Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 13:19, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ формирования доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь и на его основе выработка механизма его увеличения и укрепления в условиях рыночных отношений.
Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:
- охарактеризовать сущность консолидированного бюджета и рассмотреть источники его финансирования;
- рассмотреть виды налоговых доходов консолидированного бюджета;
- рассмотреть бюджетно-налоговую политики Республики Беларусь;
- произвести анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь;
- определить основные направления оптимизации структуры доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА 7
1.1 Понятие консолидированного бюджета Республики Беларусь, его сущность и структура 7
1.2 Разработка, утверждение и реализация консолидированного бюджета Республики Беларусь 14
1.3 Состав и классификация налоговых доходов как основного источника финансирования консолидированного бюджета 24
2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 40
2.1 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе 40
2.2 Анализ структуры и динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь 43
2.3 Анализ налогов и сборов и оценка налоговой нагрузки ОАО ГЛЗ «Центролит» 49
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 94
3.1 Направления совершенствования налогового механизма Республики Беларусь 94
3.2 Пути увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105
В любом государственном
образовании выделяется
Налог - это обязательный
платеж, который поступает к государств
Кроме налогов в бюджет
поступают сборы: за право
Следует отметить, что если налогоплательщик испытывает финансовые затруднения и не может вовремя заплатить налог, то у него есть право получить так называемый налоговый кредит. Это своеобразная льгота, которая может быть заключена на основании кредитного соглашения между налогоплательщиком и налоговой инспекцией. Разумеется, если в течение длительного срока скажем, более двух лет, плательщик не платит налогов, то налоговая служба имеет право на иск о том, чтобы признать такого плательщика банкротом.
Таким образом, источниками государственного бюджета являются: - прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются - подоходный налог, налог на прибыль, налог на прибыль предприятий и налог на добавленную стоимость; - государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг . Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20%; - эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительство прибегает в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производственных расходов, то есть в условиях превышения расходов над доходами.
Правительство в своей
Расходование
Бюджетные расходы можно классифицировать по различным принципам: по их роли в воспроизводстве (расходы, направляющиеся в сферу материального производства и на развитие сферы услуг); по отраслям (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, образование, здравоохранение); целевому назначению (капитальные вложения, дотации, расходы на заработную плату); общественному назначению. С учетом общественного назначения расходов бюджетные средства могут выделяться на нужды всего хозяйства, на социально-культурные мероприятия, на оборону, управление. В общей сумме расходов на хозяйство большую часть составляет финансирование из бюджета наиболее важных и крупных экономических программ. Так, за счет бюджетных ассигнований финансируются приоритетные программы, ориентированные на развитие ключевых отраслей экономики, на решение настоятельных социально-бытовой инфраструктуры. Изобразим схематически структуру бюджета по расходам. Значительные бюджетные средства, расходуемые на осуществление социально-культурных мероприятий, направлены на то, чтобы развивать образование, поддерживать культуру, обеспечивать медицинское обслуживание населения и повышать социальное обеспечение тех слоев населения, которые в этом нуждаются.
В расходах бюджета на
оборону основное место
Что касается расходов на
управление, то они необходимы
в связи с тем, что
В условиях создания рыночной экономики проявилась насущная необходимость отказа от ранее использовавшихся административно-командных методов управления средствами, ассигнованными из бюджета. В этой связи приняты меры к сокращению бюджетного дотирования заведомо убыточных и низкорентабельных предприятий, последовательному отказу от применявшихся ранее методов финансирования отдельных предприятий. Теперь бюджетные ассигнования в основном направляются на осуществление целевых комплексных программ. Увеличены ассигнования средств на затраты по структурной перестройке и совершенствованию территориальной структуры производства.
Наряду с экономической
Таким образом, большинство
государственных фондов
Таким образом, расходная
часть государственного
Консолидированный бюджет для выполнения своей роли в процессе общественного воспроизводства должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть доходов юридических и физических лиц.
Материальной основой доходов консолидированного бюджета является национальный доход, т. е. та часть, которая централизуется в основном фонде денежных средств государства и его регионов. В бюджете аккумулируется основная часть государственных финансовых ресурсов (более 2/3 всего объема), принимающих форму доходов бюджета.
Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что, несмотря на многообразие конкретных видов платежей, существуют три основных канала поступлений в бюджет:
1.Обязательные платежи
2.Платежи за государственное
имущество и
3. Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации ценных бумаг и др.
В условиях перехода к рыночной экономике, как было отмечено выше, удельный вес налоговых поступлений в доходах бюджета Республики Беларусь значительно возрастает и занимает доминирующее положение. Развитие рыночных отношений сопровождается усилением роли региональных бюджетов, экономическая сущность которых заключается в финансовом обеспечении деятельности органов местного управления и самоуправления. Приблизительно 45-50 процентов доходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь составляют доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений).
