Анализ консолидированного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов для обеспечения функций органов государственной власти.

Оглавление

Введение
Понятие и структура бюджетной системы
Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы
Основные проблемы межбюджетных отношений
Анализ консолидированного бюджета РФ за 2010 год
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

финансы и кредит реферат.docx

— 927.73 Кб (Скачать)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей  сообщения

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

Тема: «Проблемы бюджетного дефицита»

 

 

Реферат

по дисциплине

 

финансы и кредит

 

 

 

 

 

Руководитель                                                                           Работал студент гр. 


                      Черненко Д.А.                                                                             Лаптева В.К


 

(подпись)                                                                                                        (подпись)                                                                                                          

 

 


 

                                                                                 


    (дата проверки)                                                                                                  (дата сдачи на проверку)

 

Краткая рецензия


 


 

 

 




(запись о допуске к защите)

 

 

                                                 

(оценка  по результатам защиты)                                                        (подписи председателей)


 

 

 

 

 

Новосибирск

 

2012год.

 

 

План

Введение

  1. Понятие и структура бюджетной системы
  2. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы
  3. Основные проблемы межбюджетных отношений
  4. Анализ консолидированного бюджета РФ за 2010 год
  5. Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями  и организациями, а также населением по поводу формирования и использования  централизованного фонда денежных ресурсов для обеспечения функций  органов государственной власти.

Бюджет  является формой образования и расходования денежных средств сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для  успешной реализации финансовой политики государства.

Совокупность  всех видов бюджетов образует бюджетную  систему государства. Взаимосвязь  между ее отдельными звеньями, организацию  и принципы построения бюджетной  системы принято называть бюджетным  устройством.

Федеральные, региональные и местные органы государственной  власти и управления посредством  бюджетных отношений получают в  свое распоряжение определенную часть  перераспределяемого национального  дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости  от разграничения функций между  уровнями управления.

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

федеральный бюджет РФ;

бюджеты национально-государственных и административно-территориальных  образований, называемые бюджетами  субъектов федерации, или региональными  бюджетами. К ним относятся республиканские  бюджеты республик в составе  РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские  бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

местные бюджеты.

 

1. Понятие и структура бюджетной  системы

 

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его  экономической политикой. При этом значение государственного финансового  регулирования через бюджетную  систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее  время изменения в практике перераспределения  финансовых ресурсов. Это перераспределение  все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому  роль государственного регулирования  рыночных отношений должна усиливаться  через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.

Консолидированный бюджет — объединенный бюджет территориальных единиц, регионов, образующих единую административно-территориальную совокупность (автономию, республику, государство).

До 1991 г. бюджетная система страны была единой.

В последние  годы в условиях создания Российского  государства, развития рыночных отношений, многообразие форм собственности, усиления самостоятельности регионов произошли  принципиальные изменения и в  бюджетном устройстве. В соответствии с действующим законодательством  стали самостоятельными: республиканский бюджет РФ (он получил название федерального бюджета), республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований.

Сегодня бюджетная система России состоит  из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе  РФ, 56 краевых и областных бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению  и исполнению бюджетов.

Его составной  частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение  финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней.

Свод  бюджетов в целом по РФ или соответствующей  территории носит название консолидированных  бюджетов.

Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждаются, и используется для  аналитических и статистических целей.

Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным  Собранием (принимается Государственной  Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для  последующего их перераспределения  и использования для целей  государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. Кроме  того, за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, обслуживание государственного долга, пополнение государственных  запасов, резервов и др.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой  выделяются целевые направления  государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

В зависимости  от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).

Доходная  часть местных бюджетов состоит  из закрепленных доходов и поступлений  от регулирующих доходов, она также  может включать финансовую помощь в  различных формах (дотаций, субвенций, средств фонда финансовой поддержки  муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

  • доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;
  • не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с Государственной программой приватизации;
  • доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель;
  • платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;
  • штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • не менее 50% налога на имущество предприятий (организаций);
  • подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

К собственным  доходам местных бюджетов относятся  также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами  разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе.

К ним  относятся:

  • часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту Российской Федерации;
  • часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации;
  • часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Российской Федерации;
  • часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации;
  • часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Российской Федерации.

Органы  местного самоуправления вправе осуществлять выпуск муниципальных облигаций. Выпуск муниципальных облигаций обеспечивается муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов. Государство не несет ответственности по обязательствам муниципального образования, а муниципальное  образование не несет ответственности  по обязательствам государства. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной  казны, в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий  финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов  местного самоуправления не должна превышать 15% объема расходной части местного бюджета. Краткосрочные заимствования в любой форме не могут производиться до утверждения местного бюджета на текущий финансовый год.

Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с:

  • решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;
  • осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
  • обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;
  • обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам.

В бюджетах городов областного подчинения основные расходы приходятся на народное хозяйство (в первую очередь - ЖКХ) и социально-культурные мероприятия (особенно - образование  и здравоохранение).

В районных бюджетах основной статьей расходов являются социально-культурные мероприятия. Доля расходов на народное хозяйство  составляет около 1/4, почти 20% расходов идет на финансирование внутрирегиональных трансфертов (в основном - нижестоящим бюджетам).

В бюджетах городов районного подчинения вновь  увеличивается доля народнохозяйственных расходов, причем они почти на 100% состоят из затрат на ЖКХ. Продолжает возрастать и доля расходов на социально-культурные мероприятия (за счет ассигнований на образование). Практически сходят на нет расходы на внутрирегиональные трансферты (здесь, как и в поселковых и сельских бюджетах, они представлены незначительными по объему средствами, передаваемыми в вышестоящие бюджеты в порядке взаимных расчетов).

В поселковых бюджетах 2/3 бюджетных расходов приходится на долю социально-культурных мероприятий (в том числе половина - на образование). Расходы на народное хозяйство представлены ассигнованиями в жилищно-коммунальное хозяйство.

Наконец, в сельских бюджетах социально-культурные расходы составляют 3/4 общих расходов (с большим отрывом лидируют расходы  на образование, максимальных значений достигает доля расходов в культуру и искусство). Доля народнохозяйственных (жилищно-коммунальных) расходов минимальна.

Понятно, что такие пропорции являются отражением распределения расходных  полномочий между уровнями бюджетной  системы. Доля народно-хозяйственных  расходов наиболее высока в бюджетах городов областного и районного  подчинения (в основном, за счет поддержки  дотационного ЖКХ). Роль собственно производственных расходов (в промышленность и сельское хозяйство) относительно велика лишь в  региональных бюджетах. Социально-культурные расходы (в первую очередь - на образование) доминируют в сельских бюджетах. Региональные и районные бюджеты выполняют  функции "перераспределителей" ресурсов между нижестоящими бюджетами, и потому для них высока доля расходов на внутрирегиональные трансферты.

Информация о работе Анализ консолидированного бюджета