Бухгалтерский учет и анализ движения готовой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 11:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: исследовать организацию бухгалтерского учета на предприятии и провести анализ движения готовой продукции на материалах ОАО «Сладонеж».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть теоретические аспекты понятия и оценки готовой продукции;

- рассмотреть методику анализа движения готовой продукции в организации;

- дать экономическую характеристику исследуемому предприятию;

- исследовать организацию учета и документальное оформление движения готовой продукции на материалах ОАО «Сладонеж»;

- провести анализ движения готовой продукции на исследуемом предприятии;

- сделать выводы и дать рекомендации исследуемому предприятию для усовершенствования бухгалтерского учета и анализа движения готовой продукции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО

УЧЕТА И АНАЛИЗА ДВИЖЕНИЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

1.1 Понятие и оценка готовой продукции

1.2 Задачи бухгалтерского учета и анализа готовой продукции

1.3 Методика анализа движения готовой продукции

ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ГОТОВОЙ

ПРОДУКЦИИ НА ОАО «СЛАДОНЕЖ»

2.1 Экономическая характеристика предприятия ОАО «Сладонеж»

2.2 Документальное оформление движения готовой продукции

на ОАО «Сладонеж»

2.3 Синтетический и аналитический учет движения готовой продукции

на предприятии

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «СЛАДОНЕЖ»

3.1 Анализ динамики выполнения плана производства и реализации

готовой продукции

3.2 Анализ ассортимента и структуры готовой продукции

3.3 Анализ качества продукции

3.4 Анализ ритмичности выпуска продукции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 75.30 Кб (Скачать)

 

производственной программы  морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

 

- оценку экономической  эффективности и степени риска  изменений в ассортименте продукции.

 

Оценка выполнения плана  по номенклатуре основывается на сопоставлении  планового и фактического выпуска  продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.

 

Таблица 9

 

Выполнение плана по ассортименту продукции ОАО «Сладонеж» в 2008 году

 

Товарная группа 

Объем производства продукции  в плановых ценах, руб. 

Процент выполнения плана 

Объем продукции, зачтенной  в выполнение плана по ассортименту, руб. 

 

План 

Факт   

 

 

Вафли 

125520300 

126543000 

100 

125520300 

 

Ваф. торты 

100369800 

98659800 

98,3 

98659800 

 

Конфеты 

115572400 

123210500 

100 

115572400 

 

Печенье 

106519800 

108652000 

100 

106519800 

 

Итого: 

447982300 

457065300 

99,6 

446272300 

 

 

 

Оценка выполнения плана  по ассортименту может производиться:

- по способу наименьшего  процента (для нашего примера  - 98,3%);

- по способу среднего  процента, т.е. оценку выполнения  плана по ассортименту продукции  выполним с помощью одноименного  коэффициента, который рассчитывается  путем деления общего фактического  выпуска продукции, зачтенного  в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции.

 

При этом продукция, изготовленная  сверх плана или не предусмотренная  планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.

 

Квып.п = 446272300 / 447982300 Ч 100 = 99,6 %

 

План по ассортименту продукции  в 2008 году выполнен на 99,6 % .

 

А если посмотреть по номенклатурным группам, то процент выполнения плана  производства по «Вафлям», «Конфетам» и «Печенью» составил 100 %, а по «Вафельным тортам» - 98,3 %.

 

Как показал анализ ассортимента готовой продукции ОАО «Сладонеж» (таблица 9), план в 2008 году не был выполнен. А план по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий.

 

Причины недовыполнения плана  по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный  ввод производственных мощностей предприятия  по независимым от него причинам) и  внутренние (недостатки в системе  организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).

 

Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения  отдельных изделий, в общем, их выпуске. Выполнить план по структуре -- значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

 

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем  выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более  дорогой продукции, то объем ее выпуска  в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного  веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

 

Расчет влияния структуры  производства на уровень перечисленных  показателей выполнен способом цепной подстановки. Этот способ позволяет  абстрагироваться от всех факторов, кроме  структуры продукции:

 

ВПф = (Vф общ. Ч УДi ф Ч Цi пл) = (9644,97 Ч 40,3% Ч 32,57) + (9644,97 Ч Ч 15,4% Ч 66,45) + (9644,97 Ч 19,8% Ч 64,39) + (9644,97 Ч 24,5% Ч Ч 46,01) = 126597,08 + 98699,87 + 122965,84 + 108722,44 == 457065300 руб.;

 

ВП усл. = (Vф общ. Ч УДi пл Ч Цi пл) = 447982300 руб.;

 

ВП стр = ВПф - ВП усл = 457065300 - 447982300 = 9083000 руб.,

 

где УДi ф «Вафли» = 3885,26 / 9644,97 Ч 100 = 40,3%;

 

УДi ф «Вафельные торты» = 1484,72 / 9644,97 Ч 100 = 15,4%;

 

УДi ф «Конфеты» = 1913,50 / 9644,97 Ч 100 = 19,8%;

 

УДi ф «Печенье» = 2361,49 / 9644,97 Ч 100 = 24,5%;

 

УДi пл «Вафли» = 3853,86 / 9474,35 Ч 100 = 40,7%;

 

УДi пл «Вафельные торты» = 1510,46 / 9474,35 Ч 100 = 16%;

 

УДi пл «Конфеты» = 1794,88 / 9474,35 Ч 100 = 19%;

 

УДi пл «Печенье» = 2315,15 / 9474,35 Ч 100 = 24,4%.

