Анализ и оценка налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 13:19, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ формирования доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь и на его основе выработка механизма его увеличения и укрепления в условиях рыночных отношений.
Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:
- охарактеризовать сущность консолидированного бюджета и рассмотреть источники его финансирования;
- рассмотреть виды налоговых доходов консолидированного бюджета;
- рассмотреть бюджетно-налоговую политики Республики Беларусь;
- произвести анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь;
- определить основные направления оптимизации структуры доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА 7
1.1 Понятие консолидированного бюджета Республики Беларусь, его сущность и структура 7
1.2 Разработка, утверждение и реализация консолидированного бюджета Республики Беларусь 14
1.3 Состав и классификация налоговых доходов как основного источника финансирования консолидированного бюджета 24
2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 40
2.1 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе 40
2.2 Анализ структуры и динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь 43
2.3 Анализ налогов и сборов и оценка налоговой нагрузки ОАО ГЛЗ «Центролит» 49
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 94
3.1 Направления совершенствования налогового механизма Республики Беларусь 94
3.2 Пути увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105

Файлы: 1 файл

Диплом Анна 04.05.2012.doc

— 1.56 Мб (Скачать)

Учреждение  образования

«Белорусский  торгово-экономический университет                потребительской кооперации»

 

 

 

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

 

 

Дипломная работа

 

по курсу  «Налогообложение в отраслях народного хозяйства»

на тему «Анализ и оценка налоговых доходов в                                    консолидированный бюджет Республики Беларусь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

5-го курса: Ларченко А.М.

 

 Проверил научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность темы. Консолидированный бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.

Как известно, государственный бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Консолидированный бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в экономической науке, требующим большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан.

Бюджетная система, как действенный  механизм финансовой политики государства, оказывает активное влияние на эффективность  общественного производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение накоплений в народном хозяйстве Он широко используется в решении главной экономической задачи – повышении благосостояния, является основным источником формирования общественных фондов потребления и содержания организаций непроизводственной сферы. Отсюда возникает задача изучения роли бюджета в решении многих экономических и социальных задач развития общества.

Объектом исследования являются бюджетно-налоговая  политика и консолидированный бюджет Республики Беларусь, предметом исследования - формирование доходной части консолидированного бюджета Беларуси.

Оценка современного состояния  решаемой проблемы.

В вопросах развития и  совершенствования  налогового механизма Республики Беларусь, главным остается усиление стимулирующей предпринимательство функции налогов, поощрение товаропроизводителей, осуществление региональной экономической политики и устранение противоречий в налоговом законодательстве. Особо важным направлением в налоговой политике является стабильность законодательства. Недопустимо вносить изменения каждые два-три  месяца. В данном направлении постоянно проводится анализ ситуации, накапливаются необходимые изменения и дополнения и выносятся на рассмотрение вместе  с бюджетом. При этом необходимо, чтобы вносимые изменения и дополнения были своевременными и соответствовали текущим требованиями времени и «шли в ногу» с экономическим тенденциями страны, и способствовали ее дальнейшему развитию.

Устойчивость и предсказуемость  налогового законодательства, касающегося налогообложения юридических и физических лиц, ибо нестабильность налогового законодательства сдерживает как отечественных, так и иностранных инвесторов.

Однако несмотря на проводимые в  последнее время реформы в  налоговой политике, все еще остаются «болезненными» ряд налогов, и, в первую очередь, на прибыль. Одной из важных  проблем в современной системе  налогообложения является система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия.

Таким образом, в современном состоянии  налоговой политики основной проблемой является поиск балансировки мероприятий по снижению налоговой нагрузки на предприятия, с целью их мотивации в выходе из теневой экономики, и повышение доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.

Целью дипломной работы является анализ формирования доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь и на его основе выработка механизма его увеличения и укрепления в условиях рыночных отношений.

Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:

  • охарактеризовать сущность консолидированного бюджета и рассмотреть источники его финансирования;
  • рассмотреть виды налоговых доходов консолидированного бюджета;
  • рассмотреть бюджетно-налоговую политики Республики Беларусь;
  • произвести анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь;
  • определить основные направления оптимизации структуры доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.

