Сбалансированность бюджетов территориального уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:54, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование реализации принципа сбалансированности в условиях хронической дефицитности на территориальном уровне. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть характеристику доходной и расходной части бюджетов территорий;
- выявить экономическую сущность дефицита бюджетов территориального уровня и причины его возникновения;
- изучить методы обеспечения сбалансированности бюджетов территорий;
- оценить сбалансированность и финансовую устойчивость бюджета Республики Татарстан;
- проанализировать сбалансированность местного бюджета и источники финансирования его дефицита (на примере бюджета г. Казани)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...…3
1. Теоретические основы сбалансированности бюджетов территориального уровня в РФ………………………………………………………………….…6
1.1. Характеристика доходной и расходной части бюджетов территорий……………………………………………………………………...6
1.2. Экономическая сущность дефицита бюджетов территориального уровня в РФ и причины его возникновения…………………………………13
1.3. Методы обеспечения сбалансированности бюджетов территорий…………………………………………………………………….18
2. Анализ сбалансированности бюджетов территориального уровня методов ее достижения (на примере бюджета Республики Татарстан и бюджета г. Казани)……………………………………………………………27
2.1. Оценка сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Республики Татарстан……………………………………………..27
2.2. Анализ сбалансированности местного бюджета и источников финансирования его дефицита (на примере бюджета г. Казани)………….44
3. Направления достижения сбалансированности бюджетов территориального уровня в РФ………………………………………………52
3.1. Совершенствование доходной и расходной части бюджетов территорий…………………………………………………………………….52
3.2. Оптимизация источников финансирования дефицита бюджетов территориального уровня…………………………………………………….68
Выводы и предложения………………………………………………………78
Список использованной литературы………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Сбалансированность бюджетов территориального уровня_диплом.doc

— 693.00 Кб (Скачать)

В действующей редакции Бюджетного кодекса все безвозмездные поступления, за исключением субвенций, относятся  к собственным доходам бюджета. Таким образом, в настоящее время не учитывается за счет каких источников происходит увеличение объемов бюджетных поступлений – за счет налоговых поступлений или же за счет дотаций и субсидий. Отнесение последних двух источников к собственным доходам бюджета подвергается вполне обоснованной критике, так как данная редакция Бюджетного кодекса не является стимулирующей регионы к поиску дополнительных доходных источников.

Таким образом, на фоне снижения налоговых  доходов увеличились объемы безвозмездных  поступлений, в том числе и  дотаций, которые используются для покрытия текущего дефицита бюджета.

Рассмотрим последнюю группу доходов  бюджета – неналоговые доходы. Данный источник бюджетных поступлений  занимает наименьший удельный вес в  доходах республиканского бюджета. Структура неналоговых доходов бюджета Республики Татарстан представлена в табл. 5.

Таблица 5

Структура неналоговых  доходов бюджета Республики Татарстан  в 2008-2010 гг. [3, 4, 41]

Показатель

2008

2009

2010 (оценка)

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

1908,2

23,8

1385,8

43,6

1992,6

49,3

Доходы от оказания платных услуг  и компенсации затрат государства

390,4

4,9

485

15,2

255,7

6,3

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

357,6

4,5

125,8

4

178,3

4,4

Прочие неналоговые доходы

5346,9

66,8

1184,2

37,2

1617,3

40

Неналоговые доходы, всего

8003,1

100

3180,8

100

4043,9

100


 

В табл. 5 отражены основные группы неналоговых  доходов, наиболее обширной из которой являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, удельный вес рассматриваемой группы значительно возрос в 2009 г. и 2010 г. – 43,6% и 49,3% соответственно. Однако динамика отличается неоднородностью – в 2009 году объемы поступлений снизились на 27,4% (в реальном выражении – на 522,4 млн. рублей), а в 2010 году объем поступлений вырос на 43,8% (в реальном выражении – 606,8 млн. рублей).

  Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства в структуре неналоговых доходов занимают от 4,9% в 2008 году до 15,2% в 2009 году, в 2010 удельный вес  рассматриваемой группы неналоговых доходов составил 6,3% от общего объема неналоговых доходов. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства занимают порядка 4%-4,5% от общего объема неналоговых доходов. Если удельный вес отличается относительной стабильностью, то объемы реальных поступлений неоднородны: в 2009 году было мобилизовано 35,2% от уровня 2008 года (сокращение на 231,8 млн. рублей), в 2010 году объем поступлений составил 141,7% от уровня 2009 года (рост на 52,5 млн. рублей). Прочие неналоговые доходы занимают значительный удельный вес, однако составляющие их группы многочисленны и каждая в отдельности занимает незначительный удельный вес.

