Анализ и оценка налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 13:19, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ формирования доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь и на его основе выработка механизма его увеличения и укрепления в условиях рыночных отношений.
Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:
- охарактеризовать сущность консолидированного бюджета и рассмотреть источники его финансирования;
- рассмотреть виды налоговых доходов консолидированного бюджета;
- рассмотреть бюджетно-налоговую политики Республики Беларусь;
- произвести анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь;
- определить основные направления оптимизации структуры доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА 7
1.1 Понятие консолидированного бюджета Республики Беларусь, его сущность и структура 7
1.2 Разработка, утверждение и реализация консолидированного бюджета Республики Беларусь 14
1.3 Состав и классификация налоговых доходов как основного источника финансирования консолидированного бюджета 24
2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 40
2.1 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе 40
2.2 Анализ структуры и динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь 43
2.3 Анализ налогов и сборов и оценка налоговой нагрузки ОАО ГЛЗ «Центролит» 49
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 94
3.1 Направления совершенствования налогового механизма Республики Беларусь 94
3.2 Пути увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105

Файлы: 1 файл

Диплом Анна 04.05.2012.doc

— 1.56 Мб (Скачать)

Таким образом, в условиях трансформационной экономики роль бюджета неизмеримо усилилась. Он выступает  гибким инструментом экономического воздействия  государства на ход воспроизводственного процесса в условиях складывающихся рыночных отношений.

Приоритетными направлениями  бюджетно-налоговой политики в прогнозируемом периоде являются:

  • реструктуризация и оптимизация бюджетных расходов с их концентрацией на решении ключевых социально-экономических задач;
  • проведение целенаправленной политики управления государственным долгом и активами, ограничение уровня дефицита бюджета с учетом необходимости погашения внешней задолженности;
  • совершенствование бюджетного процесса, эффективное взаимодействие республиканского и местных бюджетов при их формировании и исполнении;
  • дальнейшая унификация бюджетного законодательства Республики Беларусь с законодательством Российской Федерации в рамках создаваемого Союзного государства.

В данном контексте бюджетная  политика в области расходов на 2012 г. и ближайшую перспективу (до 2015г.) предусматривает решение следующих задач:

  • концентрация бюджетных средств в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь (усиление социальной направленности);
  • определение размера бюджетных расходов исходя из финансового обеспечения принятых государством обязательств с учетом уровня дефицита консолидированного бюджета, не превышающего 1,0% к ВВП;
  • поэтапная консолидация ресурсов внебюджетных и целевых бюджетных фондов в бюджете, отказ от их целевого статуса;
  • унификация бюджетных законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации;
  • сокращение уровня расходов консолидированного бюджета в реальном выражении на 4%;
  • уменьшение централизации финансовых ресурсов государства до 40-42,5%, в том числе в консолидированном бюджете - до 30-32%, во внебюджетных фондах - до 10-10,5%, в дефиците бюджета - до 1-2% к ВВП;
  • ограничение уровней государственного долга (внутренне го - до 5%, внешнего - до 10% к ВВП).

Для достижения поставленных перед бюджетной политикой задач намечена реализация следующих первоочередных мероприятий:

  • переход к финансированию государственных целевых программ (жилищное строительство, компенсация населению ущерба от обесценения вкладов) из неэмиссионных источников;
  • снижение субсидирования из бюджета транспорта, строительства, жилищно-коммунального и сельского хозяйств, энергетики и газоснабжения, а также других отраслей реального сектора экономики;
  • осуществление действенных мер по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с возможным включением соответствующих социальных расходов в республиканские программы;
  • сосредоточение государственных капитальных вложений в основном на социально значимых объектах и объектах с высокой степенью готовности;
  • поэтапное сокращение лимита государственных гарантий при ежегодной разработке и реализации консолидированного бюджета Республики Беларусь; установление жесткого подхода к решению вопроса о предоставлении гарантий правительства по выдаваемым юридическим лицам банковским кредитам;
  • расширение сферы действия консолидированного бюджета за счет включения операций внебюджетных фондов;
  • повышение роли текущего и последующего контроля;
  • совершенствование казначейской системы;
  • сокращение объема предоставляемых бюджетных ссуд, займов с определением верхней границы в ежегодном законе о бюджете.

Таким образом, за прошедшие  годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным рыночным требованиям. Фактически она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания по строенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики.

