Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 07:53, дипломная работа
Целью работы является исследование теоретических и практических основ связанных с организацией бюджетного процесса, анализ действующей практики организации и осуществления бюджетного процесса на уровне муниципального образования, и разработка на этой основе практических рекомендаций по совершенствованию бюджетного процесса
Цель работы обуславливает необходимость решения следующих конкретных задач:
1) Дать характеристику понятий бюджет, бюджетная система и бюджетный процесс.
2) Рассмотреть основные функции и задачи бюджета, основополагающие принципы функционирования бюджетной системы, участников бюджетного процесса и стадии бюджетного процесса.
Введение……………………………………………………………………..……3
Глава I. Составление и исполнение бюджетов………………….……….……6
Социально-экономическая сущность бюджета……………….……….….6
Составление и исполнение бюджетов в современных условиях ……....15
Зарубежный опыт организации бюджетного процесса………….……..30
Глава II. Анализ составления и исполнения местного бюджета (на примере бюджета Моргаушского района Чувашской Республики)…………………42
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности финансового отдела администрации Моргаушского района Чувашской Республики………………………………………………………………………42
2.2 Анализ доходов районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики за 2010-2012 годы ………………………………………………60
2.2.1 Налоговые доходы районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики ………………………………………….……………67
2.2.2 Неналоговые доходы районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики ……………………….………………………………74
2.2.3 Безвозмездные перечисления районного бюджета Моргаушского района Чувашской Республики ………………………………………………………..78
2.3 Анализ исполнения расходной части районного бюджета Моргаушского района Чувашской республики………………………………………………85
Глава III. Направления совершенствования бюджетного процесса в современных условиях………………………………………………………..88
Заключение……………………………………………………………………..104
Список использованной литературы ……………………………………….107
Бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства создают возможность распределения бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.
Ни одно из звеньев финансов
не осуществляет такого многовидового
и многоуровневого
Бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства состоит из:
федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
местных бюджетов
в том числе: бюджетов муниципальных
районов, бюджетов городских округов
и внутригородских
Совокупность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации образует консолидированный бюджет, который в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяется как свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
Функционирование бюджетной системы основано на следующих основополагающих принципах (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации):
1. Принцип единства
бюджетной системы Российской
Федерации - означает единство
бюджетного законодательства, принципов
организации и
2. Принцип разграничения
доходов, расходов и
3. Принцип самостоятельности бюджетов - означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты, самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов, предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления; недопустимость установления расходных обязательств подлежащих исполнению за счёт доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов, а также исполнению за счёт средств двух и более бюджетов, за счёт средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счёт средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств; введение в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и местного самоуправления изменений бюджетного законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов, без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов; изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов;
4. Принцип равенства
бюджетных прав субъектов Росси
5. Принцип полноты
отражения доходов, расходов и
источников финансирования
6. Принцип сбалансированности
бюджета - означает, что объём
предусмотренных бюджетом
7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств - означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижения наилучшего результата с использованием определённых бюджетом объёма средств;
8. Принцип общего
(совокупного) покрытия
9. Принцип прозрачности (открытости) - означает обязательное опубликование в СМИ о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и СМИ проектов бюджетов, внесённых в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решения по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органам государственной власти (представительным органам муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);
10. Принцип достоверности
бюджета - означает надёжность
показателей прогноза
11. Адресности и целевого характера бюджетных средств - означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования;
12. Принцип подведомственности расходов бюджетов - означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
13. Принцип единства
кассы - означает зачисление всех кассо
Таким образом, рассмотрев экономическое содержание, назначение, функции бюджета, а также бюджетную систему Российской Федерации и принципы её построения, далее в работе остановимся на порядке составления и исполнения бюджетов в современных условиях.
1.2 Составление
и исполнение бюджетов в
Бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учёта, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчётности.
Участниками бюджетного процесса являются:
Президент Российской Федерации;
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
Законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
Исполнительные органы государственной власти (исполнительно - распорядительные органы муниципального образования);
Центральный банк Российской Федерации;
Органы государственного (муниципального) финансового контроля;
Органы управления государственными внебюджетными фондами;
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
Главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
Главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
Получатели бюджетных средств.
Деятельность участников бюджетного процесса от начала составления бюджета до утверждения отчета об его исполнении и называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса:
1. Стадия составления проекта бюджета;
Стадия рассмотрения и утверждения бюджета;
Стадия исполнения бюджета;
Стадия составления отчётности.
На первой стадии осуществляется составление проекта бюджета на основе: Бюджетного послания Президента Российской Федерации; прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; основных направлений бюджетной и налоговой политики.
Бюджетное послание Президента направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, в нём определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Составление проектов бюджетов - исключительно прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.
Проект бюджета
составляется на основе прогноза социально-экономического
развития в целях финансового
обеспечения расходных