Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 13:19, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ формирования доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь и на его основе выработка механизма его увеличения и укрепления в условиях рыночных отношений.
Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:
- охарактеризовать сущность консолидированного бюджета и рассмотреть источники его финансирования;
- рассмотреть виды налоговых доходов консолидированного бюджета;
- рассмотреть бюджетно-налоговую политики Республики Беларусь;
- произвести анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь;
- определить основные направления оптимизации структуры доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА 7
1.1 Понятие консолидированного бюджета Республики Беларусь, его сущность и структура 7
1.2 Разработка, утверждение и реализация консолидированного бюджета Республики Беларусь 14
1.3 Состав и классификация налоговых доходов как основного источника финансирования консолидированного бюджета 24
2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 40
2.1 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе 40
2.2 Анализ структуры и динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь 43
2.3 Анализ налогов и сборов и оценка налоговой нагрузки ОАО ГЛЗ «Центролит» 49
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 94
3.1 Направления совершенствования налогового механизма Республики Беларусь 94
3.2 Пути увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105
Таким образом, в условиях
трансформационной экономики
Приоритетными направлениями бюджетно-налоговой политики в прогнозируемом периоде являются:
В данном контексте бюджетная политика в области расходов на 2012 г. и ближайшую перспективу (до 2015г.) предусматривает решение следующих задач:
Для достижения поставленных перед бюджетной политикой задач намечена реализация следующих первоочередных мероприятий:
Таким образом, за прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным рыночным требованиям. Фактически она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания по строенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики.
Однако имеется ряд проблем, которые требуют дальнейшего совершенствования бюджетного законодательства с целью сокращения и повышения эффективности расходов бюджета на принципах финансовой дисциплины и устойчивости, эффективного распределения ресурсов и технической результативности бюджетного процесса, усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств, привлечения внебюджетных источников финансирования расходов.
Для управления налоговыми потоками важна оценка изменения налоговых поступлений в зависимости от изменения показателей экономического роста (ВВП, национального доходы и т.д.), которую можно получить путем расчета показателя эластичности спроса – коэффициент эластичности налогов (таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Расчет коэффициента эластичности налогов за 2010-2011гг.
Показатель |
2010г. |
2011г. |
Отклонение (+,-) |
Налоговые поступления, млрд.р. |
44815,1 |
46730,29 |
+1915,19 |
ВВП, млрд.р. |
137442,0 |
162964,0 |
+25522 |
Кэ = : = 0,0427 : 0,1857 = 0,230 |
Примечание – Источник: собственная разработка. Таблица составлена на основе изучения официальных данных сайтов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь.
Таким образом, при росте налоговых поступлений за 2011 год в сравнении с показателем 2010 г. на 1915,19 млрд.р. и росте ВВП на 25522 млрд.р. коэффициент эластичности меньше единицы (0,230 < 1), что означает снижение удельного веса налоговых поступлений в экономике. Иными словами, снижается налоговая нагрузка.
Наибольшую часть доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь составляют платежи, контролируемые налоговыми органами, доля которых варьирует от 87,7% до 92% (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Динамика доходов бюджета Республики Беларусь за 2009-2011гг.
Вид дохода |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |||
млрд. рублей |
удельный вес в доходах бюджета, % |
млрд. рублей |
удельный вес в доходах бюджета, % |
млрд. рублей |
удельный вес в доходах бюджета, % | |
Всего доходов бюджета |
34 627,7 |
100,0 |
32 697,2 |
100,0 |
34 799,4 |
100,0 |
Окончание таблицы 2.2
2009 год |
2010 год |
2011 год | ||||
млрд. рублей |
удельный вес в доходах бюджета, % |
млрд. рублей |
удельный вес в доходах бюджета, % |
млрд. рублей |
удельный вес в доходах бюджета, % | |
Налоги на доходы и прибыль |
11 176,3 |
32,3 |
9 630,7 |
29,5 |
11 822,5 |
34,0 |
Подоходный налог |
4 182,9 |
12,1 |
4 305,3 |
13,2 |
5 380,9 |
15,5 |
Налоги на товары и услуги |
15 563,0 |
44,9 |
15 296,8 |
46,8 |
15 890,6 |
45,7 |
Налог на добавленную стоимость |
6 674,4 |
19,3 |
7 702,0 |
23,6 |
9 446,9 |
27,1 |
Акцизы |
3 855,3 |
11,1 |
3 592,9 |
11,0 |
4 286,4 |
12,3 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
2,8 |
0,01 |
4,1 |
0,01 |
9,7 |
0,03 |
Неналоговые доходы в том числе: |
3 420,9 |
9,9 |
4 036,9 |
12,3 |
2 939,9 |
8,4 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности |
2 240,1 |
6,5 |
2 633,8 |
8,0 |
1 268,6 |
3,6 |
Штрафы, удержания |
278,8 |
0,8 |
280,9 |
0,9 |
281,7 |
0,8 |
Прочие неналоговые доходы |
144,9 |
0,4 |
184,6 |
0,5 |
352,4 |
1,0 |
Примечание – Источник: собственная разработка. Таблица составлена на основе изучения официальных данных сайтов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь.
