Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Бюджет".
1. Необходимость и генезис государственного Б-та
Учение о ГБ – часть науки о финансах, область знаний о развитии особой сферы распределительных отн-ний – Б-тной. Они вкл.ту часть отнош., к-рые опосред.формир.и исп-ние центр.фонда ден.ср-в гос-ва. Необходимость форм-я этого фонда предопред.истор-ки. Гос-во для вып.своих функц.должно было сосред.в своих руках часть мат.и фин.рес-сов. Функ-ние ГБ как фин.категории не связано с развит. ТДО, ГБ зарод.знач-но раньше как особ.форма обществ.отнош., связанных с мобил.доходов для созд.гос.казны. Трансформация ГБ в фин.категорию происх.одновр.с развитием гос-ва и тов.-ден.отнош. Древн.период и нач.средн.веков принято считать эпохой начальн. развит. обществ. потребностей. В Древн. мире созданию союзов обществ-принуд.хар-ра способствовали потребность в военн.защите, управления, суда. Хоз-во тогда было натуральным., сущ-ло рабство, и обществ.потр-ти были невелики.
В средн.века
замкн.дом.хоз-во сменилось замкн.городским
хоз-вом, где развивалось ремесл.-
Прототипом
ГБ в древн. времена была королевск.
смета дох.и расх. Натур.хоз-во сменилось
ремесленным, развивается пр-во, торговля,
товарно-ден. отношения. Ремесло сменяется
капиталист.мануфактурой, крепостной
труд – наемным. На место абсолютн.монархии
приходит правов.гос-во.
2.Сущность гос. Б-та, хар-ка б-тж. отношений
Экон.сущность ГБ – это объективно функционирующие специфические ден.отношения, складывающиеся у гос-ва с субъектами хоз-я, гражданами, межд.организ.
Существ.особенность б-тж.отношений: их денежн.характер, их участие в перераспред.процессе.
К специфич.особенностям БО принято относ.след.:
-сфера функц-я БО огранич.рамками б-тж.процесса
-объектами б-тж.перераспр-я кроме НД может выступ.и часть необх.продукта.
-б-тж.отношения опосред.безвозмездное движение средств в виде налогов,сборов, а т.ж. б-тж.фин-я.
-участниками б-тж.отношений являются почти все участники обществ.воспроизв-ва при уплате платежей и исп-нии б-тж.ресурсов.
-эти
отношения образ.центральное
- БО строго реглам-ся Б-тн. или налог.законодательством.
В настоящее
время в разн.истониках Б-т трактуется
как как фонд, план, фактор, ср-во, т.е. единого
определения ГБ не существует.
3.Б-т как фин.план гос-ва и фонд денежных ср-в.
В процессе своего функционирования БО (б-тж.отнош) принимают определ.форму. Матер.формой БО является Б-тный фонд (централиз, крупн, разностор.направл). Организационной формой БО явл-ся Б-тный план как разновидность финансового плана. Б-т отлич.от других фондов ден.ср-в своими масштабами. Б-т формируют на уровне органов власти (гос.или местн.) Через Б-т перераспределяется более половины НД гос-ва. Б-т содержит в своем составе множество других фондов.
Б-тный
план доминирует в системе финансовых
планов, т.к.отражает часть фин.ресурсов
всех субъектов и звеньев хоз-ва и регламентирует
их отношения с гос-вом. Это заставляет
субъектов хоз-я прогнозировать платежи
в б-т и ассигнования из б-та. Размер платежей
в Б-т опред.ту часть НД, к-рая остается
у субъекта хоз-я и м.б. направлена или
на расширенное воспроизводство, т.е. б-тж.отношения
являются определяющими по отношению
к финансам предприятий.
4. Роль Б-та в регулировании воспр. процессов в условиях переходной экономики. Закон Вагнера.
С развитием гос-ва и усложн. его функций усиливается роль ГБ. В ряде стран рост гос. расходов стал опережать темпы роста пром. пр-ва. Это явление было пересказано нем.экономистом Вагнером. Он сформулировал Закон возрастающей гос. активности, в соотв. с которым гос. расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем V пр-ва и НД. Это закон и его действие проверены расчетом доли гос. расходов в ВВП.
