Сбалансированность бюджетов территориального уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:54, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование реализации принципа сбалансированности в условиях хронической дефицитности на территориальном уровне. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть характеристику доходной и расходной части бюджетов территорий;
- выявить экономическую сущность дефицита бюджетов территориального уровня и причины его возникновения;
- изучить методы обеспечения сбалансированности бюджетов территорий;
- оценить сбалансированность и финансовую устойчивость бюджета Республики Татарстан;
- проанализировать сбалансированность местного бюджета и источники финансирования его дефицита (на примере бюджета г. Казани)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...…3
1. Теоретические основы сбалансированности бюджетов территориального уровня в РФ………………………………………………………………….…6
1.1. Характеристика доходной и расходной части бюджетов территорий……………………………………………………………………...6
1.2. Экономическая сущность дефицита бюджетов территориального уровня в РФ и причины его возникновения…………………………………13
1.3. Методы обеспечения сбалансированности бюджетов территорий…………………………………………………………………….18
2. Анализ сбалансированности бюджетов территориального уровня методов ее достижения (на примере бюджета Республики Татарстан и бюджета г. Казани)……………………………………………………………27
2.1. Оценка сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Республики Татарстан……………………………………………..27
2.2. Анализ сбалансированности местного бюджета и источников финансирования его дефицита (на примере бюджета г. Казани)………….44
3. Направления достижения сбалансированности бюджетов территориального уровня в РФ………………………………………………52
3.1. Совершенствование доходной и расходной части бюджетов территорий…………………………………………………………………….52
3.2. Оптимизация источников финансирования дефицита бюджетов территориального уровня…………………………………………………….68
Выводы и предложения………………………………………………………78
Список использованной литературы………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Сбалансированность бюджетов территориального уровня_диплом.doc

— 693.00 Кб (Скачать)

Показатель

2008

2009

2010 (оценка)

Расходы бюджета, млн. рублей

119372 ,9

123728,1

159804,3

Общий объем доходов бюджета, млн. руб.

113809,3

117134,2

150878,6

Финансовая помощь (субвенции), млн. руб.

3558,7

7328,7

16762,8

Собственные доходы бюджета, млн. руб.

110250,6

109805,5

134115,8

Условия отнесения

119 372 ,9 > 110 250,6

123 728,1 >

109 805,5

159 804,3 >

134 115,8

Тип финансовой устойчивости

кризисное

кризисное

кризисное


 

Согласно данным табл. 7 на протяжении всего рассматриваемого периода  тип финансовой устойчивости оценивается как кризисный. Объем собственных доходов, даже по действующей редакции Бюджетного кодекса РФ, не покрывает текущие бюджетные расходы, что делает бюджет неустойчивым, а это сказывается как на уровне бюджетной обеспеченности региона, так и на его инвестиционной привлекательности. Вследствие чего существует объективная необходимость по проведению мер по обеспечению сбалансированности рассматриваемого бюджета.

Таким образом, анализ доходной и расходной  частей бюджета Республики Татарстан выявил их несоответствие, что вызвало растущий бюджетный дефицит, на финансирование которого привлекались в основном бюджетные кредиты. Тип финансовый устойчивости региона относится к кризисному, вследствие превышения расходов над собственными доходами бюджета Республики Татарстан.

 

 

2.2. Анализ сбалансированности местного  бюджета и источников финансирования  его дефицита (на примере бюджета  г. Казани)

Казань, являясь столицей Республики Татарстан, является не только политическим, но и одним из крупнейших экономических центров Татарстана. Согласно рейтингу Forbes в 2009 году, Казань занимает второе место в списке городов РФ по привлекательности для бизнеса.

Казань имеет сильную экономическую базу для преодоления последствий кризиса:

- отсутствие градообразующих предприятий;

- высокая инвестиционная  привлекательность;

- диверсифицированная экономика. 

В таблице представлены данные по доходной части бюджета г. Казань в 2008-2010 годах.