Теоретической и информационной основой  исследования послужили труды  отечественных и зарубежных экономистов, нормативные документы Республики Беларусь, а также официальные сайты Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь.

Исследуемую проблему широко рассмотрели  в экономической литературе следующие ученые: Н. Б. Антонова, М. П. Афанасьев, А. М. Бабич, О. А. Карякина и другие. В периодических изданиях достаточно глубокие исследования по данной теме проводили следующие авторы: Е. В. Бушмин,  Т. А. Голякова, Д. Городецкий, А. Е. Дайнеко, М. Ермолович и другие.

В процессе исследования применялись общенаучные методы: горизонтальный анализ, методы сравнение, системный подход, а также специальные  методы и приемы.

В результате проведенного исследования была предпринята попытка определении комплекса методических рекомендаций по совершенствованию консолидированного бюджета, с целью недопущения образования и (или) роста дефицита бюджета в современных условиях. Кроме того, результаты предлагаемые работой обусловлены потребностями в научном и практическом обосновании и обеспечении проводимых мероприятий в области управления консолидированным  бюджетом и его дефицитом, в целях недопущения роста государственного долга.

 

 

 

 

 

 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА

    1.  Понятие консолидированного бюджета Республики Беларусь, его сущность и структура

 

 

Республика Беларусь имеет  унитарное бюджетное устройство, т.е. ее бюджетная система состоит из двух звеньев. Бюджет правительства нашей страны называется республиканским, бюджеты регионов – местными, а совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы называется консолидированным бюджетом. При этом понятие консолидированный бюджет применяется следующим образом [6, с. 61]:

  • бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района);
  • бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области);
  • бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики).

Консолидированный бюджет – это совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы.

Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района).

Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области).

Бюджеты областей, города Минска и  республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики).

Единство бюджетной системы  обеспечивается единой законодательной  базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, единой информационной базой данных, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса.

Единство бюджетной системы  основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование регулирующих доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение.

Республиканский бюджет и местные  бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы.

Самостоятельность бюджетов как части  бюджетной системы заключается  в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом  Республики Беларусь, местных бюджетов – решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

Таким образом, консолидированный  бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (консолидированного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Консолидированный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода. Консолидированный бюджет – основной финансовый план страны, центральное звено финансовой системы. Консолидированный бюджет страны - основная форма планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, эффективного развития экономики, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государства.

На современном этапе развития экономики централизованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования ею отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредоточиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.

Таким образом, как особая часть стоимостного распределения консолидированный бюджет выполняет специфическое общественное назначение – служит удовлетворению общегосударственных потребностей.

В бюджете страны аккумулируется значительная часть вновь созданной стоимости – национального дохода, распределяемого и используемого в соответствии с рыночными законами общественного развития для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

В условиях рыночных отношений распределение национального дохода производится посредством образования, распределения и использования денежных доходов и накоплений. К числу таких доходов относятся, прежде всего, государственные доходы, доходы предприятий и объединений, различных коммерческих структур, финансовых групп, банков, а также доходы населения.

Значительная часть национального  дохода поступает в бюджет путем  прямого распределения – налогообложения государственных, частных и коммерческих предприятий. Часть чистого дохода населения перечисляется в бюджет в порядке перераспределения.

Распределение части национального  дохода через консолидированный  бюджет обусловлено необходимостью создания централизованного фонда  денежных средств для расширенного воспроизводства и удовлетворения других совокупных потребностей общества, путем перераспределения средств между отраслями производственной и непроизводственной сфер жизнедеятельности общества, а также между экономическими районами страны: государственного регулирования денежных накоплений в отдельных отраслях народного хозяйства, отдельных предприятиях, объединениях и корпорациях, в сельскохозяйственном секторе, в торговле и т.д.

Перераспределение национального  дохода между отраслями, организациями через консолидированный бюджет обусловлено главным образом необходимостью передачи части чистого дохода из одной отрасли в другую в соответствии с планами экономического и социального развития страны, с программами радикальных экономических преобразований общества, для осуществления перестройки структуры общественного производства и т.д.

Информация о работе Анализ и оценка налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Беларусь