Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 09:47, шпаргалка
Контрольные вопросы по дисциплине. 1. Понятие финансовой системы... 30. Муниципальное казначейство.
Финансы
представляют собой довольно сложное
общественное явление. Они охватывают
широкую гамму обменно-
Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.
Финансовая
система государства является отображением
форм и методов конкретного
Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.
Можно
утверждать, что каждое звено финансовой
системы является независимым её элементом,
но эта самостоятельность относительна
в средине единого целостного. Финансовая
система – это совокупность разнообразных
видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных
в распоряжении государства, нефинансового
сектора экономики (хозяйствующих субъектов),
отдельных финансовых институтов и населения
(домохозяйств) для исполнения возложенных
на них функций, а также для удовлетворения
экономических и социальных потребностей.
финансовая система – это совокупность звеньев и элементов финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение общественного продукта, формирование, распределение и использование фондов денежных средств, денежных доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения.
Финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений:
Вышеперечисленные звенья принято разделять на централизованную и децентрализованную сферы финансовых отношений.
Общегосударственные финансы – это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
В общегосударственных финансах главную роль играет государственный бюджет, который представляет собой централизованный денежный фонд и обеспечивает выполнение государством присущих ему функций. Главным и основным источником формирования государственного бюджета являются налоги с предприятий и населения.
Помимо
государственного бюджета, в любой
экономике формируются и
Важным элементом общегосударственных финансов является государственный кредит. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, отдельными гражданами, юридическими и физическими лицами, а также зарубежными государствами, международными организациями по поводу формирования и использования ссудного фонда.
Государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.
Фонды страхования, формируемые за счет взносов заинтересованных юридических и физических лиц, обеспечивают социальную защиту общества, возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению. Страхование является также важным средством формирования инвестиционного потенциала страны.
Финансы
предприятий представлены также децентрализованными
фондами денежных средств хозяйствующих
субъектов различных форм собственности,
образующимися из денежных доходов и накоплений
самих же предприятий. Финансы предприятий
являются объединяющей основой финансовой
системы. Они обслуживают процесс создания
и распределения общественного продукта
и национального дохода. Их экономическое
состояние определяет степень обеспеченности
централизованных фондов денежных средств
финансовыми ресурсами.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов1.
До 1 января 2006 г. бюджетная система РФ состояла из бюджетов трех уровней: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; местные бюджеты. С принятием новой редакции Федерального закона ≪Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации≫ от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 и вступлением его в действие с 1 января 2006 г. в России фактически произошел переход на четырехуровневую бюджетную систему.
Согласно статье 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:
• федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
•
бюджеты субъектов РФ и бюджеты
территориальных
• местные бюджеты, в том числе:
• бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
• бюджеты городских и сельских поселений.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района.
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
В свою очередь, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ в сумме составляют консолидированный бюджет РФ.
Бюджетная система РФ основана на следующих принципах:
1) единства бюджетной системы РФ;
2)
разграничения доходов и
3) самостоятельности бюджетов;
4)
равенства бюджетных прав
5) полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
6) сбалансированности бюджета;
7) эффективности и экономности использования бюджетных средств;
8)
общего (совокупного) покрытия
9) гласности;
10) достоверности бюджета;
11)
адресности и целевого
Принцип единства бюджетной системы предполагает наличие единой правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, использование единых бюджетных классификаций, статистической и бюджетной информации, согласованные принципы построения бюджетного процесса. Он предполагает единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также санкций за нарушение бюджетного законодательства.
Принцип
разграничения доходов и
Принцип самостоятельности бюджетов означает право законодательных (представительных) органов государственной власти на каждом уровне бюджетной системы:
• самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
• иметь собственные источники доходов бюджетов;
• иметь законодательно закрепленные регулирующие доходы и налоги;
• самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств;
• определять источники финансирования дефицитов бюджетов;
• получить компенсацию расходов, возникших в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления.
Принцип самостоятельности предполагает также недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов. Нельзя также осуществлять компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходах, возникших в ходе исполнения законов о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
Недопустимо также устанавливать расходные обязательства, подлежащие исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы РФ, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.
Принцип
равенства бюджетных прав субъектов
РФ, муниципальных образований
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов предполагает обязательность и полноту отражения всех доходов и расходов, а также расходов государственных внебюджетных фондов в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством.
В
соответствии с этим принципом все
государственные и
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальным финансам и бюджету"