Анализ и оценка налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 13:19, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ формирования доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь и на его основе выработка механизма его увеличения и укрепления в условиях рыночных отношений.
Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:
- охарактеризовать сущность консолидированного бюджета и рассмотреть источники его финансирования;
- рассмотреть виды налоговых доходов консолидированного бюджета;
- рассмотреть бюджетно-налоговую политики Республики Беларусь;
- произвести анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь;
- определить основные направления оптимизации структуры доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА 7
1.1 Понятие консолидированного бюджета Республики Беларусь, его сущность и структура 7
1.2 Разработка, утверждение и реализация консолидированного бюджета Республики Беларусь 14
1.3 Состав и классификация налоговых доходов как основного источника финансирования консолидированного бюджета 24
2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 40
2.1 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе 40
2.2 Анализ структуры и динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь 43
2.3 Анализ налогов и сборов и оценка налоговой нагрузки ОАО ГЛЗ «Центролит» 49
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 94
3.1 Направления совершенствования налогового механизма Республики Беларусь 94
3.2 Пути увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105

Файлы: 1 файл

Диплом Анна 04.05.2012.doc

— 1.56 Мб (Скачать)

Исходной  базой для формирования среднесрочной  финансовой программы является бюджет на текущий год.

Среднесрочная финансовая программа ежегодно корректируется с учетом уточненных прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь и параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь. При этом плановый период сдвигается на один год вперед.

К бюджетным  программам относятся программы, финансирование которых предусмотрено полностью или частично за счет средств бюджетов.

Бюджетная программа  включает в себя комплекс мероприятий (заданий), увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения, обеспечивающий реализацию поставленных программой задач для достижения цели программы.

Бюджетная программа  должна содержать: паспорт; технико-экономическое  обоснование; цель; задачи; оценку реализации; ресурсное обеспечение; план мероприятий (заданий); механизм реализации.

Ответственными  за реализацию задач бюджетной программы  являются определенные в программе  распорядители бюджетных средств (государственные заказчики).

 Бюджетная  программа может включать в себя подпрограммы, направленные на решение конкретных задач в рамках программы.

Разработка, финансирование и выполнение бюджетных  программ осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством.

Документы и  материалы, представляемые одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год

 При подготовке  проекта закона о республиканском  бюджете на очередной финансовый год составляются следующие документы и материалы: основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь, включая среднесрочную финансовую программу; оценка ожидаемого исполнения республиканского бюджета и консолидированного бюджета Республики Беларусь за текущий финансовый год; пояснительная записка к проекту республиканского бюджета и расчетным показателям консолидированного бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая информацию об экономическом положении государства и основных прогнозных макроэкономических показателях Республики Беларусь на очередной финансовый год; расчетные показатели по консолидированному бюджету Республики Беларусь на планируемый финансовый год; основные показатели взаимоотношений республиканского бюджета с местными бюджетами; прогнозные расчеты по основным видам доходов и расходов республиканского бюджета; справочно-аналитическая информация к перечню бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета; сведения о государственном долге Республики Беларусь, в том числе по формам долговых обязательств; другие документы и материалы, установленные законодательством.

Законом о  республиканском бюджете на очередной  финансовый год устанавливаются и утверждаются следующие основные показатели: предельный размер дефицита республиканского бюджета, источники его финансирования или размер профицита республиканского бюджета; предельный уровень дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г.Минска по отношению к их доходам; доходы республиканского бюджета в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации доходов бюджета;

распределение доходов между республиканским  бюджетом и местными бюджетами и  нормативы отчислений от регулирующих доходов республиканского бюджета в нижестоящие бюджеты; размеры межбюджетных трансфертов; нормативы бюджетной обеспеченности; расходы республиканского бюджета в общей сумме, а также по функциональной классификации расходов бюджета; доходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав республиканского бюджета, в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации доходов бюджета по каждому из фондов; расходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав республиканского бюджета, в общей сумме и в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета в разрезе программ (подпрограмм); распределение бюджетных назначений по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета и функциональной классификацией расходов бюджета; перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета; объем ассигнований на реализацию государственной инвестиционной программы; размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету; лимиты внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга; иные показатели, установленные законодательными актами и (или) Правительством Республики Беларусь.

Законом о республиканском бюджете  на очередной финансовый год утверждается перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета, в котором по каждой программе указываются: название программы; нормативный правовой акт об утверждении программы; объем средств, направляемых на финансирование программы за счет средств республиканского бюджета, в том числе средств, предусматриваемых на финансирование государственных капитальных вложений, по разделам функциональной классификации расходов бюджета и распорядителям бюджетных средств, являющимся государственными заказчиками программы.

 Вместе с проектом закона  о республиканском бюджете на  очередной финансовый год представляется справочно-аналитическая информация к перечню бюджетных программ на очередной финансовый год.

Составление проекта республиканского бюджета осуществляется Правительством Республики Беларусь в соответствии с настоящим Кодексом и начинается не позднее чем за десять месяцев до начала очередного финансового года.

Порядок организации работы по составлению  проекта республиканского бюджета, расчетных показателей по консолидированному бюджету Республики Беларусь, расчетных показателей по консолидированным бюджетам областей и бюджету г.Минска утверждается Правительством Республики Беларусь.

Методическое руководство, составление  проекта республиканского бюджета, расчетных показателей по консолидированному бюджету и определение нормативов отчислений от регулирующих доходов в консолидированные бюджеты областей и бюджет г.Минска осуществляются Министерством финансов.

