Анализ и оценка налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 13:19, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ формирования доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь и на его основе выработка механизма его увеличения и укрепления в условиях рыночных отношений.
Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:
- охарактеризовать сущность консолидированного бюджета и рассмотреть источники его финансирования;
- рассмотреть виды налоговых доходов консолидированного бюджета;
- рассмотреть бюджетно-налоговую политики Республики Беларусь;
- произвести анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь;
- определить основные направления оптимизации структуры доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА 7
1.1 Понятие консолидированного бюджета Республики Беларусь, его сущность и структура 7
1.2 Разработка, утверждение и реализация консолидированного бюджета Республики Беларусь 14
1.3 Состав и классификация налоговых доходов как основного источника финансирования консолидированного бюджета 24
2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 40
2.1 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе 40
2.2 Анализ структуры и динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь 43
2.3 Анализ налогов и сборов и оценка налоговой нагрузки ОАО ГЛЗ «Центролит» 49
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 94
3.1 Направления совершенствования налогового механизма Республики Беларусь 94
3.2 Пути увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105

Файлы: 1 файл

Диплом Анна 04.05.2012.doc

— 1.56 Мб (Скачать)

Исчисление сумм подлежащих уплате акцизов производится в белорусских рублях.

Плательщик имеет право  включать суммы акцизов, уплаченные при приобретении (ввозе на территорию Республики Беларусь) подакцизных товаров, использованных в производстве других подакцизных товаров, в затраты по производству и реализации произведенных подакцизных товаров, учитываемые при налогообложении.

Расчет суммы акцизов, подлежащей включению в затраты  по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, производится методом удельного веса или методом раздельного учета направления использования подакцизных товаров

В Республике Беларусь среди прямы налогов лидирующее положение занимает налог на прибыль, за счет которого формируется около 18% доходов республиканского бюджета [5, с. 92].

В соответствии Налоговым кодексом (Особенная часть), плательщиками налога на прибыль признаются организации, объектом налогообложения -  валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, в соответствии со статьей 35 Налогового кодекса, начисленные белорусскими организациями. 

Валовой прибылью  для белорусских  организаций признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, – сумма прибыли иностранной организации, полученная через постоянное представительство на территории Республики Беларусь от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.

Не являются объектом налогообложения налогом на прибыль  дивиденды, начисленные:

  • общественным объединениям «Белорусское общество инвалидов», «Белорусское общество глухих» и «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» унитарными предприятиями, собственниками имущества которых являются эти объединения;
  • венчурным организациям, Белорусскому инновационному фонду, инновационными организациями.

Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.

Налоговая база налога на прибыль  определяется как денежное выражение  валовой прибыли, подлежащей налогообложению.

При определении налоговой  базы налога на прибыль:

  • выручка (доход) белорусской организации от деятельности (источников) за пределами Республики Беларусь принимается в размере до удержания (уплаты) налогов (сборов, отчислений) согласно законодательству иностранного государства;
  • затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении, произведенные в связи с осуществлением деятельности за пределами Республики Беларусь, принимаются белорусской организацией в соответствии с настоящей главой.

Налоговая база налога на прибыль по дивидендам, начисленным  белорусскими организациями, определяется в соответствии с настоящим пунктом белорусскими организациями, начислившими дивиденды.

Плательщиками налога на доходы иностранных  организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, согласно статьи 145 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть), признаются иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в Республике Беларусь.

