Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:54, дипломная работа
Целью работы является исследование реализации принципа сбалансированности в условиях хронической дефицитности на территориальном уровне. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть характеристику доходной и расходной части бюджетов территорий;
- выявить экономическую сущность дефицита бюджетов территориального уровня и причины его возникновения;
- изучить методы обеспечения сбалансированности бюджетов территорий;
- оценить сбалансированность и финансовую устойчивость бюджета Республики Татарстан;
- проанализировать сбалансированность местного бюджета и источники финансирования его дефицита (на примере бюджета г. Казани)
Введение……………………………………………………………………...…3
1. Теоретические основы сбалансированности бюджетов территориального уровня в РФ………………………………………………………………….…6
1.1. Характеристика доходной и расходной части бюджетов территорий……………………………………………………………………...6
1.2. Экономическая сущность дефицита бюджетов территориального уровня в РФ и причины его возникновения…………………………………13
1.3. Методы обеспечения сбалансированности бюджетов территорий…………………………………………………………………….18
2. Анализ сбалансированности бюджетов территориального уровня методов ее достижения (на примере бюджета Республики Татарстан и бюджета г. Казани)……………………………………………………………27
2.1. Оценка сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Республики Татарстан……………………………………………..27
2.2. Анализ сбалансированности местного бюджета и источников финансирования его дефицита (на примере бюджета г. Казани)………….44
3. Направления достижения сбалансированности бюджетов территориального уровня в РФ………………………………………………52
3.1. Совершенствование доходной и расходной части бюджетов территорий…………………………………………………………………….52
3.2. Оптимизация источников финансирования дефицита бюджетов территориального уровня…………………………………………………….68
Выводы и предложения………………………………………………………78
Список использованной литературы………………………………………...85
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 (оценка) |
Расходы бюджета, млн. рублей |
119372 ,9 |
123728,1 |
159804,3 |
Общий объем доходов бюджета, млн. руб. |
113809,3 |
117134,2 |
150878,6 |
Финансовая помощь (субвенции), млн. руб. |
3558,7 |
7328,7 |
16762,8 |
Собственные доходы бюджета, млн. руб. |
110250,6 |
109805,5 |
134115,8 |
Условия отнесения |
119 372 ,9 > 110 250,6 |
123 728,1 > 109 805,5 |
159 804,3 > 134 115,8 |
Тип финансовой устойчивости |
кризисное |
кризисное |
кризисное |
Согласно данным табл. 7 на протяжении всего рассматриваемого периода тип финансовой устойчивости оценивается как кризисный. Объем собственных доходов, даже по действующей редакции Бюджетного кодекса РФ, не покрывает текущие бюджетные расходы, что делает бюджет неустойчивым, а это сказывается как на уровне бюджетной обеспеченности региона, так и на его инвестиционной привлекательности. Вследствие чего существует объективная необходимость по проведению мер по обеспечению сбалансированности рассматриваемого бюджета.
Таким образом, анализ доходной и расходной частей бюджета Республики Татарстан выявил их несоответствие, что вызвало растущий бюджетный дефицит, на финансирование которого привлекались в основном бюджетные кредиты. Тип финансовый устойчивости региона относится к кризисному, вследствие превышения расходов над собственными доходами бюджета Республики Татарстан.
2.2. Анализ сбалансированности
Казань, являясь столицей Республики Татарстан, является не только политическим, но и одним из крупнейших экономических центров Татарстана. Согласно рейтингу Forbes в 2009 году, Казань занимает второе место в списке городов РФ по привлекательности для бизнеса.
Казань имеет сильную экономическую базу для преодоления последствий кризиса:
- отсутствие градообразующих предприятий;
- высокая инвестиционная привлекательность;
- диверсифицированная экономика.
В таблице представлены данные по доходной части бюджета г. Казань в 2008-2010 годах.
