Анализ и оценка налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 13:19, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ формирования доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь и на его основе выработка механизма его увеличения и укрепления в условиях рыночных отношений.
Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:
- охарактеризовать сущность консолидированного бюджета и рассмотреть источники его финансирования;
- рассмотреть виды налоговых доходов консолидированного бюджета;
- рассмотреть бюджетно-налоговую политики Республики Беларусь;
- произвести анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь;
- определить основные направления оптимизации структуры доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА 7
1.1 Понятие консолидированного бюджета Республики Беларусь, его сущность и структура 7
1.2 Разработка, утверждение и реализация консолидированного бюджета Республики Беларусь 14
1.3 Состав и классификация налоговых доходов как основного источника финансирования консолидированного бюджета 24
2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 40
2.1 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе 40
2.2 Анализ структуры и динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь 43
2.3 Анализ налогов и сборов и оценка налоговой нагрузки ОАО ГЛЗ «Центролит» 49
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 94
3.1 Направления совершенствования налогового механизма Республики Беларусь 94
3.2 Пути увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105

Файлы: 1 файл

Диплом Анна 04.05.2012.doc

— 1.56 Мб (Скачать)

Объектами налогообложения  признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, в том числе:

  • при реализации своим работникам;
  • обороты по обмену товарами (работами, услугами) имущественными правами;
  • обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • передача лизингодателем  объекта лизинга лизингополучателя;
  • передача арендодателем объекта аренды арендатору;
  • товары ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь;
  • прочее выбытие товаров, основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства.

Налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации  произведенных или приобретенных им товаров, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. При определении налоговой базы  выручка от реализации товаров определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, полученных  им в денежной, натуральной и иной формах. При определении налоговой базы выручка налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в национальную валюту Республики Беларусь  на дату фактической реализации товаров или на дату фактического осуществления расходов.

При реализации основных средств, отдельных предметов в  составе оборотных средств и имущества, учитываемого в составе внеоборотных активов, по ценам ниже остаточной стоимости, приобретенных на стороне  товаров, имущественных прав (за исключением  нематериальных активов) по ценам ниже цены приобретения налоговая база определяется соответственно исходя из остаточной стоимости, цены приобретения.

Налоговая база увеличивается на суммы, полученные:

  • за реализованные товары (работы, услуги), имущественные  права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров.

Налогообложение производится по следующим налоговым ставкам:

1. ноль (0) процентов при реализации:

  • товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены таможенного союза (в том числе товаров, вывезенных по договорам (контрактам) лизинга, договорам займа, договорам (контрактам) на изготовление товаров), при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь;
  • работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров, указанных в абзаце втором настоящего подпункта;
  • экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов);
  • работ (услуг) по ремонту, модернизации, переоборудованию воздушных судов и их двигателей, единиц железнодорожного подвижного состава, выполняемых для иностранных организаций или физических лиц;

2. десять (10) процентов:

  • при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), пчеловодства, животноводства (за исключением производства пушнины) и рыбоводства;
  • при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь;

3. двадцать (20) процентов:

  • при реализации товаров (работ, услуг), не указанных в пунктах 1. и 2., а также при реализации имущественных прав;

4. девять целых девять сотых (9,09) процента (10 : 110 х 100 процентов) или шестнадцать целых шестьдесят семь сотых (16,67) процента (20 : 120 х 100 процентов) – при реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом налога на добавленную стоимость, а также при поступлении сумм, увеличивающим налоговую базу при реализации товаров;

5. ноль целых пять десятых (0,5) процента – при ввозе на территорию Республики Беларусь из государств – членов таможенного союза для производственных нужд обработанных и необработанных алмазов во всех видах и других драгоценных камней (коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 7102 и 7103).

С 01 января 2010 года действует зачетный метод исчисления налога на добавленную стоимость. Таким образом, сумма налога, подлежащая уплате  налогоплательщиком в бюджет, определяется как  разница между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода, и сумма налоговых вычетов, приходящихся на данный период. Если сумма налоговых вычетов в соответствующем налоговом периоде превышает общую сумму налога, налогоплательщик в данном налоговом периоде  не уплачивает, а разница между суммой налоговых вычетов и общей  суммой налога подлежит вычету в первоочередном порядке из общей суммы налога в следующем налоговом периоде или зачету, либо возврату налогоплательщику.

