Шпаргалка по "Бюджету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:01, шпаргалка

Краткое описание

8)Какие факторы вызывают бюджетный дефицит
11) Что представляет собой бюджетная система
4)Что представляет собой бюджетный процесс и какие этапы он включает

Файлы: 1 файл

срс фин.docx

— 19.83 Кб (Скачать)

8)Какие факторы вызывают бюджетный дефицит

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над  расходами возникает бюджетный профицит.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

  • Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
  • Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.
  • Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
  • Неэффективность финансовой системы государства.
  • Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.( Популизм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть своё отношение к обществу и, соответственно, своё законотворчество, аргументирует голосом народа (используя принцип римского права vox populi).
  • Коррупция в государственном секторе.
  • Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных  расходов велик. Эти обязательства  накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой  и затрагивает интересы различных  групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета  достаточно сложно. Рост налогов негативно  сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики).

11) Что представляет собой бюджетная система

Бюджетная система Республики Казахстан представляет собой совокупность бюджетов различных уровней, основанную на экономических отношениях и правовых нормах, а также процесс их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля.

2. В Республике Казахстан  самостоятельно функционируют республиканский  бюджет и местные бюджеты (включая  бюджеты специальных экономических  зон).

Бюджетная система является важной составляющей частью всей фи-нансовой системы государства. Бюджетная система как экономическая категория представляет собой совокупность финансовых отношений госу-дарства с юридическими, физическими лицами и регионами по формирова-нию и использованию централизованного денежного фонда — бюджетов, методов и способов их формирования и исполнения, а также совокупность органов управления этими отношениями.

Бюджетная система Республики Казахстан основывается на принципах:

 

1) принцип единства —  применение единых принципов  организации и функционирования  бюджетной системы, использование  единой бюджетной классификации  и единых процедур бюджетного  процесса в Республике Казахстан;

 

2) принцип полноты —  отражение в бюджете и Национальном  фонде Республики Казахстан всех  поступлений и расходов, предусмотренных  законодательством Республики Казахстан,  недопущение зачетов взаимных  требований с использованием  бюджетных средств, равно как  и уступок прав требований  по бюджетным средствам;

 

3) принцип реалистичности  — соответствие утвержденных (уточненных, скорректированных) показателей  бюджета утвержденным (скорректированным)  параметрам, направлениям прогнозов  социально-экономического развития  и бюджетных параметров, стратегических  планов государственных органов;

 

4) принцип транспарентности — обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства Республики Казахстан, утвержденных (уточненных, скорректированных) бюджетов и отчетов об их исполнении, стратегических планов и отчетов об их реализации, о формировании и об использовании Национального фонда Республики Казахстан, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также обязательная открытость бюджетного процесса для общества и средств массовой информации;

 

5) принцип последовательности  — соблюдение государственными  органами ранее принятых решений  в сфере бюджетных отношений;

 

6) принцип результативности  — разработка и исполнение  бюджета, ориентированного на  достижение прямых и конечных  результатов, предусмотренных стратегическими  планами государственных органов;

 

7) принцип самостоятельности  бюджета — установление стабильного  распределения поступлений между  бюджетами разных уровней и  определение направлений их расходования  в соответствии с настоящим  Кодексом, право всех уровней  государственного управления самостоятельно  осуществлять бюджетный процесс  в соответствии с настоящим  Кодексом, недопустимость изъятия  доходов, дополнительно полученных  в ходе исполнения местных  бюджетов, и остатков бюджетных  средств местных бюджетов в  вышестоящие бюджеты, недопустимость  возложения на нижестоящие бюджеты дополнительных расходов без соответствующей их компенсации;

 

8) принцип преемственности  — планирование республиканского  и местных бюджетов, основанное  на прогнозах социально-экономического  развития и бюджетных параметров, базовых расходах, утвержденных  в предыдущие периоды, итогах  бюджетного мониторинга, оценке  результатов;

 

9) принцип обоснованности  — планирование бюджета на  основе нормативных правовых  актов и других документов, определяющих  необходимость включения в проект  бюджета тех или иных поступлений  или расходов и обоснованность  их объемов;

 

10) принцип своевременности  — зачисление поступлений в  республиканский и местные бюджеты,  на контрольный счет наличности  Национального фонда Республики  Казахстан и перевод их на  счета Правительства в Национальном  Банке Республики Казахстан, принятие  обязательств государственными  учреждениями в соответствии  с индивидуальными планами финансирования  по обязательствам, проведение платежей  в соответствии с индивидуальными  планами финансирования по платежам  и перечисление бюджетных средств  на счета получателей бюджетных  средств в сроки с соблюдением порядка, установленного соответствующими нормативными правовыми актами;

 

11) принцип единства кассы  — зачисление всех поступлений  в бюджет на единый казначейский  счет и осуществление всех  предусмотренных расходов с единого  казначейского счета в национальной  валюте;

 

12) принцип эффективности  — разработка и исполнение  бюджета исходя из необходимости  достижения наилучшего прямого  результата с использованием  утвержденного объема бюджетных  средств или достижения прямого  результата с использованием  меньшего объема бюджетных средств;

 

13) принцип ответственности  — принятие необходимых административных  и управленческих решений, направленных  на достижение прямых и конечных  результатов и обеспечение ответственности  администраторов бюджетных программ  и руководителей государственных  учреждений за принятие решений,  не соответствующих законодательству  Республики Казахстан;

 

14) принцип адресности  и целевого характера бюджетных  средств — направление и использование  бюджетных средств администраторами  бюджетных программ на достижение  показателей результатов, предусмотренных  стратегическими планами государственных  органов, с соблюдением законодательства  Республики Казахстан.

 

В Республике Казахстан утверждаются, исполняются и являются самостоятельными бюджеты следующих уровней: республиканский бюджет; областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы; бюджет района (города областного значения).

 

Областной бюджет, бюджеты  города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения) относятся к местным бюджетам.

Государственным бюджетом является централизованный денежный фонд государства, объединяющий республиканский и  местные бюджеты без учета  взаимопогашаемых операций между ними.

14)Что представляет собой бюджетный процесс и какие этапы он включает

Под бюджетным процессом  понимается деятельность государствен-ных органов по составлению, рассмотрению и утверждению проектов бюд-жетов, по организации исполнения бюджетов и обеспечению контроля их исполнения, регламентируемая законодательством.

Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем:

- выявление материальных  и финансовых резервов государства;

- максимально приближенный  к реальности расчет доходов  и расходов бюджетов;

- обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;

- согласование бюджетов  с реализуемой экономической  программой;

- осуществление бюджетного  регулирования в целях перераспределения  источников доходов между бюджетами  разного уровня, отраслями хозяйства,  экономическими регионами и др. В свою очередь, решение этих  задач достигается посредством  реализации бюджетной политики.

В целом осуществление  бюджетного процесса вклю-чает в себя следующие этапы бюджетной деятельности:

1) составление проекта  бюджета;

2) рассмотрение и утверждение  бюджета;

3) исполнение бюджета;

4) составление отчета об  исполнении бюджета и его утверждение.


Информация о работе Шпаргалка по "Бюджету"