В соответствии со сроком представления  проекта республиканского бюджета  на очередной финансовый год, установленным  Правительством Республики Беларусь, Министерство финансов готовит указания о порядке и сроках представления материалов, которые включают в себя перечень показателей и формы, по которым распорядители бюджетных средств, областные (Минский городской) исполнительные комитеты должны представлять в Министерство финансов материалы, необходимые для составления проекта республиканского бюджета, расчетных показателей по консолидированному бюджету Республики Беларусь и определения нормативов отчислений от регулирующих доходов в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска.

В перечень показателей, определенных указаниями о порядке и сроках представления материалов, могут вводиться финансовые и другие ограничения, обязательные для всех распорядителей бюджетных средств, областных (Минского городского) исполнительных комитетов.

Распорядители бюджетных средств, областные (Минский городской) исполнительные комитеты в соответствии с указаниями о порядке и сроках представления материалов должны своевременно, достоверно и в полном объеме представлять в Министерство финансов требуемые материалы. Министерством финансов с участием представителей распорядителей бюджетных средств, областных (Минского городского) исполнительных комитетов производится рассмотрение указанных материалов с учетом их соответствия цели, приоритетности и эффективности использования бюджетных средств.

В случае, если согласование с распорядителями  бюджетных средств, областными (Минским городским) исполнительными комитетами не достигнуто, Министерство финансов готовит свое заключение по несогласованным вопросам.

На основе согласованных материалов Министерство финансов разрабатывает проект республиканского бюджета на очередной финансовый год, который в форме проекта закона вместе с расчетами, аналитическими и другими материалами в соответствии с законодательством вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь.

После рассмотрения и одобрения  Правительством Республики Беларусь проекта  закона о республиканском бюджете  на очередной финансовый год Министерство финансов сообщает: распорядителям бюджетных средств - суммы бюджетных средств из республиканского бюджета, учтенные в проекте закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год; областным (Минскому городскому) исполнительным комитетам - расчетные показатели по консолидированным бюджетам областей и бюджету г.Минска и планируемые нормативы отчислений от регулирующих доходов республиканского бюджета в соответствующие бюджеты.

Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проект закона о республиканском бюджете и расчетные показатели по консолидированному бюджету Республики Беларусь на очередной финансовый год не позднее 1 сентября года, предшествующего очередному финансовому году, представляются на рассмотрение Президенту Республики Беларусь.

В соответствии с законом «О бюджетной  системе Республики Беларусь» бюджетное устройство - это организация бюджетной системы и принципы ее построения.

 Вся бюджетная система Республики  Беларусь построена с учетом  принципа единства, принципа самостоятельности, а также выключает принципы полноты, реальность и гласность.

 Принцип единства означает  обеспечение всей бюджетной системы  едиными правовыми правилами, использованием единых бюджетных классификаций (символов), единством фонда бюджетной документации, едиными формами составления статистической и предоставления бухгалтерской отчетности и других данных, необходимых для создания сводного консолидированного бюджета суверенного государства.

 Самостоятельность бюджетов  как принцип означает, что все  уровни единой бюджетной системы  обеспечивают собственными источниками  в виде доходов и правом использовать эти доходы для осуществления финансирования с учетом нужд каждого из субъектов хозяйствования Республики Беларусь.

 Также, следует отметить, принцип  полноты, который реализуется  посредством того, что все бюджетные  доходы, которые образовываются на территории Республики Беларусь, зачисляются в соответствующие бюджеты.

Принцип реальности реализуется по ряду направлений: - реальность бюджета  обеспечивается ее законодательством  в силу чего она не может быть изменена любым субъектом бюджетных отношений в одностороннем порядке; - означает, что предусмотренные в бюджете показатели по доходам и расходам основанные на реальных возможностях, то есть экономически произвести определенный объем ВВП и НД как условия формирования доходов бюджета.

Центральным показателем государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы  государства на развитие экономики, темпы экономического роста и  уровня благосостояния народа. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.

 Доходы бюджета - это денежные  средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

 Анализ формирования доходов  бюджетов различных стран показывает, что существует три основных  канала денежных поступлений  в бюджет:

 Государственное имущество, общегосударственные ресурсы. За пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы.

 Обязательные платежи физических  и юридических лиц, взимаемые  в виде различных налогов и сборов.

 Привлеченные ресурсы в форме  государственных займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотерей, части вкладов в государственные банки и др.

 В свою очередь, доходы  бюджета подразделяются на такие  виды как: налоговые, неналоговые,  безвозмездные перечисления, а также  обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

К налоговым платежам относятся  такие виды налогов, как: - акцизы; - налог  на прибыль и доходы; - экологический  налог; - налог на недвижимость; - таможенные экспортные и импортные пошлины и другие.

К неналоговым доходам относятся доходы: - от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности; - от платных услуг, оказанных государственными или местными органами власти и учреждениями; - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба); - финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.

 Государственный бюджет состоит  из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

 В доходах бюджета находят  выражение экономические отношения,  которые возникают между плательщиками  и государством. Проявляются эти  экономические отношения при совершении платежей в виде налогов и сборов, направляемых на формирование бюджетного фонда государства. Создание рыночной экономики диктует необходимость использования в качестве основных методов формирования доходов установление различных налогов. Экономическая сущность налогов заключается в том, что возникают денежные отношения, имеющие четкую объективную обусловленность, а именно они позволяют государству получать определенную сумму денежных средств от первичных получателей доходов. Любой налог рассматривается в качестве экономической категории, которая выполняет две основные функции: фискальную, при помощи которой формируется бюджетный фонд, и экономическую, оказывающую влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабевая накопление капитала, расширяя или сокращая платежеспособность населения.

Информация о работе Анализ и оценка налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Беларусь