Таблица 6
Доходы бюджета г. Казань в 2008-2010 гг., млн. рублей [5, 6, 7]
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Налоговые и неналоговые доходы |
9432,1 |
8524,25 |
9150,8 |
Налоги на прибыль, доходы |
4080,76 |
3955,7 |
4316,7 |
Налог на доходы физических лиц |
4080,76 |
3955,7 |
4316,7 |
Налоги на совокупный доход |
1171,7 |
1061,8 |
1159,9 |
налог, взимаемый в связи с упрощенной системой налогообложения |
401,2 |
334,8 |
400,6 |
единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
770,2 |
726,8 |
759,1 |
единый сельскохозяйственный налог |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
Налоги на имущество |
1645,3 |
1892,1 |
1736,6 |
налог на имущество физических лиц |
118,2 |
202,2 |
171,4 |
налог на игорный бизнес |
2,7 |
-1,5 |
11,3 |
земельный налог |
1524,4 |
1691,4 |
1553,9 |
Государственная пошлина |
139,7 |
170,6 |
421,25 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
854,7 |
652,5 |
741,1 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
72,7 |
62,1 |
60,5 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
304,8 |
162,5 |
78,8 |
Продолжение табл. 6 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
957,1 |
480,2 |
576,2 |
Административные платежи и сборы |
1,4 |
1,3 |
0 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
149,3 |
101,1 |
106,9 |
Безвозмездные поступления |
7644,4 |
5338,6 |
7656,3 |
дотации |
68,8 |
53,8 |
6,8 |
Субсидии |
5521 |
3158,1 |
5058 |
Субвенции |
1838,1 |
2033,7 |
2131,8 |
Иные межбюджетные трансферты |
216,5 |
93 |
459,7 |
Всего доходов |
17076,5 |
13862,9 |
16807,1 |
Динамика доходов бюджета г. Казань отличается нестабильностью: в 2009 году доходы снизились на 18,8% относительно уровня 2008 года, однако по итогам 2010 года в бюджет города было мобилизовано 121,2% от уровня 2009 года (в реальном выражении рост составил 2944,2 млн. рублей). Однако наибольший интерес в данном исследовании представляет состав доходов бюджета г. Казани, который представлен на рис. 5.
Рис. 5. Структура доходов бюджета г. Казань в 2008-2010 гг.. % [5, 6, 7]
Структура доходов бюджета г. Казань в рассматриваемый период неоднородна. В 2008 г. наибольший удельный вес занимали безвозмездные поступления, которые составили 44,8% от общего объема доходов бюджета, а налоговые доходы заняли лишь второе место и составили 41,2% от общего объема доходов бюджета г. Казани. В 2009 году соотношение налоговых доходов и безвозмездных поступлений уже в пользу налоговых доходов, которые составили 51% от общего объема доходов бюджета, а безвозмездные поступления – 38,6% от общего объема доходов бюджета. В 2010 году удельный вес налоговых доходов и безвозмездных поступлений практически одинаков – 45,4% и 45,6% соответственно. Неналоговые доходы в рассматриваемый период занимают наименьшую долю в структуре доходов бюджета, причем с тенденцией к снижению: если в 2008 г. неналоговые доходы составили 14% от общего объема доходов бюджета г. Казань, то в 2010 г. – лишь 9%.
Ключевыми статьями собственных доходов является налог на доходы физических лиц и земельный налог. Как уже упоминалось, доходы бюджета диверсифицированы и не опираются на одно или несколько градообразующих предприятий. На 10 крупнейших налогоплательщиков приходится порядка 39% земельного налога и 12% налога на доходы физических лиц (табл. 7).
Таблица 7
Крупнейшие налогоплательщики в 2009 году [42]
Налогоплательщик |
Доля в земельном налоге, % |
Доля в налоге на доходы физических лиц, % |
ОАО «Казаньоргсинтез» |
9,4 |
1,9 |
ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» |
9,0 |
2,4 |
ОАО «Генерирующая компания» |
3,8 |
0,8 |
ОАО «КВЗ» |
3,4 |
1,5 |
МУП «Водоканал» |
2,5 |
0,5 |
ОАО «Татспиртпром» |
2,2 |
0,2 |
ОАО «КМПО» |
2,0 |
1,0 |
ОАО «РЖД» |
0,3 |
1,6 |
ОАО «ТАИФ» |
0,1 |
1,0 |
ОАО «СКП Татнефть-Ак Барс» |
0,01 |
1,1 |
Итого |
38,8 |
12,1 |
Данные в таблице приведены за 2009 год, однако показатели 2010 года сопоставимы с данными 2009 года.
Таким образом, в сумме налоговые и неналоговые доходы составляют в среднем порядка 57%, остальное приходится на безвозмездные поступления. Следует отметить, что г. Казань является экономически развитым муниципалитетом, в большинстве других муниципальных образований ситуация с налоговыми и неналоговыми доходами еще плачевнее, они составляют порядка 30% от общего объема бюджетных доходов. Данный факт свидетельствует о крайней степени недостаточности собственных доходных источников на муниципальном уровне.
