Шпаргалка по "Бюджету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:42, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Бюджет".

Файлы: 1 файл

ГБ Шпора.doc

— 357.50 Кб (Скачать)

 Различия  в темпах роста отдельных источников вызвали реструктуризацию доходной части бюджета. Прежде всего, изменилось соотношение налоговых и неналоговых доходов в бюджете. Доля первых увеличилась до 93,1%, доля ненал дох снизилась до 6,9% в 2001 по сравнению с 1996. около 50% дох бюджета приходится на косвенные налоги. Характерной особенностью структуры прямых налогов на доходы и прибыль является отсутствие какого-либо постоянства в соотношении отдельных видов налогов, что проявляется в ежегодных резких колебаниях их удельного веса в общем объеме прямых налогов и свидетельствует не только о нестабильности налогооблагаемой базы, но и нестабильности налогового законодательства республики..

 т.о. особен разв и дох и расх част б-т сост в следущ:

 1. усилен  централизации фин ресур и  увел их доли в ВВП

 2. быстр  рост V б-т, вкл-ся в его состав целев внеб-т фонды

 3. недост  рациональна стр-ра расх и дох  б-т.

 4. реструктуриз  расх и дох, усиление соц направл-ти расх

 5. формир  резерв фонд в сост Б-та.

 6. сокращ  доли местн б-т  в консолид б-т

 7 . устойч  б-т дефиц. 

 9. Б-тж. дефицит, причины, посл-я, класс-ция

 Как только государство стало планировать  свои доходы и расходы, появилась  проблема их балансирования. Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда - характерен сегодня для большинства развитых стран.

 Итак, бюджетный дефицит представляет собой систему экономических  отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства,  их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.

 Такие дополнительные доходы образуются главным образом в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Это требует от правительства разработки мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников его покрытия.

 Чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д.

 Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием: чрезмерных гос расходов; ограниченности финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования или из-за низкой собираемости доходов); циклических спадов в экономике.

 Виды  бюдж дефицита в завис от причин: 1) бюдж деф кот возник в связи  с необх доп вложения для реализации программ, расширения пр-ва, внедрения  нов технологий. Такого рода деф быстро окупается, дает положит эффект – его назыв положительным 2) бюдж деф может возникнуть как рез стих и непредвиденных событий, стих бедствий. Чтобы избежать деф такого рода созд-ся резервные фонды, но их может быть недостаточно 3) отрицательный, в случае если он возник в связи с нехваткой средств на тек расх. В эк лит-ре можно встретить структурный деф – бюдж деф при план уровне инфляции, безработице.; циклический – это разность м/у факт и структурным деф.

 Существуют  много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда: увеличение государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение; увеличение государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (в странах, где возрастает доля молодого населения, или в связи с проведением мероприятий по сокращению безработицы); увеличение государственных расходов в военное время или в связи с социальными конфликтами; увеличение расходов, связанных с развитием рыночной инфраструктуры в условиях трансформационной экономики; увеличение расходов на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики; сокращение налогов в целях стимулирования экономического развития; уменьшение доходов в связи с ухудшением показателей финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов; сокращение доходов из-за их низкой собираем ости и др. Итак, если бюджетные ресурсы, составляющие превышение доходов над расходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей и предполагают отдачу, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них возместят произведенные затраты. Если же превышение расходов над доходами допускается с целью финансирования текущих затрат, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных тенденций в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов

   10. Дефицит б-тов РБ, динамика на совр. этапе

 В нач 90 РБ столк с огром размер деф  б-т. Он явил следствием сост респуб, а также сост б-т СССР в составе кот он находился. До сер 80 набл относ стаб полож гос б-т, это был связ с изъятием у суб хоз знач част прибыли, свобдных ср,  в т.ч своб остатка приб. В сер 80 ситуац измен в отрас сфер мат пр-ва рез сократ накопления, что было связано с разбаланс эк-ки, умен эффект эк-ки и рентабльности.