Таблица 6

Доходы бюджета г. Казань в 2008-2010 гг., млн. рублей [5, 6, 7]

  Показатель

2008

2009

2010

1

2

3

4

Налоговые и неналоговые  доходы

9432,1

8524,25

9150,8

Налоги на прибыль, доходы

4080,76

3955,7

4316,7

Налог на доходы физических лиц

4080,76

3955,7

4316,7

Налоги на совокупный доход

1171,7

1061,8

1159,9

налог, взимаемый в  связи с упрощенной системой налогообложения

401,2

334,8

400,6

единый налог на вмененный  доход для отдельных видов деятельности

770,2

726,8

759,1

единый сельскохозяйственный налог

0,3

0,2

0,2

Налоги на имущество

1645,3

1892,1

1736,6

налог на имущество физических лиц

118,2

202,2

171,4

налог на игорный бизнес

2,7

-1,5

11,3

земельный налог

1524,4

1691,4

1553,9

Государственная пошлина

139,7

170,6

421,25

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

854,7

652,5

741,1

Платежи при пользовании  природными ресурсами

72,7

62,1

60,5

Доходы от оказания платных  услуг и компенсации затрат государства

304,8

162,5

78,8

Продолжение табл. 6

1

2

3

4

Доходы от продажи  материальных и нематериальных активов

957,1

480,2

576,2

Административные платежи  и сборы

1,4

1,3

0

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

149,3

101,1

106,9

Безвозмездные поступления

7644,4

5338,6

7656,3

дотации

68,8

53,8

6,8

Субсидии

5521

3158,1

5058

Субвенции

1838,1

2033,7

2131,8

Иные межбюджетные трансферты

216,5

93

459,7

Всего доходов

17076,5

13862,9

16807,1


 

Динамика доходов бюджета г. Казань отличается нестабильностью: в 2009 году доходы снизились на 18,8% относительно уровня 2008 года, однако по итогам 2010 года в бюджет города было мобилизовано 121,2% от уровня 2009 года (в реальном выражении  рост составил 2944,2 млн. рублей). Однако наибольший интерес в данном исследовании представляет состав доходов бюджета г. Казани, который представлен на рис. 5.

Рис. 5. Структура доходов  бюджета г. Казань в 2008-2010 гг.. % [5, 6, 7]

 

Структура доходов бюджета г. Казань в рассматриваемый период неоднородна. В 2008 г. наибольший удельный вес занимали безвозмездные поступления, которые составили 44,8% от общего объема доходов бюджета, а налоговые доходы заняли лишь второе место и составили 41,2% от общего объема доходов бюджета г. Казани. В 2009 году соотношение налоговых доходов и безвозмездных поступлений уже в пользу налоговых доходов, которые составили 51% от общего объема доходов бюджета, а безвозмездные поступления – 38,6% от общего объема доходов бюджета. В 2010 году удельный вес налоговых доходов и безвозмездных поступлений практически одинаков – 45,4% и 45,6% соответственно. Неналоговые доходы в рассматриваемый период занимают наименьшую долю в структуре доходов бюджета, причем с тенденцией к снижению: если в 2008 г. неналоговые доходы составили 14% от общего объема доходов бюджета г. Казань, то в 2010 г. – лишь 9%.

Ключевыми статьями собственных доходов  является налог на доходы физических лиц и земельный налог. Как уже упоминалось, доходы бюджета диверсифицированы и не опираются на одно или несколько градообразующих предприятий. На 10 крупнейших налогоплательщиков приходится порядка 39% земельного налога и 12% налога на доходы физических лиц (табл. 7).

Таблица 7

Крупнейшие  налогоплательщики в 2009 году [42]

Налогоплательщик

Доля в земельном  налоге, %

Доля в налоге на доходы физических лиц, %

ОАО «Казаньоргсинтез»

9,4

1,9

ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова»

9,0

2,4

ОАО «Генерирующая компания»

3,8

0,8

ОАО «КВЗ»

3,4

1,5

МУП «Водоканал»

2,5

0,5

ОАО «Татспиртпром»

2,2

0,2

ОАО «КМПО»

2,0

1,0

ОАО «РЖД»

0,3

1,6

ОАО «ТАИФ»

0,1

1,0

ОАО «СКП Татнефть-Ак Барс»

0,01

1,1

Итого

38,8

12,1


 

Данные в таблице приведены  за 2009 год, однако показатели  2010 года сопоставимы с данными 2009 года.

Таким образом, в сумме налоговые  и неналоговые доходы составляют в среднем порядка 57%, остальное приходится на безвозмездные поступления. Следует отметить, что г. Казань является экономически развитым муниципалитетом, в большинстве других муниципальных образований ситуация с налоговыми и неналоговыми доходами еще плачевнее, они составляют порядка 30% от общего объема бюджетных доходов. Данный факт свидетельствует о крайней степени недостаточности собственных доходных источников на муниципальном уровне.