Однако имеется ряд  проблем, которые требуют дальнейшего  совершенствования бюджетного законодательства с целью сокращения и повышения эффективности расходов бюджета на принципах финансовой дисциплины и устойчивости, эффективного распределения ресурсов и технической результативности бюджетного процесса, усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств, привлечения внебюджетных источников финансирования расходов.

2.2 Анализ структуры и динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь

 

 

Для управления налоговыми потоками важна оценка изменения налоговых поступлений в зависимости от изменения показателей экономического роста (ВВП, национального доходы и т.д.), которую можно получить путем расчета показателя эластичности спроса – коэффициент эластичности налогов (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 – Расчет коэффициента эластичности налогов за 2010-2011гг.

 

Показатель

2010г.

2011г.

Отклонение (+,-)

Налоговые поступления, млрд.р.

44815,1

46730,29

+1915,19

ВВП, млрд.р.

137442,0

162964,0

+25522

 

Кэ =                   :                   = 0,0427 : 0,1857 = 0,230      


Примечание – Источник: собственная разработка. Таблица составлена на основе изучения официальных данных сайтов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь.

 

Таким образом, при росте налоговых поступлений за 2011 год в сравнении с показателем 2010 г. на 1915,19 млрд.р. и росте ВВП на 25522 млрд.р. коэффициент эластичности  меньше единицы (0,230 < 1), что означает снижение удельного веса налоговых поступлений в экономике. Иными словами, снижается налоговая нагрузка.

Наибольшую часть доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь составляют платежи, контролируемые налоговыми органами, доля которых варьирует от 87,7% до 92% (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 – Динамика доходов бюджета Республики Беларусь за 2009-2011гг.

 

Вид дохода  

2009 год

2010 год

2011 год

млрд. рублей

удельный вес в доходах бюджета, %

млрд. рублей

удельный вес в доходах бюджета, %

млрд. рублей

удельный вес в доходах бюджета, %

Всего доходов бюджета

34 627,7

100,0

32 697,2

100,0

34 799,4

100,0


 

Окончание таблицы 2.2

 

 

2009 год

2010 год

2011 год

млрд. рублей

удельный вес в доходах бюджета, %

млрд. рублей

удельный вес в доходах бюджета, %

млрд. рублей

удельный вес в доходах бюджета, %

Налоги на доходы и  прибыль

11 176,3

32,3

9 630,7

29,5

11 822,5

34,0

Подоходный налог

4 182,9

12,1

4 305,3

13,2

5 380,9

15,5

Налоги на товары и  услуги

15 563,0

44,9

15 296,8

46,8

15 890,6

45,7

Налог на добавленную стоимость

6 674,4

19,3

7 702,0

23,6

9 446,9

27,1

Акцизы

3 855,3

11,1

3 592,9

11,0

4 286,4

12,3

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

2,8

0,01

4,1

0,01

9,7

0,03

Неналоговые доходы  в том числе:                                                                                                                                                               

3 420,9

9,9

4 036,9

12,3

2 939,9

8,4

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности

2 240,1

6,5

2 633,8

8,0

1 268,6

3,6

Штрафы, удержания

278,8

0,8

280,9

0,9

281,7

0,8

Прочие неналоговые доходы

144,9

0,4

184,6

0,5

352,4

1,0


Примечание – Источник: собственная разработка. Таблица составлена на основе изучения официальных данных сайтов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь.

 

Таблица 2.2 наглядно показывает, что  бюджет сформирован главным образом, платежами косвенных налогов (налоги на товары и услуги), удельный вес, который колеблется но, в целом, составляет около половины налоговых поступлений в бюджет (рисунок 2.1).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 –  Динамика и структура доходов  в бюджет Республики Беларусь за 2009-2011гг.

Примечание – Источник: собственная разработка. Рисунок составлен на основе данных, представленных в таблице 2.2.

 

Так, если за 2009 год удельный вес составил 44,9% при сумме поступлений равной 15563 млрд. р., то за 2010 год удельный вес увеличился до 46,8 %. При этом за 2010 год сумма поступлений снизилась на 266,2 млрд. р. в сравнении с 2009 годом (темп роста составил 98,3 процентных пункта).

За 2011 год удельный вес косвенных налогов незначительно снизился (на 1,1 процентых пункта) составив 45,7%, при росте поступлений на 593,8 млрд. р. (темп роста 103,9 процентных пункта).