 За  этот период разм дотац в мат пр-во увел боле чем в 4 раз, а в б-т в 2.5 раз. Причем сокращ дох сопровж увел расх. Вложения в нар хоз росли опереж темпами, за этот период они выросл с 48% до 58%.. С конц 80  невозм было скрывать реальн сост гос б-т. Он впервые стал планироваться.

 В РБ б деф стал планир с 91 год - 11.6% к  расх Б-та, однако фактически б-т был исполн с профицитом.

 Динам БД в %: 2001 – 1,3%, 02-1,4; 03-1,6; 04+0,4;05-0,7;06+1,4; 07+0,4; 08-1,9;09-1,8.

 На  практике факт. деф. как пр., отлич. от планового. Факт. деф. не м.б. больше план., т.к. при утверж. б-та устан. пред. р-р. Если в процессе испол. происх. превыш., то вводится секвест. На практике в РБ факт. деф. меньше план. В случае, когда факт. деф. меньше план. необх проанализ. причины такого явл. Это м.б. как полож., так и отриц. Если факт. дев. произош. по прич. увел. доход. части-это полож. эффект. Если понизил. неэф., завыш. рисков – полож. эффект. Отриц. явл.-не произошло повыш. дох. части б-та, полн. непрофин. план. расх., если допущены ошибки в планировании. 

 11. Источ-ки фин-я, методы сбаланс-я

 Источ финнан БД м/б внеш и внутр.

 Внутр делят на: -инфляц (выпуск ден знак) – неинфляц (кредиты НБ, выпуск гос ц б )

 Больш-во развитых стран для покрыт БД прибегают к выпуску гос цб, как безинфляц источ финанс БД. В РБ в 93 94 основн источ покрыт деф был внеш займ. В 95 внешн финан умен до 13.5% и в 96 РБ вынужд был резк увел внутрен финанс, из-за отсут допол внешн источн. Т.к в это врем РЦБ еще был недостаточно развит, то правител-во было вынуждено использовать эмисс кредиты НБ, к-рые состав почти 85% в 96 от  источн финанс. В 97 вновь привлек внешн займ. В 99 бол 30% V деф был профинанс за счет ГКО. В 2000 привл знач внешн займ, а деф 01 финанс за счет внутр источн. Серъез источн финанс БД в республ может стать: поступления от приватиз, но для этого необх осущ рыночн реформ республ. С 2007г. не исп-ся кредиты НБ!

 Сокращ  БД д/осущ на основ спец разраб гос  прогр. Она долж вкл переч так  меропр, к-ые с одной стор способст притоку дополнит ресурс в б фонд и с др стороны обеспеч сокращ гос расх. В числ так меропр д. быть следующие:

 1. расш  круг плательщиков и расшир налог законод. Необх обеспечить стабильность нал ставок,  чтоб созд стабилн услов хозяйств.

 2. повыш  эффект общест пр-ва, обеспечивающ  рост фин ресурс, основ источн  увелич дох б-т.

 3. дальнейшее  развит рын отнош в проведении  рын реформ, розгосуд и приватиз собств, что позв сократ сферу гос эк-ки и сокращ б-т финанс.

 4. разв  регион самофинан-я. Оно д/б  основ на мероприят по усил  дох баз местн б-т и четкого разгранич расх функ и полномочий. Необхимо достигнуть обеспечения развития регионов в mах степени за счет собств ср-в.

 5. оптимиз-ть  сост и структ расх гос б-т. Высвобж ресурс направлять на доп инвесц в разв эффект сфер эк-ки, соц сфер,повыш жизнен ур-ня. Необх обосновывать принят new соц программ.

 6. корректировка  трансфер политики гос-ва предполаг умен трансферт выплат отрасл сфер мат пр-ва и увел эффект трансфер платежей.

 7. развит  РЦБ с целью более широкого  привлечения ГКО для участ  в финанс б-т дефиц.

 8. реформ  б-т процесса в цел. Составлять б-т на многовариант основе и переход к сбаланс Б-ту.

 В практике б-т планир отсутствует целев закрепл средст, привлеч под б-т деф. Решение этой зад позвол бы осущ контроль за использованием привлеч ресурс и использ их так образом, что бы в будущ получ дополнит дох в б-т от провед мероприят.