Взгляд на Б-т как на регулятор общ. пр-ва сложился не сразу. В эк. лит-ре доперестроечн. периода осуществ. всестор. оценка роли б-та, это связ. с тем, что ряд ученых рассм. б-тные отношения не как базисные, а как надстроечные. Такой подход исключал б-т из регул. и управл. воспроизв-ным процессом. Была дана критика таких ошибочн.суждений и это способствовало бы всестор.изуч.роли ГБ, но этого не произошло. Ряд ученых все равно односторонне подходил к вопросу изучения роли ГБ.
В начале 90х, в условиях перехода к рын.эк-ке, роль ГБ значительно возросла.
Гос-во активно использует б-т для рещения след.задач:
1.Перераспределение СОП и НД
2.для формир.общеэкономич.пропорций:
-м-ду сферой мат.и немат.пр-ва
-м-ду отраслями и внутреотраслевые пропорции
3.оказание фин.поддержки отраслям сферы мат.пр-ва: пром-ть; транспорт; связь; ЖКХ; строит-во; дорожн.хоз-во; и др.
4.для
проведения мероприятий по соц.
5.для
регул.соц-экон.развития
6.для осущ. внеш.эк.политики и ВЭД субъектов хоз-я
7.для стимулирования развития наиб перспект. отраслей эк-ки, науки и НТП.
8.для обеспечения развития отраслей непр. сферы:
-образование -культура -здравоохр. –искусство - соц.обесп. и т.д.
Возрастание
роли бюдж. в регул-и воспр-х пр-сов
сопров-ся увел-ем доли бюдж. рес-в в ВВП
(в наст. вр. >35%)
5. Б-тный механизм регул-я соц-эк. процессов. Формы и методы б-тж. регулирования.
В условиях перехода к рын.эк-ке потребовалась разработка новых методов б-тж.регул.в рамках б-тж. процесса. Следует различать уровни б-тж. регул-я:
1. Общегос. регулирование. Устан-ся макроэкон.пропорции в развит. обществ. воспроизводства в рамках гос-ва.
2.Межтеррит.регул-е.
Регул-е уровня развития
3.МежБ-тное
регулирование. Обеспечивается
4.Межгосуд.регулирование. Регул-ся степень участия РБ в межгосуд. программах и меропр., финансир-х за счет ср-в б-та.
Для каждого уровня сущ. специф. формы и методы регулирования, исп-мые как правило в комбинации. Эти формы и методы классиф. по группам:
1)Включаются те из них, которые действ.в сфере форм-я дох.б-та.
-изъятие части доходов
-предоставление налог.привилегий
-создание резерв.фондов в составе Б-та
-перераспр-е
дох.и расх.для
2)Формы и методы, к-рые обслуж. выполнение расх.части б-та.
-финансирование расходов
-выравнивание расходов
-перераспред.расходов между уровнями б-тж.системы
-участие
в формир.доходов межгос.
6.Исторические этапы развития Б-та Беларуси, их общая хар-ка.
В ист. процессе ГБ РБ выделены этапы, соотв. отдельн. периодам развития государства.
1 этап — с IХ в. до конца ХII в. — характ. зарожд. Б-та в волостях-княжествах Полоцкой Руси и его развитие в составе древнерусского гос-ва. На этом этапе заклад. основы Б-тного устройства, системы гос.доходов, организации их сбора.
2 этап — с ХIII в. до конца ХУIII в. — отраж. развитие ГБ в Белорусско-Литовском гос-ве - ВКЛ, Речи Посполитой и заканчивается воссоединением белорусских земель с Россией. Продолж.формироваться Б-тная система, укрепляются Б-ты городов. Осущ. переход к налоговому государству. Доходы гос. казны увел. за счет развития косв. налогообложения, с развитием ТДО все больше платежей поступает в ден. форме, происходит трансформ. б-та в финансовую категорию. Выраб. механизм сбора гос. доходов и контроля за их поступлением.