 

Данные получены умножением показателя по каждому виду продукции  на индекс физического объема выпуска  продукции в целом по предприятию, исчисленного на основании объема производства выполнения плана в целом по предприятию  в условно-натуральных единицах:

 

Iвп = 9644,97 / 9474,35 = 1,018.

Таблица 10

Анализ структуры товарной продукции ОАО «Сладонеж» в 2008 году

 

 

Товар

 

ная группа 

Опт.

 

цена, руб. 

Объем

 

производства продукции, кг 

Товарная продукция в  ценах плана, млн. руб. 

Изменение товарной продукции  за счет структуры,

 

тыс. руб. 

 

План 

Факт 

План 

Фактически

 

при плановой структуре 

Факт  

 

 

Вафли 

32,57 

3853,86 

3885,26 

125520,3 

127779,665 

126543,0 

-1236,665 

 

Ваф.торт 

66,45 

1510,46 

1484,72 

100369,8 

100370,818 

98659,8 

-1711,018 

 

Конфеты 

64,39 

1794,88 

1913,50 

115572,4 

117652,703 

123210,5 

5557,797 

 

Печенье 

46,01 

2315,15 

2361,49 

106519,8 

108437,156 

108652,0 

214,844 

 

Итого 

9474,35 

9644,97 

447982,3 

454240,342 

457065,3 

2824,958 

 

 

 

Так как коэффициент перевыполнения плана равен 1,018, значит фактический  выпуск по товарным группам, пересчитанный  на плановую структуру, составил бы:

 

«Вафли» - 127779665 руб. = (125520,3 Ч 1, 018);

 

«Вафельные торты» - 100370818 руб. = (100369,8 Ч 1,018);

 

«Конфеты» - 117652703 руб. = (115572,4 Ч 1,018);

 

«Печенье» - 108437156 руб. = (106519,8 Ч 1,018).

 

Как показывают данные, отклонение за счет изменения структуры составило  бы 2824958 руб. То есть, если бы план производства был равномерно перевыполнен на 1,8% по всем товарным группам продукции  и не нарушалась запланированная  структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 454240342 руб., а при фактической структуре  он выше на 2824958 руб. Это значит, что  увеличилась доля более дорогой продукции «Конфеты» в общем выпуске.

 

Аналогичным образом определено влияние структуры реализованной  продукции на сумму выручки (таблица 11).

 

Таблица 11

 

Расчет влияния структуры  реализованной продукции на сумму  выручки в ОАО «Сладонеж» в 2008 году

 

Товар

 

ная группа 

Опт.

 

цена, руб. 

Объем реализации продукции, кг 

Выручка по плановым ценам, млн. руб. 

Изменение выручки за счет структуры продукции, тыс. руб. 

 

План 

Факт 

План 

Фактически

 

при плановой структуре 

Факт  

 

 

Вафли 

32,57 

3853,86 

3147,10 

125520,3 

120499,488 

102500,9 

-17998,588 

 

Ваф.торт 

66,45 

1510,46 

1377,58 

100369,8 

96355,008 

91540,4 

-4814,608 

 

Конфеты 

64,39 

1794,88 

2220,85 

115572,4 

110949,504 

143000,3 

32050,796 

 

Печенье 

46,01 

2315,14 

2379,92 

106519,8 

102259,008 

109500,1 

7241,092 

 

Итого 

9474,34 

9125,45 

447982,3 

430063,008 

446541,7 

16478,692 

 

 

 

Для расчета фактической  выручки по плановым ценам при  плановой структуре использован  коэффициент выполнения плана, который  рассчитан следующим образом:

 

Iвп = 9125,45 / 9474,34 = 0,96.

 

Так как коэффициент выполнения плана равен 0,96, значит фактическая  реализация по товарным группам, пересчитанная  на плановую структуру, составила бы:

 

«Вафли» - 120499488 руб. = (125520,3 Ч 0,96);

 

«Вафельные торты» - 96355008 руб. = (100369,8 Ч 0,96);

 

«Конфеты» - 110949504 руб. = (115572,4 Ч 0,96);

 

«Печенье» - 102259008 руб. = (106519,8 Ч 0,96).