 Реш эт зад:

 1. из  общ V гос расх выдел расх не покрыв реальн дох и указат их целев направление. Так расх долж отраж-ся за баланс гос б-т и финанс за счет доп получ ресурс либ привлеч ср-в.

 2. составлять  б-т в 2-х вариант:

 один  б-т – это текущ б-т, к-ый составл по принц баланса и вкл расх, обеспеченные дох. Расх не обеспеч дох найдут отраж в б-т развития, к-ый будет имееть отриц сальдо (б-т СССР 89). Предполаг, что доп расх в Б-те развития позволят в перспект получ доп дох.

 Для РБ. учитыв развитие инцегр процесса с  РФ, целесообразн осущест постепен перех от деф б-т к сбаланс и дальше к б-т с полн полож сальд т.е с профицир. Сум превышения дох над расх м/накапл и образ резерв фонд, ср-ва к-ого могут направ на погашение задолж-ти, образовавшейся  в связ с привлеч займов под б-т финанс дополн мероприятий. Все мероприят необх осущ вместе (комплексно). 

 12. Б-тж. устр-во. Б-тж. сис-ма, принципы ее постр-я

 Б-т устройство - орг-я и пр-пы постр-я бюдж. сист страны.

 Б/сист  - этосовокуп отдел вид и уровн  б-тов, объед-х в единый бюджет страны. Б-т права – совокупность юр норм реглам-их права участник б-т процесса. Б-т проц – проц составл, рассмотр, утверждения и испол Б-та (этапы б-т проц).

 б/сист РБ строится на след принц: 1.единства, 2.сам-ти бюджетов, 3. сбалансир-ти бюдж-в, 4. реальности бюдж-в, 5. гласн, 6. целевой хар-р расх, 7. полноты бюдж-в.

 Принц единства означ, что все б-т имеет един законод базу, по которой формир дох и финанс расх, единую общ фин основу т.е поступл от отрасл нар хоз. Един б-т класс дох и расх, ед форм б/документации,  един казнач счет.

 Принц реальн означ что все показ по дох и расх б-т д/б обоснованы соответ расчетами.

 Принц самост означ что б-т любого ур-ня явл самост и не вкл в никакой вышестоящ б-т. Местн орган власт имеет прав самост составлять собств Б-ты. Вмешат в этот б-т никаких др орган не допускается.

 Принц гласн треб чтоб принятые показ б-т был опубл. Показ по республ б-т публик в республ печат в вид зак о б-т на соответ год, местн - в местн печ.

 Кром  тог д/б опубл и отчетность об испол б-т.

 Б-т РБ: - респуьл б-тж; - б-тж города; - местн Б-ты.

 Местн б-тж: - б-тж районов, - областн б-тж; - б-тж города област значения.

 Б-тж районов: - райо б-тж; - б-тж города район значения;  - сельск и поселков б-тж.

 Функционир  б/системы регламентир зако-вом  РБ: « О б-т системе и гос внеб-т фондах». Уровни б/системы: - первичный, - базовый,  - областной. 

 13. Респ. б-т, его роль  и общ. хар-ка

 Ценрал  звен б-т сист РБ выступ респ б-т. Он выполн особ роль в реализ эк и фин политики гос-ва. Его показат утвержд в  зак о Б-те  и счит обязат для выполн всеми участн б/проц. Т.к. респ б-т формир на ур-не высш органа власти, то явл фин базой для выполн функций высш орган власт и управл.

 Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение финансовых ресурсов между областями и г.Минском в целях выравнивания уровня их экономического и социального развития, достижения государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики, иных социальных нормативов.

 Республиканский бюджет концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства, что  определяется его местом и ролью  в финансировании мероприятий и  программ, имеющих общереспубликанское  значение.

 Средства  республиканского бюджета направляются в основном на:

 1. КВ по объектам, относящимся к республ-й собственности, природоохранные мероприятия.

 2. меропр-ия  по ликв-и последствий катастрофы на ЧАЭС;

Информация о работе Шпаргалка по "Бюджету"