3 этап — с конца ХУ в. по 1919 связан с формир. б-тов бел. губерний в составе России и заканчивается образованием БССР. На этом этапе в России формируется многоуровневая Б-тная система: образ-ся местные б-ты — земские, городские, мирские, :в них впервые появл-ся расх. на хоз. мероприятия территорий и соц.нужды населения. Укрепл. налоговая система, широкое распростр. получ. акцизы. Б-ты бел.губерний участв. в формир. общеимперских доходов.
4 этап — с 1919 г. по 1990 г. — охват. период развития б-та БССР в основном в составе СССР. На этом этапе: ряд мер. по реорганизации фин. отнош. на основе перестр. хоз. механизма, преобраз. форм и методов рук-ва экономикой. Измен-ся состав и стр-ра дох. и расх. б-та БССР, укрепл-я дох. база местных б-тов. Б-тж. система Беларуси форм-ся как часть единой б-тж. системы мощного гос-ва, способная к самост. функц-ю.
5
этап — с 1991 г. по наст. время — хар-т
развитие б-та и формирование нац. Б-тной
системы РБ в условиях суверенитета и
рын. преобразований. Первый самост бюджет
РБ был утвержден 21 дек 90г на 91 год. Возросли
расх на оборону, на содержание аппарата
упр, увеличились расх на междун д-ть. Дох
– налог платежи основа дох, увеличились
дох от ВЭД, появились дох от приватизации.
В с90-х появились дох от СЭЗ. В сотав дох
были вкл ЦБФ.
7. Хар-ка первых самост. б-тов РБ (91-92гг.)
Нач период формир рын отн в РБ относ к нач 90-х г. в эти услов б-тж приобр особ-ти, свойств перех экономике. Изменил его колич и кач показ не только в силу указ ф-ра, но и в связ с приобр суверен-та РБ. До 1991 г б/проц РБ регламен закон СССР.
Гос б-тж БССР в полн объем вкл в един гос б-тж СССР и явл-ся его неотъемл част. А б/проц явл-ся част общег б/проц СССР. Корен измен в б/проц произ в 1991 в связ с провозгл суверенит РБ. Перв самост б-тж РБ был состав на 91 г и имел ряд особен: он не вкл в сост никакого др б-тж: он был утверж в общ ∑ дох и расх с указ пределн разм дефиц.
В зак о гос б-тж на 91 предусм отчисл: - в местн б-тж и в гор Минск от общегосударств дох и налогов. Для укреп дох баз местн б-тж отделн област передов весь континг налог с оборота, поступ на их террит. В 91 в б-т еще отраж взаимоотн с союз б-т в связ с передачей туда части налог на приб (22%) предпр союз и республ подчин, а также нал с продаж.В дох б-т появл дох от выкупа, акцион-ия, реализ гос собствен.
В дох стали планир-ся целевые поступления в связи с огран б-т ресурс и необх финанс гос прогр. Был введ чрез нал, образ республ и местн дорожн фонд. В расх част б-тж резк сниж расх на нар хоз (почт в 3 раз). Это позв повысить затр на соц-культ мероприят, в б-т предусм расх для подерж ур-ня жизн насел. В б-т 91 был образ резерв фонд (для ликв действ стих рыноч сил)
В связи с заплан деф б-т впервые в 1991 опред-ны меропр по его сокращ. Более гл измен происх в 92 и связ с прин ряд закон акт РБ регламен б-т процесс. Это: - зак о б-т сист РБ – зак о местн самоупр – зак о нал и сбор взим в б-т РБ и множество зак по конкретн налогам.
С янв 92 перед в собст РБ п/п, организац бывш союз подчин, распол на тер РБ. В соотв с перечисл зак происх зам прям нал косвен, отменен налог с оборота, вкл сист-ма косв налогов. В связ с чем среди основ дох источн б-т стал фигурир НДС и акциз. Также предусм одинаков подх к налогооблаг прибыл п/п независ от форм собств и подчинен. Ввод нал за польз прир ресурс, платж за земл, нал на недв как элементы рын отнош.