  • Объектом налогообложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее в настоящей главе – налог на доходы), признаются следующие доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь:
  • плата за перевозку, фрахт (в том числе демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках) в связи с осуществлением международных перевозок (за исключением платы за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок грузов морским транспортом), а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг (за исключением услуг в области транспортно-экспедиционной деятельности при организации международных перевозок грузов морским транспортом);
  • процентные (купонные) доходы от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления, в том числе доходы по кредитам, займам; доходы по ценным бумагам, условиями выпуска которых предусмотрено получение доходов в виде процентов (дисконта); доходы от пользования временно свободными средствами на счетах в банках Республики Беларусь;
  • роялти
  • дивиденды и приравненные к ним доходы
  • доходы от реализации на территории Республики Беларусь товаров на условиях договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров;
  • доходы от проведения и организации на территории Республики Беларусь концертно-зрелищных мероприятий, в том числе концертов, аттракционов, зверинцев, цирковых программ;
  • доходы в виде неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров;
  • доходы от выполнения инновационных работ, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, разработку конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию) товаров, изготовление и испытание опытных образцов (опытной партии) товаров, предпроектные и проектные работы (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и иные аналогичные работы);
  • доходы от предоставления гарантии и (или) поручительства;
  • доходы от предоставления дискового пространства и (или) канала связи для размещения информации на сервере и услуг по его техническому обслуживанию;
  • доходы от отчуждения: недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь; предприятия (его части) как имущественного комплекса, находящегося на территории Республики Беларусь, собственником которого является иностранная организация;  ценных бумаг на территории Республики Беларусь (кроме акций) и (или) их погашения;  долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части;
  • доходы от оказания услуг;
  • доходы от недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, переданного в доверительное управление; 
  • доходы от предоставления доступа к информационному комплексу, его сервисам (режимам), базе данных, кроме доходов от предоставления доступа к информационному комплексу, его сервисам (режимам), базе данных автоматизированной системы межбанковских расчетов, международных платежных систем, международных телекоммуникационных систем передачи информации и (или) совершения платежей.

Налоговая база налога на доходы определяется  как общая сумма доходов за вычетом документально подтвержденных затрат. Сумма налога на доходы исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

В соответствии с законом  Республики Беларусь  «О подоходном налоге с граждан» является законодательной базой для исчисления и уплаты подоходного налога физическими лицами.

Плательщиками налога в  соответствии с законодательством являются физические лица:

  • граждане  Республики Беларусь;
  • иностранные граждане и лица без гражданства.

Объектом налогообложения  подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками:

  • от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь – для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии со статьей 17 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть);
  • от источников в Республике Беларусь – для физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь.

К доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, относятся:

  • дивиденды и проценты, полученные от белорусской организации, а также проценты, полученные от белорусского индивидуального предпринимателя и (или) иностранной организации в связи с ее деятельностью через постоянное представительство на территории Республики Беларусь.  
  • страховое возмещение и (или) обеспечение при наступлении страхового случая, полученные от белорусской страховой организации и (или) от иностранной организации в связи с ее деятельностью через постоянное представительство на территории Республики Беларусь;
  • доходы, полученные от использования на территории Республики Беларусь объектов интеллектуальной собственности;
  • доходы, полученные от сдачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)) или от иного использования имущества, находящегося на территории Республики Беларусь;
  • доходы, полученные от отчуждения: недвижимого имущества, в том числе предприятия как имущественного комплекса (его части), находящегося на территории Республики Беларусь; на территории Республики Беларусь акций или иных ценных бумаг, долей учредителей (участников) в уставном фонде, паев в имуществе иностранных организаций либо их части; акций или иных ценных бумаг, долей учредителей (участников) в уставном фонде, паев в имуществе белорусских организаций либо их части; прав требования к белорусской организации или иностранной организации в связи с ее деятельностью через постоянное представительство на территории Республики Беларусь; иного имущества, находящегося на территории Республики Беларусь;
  • вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая денежные вознаграждения и надбавки за особые условия работы (службы), выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие) на территории Республики Беларусь;
  • пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные плательщиком в соответствии с законодательством;
  • доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного (река–море) плавания и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в Республику Беларусь и (или) из Республики Беларусь или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) на территории Республики Беларусь;
  • доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи, объектов электросвязи и иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории Республики Беларусь;
  • иные доходы, получаемые плательщиком от источников в Республике Беларусь.

При определении налоговой  базы подоходного налога с физических лиц учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так  и в натуральной формах.

Если из дохода плательщика  по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу подоходного налога с физических лиц.

Налоговая база подоходного  налога с физических лиц определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Налоговым периодом подоходного  налога с физических лиц признается календарный год.

Отчетными периодами  подоходного налога с физических лиц для индивидуальных предпринимателей (частных нотариусов) признаются квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год.