Таблица 2.2 наглядно показывает, что бюджет сформирован главным образом, платежами косвенных налогов (налоги на товары и услуги), удельный вес, который колеблется но, в целом, составляет около половины налоговых поступлений в бюджет (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Динамика и структура доходов в бюджет Республики Беларусь за 2009-2011гг.
Примечание – Источник: собственная разработка. Рисунок составлен на основе данных, представленных в таблице 2.2.
Так, если за 2009 год удельный вес составил 44,9% при сумме поступлений равной 15563 млрд. р., то за 2010 год удельный вес увеличился до 46,8 %. При этом за 2010 год сумма поступлений снизилась на 266,2 млрд. р. в сравнении с 2009 годом (темп роста составил 98,3 процентных пункта).
За 2011 год удельный вес косвенных налогов незначительно снизился (на 1,1 процентых пункта) составив 45,7%, при росте поступлений на 593,8 млрд. р. (темп роста 103,9 процентных пункта).
Динамика поступлений налогов на товары и услуги в бюджет Республики Беларусь за 2009-2011гг. представлена в графике изображенного на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Динамика поступлений налога на товары и услуги в бюджет Республики Беларусь за 2009-2011гг.
Примечание – Источник: собственная разработка. Рисунок составлен на основе данных, представленных в таблице 2.2.
Среди прямых налогов, основным видом налоговых поступлений являются налоги на доходы и прибыль. Их удельный вес в общем объеме поступлений также колеблется от 30 до 35 процентов. За 2009 год их удельный вес составлял 32,3%, за 2010 год поступления данных налогов снизился до 29,5%, при этом также снизилась и сумма денежных поступлений в бюджет на 1545,6 млрд. р. (темп роста составил 86,2 процентных пункта по отношению к показателю 2009 года).
За 2011 год поступления от налогов на доходы и прибыль резко возросли. Прирост за 2011 год составил 2191,8 млрд. р. (темп роста 122,8 процентных пункта в сравнении с показателями за 2010 год), при этом удельный вес данного налога вырос с 29,5% в 2010 году до 34,0% в 2011 году. Динамику данного налога можно проследить на рисунке 2.3.
Вторы по величине среди прямых налогов, является налог на добавленную стоимость. За последние годы их удельный вес в общем объеме доходов вырос с 19,3% в 2009 году до 27,1% за 2011 год.
Отличительной особенностью данного вида налога, в отличии от остальных налоговых поступлений, имеет постоянную тенденцию роста в денежном выражении.
Так, прирост за 2010 год в сравнении с 2009 годом составил 1027,6 млрд. р. или 115,4 процентных пункта к 2009 году, за 2011 год прирост дохода от налога составил 1744,9 млрд. р. или 122,7 процентных пункта к 2010 году.
Рисунок 2.3 − Динамика поступлений налога на доходы и прибыль в бюджет Республики Беларусь за 2009-2011гг.
Примечание – Источник: собственная разработка. Рисунок составлен на основе данных, представленных в таблице 2.2.
Похожую тенденцию можно наблюдать и от поступлений по третьему по объему доходов налога – подоходного налога, рост удельного веса которого сопровождается и ростом доходов в денежном выражении. Так, удельный вес в бюджете подоходного налога вырос с 12,1 % за 2008 год до 15,5% за 2011 год. При этом прирост поступлений в бюджет от подоходного налога за 2010 год в сопоставлении с 2009 годом составил 122,4 млрд. р. или 109,9 процентных пункта, за 2011 год прирост составил 1075,6 млрд. р. или 125 процентных пунктов.
По объему доходов в бюджет на четвертом месте находятся поступления от акцизов. Их удельный вес, на протяжении исследуемого периода имеет незначительные изменения. За 2010 год в сравнении 2009 годом имеется снижение удельного роста на 0,1 процентный пункт (с 11,1% за 2008 год до 11,0% в 2010 году). Кроме того, за 2010 год произошло снижение объемов поступлений в доход бюджета от акцизов на 262,4 млрд. р. (темп роста составил 93,2 процентных пункта). За 2011 год имеется рост поступлений на сумму в 693,5 млрд. р. (темп роста при этом составил 119,3процентных пункта в отношении к 2010 году). При этом, одновременно увеличился их удельный вес с 11,0% до 12,3%.
Согласно данных таблицы 2.2, можно констатировать, что налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности имеют незначительный удельный вес – менее одного процента (см. таблица 2.2).
Наглядно отличие темпов роста поступлений от налога на добавленную стоимость и подоходного налога можно представить в виде графика, изображенного на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 − Динамика налоговых поступлений в бюджет Республики Беларусь за 2009-2011гг.
Примечание – Источник: собственная разработка. Рисунок составлен на основе данных, представленных в таблице 2.2.
Анализ таблицы 2.2 показывает о нестабильности удельного веса поступлений от неналоговых доходов и колеблется в пределах 10% (см. таблица 2.2).
В целом, делая вывод по анализу налоговых поступлений, можно сказать, что за исследуемый период в налоговой политике ведется работа по снижению налоговой нагрузки на экономику. Однако, отмена некоторых налогов не только не снизило денежных поступлений в бюджет республики, но и на оборот, в какой-то степени поспособствовало появления тенденции к росту. Так, например, Законом «О бюджете на 2011 год» с 1 января 2011 года были отменены:
Информация о работе Анализ и оценка налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Беларусь