Рассмотрим расходы бюджета  г. Казань, которые представлены в табл. 8.

Таблица 8

Динамика расходов бюджета муниципального образования

 г. Казань в 2008-2010 гг., млн. рублей [5, 6, 7]

Показатель

2008

2009

2010

Общегосударственные вопросы

1822,5

1800,5

1908,6

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

409,6

410

382,7

Национальная экономика

1359

4222,3

11691,2

Жилищно-коммунальное хозяйство

4266,5

4437,9

2899,7

Образование

6644,1

5699,5

6429,7

Культура, кинематография и СМИ

327,9

203,6

216,5

Здравоохранение, физическая культура и спорт

2856,2

625,2

645,1

Социальная политика

509,7

476,2

627

Межбюджетные трансферты

165,3

920,4

863,6

Всего расходов

18360,8

18795,6

25664,2


 

Расходы бюджета г. Казань ежегодно увеличиваются: если в 2008 г. общий объем  расходов составил 18360,8 млн. рублей, то в 2009 г. произошел рост на 2,4% (в реальном выражении рост составил 434,8 млн. рублей). Однако в 2010 году рост расходов составил уже 36,5% (в реальном выражении – 6868,6 млн. рублей) к уровню 2009 года. Однако более информативно рассмотреть структуру расходов бюджета г. Казань, чтобы оценить какие цели являются первоочередными в бюджетной политике органов местного самоуправления г. Казань (см. рис. 6).

Рис. 6. Структура расходов бюджета г. Казань

в 2008-2010 гг., % [5, 6, 7]

Структура расходов бюджета г. Казань претерпела изменения: если в 2008 г. наибольший удельный вес занимали расходы на образование и жилищно-коммунальное хозяйство – 36,2% и 23,2% соответственно. Однако в 2009 г. резко возросли расходы на национальную экономику и составили 22,5% от общего объема расходов бюджета г. Казань. В 2010 г. расходы на национальную экономику заняли доминирующую роль и составили 45,6% от общего объема расходов. В этой связи существенно сократились расходы на жилищно-коммунальное хозяйство и социальную сферу. В частности расходы на здравоохранение сократились с 15,6% в 2008 г. до 2,5% в 2010 году, а расходы на образование – с 36,2% в 2008 г. до 25,1%  - в 2010 году. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство также сократились: с 23,2% в 2008 году до 11,3% в 2010 гг. Таким образом, удельная доля социальной составляющей бюджета г. Казань уменьшается, а растет удельная доля расходов на национальную экономику.

Рост расходов на национальную экономику обусловлен, в первую очередь, затратами на строительство дорожной инфраструктуры в рамках подготовки к XXVII Всемирной летней Универсиаде в 2013 году. На подготовку к Универсиаде 2013 года в 2011 году из республиканского бюджета будет выделено 5 млрд. рублей. В финансировании подготовки Универсиады 2013 года будут участвовать и частные инвесторы, в том числе ОАО «РЖД» выделит 4-6 млрд. рублей на создание скоростной железнодорожной магистрали от железнодорожного вокзала Казани до международного аэропорта «Казань», ОАО «Таттелеком» (TTLK) - 500 млн. рублей на строительство инфраструктуры связи, ОАО «Мегафон» – свыше 2 млрд. рублей на создание инфраструктуры сотовой связи.

Необходимо отметить, что  доля капитальных расходов в бюджете  в 2009 году составила 37%, а в 2010 – 38%. Данный факт свидетельствует о восстановлении экономики муниципалитета, так как в разгар кризиса инвестиционные проекты были приостановлены.

Однако рассмотрение отдельно расходной части и доходной части не дает полной картины исполнения бюджета В табл. 9 приведено соотношение доходной и расходной и расходной частей бюджета муниципального образования г. Казань в 2008-2010 гг.

Таблица 9

Характеристика  бюджета муниципального образования  г. Казань

в 2008-2010 гг. [42]

 

2008

2009

2010

Всего доходов, млн. рублей

17076,5

13862,9

16807,1

Всего расходов, млн. рублей

18360,8

18795,6

25664,2

Дефицит(-)/Профицит(+)

-1284,3

-4932,7

-8857,1

Информация о работе Сбалансированность бюджетов территориального уровня