Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 07:53, дипломная работа
Целью работы является исследование теоретических и практических основ связанных с организацией бюджетного процесса, анализ действующей практики организации и осуществления бюджетного процесса на уровне муниципального образования, и разработка на этой основе практических рекомендаций по совершенствованию бюджетного процесса
Цель работы обуславливает необходимость решения следующих конкретных задач:
1) Дать характеристику понятий бюджет, бюджетная система и бюджетный процесс.
2) Рассмотреть основные функции и задачи бюджета, основополагающие принципы функционирования бюджетной системы, участников бюджетного процесса и стадии бюджетного процесса.
Введение……………………………………………………………………..……3
Глава I. Составление и исполнение бюджетов………………….……….……6
Социально-экономическая сущность бюджета……………….……….….6
Составление и исполнение бюджетов в современных условиях ……....15
Зарубежный опыт организации бюджетного процесса………….……..30
Глава II. Анализ составления и исполнения местного бюджета (на примере бюджета Моргаушского района Чувашской Республики)…………………42
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности финансового отдела администрации Моргаушского района Чувашской Республики………………………………………………………………………42
2.2 Анализ доходов районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики за 2010-2012 годы ………………………………………………60
2.2.1 Налоговые доходы районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики ………………………………………….……………67
2.2.2 Неналоговые доходы районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики ……………………….………………………………74
2.2.3 Безвозмездные перечисления районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики ………………………………………………………..78
2.3 Анализ исполнения расходной части районного бюджета Моргаушского района Чувашской республики………………………………………………85
Глава III. Направления совершенствования бюджетного процесса в современных условиях………………………………………………………..88
Заключение……………………………………………………………………..104
Список использованной литературы ……………………………………….107
Выпускная квалификационная работа «Составление и исполнение местного бюджета по доходам и расходам (на примере бюджета Моргаушского района Чувашской Республики)».
Объект исследования – районный бюджет Моргаушского района.
Цель работы - анализ бюджетного процесса, в частности стадий составления и исполнения бюджета на муниципальном уровне.
В процессе исследования были даны определения понятиям бюджет и бюджетный процесс, рассмотрены стадии его осуществления, показан зарубежный опыт, описаны процедуры составления и исполнения бюджета на уровне муниципального образования. Разработаны рекомендации по совершенствованию организации и осуществлению бюджетного процесса.
Результат исследования - комплекс рекомендаций по совершенствованию организации и осуществления бюджетного процесса.
Экономическая эффективность
заключается в повышение
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Составление и исполнение бюджетов………………….……….……6
Глава II. Анализ составления и исполнения местного бюджета (на примере бюджета Моргаушского района Чувашской Республики)…………………42
2.1 Организационно-экономическая
характеристика деятельности
2.2 Анализ доходов районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики за 2010-2012 годы ………………………………………………60
2.2.1 Налоговые доходы районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики ………………………………………….……………67
2.2.2 Неналоговые доходы районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики ……………………….………………………………74
2.2.3 Безвозмездные
перечисления районного
2.3 Анализ исполнения расходной части районного бюджета Моргаушского района Чувашской республики………………………………………………85
Глава III. Направления совершенствования
бюджетного процесса в современных условиях……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………………….107
Приложения
Введение
Бюджет является уникальной по насыщенности связей и степени воздействия как на материальную и стоимостную основу экономики, так и систему взаимоотношений государства с хозяйствующими субъектами и населением, экономической и правовой категорией, играющей определяющую роль в экономическом и социальном развитии государства.
Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.
Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды денежных средств и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Объектом исследования данной работы является бюджет Моргаушского муниципального района.
Целью работы является исследование теоретических и практических основ связанных с организацией бюджетного процесса, анализ действующей практики организации и осуществления бюджетного процесса на уровне муниципального образования, и разработка на этой основе практических рекомендаций по совершенствованию бюджетного процесса
Цель работы
обуславливает необходимость
1) Дать характеристику понятий бюджет, бюджетная система и бюджетный процесс.
2) Рассмотреть основные функции и задачи бюджета, основополагающие принципы функционирования бюджетной системы, участников бюджетного процесса и стадии бюджетного процесса.
3) На примере зарубежных стран охарактеризовать их опыт организации зарубежного процесса.
4) Проанализировать
составление и исполнение
5) Разработать
направления совершенствования
бюджетного процесса в
В качестве исходной информационной базы послужили теоретические материалы исследования авторов: И.М. Александрова, А.М. Горина, Н.С. Максимова, М.И. Афанасьева, Г.Б. Поляка, А.З. Селезнёва, В.В. Карчевского, В.Д. Фетисова, Д.В. Дементьева, О.В. Врублевской, М.В. Романовского, А.М. Година, И.В. Подпориной, В.П. Горегляда, А.М. Бабич, Л.М. Павлова и т.д., учебники и учебные пособия, нормативные акты на уровне муниципального образования.
В ходе исследования использовались такие общенаучные методы и приёмы, как: анализ, синтез, классификация, обобщение.
В результате работы предложена система мер совершенствования бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы.
Внедрение в практику предложенных мер по совершенствованию бюджетного процесса позволит повысить эффективность деятельности публично - правовых образований по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных и муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, выполнению государственных муниципальных функций, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Глава I. Составление и исполнение бюджетов
1.1 Социально-экономическая сущность бюджета
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджет (от англ. budget - сумка, кошелек). В Англии бюджетом называли отчет канцлера казначейства (министра финансов) в палате общин, в котором содержались цифровые данные об истекшем финансовом годе и предложения на будущий.
К трактовке понятия «бюджет»
существуют различные подходы, что
обусловлено многогранностью
Применительно к публичным финансам под бюджетом традиционно понимают централизованный денежный фонд страны, основное предназначение которого - финансирование широкого круга общественных потребностей (финансирование отраслей хозяйства, управленческого аппарата, обороны, социальных нужд и т.д.).
Как финансовый план, бюджет - это роспись (смета) государственных доходов и расходов. Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех участников хозяйственных связей. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов и инвестиционных программ. Так, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры платежей в бюджет; средства, выделяемые по смете бюджетным учреждениям, полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета.
Как юридически оформленный документ бюджет имеет силу закона, где в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации слову бюджет дается следующее определение: бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Как экономическая категория бюджет государства представляет собой часть экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств. Бюджет как экономическая категория выражает систему императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства.
Бюджет - это основной финансовый
план образования, распределения и
использования
Такой финансовый план закрепляет
юридические права и
Бюджет государства - центральное звено финансовой системы. Его главное назначение - с помощью финансовых средств создавать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности страны. Бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода.
Основными функциями бюджета, как основного финансового плана государства, являются:
1. Перераспределение ВВП
и национального дохода, которое
влияет на государственное
2. Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, объема экономики и культуры регионов Российской Федерации.
Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию бюджетных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное, оптимальное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в организациях, и степень участия организаций в формировании доходов бюджетной системы. Бюджет с помощью налогов выступает важным инструментом распределения и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности производства. В отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта. Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства сообщать о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных обязательств. Бюджетный контроль преследует в основном три цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.
Роль бюджета как финансовой базы деятельности органов власти определяется системой хозяйствования, принятой в стране; задачами, решаемыми обществом; историческими и национальными традициями.
Бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.