Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 13:19, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ формирования доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь и на его основе выработка механизма его увеличения и укрепления в условиях рыночных отношений.
Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:
- охарактеризовать сущность консолидированного бюджета и рассмотреть источники его финансирования;
- рассмотреть виды налоговых доходов консолидированного бюджета;
- рассмотреть бюджетно-налоговую политики Республики Беларусь;
- произвести анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь;
- определить основные направления оптимизации структуры доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА 7
1.1 Понятие консолидированного бюджета Республики Беларусь, его сущность и структура 7
1.2 Разработка, утверждение и реализация консолидированного бюджета Республики Беларусь 14
1.3 Состав и классификация налоговых доходов как основного источника финансирования консолидированного бюджета 24
2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 40
2.1 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе 40
2.2 Анализ структуры и динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь 43
2.3 Анализ налогов и сборов и оценка налоговой нагрузки ОАО ГЛЗ «Центролит» 49
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 94
3.1 Направления совершенствования налогового механизма Республики Беларусь 94
3.2 Пути увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105
Перераспределение национального дохода как между отраслями, так и внутри отраслей происходит посредством государственных инвестиций и приоритетного финансирования отдельных видов производств, высоких технологий, инновационных процессов. Важным направлением перераспределения национального дохода является выделение большей части средств, идущих на развитие непроизводственной сферы. В условиях рыночных отношений это прежде всего относится к поддержанию государством таких сфер жизнедеятельности общества, как здравоохранение, просвещение, наука и культура. Значительное место в структуре перераспределяемой части национального дохода отводится содержанию аппарата управления, правоохранительных органов и т.д.
Пропорции национального дохода, распределяемого через консолидированный бюджет, не были постоянными, поскольку определялись достигнутым уровнем развития производительных сил, задачами, решаемыми государством на разных этапах общественного развития.
Рассмотрение проблем
Роль консолидированный бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного управления и самоуправления.
Консолидированный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.
С целью обеспечения унификации учета доходов бюджетной системы применяется классификация доходов Республики Беларусь.
Классификация доходов представляет
собой систематизированную груп
Доходы бюджетов делятся на следующие категории: текущие, капитальные и безвозмездные, состоящие из групп доходов. Группы доходов состоят из видов доходов. Доходы по видам объединяются в разделы и подразделы доходов в зависимости от источников их получения.
Категория «Текущие доходы» включают все доходные невозвратные платежи в бюджет, представляющие собой обязательные безвозмездные потоки средств, поступающие в сектор государственного управления, а также добровольные и компенсируемые поступления средств от предоставления государственными учреждениями услуг, штрафы и санкции, за исключением средств, полученных от других государственных органов или международных организаций.
Текущие доходы, в свою очередь, по форме, методам изъятия и содержанию подразделяются на три группы − текущие налоговые доходы, социальные отчисления и текущие неналоговые доходы и обязательные платежи.
В группу «Текущие налоговые доходы»
включаются следующие виды доходов,
взимаемые в бюджет и классифицируемые
в зависимости от объекта налогообложения
или в соответствии с источником
возникновения налоговых
В свою очередь данные виды доходов включают следующие доходные источники (разделы):
К группе «Социальные отчисления» относят обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения и государственный фонд содействия занятости с целью создания резервов для социальной поддержки незанятого населения и обеспечения их занятости. В названную группу включаются два вида доходов: взносы работающих по найму и отчисления работодателей.
Взносы работающих по найму включают обязательные взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
В группу «Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи» включаются платежи и иные поступления, классифицируемые по характеру их поступления в бюджет и включающие возмездные операции от прямого предоставления государством услуг и продажи товаров (доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, поступления от некоммерческих и сопутствующих продаж товаров, чистая прибыль или проценты, получаемые от Национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода), а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов, санкций, конфискации, все добровольные текущие поступления из негосударственных источников (от физических и юридических лиц) и др.
Данная группа доходов разграничивается
на четыре вида: доходы от государственной
собственности и
К категории «Капитальные доходы» относятся невозвратные платежи, классифицируемые по видам реализуемых основных фондов, и связанные с их приобретением, передачей, сооружением или продажей.
Эта категория включает также поступления в бюджет от продажи нематериальных активов, от реализации государственных материальных резервов и ценностей, от продажи земли и реализации других непроизводственных активов, а также разовые безвозмездные предоставления средств для приобретения материальных ценностей.