Налоги − важная экономическая категория, исторически связанная с существованием и функционированием государства. Главным назначением налогов является обеспечение материальных условий существования государства и выполнения им функций управления экономикой и обществом.
По своей форме их можно определить, как обязательные денежные платежи, изымаемые в бюджет. Если рассматривать материальное содержание налогов, то они представляют ту часть национального дохода, которая взимается у субъектов хозяйствования и населения на общегосударственные нужды. При изъятии налогов между государством и плательщиками налогов возникают денежные отношения, затрагивающие существенные интересы участников создания и распределения национального дохода. Интерес государства заключается в изъятии части национального дохода на общегосударственные нужды, в мобилизации и перераспределении этих средств через бюджет. У собственников созданного или полученного за выполненные работы или услуги национального дохода при изъятии налогов затрагиваются первостепенные экономические интересы, поскольку уменьшаются их реальные доходы, что влечет в свою очередь за собой сокращение ресурсов на расширение и совершенствование производства. Процесс принудительного отчуждения имеет одностороннее движение стоимости от налогоплательщика к государству без прямого эквивалентного обмена.
В экономической литературе дается множество трактовок сущности налога. В целом, налог − это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, для финансового обеспечения деятельности государства и региональных образований.
Кроме налогов в государственный бюджет поступают также различные сборы, пошлины и другие обязательные платежи. Они имеют с налогами единую экономическую сущность, но в тоже время отличаются спецификой назначения и характером использования.
Сборы и пошлины в отличия от налогов всегда имеют целевое назначение. Они строятся на эквивалентной основе как уплата государству за определенные оказываемые им услуги или за предоставляемые права. Пошлины – это денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, при этом субъект пошлины получает определенные права на осуществление каких – либо хозяйственных операций (вывоз, ввоз товаров или специальные разрешения (лицензии, свидетельства). Сборы представляют собой платежи в бюджет за обладание специальным правом (право торговли, право проведения аукционов, право на парковку в специально оборудованных местах и т.д.). По методам изъятия, объектам обложения все налоги можно подразделить на прямые и косвенные.
Прямые налоги это налоги, которые взимаются государством с доходов или имущества налогоплательщика (подоходно-имущественные налоги), и непосредственно обусловлены величиной объекта обложения. К ним, например, относятся налог на доходы, налог на прибыль, подоходный налог, налоги на собственность и др.
Косвенные налоги уплачиваются с оборотов по реализации товаров, работ, услуг или с чистых оборотов – добавленной стоимости. Косвенные налоги включаются в цену товаров и поступают в бюджет после их реализации. Перечисляют косвенные налоги в бюджет производители и импортеры товаров, фактическими же плательщиками являются потребители этих товаров, оплатившие их в составе цены. Косвенные налоги считаются наиболее удобными для государства, поскольку они являются устойчивыми видами доходов государственного бюджета и не зависят от результатов финансовой деятельности предприятий. Помимо этого, механизм их взимания достаточно прост и прозрачен для контроля со стороны налоговых и других органов. Недостатком косвенных налогов является то, что они практически не учитывают уровень платежеспособности налогоплательщиков.
Исходя из значимости, налоги подразделяются на общегосударственные и местные. Общегосударственные налоги устанавливаются Правительством и законодательным органом страны, действуют на всей ее территории и поступают в государственный бюджет. Местные налоги утверждаются местными представительными органами власти, действуют сугубо на определенной территории и поступают в соответствующие региональные бюджеты.
В Республике Беларусь перечень общегосударственных (республиканских) налогов, объекты налогообложения, виды льгот, ставки, плательщики, порядок взимания и зачисления налогов в бюджет и др. устанавливаются актами Президента и законами Республики Беларусь. В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь №2/1623 от 30.12. 2009 г. с изменениями НК РБ с 01.01.2011 г., в состав республиканских налогов и сборов входят [17, раздел V]:
Рассмотрим более подробно наиболее значимые для республиканского бюджета налоги.
Налог на добавленную стоимость является основным источником пополнения республиканского бюджета и направлен на доходы конечного потребителя, но так как технически невозможно взимать налог на добавленную стоимость с потребителя, плательщиком налога является предприятие, имеющее торговый оборот.
Правовой основой для расчета налога на добавленную стоимость в Республике Беларусь является Налоговый кодекс Республики Беларусь №2/1623 от 30.12. 2009 г. с изменениями НК РБ с 01.01.2011 г.
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации; индивидуальные предприниматели с учетом особенностей, установленных законодательством; доверительные управляющие по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, возникающим в связи с доверительным управлением имуществом, полученным в доверительное управление, в интересах вверителей и (или) выгодоприобретателей; физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу таможенного союза, возложена обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.
Информация о работе Анализ и оценка налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Беларусь