РБ самост регулир вопр внешне-эк д-ти. В б-т поступ : - нал на эксп и импр – нал пошл – др дох взим томож служб. Увелич поступ лесного дох, был отмен нал с прод и 11% на соц страх-ние. В расх част б-т знач част расх направ на соц-культ меропр и одновр сокращ на финанс нар хоз.
Приор финансир-е предусм для АПК за счет ср-в б-т, выдаваемых дотац на покрыт убыт отдел п/п и организац. В б-т появ такие расх как: - на оборону – выпус нац валюты, др цен бум – созд правохр органов, орган власт и управ. И в связ с дефиц уже планир расх по обсуж внутрен долга.
В 92
было полож начал формир нац сист-мы
и самост б-тж РБ. Это вызв к жизни нов
тенденц и особен разв б-тж : расш сфер
б-т отношен, в их соств доп вовлек суб
хоз различ форм собств, п/п малого бизнеса
и предпр-тели, насел получающ соц помощ
от гос-ва, а также иностр гос и междун
организ. Это нашл отраж в тенд разв дох
гос б-т, преж всего сопров б-тжтизац фин
ресурс т.е усилен их централизации в гос
б-те.
8. Ос-ти разв-я дох. части б-та РБ в усл-ях перех. эк-ки
Возрастание роли бюджета в регулировании воспроизводственных процессов сопровождается "бюджетизацией" финансовых ресурсов, Т.е. усилением их централизации в государственном бюджете. Эта специфическая черта бюджета прослеживается при анализе динамики доходов бюджета в ВВП. К моменту приобретения РБ суверенитета доля консолидированного бюджета в ВВП составляла 32,4 %.В течение двух последующих лет этот показатель возрастал и в 1993-1994 гг. составил соответственно 37,0% и 36,8 %.В 1995 г. удельный вес доходов государственного бюджета в ВВП снизился до 30 %, и, продолжая снижаться, достиг в 1996 г. отметки 27,9 % в ВВП. Этот период в бюджетно-налоговой политике характеризовался некоторым ослаблением "налогового пресса" и "дебюджетизацией" финансовых ресурсов. С 1993 по 1995 г. доля налогов в ВВП сократилась с 33 % до 24,1 %.Однако в дальнейшем в связи с изменениями в бюджетно-налоговой политике вновь наблюдается усиление централизaции финансовых ресурсов в государственном бюджете до 31,3 % ВВП в 1997 г. Соответственно, доля налогов в ВВП выросла в 1997 г. по сравнению с 1996 г. на 4,1 % и составила 28,6 %. Обращает на себя внимание существенная диспропорция, связанная с доходами от внешнеэкономической деятельности. В 1993 г. доля этих доходов составляла 2,6 % ВВП, в 1994 г. она увеличилась до 3,4 % ВВП, а в 1995 г. резко упала до 1,7 % . В следующие два года доля доходов от внешнеэкономической деятельности возрастала и достигла в 1997 г. 2,6 % ВВП, но в 1998-2001 гг. вновь падает до 1,8 % в ВВП. Необходимо отметить, что резкие скачки вызваны, прежде всего, незавершенностью процесса внешнеэкономической либерализации. Постепенно в состав бюджета стали включаться доходы целевых внебюджетных фондов. Так, начиная с 1998 г. в доходы республиканского бюджета включаются средства пяти внебюджетных фондов, которые, соответственно, получили название государственных целевых бюджетных фондов: республиканского фонда поддержки производителей с/х продукции и продовольствия; государственного фонда содействия занятости; республиканского дорожного фонда; республиканского фонда охраны природы; республиканского фонда "Энергосбережение". По этой причине объем консолидированного бюджета увеличился в 1998 г. на 18,7 % к уровню текущих и капитальных доходов. Одной из особенностей бюджета стало включение в его состав с 1998 г. доходов и расходов сэз. Темпы роста отдельных доходных источников были различными. За период 1995-2001 гг. колоссального увеличения достигли косвенные налоги: налог на добавленную стоимость вырос в 145 раз, акцизы - в 157, налоги с продаж - в 144 раза.