3
430063,008
446541,7
16478,692
Для расчета фактической выручки по плановым ценам при плановой структуре использован коэффициент выполнения плана, который рассчитан следующим образом:
Iвп = 9125,45 / 9474,34 = 0,96.
Так как коэффициент выполнения плана равен 0,96, значит фактическая реализация по товарным группам, пересчитанная на плановую структуру, составила бы:
«Вафли» - 120499488 руб. = (125520,3 Ч 0,96);
«Вафельные торты» - 96355008 руб. = (100369,8 Ч 0,96);
«Конфеты» - 110949504 руб. = (115572,4 Ч 0,96);
«Печенье» - 102259008 руб. = (106519,8 Ч 0,96).
Приведенные данные показали, что если бы объем реализации продукции равномерно уменьшился на 4% по всем товарным группам и не нарушилась сложившаяся структура, то общий объем реализации в базовых ценах составил бы 430063008 руб. При текущей структуре он выше на 16478692 руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции, а именно товарных групп «Конфет» и «Печенья» в общем объеме реализации.
Используя описанные выше
приемы, можно определить влияние
структуры продукции и на другие
показатели деятельности предприятия:
трудоемкость, материалоемкость, на общую
сумму затрат, прибыль, рентабельность
и другие экономические показатели,
что позволит комплексно, всесторонне
оценить эффективность
3.3 Анализ качества продукции
В условиях жесткой конкуренции на рынке кондитерских изделий города Омска в настоящее время важным показателем деятельности производственного предприятия является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Поэтому на предприятии ОАО «Сладонеж» уделяется серьезное внимание улучшению качества выпускаемой продукции, расширению ассортимента и дизайну внешнего оформления.
На исследуемом предприятии за отчетный 2008 год произошло переоснащение линий заготовки на высокопроизводительные линии автоматами, осуществляющими автоматические операции, включая упаковку и наклейку символики предприятия.
Высокий уровень качества
продукции способствует повышению
конкурентоспособности
Под качеством выпускаемой продукции понимается совокупность свойств, определяющих степень пригодности в соответствии с назначением и общепринятыми нормами и стандартами.
Чем выше качество выпускаемой
продукции, тем выше эффективность
финансово-хозяйственной
В пищевой промышленности качество продукции характеризуется следующими показателями: количеством баллов, сортностью, потерями от брака, объемом производства продукции высокого качества, удельным весом новых видов продукции в общем объеме производства, числом рекламации на недоброкачественную продукцию, качеством возвратных и безвозвратных отходов.
Косвенным показателем качества продукции является брак, который делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя). Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.
В процессе анализа рассмотрена динамика брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определены потери от брака и потери продукции:
В мае 2008 года на ОАО «Сладонеж» была забракована партия выпущенной из производства готовой продукции.
Потери от брака составили: 500 + 80 - 150 - 10 = 420 тыс. руб.
Для определения потерь продукции
нужно знать фактический
Таблица 12
Расчеты потерь от брака в мае 2008 года на ОАО «Сладонеж»
Показатели
Тыс. руб.
1.Себестоимость забракованной продукции
500
2.Расходы по исправлению брака
80
3.Стоимость брака по цене возможного использования
150
4.Сумма удержаний с виновных лиц
10
5.Потери от брака
420
В нашем случае стоимость
готовой продукции в
Р = (104300 - 84168) / 84168 Ч100 = 23,9%.
Потери товарной продукции составили: 420 Ч 0,239 = 100,38 тыс. руб.
После этого выявляются причины снижения качества и допущенного брака готовой продукции по местам их возникновения, центрам ответственности и разработать мероприятия по их устранению.
Основными причинами снижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих и технического уровня оборудования, аритмичность производства.
3.4 Анализ ритмичности выпуска продукции
Равномерный выпуск продукции
в соответствии с графиком в объеме
и ассортименте, предусмотренном
планом - это ритмичность выпуска
продукции. Аритмичность производства
продукции влияет на все экономические
показатели: снижается качество продукции,
растут объем незавершенного производства
и сверхплановые остатки
Таблица 13
Ритмичность выпуска продукции ОАО «Сладонеж» по кварталам за 2008 год
Квартал
Выпуск продукции за год, млн. руб.
Удельный вес продукции, %
Выполнение плана, коэффициент
Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, %
План
Факт
План
Факт
1
2
3
4
5
6
7
Первый
114301,1
113451,2
25,51
24,82
0,99
24,82
Второй
104520,7
107560,9
23,33
23,53
1,03
23,33
Третий
104357,0
108769,0
23,29
23,80
1,04
23,29
Четвертый
124803,5
127284,2
27,86
27,85
1,02
27,85
Всего за год
447982,3
457065,3
100,00
100,00
1,02
99,30
За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль. Ритмичность работы характеризуется равномерным выполнением плана выпуска продукции за день, декаду, квартал.
Один из наиболее распространенных показателей - коэффициент ритмичности. Величина его определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня.
Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ движения готовой продукции