Капитальные доходы подразделяются на
капитальные налоговые и капита
В группу «Капитальные налоговые доходы» включаются налоги на капитальные активы, взимаемые нерегулярно и со значительными временными интервалами. К ним относятся поступления от налогов на передачу имущества по наследству, наследство и дарение, другие непериодические налоги на имущество.
К группе «Капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи» относятся капитальные доходы, отражающие реализацию нефинансовых активов (произведенных и непроизведенных), за исключением капитальных налоговых доходов.
В названную группу включаются следующие виды доходов: доходы от реализации произведенных активов, доходы от реализации непроизведенных активов, капитальные трансферты за исключением безвозмездных поступлений; другие капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи.
Капитальные трансферты за исключением
безвозмездных поступлений пост
Категория «Безвозмездные поступления» классифицируется по источникам получения доходов и представляет собой добровольные и необязательные текущие или капитальные трансферты, получаемые от иностранных государств, от других уровней государственного управления ( из бюджетов одного уровня в другой) и от стран - участниц международных организаций и соглашений. В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные поступления по взаимным расчетам.
В соответствии с классификацией доходов бюджетов полученные безвозмездные поступления подразделяются на две группы − текущие безвозмездные поступления и капитальные безвозмездные поступления.
В группу « Текущие безвозмездные поступления» включаются виды доходов: текущие безвозмездные поступления из-за границы и от других уровней государственного управления; текущие безвозмездные поступления от стран-участниц международных организаций и соглашений и предназначены для осуществления текущих расходов в сфере государственного управления.
К группе «Капитальные безвозмездные поступления» относятся поступления, которые предназначены для осуществления капитальных расходов в сфере государственного управления. В данную группу включаются два вида доходов: капитальные безвозмездные поступления из-за границы и от других уровней государственного управления, а также капитальные безвозмездные поступления от стран - участниц международных организаций и соглашений.
Таким образом, сконцентрированные в
консолидированном бюджете дене
Составление проектов республиканского
бюджета и местных бюджетов на
очередной финансовый год осуществляется
в целях определения объема денежных
средств, необходимых для выполнения
функций государственных
Составлению проектов республиканского бюджета и местных бюджетов предшествует разработка прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь, параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь и основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая среднесрочную финансовую программу.
Прогнозы основных параметров экономического развития Республики Беларусь и параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь разрабатываются на три года (с учетом года, на который составляется бюджет) и ежегодно уточняются.
Министерство экономики Республики Беларусь до 1 апреля года, предшествующего плановому, представляет в Министерство финансов прогноз основных параметров экономического развития Республики Беларусь на три года.
Национальный банк Республики Беларусь до 1 апреля года, предшествующего плановому, представляет в Министерство финансов прогноз параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь на три года.
Составление проектов республиканского бюджета и местных бюджетов осуществляется в соответствии с законодательством Правительством Республики Беларусь и соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами. Непосредственное составление проектов республиканского бюджета и местных бюджетов производится Министерством финансов и местными финансовыми органами (проектов бюджетов первичного уровня - соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами).
В целях своевременного и качественного составления проектов местных бюджетов местные финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от местных финансовых органов другого уровня бюджетной системы Республики Беларусь, а также от иных государственных органов и организаций.
Проект основных направлений бюджетно-
В проекте основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год содержатся предложения по следующим основным параметрам: удельный вес прогнозного годового объема валового внутреннего продукта, перераспределяемого через консолидированный бюджет Республики Беларусь; предельный размер дефицита консолидированного бюджета Республики Беларусь, основные источники финансирования дефицита консолидированного бюджета Республики Беларусь; изменения в законодательстве, принятие которых необходимо для реализации бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год; особенности межбюджетных отношений, в том числе взаимоотношения республиканского бюджета с местными бюджетами на очередной финансовый год; лимит государственного долга Республики Беларусь.
Среднесрочная финансовая программа
представляет собой документ, содержащий
данные о возможностях бюджета по
мобилизации доходов и стратеги
Среднесрочная финансовая программа разрабатывается в целях: информирования государственных органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития бюджетно-налоговой сферы; оценки финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов; выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики; отслеживания долгосрочных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.
Среднесрочная финансовая программа разрабатывается на три года, из которых: первый год - год, на который составляется бюджет; следующие два года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной финансовой политики.
Информация о работе Анализ и оценка налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Беларусь