 

Приведенные данные показали, что если бы объем реализации продукции  равномерно уменьшился на 4% по всем товарным группам и не нарушилась сложившаяся  структура, то общий объем реализации в базовых ценах составил бы 430063008 руб. При текущей структуре он выше на 16478692 руб. Это значит, что  увеличилась доля более дорогой  продукции, а именно товарных групп  «Конфет» и «Печенья» в общем  объеме реализации.

 

Используя описанные выше приемы, можно определить влияние  структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую  сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне  оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.

 

3.3 Анализ качества продукции

 

В условиях жесткой конкуренции  на рынке кондитерских изделий города Омска в настоящее время важным показателем деятельности производственного  предприятия является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций  на рынке. Поэтому на предприятии  ОАО «Сладонеж» уделяется серьезное внимание улучшению качества выпускаемой продукции, расширению ассортимента и дизайну внешнего оформления.

 

На исследуемом предприятии  за отчетный 2008 год произошло переоснащение  линий заготовки на высокопроизводительные линии автоматами, осуществляющими  автоматические операции, включая упаковку и наклейку символики предприятия.

 

Высокий уровень качества продукции способствует повышению  конкурентоспособности продукции, следовательно, и спроса на нее, и  увеличению дохода не только за счет увеличения объема продаж, но и за счет установления более высоких цен на нее.

 

Под качеством выпускаемой  продукции понимается совокупность свойств, определяющих степень пригодности  в соответствии с назначением  и общепринятыми нормами и  стандартами.

 

Чем выше качество выпускаемой  продукции, тем выше эффективность  финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Контроль за качеством готовой продукции ОАО «Сладонеж» проводится на базе специально оборудованной лаборатории предприятия.

 

В пищевой промышленности качество продукции характеризуется  следующими показателями: количеством  баллов, сортностью, потерями от брака, объемом производства продукции  высокого качества, удельным весом  новых видов продукции в общем  объеме производства, числом рекламации на недоброкачественную продукцию, качеством возвратных и безвозвратных  отходов.

 

Косвенным показателем качества продукции является брак, который  делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя). Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

 

В процессе анализа рассмотрена  динамика брака по абсолютной сумме  и по удельному весу в общем  объеме выпущенной продукции, определены потери от брака и потери продукции:

 

В мае 2008 года на ОАО «Сладонеж» была забракована партия выпущенной из производства готовой продукции.

 

Потери от брака составили: 500 + 80 - 150 - 10 = 420 тыс. руб.

 

Для определения потерь продукции  нужно знать фактический уровень  рентабельности.

 

 Таблица 12

 

Расчеты потерь от брака в  мае 2008 года на ОАО «Сладонеж»

 

Показатели 

Тыс. руб. 

 

1.Себестоимость забракованной  продукции 

500 

 

2.Расходы по исправлению  брака 

80 

 

3.Стоимость брака по  цене возможного использования 

150 

 

4.Сумма удержаний с  виновных лиц 

10 

 

5.Потери от брака 

420 

 

 

 

В нашем случае стоимость  готовой продукции в действующих  ценах составляет 104300 тыс. руб., а  ее себестоимость 84168 тыс. руб. Отсюда фактическая  рентабельность составила:

 

Р = (104300 - 84168) / 84168 Ч100 = 23,9%.

 

Потери товарной продукции  составили: 420 Ч 0,239 = 100,38 тыс. руб.

 

После этого выявляются причины  снижения качества и допущенного  брака готовой продукции по местам их возникновения, центрам ответственности и разработать мероприятия по их устранению.

 

Основными причинами снижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих и  технического уровня оборудования, аритмичность производства.

 

3.4 Анализ ритмичности  выпуска продукции

 

Равномерный выпуск продукции  в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном  планом - это ритмичность выпуска  продукции. Аритмичность производства продукции влияет на все экономические  показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой  продукции на складах, замедляется  оборачиваемость оборотных средств предприятия.

 

Таблица 13

 

Ритмичность выпуска продукции  ОАО «Сладонеж» по кварталам за 2008 год

 

Квартал 

Выпуск продукции за год, млн. руб. 

Удельный вес продукции, % 

Выполнение плана, коэффициент 

Доля продукции, зачтенная  в выполнение плана по ритмичности, % 

 

План 

Факт 

План 

Факт   

 

 

Первый 

114301,1 

113451,2 

25,51 

24,82 

0,99 

24,82 

 

Второй 

104520,7 

107560,9 

23,33 

23,53 

1,03 

23,33 

 

Третий 

104357,0 

108769,0 

23,29 

23,80 

1,04 

23,29 

 

Четвертый 

124803,5 

127284,2 

27,86 

27,85 

1,02 

27,85 

 

Всего за год 

447982,3 

457065,3 

100,00 

100,00 

1,02 

99,30 

 

 

 

За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль. Ритмичность работы характеризуется  равномерным выполнением плана  выпуска продукции за день, декаду, квартал.

 

Один из наиболее распространенных показателей - коэффициент ритмичности. Величина его определяется путем  суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня.

Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ движения готовой продукции