Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Бюджет".
Различия в темпах роста отдельных источников вызвали реструктуризацию доходной части бюджета. Прежде всего, изменилось соотношение налоговых и неналоговых доходов в бюджете. Доля первых увеличилась до 93,1%, доля ненал дох снизилась до 6,9% в 2001 по сравнению с 1996. около 50% дох бюджета приходится на косвенные налоги. Характерной особенностью структуры прямых налогов на доходы и прибыль является отсутствие какого-либо постоянства в соотношении отдельных видов налогов, что проявляется в ежегодных резких колебаниях их удельного веса в общем объеме прямых налогов и свидетельствует не только о нестабильности налогооблагаемой базы, но и нестабильности налогового законодательства республики..
т.о. особен разв и дох и расх част б-т сост в следущ:
1. усилен централизации фин ресур и увел их доли в ВВП
2. быстр рост V б-т, вкл-ся в его состав целев внеб-т фонды
3. недост рациональна стр-ра расх и дох б-т.
4. реструктуриз расх и дох, усиление соц направл-ти расх
5. формир резерв фонд в сост Б-та.
6. сокращ доли местн б-т в консолид б-т
7 . устойч
б-т дефиц.
9. Б-тж. дефицит, причины, посл-я, класс-ция
Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда - характерен сегодня для большинства развитых стран.
Итак, бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.
Такие дополнительные доходы образуются главным образом в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Это требует от правительства разработки мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников его покрытия.
Чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д.
Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием: чрезмерных гос расходов; ограниченности финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования или из-за низкой собираемости доходов); циклических спадов в экономике.
Виды бюдж дефицита в завис от причин: 1) бюдж деф кот возник в связи с необх доп вложения для реализации программ, расширения пр-ва, внедрения нов технологий. Такого рода деф быстро окупается, дает положит эффект – его назыв положительным 2) бюдж деф может возникнуть как рез стих и непредвиденных событий, стих бедствий. Чтобы избежать деф такого рода созд-ся резервные фонды, но их может быть недостаточно 3) отрицательный, в случае если он возник в связи с нехваткой средств на тек расх. В эк лит-ре можно встретить структурный деф – бюдж деф при план уровне инфляции, безработице.; циклический – это разность м/у факт и структурным деф.
Существуют много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда: увеличение государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение; увеличение государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (в странах, где возрастает доля молодого населения, или в связи с проведением мероприятий по сокращению безработицы); увеличение государственных расходов в военное время или в связи с социальными конфликтами; увеличение расходов, связанных с развитием рыночной инфраструктуры в условиях трансформационной экономики; увеличение расходов на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики; сокращение налогов в целях стимулирования экономического развития; уменьшение доходов в связи с ухудшением показателей финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов; сокращение доходов из-за их низкой собираем ости и др. Итак, если бюджетные ресурсы, составляющие превышение доходов над расходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей и предполагают отдачу, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них возместят произведенные затраты. Если же превышение расходов над доходами допускается с целью финансирования текущих затрат, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных тенденций в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов
10. Дефицит б-тов РБ, динамика на совр. этапе
В нач 90 РБ столк с огром размер деф б-т. Он явил следствием сост респуб, а также сост б-т СССР в составе кот он находился. До сер 80 набл относ стаб полож гос б-т, это был связ с изъятием у суб хоз знач част прибыли, свобдных ср, в т.ч своб остатка приб. В сер 80 ситуац измен в отрас сфер мат пр-ва рез сократ накопления, что было связано с разбаланс эк-ки, умен эффект эк-ки и рентабльности.
За этот период разм дотац в мат пр-во увел боле чем в 4 раз, а в б-т в 2.5 раз. Причем сокращ дох сопровж увел расх. Вложения в нар хоз росли опереж темпами, за этот период они выросл с 48% до 58%.. С конц 80 невозм было скрывать реальн сост гос б-т. Он впервые стал планироваться.
В РБ б деф стал планир с 91 год - 11.6% к расх Б-та, однако фактически б-т был исполн с профицитом.
Динам БД в %: 2001 – 1,3%, 02-1,4; 03-1,6; 04+0,4;05-0,7;06+1,4; 07+0,4; 08-1,9;09-1,8.
На
практике факт. деф. как пр., отлич. от
планового. Факт. деф. не м.б. больше план.,
т.к. при утверж. б-та устан. пред. р-р.
Если в процессе испол. происх. превыш.,
то вводится секвест. На практике в РБ
факт. деф. меньше план. В случае, когда
факт. деф. меньше план. необх проанализ.
причины такого явл. Это м.б. как полож.,
так и отриц. Если факт. дев. произош. по
прич. увел. доход. части-это полож. эффект.
Если понизил. неэф., завыш. рисков – полож.
эффект. Отриц. явл.-не произошло повыш.
дох. части б-та, полн. непрофин. план. расх.,
если допущены ошибки в планировании.
11. Источ-ки фин-я, методы сбаланс-я
Источ финнан БД м/б внеш и внутр.
Внутр делят на: -инфляц (выпуск ден знак) – неинфляц (кредиты НБ, выпуск гос ц б )
Больш-во развитых стран для покрыт БД прибегают к выпуску гос цб, как безинфляц источ финанс БД. В РБ в 93 94 основн источ покрыт деф был внеш займ. В 95 внешн финан умен до 13.5% и в 96 РБ вынужд был резк увел внутрен финанс, из-за отсут допол внешн источн. Т.к в это врем РЦБ еще был недостаточно развит, то правител-во было вынуждено использовать эмисс кредиты НБ, к-рые состав почти 85% в 96 от источн финанс. В 97 вновь привлек внешн займ. В 99 бол 30% V деф был профинанс за счет ГКО. В 2000 привл знач внешн займ, а деф 01 финанс за счет внутр источн. Серъез источн финанс БД в республ может стать: поступления от приватиз, но для этого необх осущ рыночн реформ республ. С 2007г. не исп-ся кредиты НБ!