Налоговые вычеты производятся на основании первичных учетных и расчетных документов установленного образца, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, либо на основании оформленных таможенных деклараций и копий документов, подтверждающих факт уплаты налога по товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь.

Вычетам подлежат фактически уплаченные налогоплательщиком налога при приобретении товара либо при  ввозе  товаров на таможенную территорию Республики Беларусь после отражения  их в бухгалтерском учете.

Акцизы являются косвенными налогами, устанавливаемыми на отдельные виды товаров повышенного спроса. Акцизы взимаются один раз и полностью ложатся на конечного покупателя. Акцизы используются для мобилизации финансовых ресурсов государства, а также  перераспределения доходов населения.

В структуре доходов  республиканского бюджета, акцизы составляют около 12% доходов бюджета [17, с. 65].

Плательщиками акцизов являются:

  • организации и индивидуальные предприниматели с учетом особенностей, установленных законодательством Республики Беларусь;
  • физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу таможенного союза, возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.
  • по подакцизным товарам, переданным в аренду (финансовую аренду (лизинг)) на территории Республики Беларусь с правом выкупа, – арендодатель (лизингодатель);
  • по подакцизным товарам, переданным в аренду (финансовую аренду (лизинг)) за пределами территории Республики Беларусь, – арендатор (лизингополучатель), осуществивший ввоз такого объекта аренды (финансовой аренды (лизинга)) на территорию Республики Беларусь.

Плательщиками не признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые:

  • осуществляют реализацию легковых автомобилей и (или) микроавтобусов, принадлежащих физическим лицам и состоящих на учете в органах Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров;
  • приобрели легковые автомобили и (или) микроавтобусы в организациях и у индивидуальных предпринимателей в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, – в случае их дальнейшей реализации.

Подакцизными товарами признаются:

  • спирт этиловый ректификованный технический;
  • алкогольная продукция: этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья, алкогольные напитки (водка, ликероводочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов);
  • непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;
  • пиво, пивной коктейль, с содержанием пива в готовом пивном коктейле не менее 50 процентов;
  • табачные изделия;
  • автомобильные бензины;
  • дизельное и биодизельное топливо;
  • судовое топливо;
  • газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;
  • масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые (коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 8702, 8703 и 8704).
  • сидры;
  • пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта.

Не признаются подакцизными товарами:

  • спиртосодержащие растворы с денатурирующими добавками, компонентами, изменяющими органолептические свойства этилового спирта, разрешенными к применению в Республике Беларусь;
  • спиртосодержащие лекарственные средства, разрешенные к промышленному производству, реализации и медицинскому применению на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством;
  • спиртосодержащие лекарственные средства, изготавливаемые в аптеках по индивидуальным назначениям (рецептам) врача или требованиям (заявкам) организации здравоохранения, включая гомеопатические лекарственные средства;
  • спиртосодержащие средства и препараты ветеринарного назначения, допущенные к производству и (или) применению на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством;
  • спиртосодержащие парфюмерно-косметические средства;
  • побочные продукты и спиртосодержащие отходы, образующиеся в соответствии с технологическим процессом при производстве на территории Республики Беларусь этилового спирта, алкогольной продукции;
  • коньячный и плодовый спирт, виноматериалы.
  • дезинфицирующие средства;
  • товары бытовой химии;
  • легковые автомобили, предназначенные для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;
  • табак, используемый в качестве сырья для производства табачных изделий.

В Республике Беларусь действуют  единые ставки акцизов как для  подакцизных товаров, произведенных на территории Республики Беларусь, так и для подакцизных товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на территории Республики Беларусь.

Ставки акцизов могут устанавливаться в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) и  в процентах от стоимости подакцизных товаров или таможенной стоимости подакцизных товаров, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин (процентные (адвалорные) ставки). Сумма акцизов по подакцизным товарам исчисляется как произведение налоговой базы и ставки акцизов.

При ввозе с территории государств – членов таможенного союза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, акцизы исчисляются плательщиком акцизов самостоятельно с применением документа «Расчет акцизов, подлежащих уплате», форма и порядок заполнения которого определяются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь (за исключением случая вынесения таможенным органом решения о взыскании акцизов, при котором исчисление подлежащих уплате акцизов производится таможенным органом).

Информация о работе Анализ и оценка налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Беларусь