Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 13:19, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ формирования доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь и на его основе выработка механизма его увеличения и укрепления в условиях рыночных отношений.
Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:
- охарактеризовать сущность консолидированного бюджета и рассмотреть источники его финансирования;
- рассмотреть виды налоговых доходов консолидированного бюджета;
- рассмотреть бюджетно-налоговую политики Республики Беларусь;
- произвести анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь;
- определить основные направления оптимизации структуры доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА 7
1.1 Понятие консолидированного бюджета Республики Беларусь, его сущность и структура 7
1.2 Разработка, утверждение и реализация консолидированного бюджета Республики Беларусь 14
1.3 Состав и классификация налоговых доходов как основного источника финансирования консолидированного бюджета 24
2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 40
2.1 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе 40
2.2 Анализ структуры и динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь 43
2.3 Анализ налогов и сборов и оценка налоговой нагрузки ОАО ГЛЗ «Центролит» 49
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 94
3.1 Направления совершенствования налогового механизма Республики Беларусь 94
3.2 Пути увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105
Исчисление сумм подлежащих уплате акцизов производится в белорусских рублях.
Плательщик имеет право включать суммы акцизов, уплаченные при приобретении (ввозе на территорию Республики Беларусь) подакцизных товаров, использованных в производстве других подакцизных товаров, в затраты по производству и реализации произведенных подакцизных товаров, учитываемые при налогообложении.
Расчет суммы акцизов, подлежащей включению в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, производится методом удельного веса или методом раздельного учета направления использования подакцизных товаров
В Республике Беларусь среди прямы налогов лидирующее положение занимает налог на прибыль, за счет которого формируется около 18% доходов республиканского бюджета [5, с. 92].
В соответствии Налоговым кодексом (Особенная часть), плательщиками налога на прибыль признаются организации, объектом налогообложения - валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, в соответствии со статьей 35 Налогового кодекса, начисленные белорусскими организациями.
Валовой прибылью для белорусских организаций признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, – сумма прибыли иностранной организации, полученная через постоянное представительство на территории Республики Беларусь от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.
Не являются объектом налогообложения налогом на прибыль дивиденды, начисленные:
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.
Налоговая база налога на прибыль определяется как денежное выражение валовой прибыли, подлежащей налогообложению.
При определении налоговой базы налога на прибыль:
Налоговая база налога на прибыль по дивидендам, начисленным белорусскими организациями, определяется в соответствии с настоящим пунктом белорусскими организациями, начислившими дивиденды.
Плательщиками налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, согласно статьи 145 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть), признаются иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в Республике Беларусь.
Налоговая база налога на доходы определяется как общая сумма доходов за вычетом документально подтвержденных затрат. Сумма налога на доходы исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
В соответствии с законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с граждан» является законодательной базой для исчисления и уплаты подоходного налога физическими лицами.
Плательщиками налога в соответствии с законодательством являются физические лица:
Объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками:
К доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, относятся:
При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
Если из дохода плательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу подоходного налога с физических лиц.
Налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Налоговым периодом подоходного налога с физических лиц признается календарный год.
Отчетными периодами подоходного налога с физических лиц для индивидуальных предпринимателей (частных нотариусов) признаются квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год.
В Налоговом кодексе (Особенная часть, статья 163) приводится ряд доходов, освобождаемые от подоходного налога с физических лиц, в том числе ежемесячные денежные выплаты плательщикам, имеющим почетные звания «Народный артист СССР», «Народный художник СССР», «Народный архитектор СССР», «Народный врач СССР», «Народный учитель СССР», «Народный учитель БССР», «Народный врач БССР», «Народный врач Беларуси», «Народный поэт Беларуси», «Народный писатель Беларуси», «Народный художник Беларуси», «Народный артист Беларуси», «Народный артист РСФСР», «Народный художник РСФСР», «Народный артист Российской Федерации», «Народный художник Российской Федерации», в размерах, определяемых Президентом Республики Беларусь и (или) Советом Министров Республики Беларусь, а так же суммы единовременной материальной помощи, оказываемой в связи со стихийными бедствиями, чрезвычайными и другими обстоятельствами, приведшими к нарушениям условий жизнедеятельности физических лиц, человеческим жертвам.
Статья 169 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) определяет порядок предоставления профессионального налогового вычета индивидуальным предприятиям (частным нотариусам). Статья 170 данного кодекса определяет порядок предоставления профессионального налогового вычета плательщикам, получившим доходы от сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и нежилых помещений.
Плательщиками налога на недвижимость признаются организации и физические лица с учетом особенностей, установленных законодательством Республики Беларусь.
Перечень местных налогов и сборов в нашей стране устанавливается законодательными актами Республики Беларусь и вводятся решением соответствующих Советов депутатов. Областные, Минский городской Совет депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня (городские (городов областного подчинения), районные Советы) самостоятельно определяют базу и объекты налогообложения, конкретные размеры ставок, плательщиков, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты местных налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством.
Государственные пошлины, поступающие в бюджет Республики Беларусь, можно условно подразделить на следующие виды:
а) государственные пошлины за совершение услуг (нотариальных действий, регистрацию актов гражданского состояния и др.);
б) государственные пошлины за предоставление особых прав (права на рыбную ловлю, на охоту и т.п.);
в) регистрационные пошлины (за выдачу лицензий, авторских свидетельств и т.д.);
г) таможенные пошлины (в случаях совершения экспортно-импортных операций).
Согласно закону Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, областным, Минскому городскому Советам депутатов, Советам депутатов базового уровня предоставляется право на введение в соответствующих регионах местных налогов и сборов.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика заключается в воздействии государства в лице Министерства финансов Республики Беларусь при помощи Главного государственного казначейства на величину и структуру государственных расходов и систему налогообложения для достижения общеэкономических целей - увеличения реального ВВП и уровня занятости. При этом необходимыми условиями являются отсутствие инфляции и устойчивый рост экономики.
Одной из основных функций казначейства является организация исполнения бюджета, т.е. формирование его доходной части и осуществление контроля за использованием расходной.
Реализация бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь проходит посредством дискреционной (активной) политики (сознательное манипулирование бюджетно-налоговой сферой) и автоматической (пассивной), не требующей специальных решений правительства. Оба вида активно взаимодействуют.
На настоящем этапе в республике постепенно снижаются налоговые ставки и одновременно увеличиваются государственные расходы, что характеризуется, как мягкая фискальная экспансия. Осуществляется также стабилизационная политика, предусматривающая постоянный рост производства при умеренных темпах инфляции.
Для Республики Беларусь жизненно важен устойчивый экономический рост на фоне приемлемого уровня инфляции. Страна переживает трансформационный период при недостаточно развитом производстве и низкой эффективности частного сектора.
Эффективность использования
бюджетных методов
Информация о работе Анализ и оценка налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Беларусь