В Налоговом кодексе (Особенная  часть, статья 163) приводится ряд доходов, освобождаемые от подоходного налога с физических лиц, в том числе ежемесячные денежные выплаты плательщикам, имеющим почетные звания «Народный артист СССР», «Народный художник СССР», «Народный архитектор СССР», «Народный врач СССР», «Народный учитель СССР», «Народный учитель БССР», «Народный врач БССР», «Народный врач Беларуси», «Народный поэт Беларуси», «Народный писатель Беларуси», «Народный художник Беларуси», «Народный артист Беларуси», «Народный артист РСФСР», «Народный художник РСФСР», «Народный артист Российской Федерации», «Народный художник Российской Федерации», в размерах, определяемых Президентом Республики Беларусь и (или) Советом Министров Республики Беларусь, а так же суммы единовременной материальной помощи, оказываемой в связи со стихийными бедствиями, чрезвычайными и другими обстоятельствами, приведшими к нарушениям условий жизнедеятельности физических лиц, человеческим жертвам.

Статья 169 Налогового кодекса  Республики Беларусь (Особенная часть) определяет порядок предоставления профессионального налогового вычета индивидуальным предприятиям (частным нотариусам). Статья 170 данного кодекса определяет порядок предоставления профессионального налогового вычета плательщикам, получившим доходы от сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и нежилых помещений.

Плательщиками налога на недвижимость признаются организации  и физические лица с учетом особенностей, установленных законодательством Республики Беларусь.

Перечень местных налогов и  сборов в нашей стране устанавливается  законодательными актами Республики Беларусь и вводятся решением соответствующих Советов депутатов. Областные, Минский городской Совет депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня (городские (городов областного подчинения), районные Советы) самостоятельно определяют базу и объекты налогообложения, конкретные размеры ставок, плательщиков, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты местных налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством.

Государственные пошлины, поступающие в бюджет Республики Беларусь, можно условно подразделить на следующие виды:

а) государственные пошлины за совершение услуг (нотариальных действий, регистрацию актов гражданского состояния и др.);

б)  государственные пошлины за предоставление особых прав (права на рыбную ловлю, на охоту и т.п.);

в) регистрационные пошлины (за выдачу лицензий, авторских свидетельств и т.д.);

г)  таможенные пошлины (в случаях совершения экспортно-импортных операций).

Согласно закону Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, областным, Минскому городскому Советам  депутатов, Советам депутатов базового уровня предоставляется право на введение в соответствующих регионах местных налогов и сборов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ХАРАКТЕРИСТИКА  НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ  БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА  СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Бюджетно-налоговая  политика Республики Беларусь на современном этапе

 

 

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика заключается в воздействии государства в лице Министерства финансов Республики Беларусь при помощи Главного государственного казначейства на величину и структуру государственных расходов и систему налогообложения для достижения общеэкономических целей - увеличения реального ВВП и уровня занятости. При этом необходимыми условиями являются отсутствие инфляции и устойчивый рост экономики.

Одной из основных функций  казначейства является организация исполнения бюджета, т.е. формирование его доходной части и осуществление контроля за использованием расходной.

Реализация бюджетно-налоговой  политики в Республике Беларусь проходит посредством дискреционной (активной) политики (сознательное манипулирование бюджетно-налоговой сферой) и автоматической (пассивной), не требующей специальных решений правительства. Оба вида активно взаимодействуют.

На настоящем этапе  в республике постепенно снижаются  налоговые ставки и одновременно увеличиваются государственные расходы, что характеризуется, как мягкая фискальная экспансия. Осуществляется также стабилизационная политика, предусматривающая постоянный рост производства при умеренных темпах инфляции.

Для Республики Беларусь жизненно важен устойчивый экономический рост на фоне приемлемого уровня инфляции. Страна переживает трансформационный период при недостаточно развитом производстве и низкой эффективности частного сектора.

Эффективность использования  бюджетных методов регулирования  воспроизводственных процессов обусловливается тем, что они гораздо легче, чем другие экономические методы, поддаются корректированию со стороны государственных органов, так как находятся в сфере непосредственного влияния государства и могут применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта.

Информация о работе Анализ и оценка налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Беларусь