Динамика поступлений налогов  на товары и услуги в бюджет Республики Беларусь за 2009-2011гг. представлена в графике изображенного на рисунке 2.2.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 – Динамика поступлений налога на товары и услуги в бюджет Республики Беларусь за 2009-2011гг.

Примечание – Источник: собственная разработка. Рисунок составлен на основе данных, представленных в таблице 2.2.

 

Среди прямых налогов, основным видом  налоговых поступлений являются налоги на доходы и прибыль. Их удельный вес в общем объеме поступлений также колеблется от 30 до 35 процентов. За 2009 год их удельный вес составлял 32,3%, за 2010 год поступления данных налогов снизился до 29,5%, при этом также снизилась и сумма денежных поступлений в бюджет на 1545,6 млрд. р. (темп роста составил 86,2 процентных пункта по отношению к показателю 2009 года).

За 2011 год поступления от налогов на доходы и прибыль резко возросли. Прирост за 2011 год составил 2191,8 млрд. р. (темп роста 122,8 процентных пункта в сравнении с показателями за 2010 год), при этом удельный вес данного налога вырос с 29,5% в 2010 году до 34,0% в 2011 году. Динамику данного налога можно проследить на рисунке 2.3.

 Вторы по величине среди прямых налогов, является налог на добавленную стоимость. За последние годы их удельный вес в общем объеме доходов вырос с 19,3% в 2009 году до 27,1% за 2011 год.

Отличительной особенностью данного  вида налога, в отличии от остальных налоговых поступлений, имеет постоянную тенденцию роста в денежном выражении.

Так, прирост за 2010 год в сравнении  с 2009 годом составил 1027,6 млрд. р. или 115,4 процентных пункта к 2009 году, за 2011 год прирост дохода от налога составил 1744,9 млрд. р. или 122,7 процентных пункта к 2010 году.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.3 − Динамика поступлений налога на доходы и прибыль в бюджет        Республики Беларусь за 2009-2011гг.

Примечание – Источник: собственная разработка. Рисунок составлен на основе данных, представленных в таблице 2.2.

 

Похожую тенденцию можно наблюдать и от поступлений по третьему по объему доходов налога – подоходного налога, рост удельного веса которого сопровождается и ростом доходов в денежном выражении. Так, удельный вес в бюджете подоходного налога вырос с 12,1 % за 2008 год до 15,5% за 2011 год. При этом прирост поступлений в бюджет от подоходного налога за 2010 год в сопоставлении с 2009 годом составил 122,4 млрд. р. или 109,9 процентных пункта, за 2011 год прирост составил 1075,6 млрд. р. или 125 процентных пунктов. 

По объему доходов в бюджет на четвертом  месте находятся поступления  от акцизов. Их удельный вес, на протяжении исследуемого периода имеет незначительные изменения. За 2010 год в сравнении 2009 годом имеется снижение удельного роста на 0,1 процентный пункт (с 11,1% за 2008 год до 11,0% в 2010 году). Кроме того, за 2010 год произошло снижение объемов поступлений в доход бюджета от акцизов на 262,4 млрд. р. (темп роста составил 93,2 процентных пункта). За 2011 год имеется рост поступлений на сумму в 693,5 млрд. р. (темп роста при этом составил 119,3процентных пункта в отношении к 2010 году). При этом, одновременно увеличился их удельный вес с 11,0% до 12,3%.

Согласно  данных таблицы 2.2, можно констатировать, что налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности имеют незначительный удельный вес – менее одного процента (см. таблица 2.2).      

Наглядно  отличие темпов роста поступлений  от налога на добавленную стоимость  и подоходного налога можно представить в виде графика, изображенного на рисунке 2.4.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.4 − Динамика налоговых поступлений в бюджет Республики Беларусь за 2009-2011гг.

Примечание – Источник: собственная разработка. Рисунок составлен на основе данных, представленных в таблице 2.2.

 

Анализ таблицы 2.2 показывает о  нестабильности удельного веса поступлений от неналоговых доходов и колеблется в пределах 10%  (см. таблица 2.2).

В целом, делая вывод по анализу  налоговых поступлений, можно сказать, что за исследуемый период в налоговой политике ведется работа по снижению налоговой нагрузки на экономику. Однако, отмена некоторых налогов не только не снизило денежных поступлений в бюджет республики, но и на оборот, в какой-то степени поспособствовало появления тенденции к росту.  Так, например, Законом «О бюджете на 2011 год» с 1 января 2011 года были отменены:

Информация о работе Анализ и оценка налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Беларусь