Сокращ БД д/осущ на основ спец разраб гос прогр. Она долж вкл переч так меропр, к-ые с одной стор способст притоку дополнит ресурс в б фонд и с др стороны обеспеч сокращ гос расх. В числ так меропр д. быть следующие:
1. расш круг плательщиков и расшир налог законод. Необх обеспечить стабильность нал ставок, чтоб созд стабилн услов хозяйств.
2. повыш эффект общест пр-ва, обеспечивающ рост фин ресурс, основ источн увелич дох б-т.
3. дальнейшее развит рын отнош в проведении рын реформ, розгосуд и приватиз собств, что позв сократ сферу гос эк-ки и сокращ б-т финанс.
4. разв регион самофинан-я. Оно д/б основ на мероприят по усил дох баз местн б-т и четкого разгранич расх функ и полномочий. Необхимо достигнуть обеспечения развития регионов в mах степени за счет собств ср-в.
5. оптимиз-ть сост и структ расх гос б-т. Высвобж ресурс направлять на доп инвесц в разв эффект сфер эк-ки, соц сфер,повыш жизнен ур-ня. Необх обосновывать принят new соц программ.
6. корректировка
трансфер политики гос-ва
7. развит РЦБ с целью более широкого привлечения ГКО для участ в финанс б-т дефиц.
8. реформ б-т процесса в цел. Составлять б-т на многовариант основе и переход к сбаланс Б-ту.
В практике б-т планир отсутствует целев закрепл средст, привлеч под б-т деф. Решение этой зад позвол бы осущ контроль за использованием привлеч ресурс и использ их так образом, что бы в будущ получ дополнит дох в б-т от провед мероприят.
Реш эт зад:
1. из общ V гос расх выдел расх не покрыв реальн дох и указат их целев направление. Так расх долж отраж-ся за баланс гос б-т и финанс за счет доп получ ресурс либ привлеч ср-в.
2. составлять б-т в 2-х вариант:
один б-т – это текущ б-т, к-ый составл по принц баланса и вкл расх, обеспеченные дох. Расх не обеспеч дох найдут отраж в б-т развития, к-ый будет имееть отриц сальдо (б-т СССР 89). Предполаг, что доп расх в Б-те развития позволят в перспект получ доп дох.
Для
РБ. учитыв развитие инцегр процесса с
РФ, целесообразн осущест постепен перех
от деф б-т к сбаланс и дальше к б-т с полн
полож сальд т.е с профицир. Сум превышения
дох над расх м/накапл и образ резерв фонд,
ср-ва к-ого могут направ на погашение
задолж-ти, образовавшейся в связ с
привлеч займов под б-т финанс дополн мероприятий.
Все мероприят необх осущ вместе (комплексно).
12. Б-тж. устр-во. Б-тж. сис-ма, принципы ее постр-я
Б-т устройство - орг-я и пр-пы постр-я бюдж. сист страны.
Б/сист - этосовокуп отдел вид и уровн б-тов, объед-х в единый бюджет страны. Б-т права – совокупность юр норм реглам-их права участник б-т процесса. Б-т проц – проц составл, рассмотр, утверждения и испол Б-та (этапы б-т проц).
б/сист РБ строится на след принц: 1.единства, 2.сам-ти бюджетов, 3. сбалансир-ти бюдж-в, 4. реальности бюдж-в, 5. гласн, 6. целевой хар-р расх, 7. полноты бюдж-в.
Принц единства означ, что все б-т имеет един законод базу, по которой формир дох и финанс расх, единую общ фин основу т.е поступл от отрасл нар хоз. Един б-т класс дох и расх, ед форм б/документации, един казнач счет.
Принц реальн означ что все показ по дох и расх б-т д/б обоснованы соответ расчетами.
Принц самост означ что б-т любого ур-ня явл самост и не вкл в никакой вышестоящ б-т. Местн орган власт имеет прав самост составлять собств Б-ты. Вмешат в этот б-т никаких др орган не допускается.
Принц гласн треб чтоб принятые показ б-т был опубл. Показ по республ б-т публик в республ печат в вид зак о б-т на соответ год, местн - в местн печ.
Кром тог д/б опубл и отчетность об испол б-т.
Б-т РБ: - респуьл б-тж; - б-тж города; - местн Б-ты.
Местн б-тж: - б-тж районов, - областн б-тж; - б-тж города област значения.
Б-тж районов: - райо б-тж; - б-тж города район значения; - сельск и поселков б-тж.
Функционир
б/системы регламентир зако-
13. Респ. б-т, его роль и общ. хар-ка
Ценрал звен б-т сист РБ выступ респ б-т. Он выполн особ роль в реализ эк и фин политики гос-ва. Его показат утвержд в зак о Б-те и счит обязат для выполн всеми участн б/проц. Т.к. респ б-т формир на ур-не высш органа власти, то явл фин базой для выполн функций высш орган власт и управл.
Республиканский
бюджет обеспечивает финансирование мероприятий,
имеющих общегосударственное
Республиканский бюджет концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства, что определяется его местом и ролью в финансировании мероприятий и программ, имеющих общереспубликанское значение.
Средства республиканского бюджета направляются в основном на:
1. КВ по объектам, относящимся к республ-й собственности, природоохранные мероприятия.
2. меропр-ия по ликв-и последствий катастрофы на ЧАЭС;