Рассмотрим расходы бюджета г. Казань, которые представлены в табл. 8.
Таблица 8
Динамика расходов бюджета муниципального образования
г. Казань в 2008-2010 гг., млн. рублей [5, 6, 7]
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
Общегосударственные вопросы |
1822,5 |
1800,5 |
1908,6 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
409,6 |
410 |
382,7 |
Национальная экономика |
1359 |
4222,3 |
11691,2 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
4266,5 |
4437,9 |
2899,7 |
Образование |
6644,1 |
5699,5 |
6429,7 |
Культура, кинематография и СМИ |
327,9 |
203,6 |
216,5 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
2856,2 |
625,2 |
645,1 |
Социальная политика |
509,7 |
476,2 |
627 |
Межбюджетные трансферты |
165,3 |
920,4 |
863,6 |
Всего расходов |
18360,8 |
18795,6 |
25664,2 |
Расходы бюджета г. Казань ежегодно увеличиваются: если в 2008 г. общий объем расходов составил 18360,8 млн. рублей, то в 2009 г. произошел рост на 2,4% (в реальном выражении рост составил 434,8 млн. рублей). Однако в 2010 году рост расходов составил уже 36,5% (в реальном выражении – 6868,6 млн. рублей) к уровню 2009 года. Однако более информативно рассмотреть структуру расходов бюджета г. Казань, чтобы оценить какие цели являются первоочередными в бюджетной политике органов местного самоуправления г. Казань (см. рис. 6).
Рис. 6. Структура расходов бюджета г. Казань
в 2008-2010 гг., % [5, 6, 7]
Структура расходов бюджета г. Казань претерпела изменения: если в 2008 г. наибольший удельный вес занимали расходы на образование и жилищно-коммунальное хозяйство – 36,2% и 23,2% соответственно. Однако в 2009 г. резко возросли расходы на национальную экономику и составили 22,5% от общего объема расходов бюджета г. Казань. В 2010 г. расходы на национальную экономику заняли доминирующую роль и составили 45,6% от общего объема расходов. В этой связи существенно сократились расходы на жилищно-коммунальное хозяйство и социальную сферу. В частности расходы на здравоохранение сократились с 15,6% в 2008 г. до 2,5% в 2010 году, а расходы на образование – с 36,2% в 2008 г. до 25,1% - в 2010 году. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство также сократились: с 23,2% в 2008 году до 11,3% в 2010 гг. Таким образом, удельная доля социальной составляющей бюджета г. Казань уменьшается, а растет удельная доля расходов на национальную экономику.
Рост расходов на национальную экономику обусловлен, в первую очередь, затратами на строительство дорожной инфраструктуры в рамках подготовки к XXVII Всемирной летней Универсиаде в 2013 году. На подготовку к Универсиаде 2013 года в 2011 году из республиканского бюджета будет выделено 5 млрд. рублей. В финансировании подготовки Универсиады 2013 года будут участвовать и частные инвесторы, в том числе ОАО «РЖД» выделит 4-6 млрд. рублей на создание скоростной железнодорожной магистрали от железнодорожного вокзала Казани до международного аэропорта «Казань», ОАО «Таттелеком» (TTLK) - 500 млн. рублей на строительство инфраструктуры связи, ОАО «Мегафон» – свыше 2 млрд. рублей на создание инфраструктуры сотовой связи.
Необходимо отметить, что
доля капитальных расходов в бюджете
в 2009 году составила 37%, а в 2010 – 38%. Данный
факт свидетельствует о
Однако рассмотрение отдельно расходной части и доходной части не дает полной картины исполнения бюджета В табл. 9 приведено соотношение доходной и расходной и расходной частей бюджета муниципального образования г. Казань в 2008-2010 гг.
Таблица 9
Характеристика бюджета муниципального образования г. Казань
в 2008-2010 гг. [42]
2008 |
2009 |
2010 | |
Всего доходов, млн. рублей |
17076,5 |
13862,9 |
16807,1 |
Всего расходов, млн. рублей |
18360,8 |
18795,6 |
25664,2 |
Дефицит(-)/Профицит(+) |
-1284,3 |
-4932,7 |
-8857,1 |
Информация о работе Сбалансированность бюджетов территориального уровня