Таким образом, поступления по всем группам неналоговых доходов  отличаются нестабильностью, что свидетельствует  об отсутствие единой сбалансированной политики в области управления неналоговыми доходами. В кризисный период многие экономисты, как теоретики, так и практики, отмечали, что именно в неналоговых доходах скрыт резерв дополнительных бюджетных поступлений. Однако в Республике Татарстан, несмотря на принятые меры по оптимизации неналоговых доходов бюджета (в частности, были проведены мероприятия по взысканию задолженности по неналоговым доходам, проводился регулярный мониторинг использования имущества), значимый результат достигнут не был.

Однако помимо обеспечения наиболее полного поступления доходов  из всех источников поступлений, республиканские  власти должны обеспечить разумное расходование бюджетных средств. Динамика расходов бюджета Республики Татарстан представлена на рис. 3.

Рис. 3. Динамика расходов бюджета Республики Татарстан в 2008-2010 гг., млн. руб. [3, 4, 41]

 

Расходы бюджета Республики Татарстан ежегодно увеличиваются: если в 2008 году они составили 119372,9 млн. рублей, то в 2009 году уже на 3,6% больше (в реальном выражении – рост на 4355,2 млн. рублей), в 2010 году увеличение расходов республиканского бюджета составило 29,2% (в реальном выражении – рост на 36076,2 млн. рублей). Рост расходов был вызван в основном проведением комплекса антикризисных мероприятий. Помимо этого в 2010 году была возобновлена реализация ряда инвестиционных проектов, финансирование которых было приостановлено в 2009 году.

Рассмотрим структуру расходов республиканского бюджета, которая  отражена в табл. 6.

Таблица 6

Структура расходов бюджета  Республики Татарстан 

в 2008-2010 годах [3, 4, 41]

Показатель

2008

2009

2010

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

Общегосударственные вопросы

3,3

2,8

3,6

2,9

4,1

2,6

Национальная оборона

0,002

0,002

0,002

0,002

0,002

0,001

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

4,4

3,7

4

3,2

4,5

2,8

Национальная экономика

44,2

37,0

37,9

30,6

53

33,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

4,8

4,0

2,4

1,9

4,1

2,6

Охрана окружающей среды

0,4

0,3

0,3

0,2

0,3

0,3

Образование

6,1

5,1

6,2

5,0

8,3

5,2

Культура, кинематография и СМИ

2,9

2,4

2,7

2,2

5,2

3,3

Здравоохранение, физическая культура и спорт

8,4

7,0

17,8

14,4

16,6

10,4

Социальная политика

10,2

8,5

14,2

11,5

26,4

16,5

Межбюджетные трансферты

34,7

29,1

34,6

28,0

37,3

23,3

Расходы, всего

119,4

100,0

123,7

100,0

159,8

100,0


 

Проанализировав табл. 6, отметим, что  в структуре расходов республиканского бюджета преобладающую роль занимают расходы на национальную экономику. В 2008 году указанная группа расходов занимала 37% от общего объема расходов бюджета Республики Татарстан, в 2009 году наблюдается снижение удельного веса до 30,6% (за счет увеличения объемов социальных расходов), однако в 2010 году удельный вес расходов на национальную экономику возрос до 33,1%. Динамика расходов на национальную экономику также отличается неоднородностью: в 2009 году расходы снизились на 6,3 млрд. рублей (14,2%), в 2010 году наблюдается рост на  15,1 млрд. рублей (39,8%). Следует отметить, что в Республике Татарстан большое внимание уделяется развитию сельского хозяйства, расходы на которое занимают значительную долю в расходах на национальную экономику.

Второе место в структуре  расходов бюджета Республики Татарстан занимают межбюджетные трансферты, которые занимают в структуре расходов бюджета от 23,3% до 29,1% от общего объема расходов. Следует отметить, что в реальном выражении объемы межбюджетных трансфертов в 2009 году снизились на 0,1 млрд. рублей, а в 2010 году возросли на 2,7 млрд. рублей – если на республиканском уровне наблюдается улучшение ситуации с поступлениями доходов, то на местном уровне сохраняется значительный объем бюджетного дефицита.

Далее в структуре расходов республиканского бюджета можно выделить социальную составляющую расходов бюджета: расходы на здравоохранение, образование, социальную политику и культуру. Их суммарный удельный вес имеет стабильную положительную динамику: от 23% в 2008 году до 35,4% в 2010 году, что свидетельствует об увеличении социальной направленности расходов бюджета Республики Татарстан. Удельный вес оставшихся групп расходов невелик в общем объеме расходов.

Увеличение расходов бюджета Республики Татарстан потребовало привлечения  заемных средств, для покрытия как первоочередных бюджетных расходов, так и ряда капитальных расходов бюджета.

Следует отметить, что Татарстан  является одним из крупнейших заемщиков  среди субъектов Российской Федерации  – по величине государственного долга  Татарстан занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга. Также в Татарстане самая большая задолженность по муниципальным кредитам в федеральный бюджет – 18,8 млрд. рублей по состоянию на 1 января 2011 года [].

Рассмотрим основные источники  покрытия дефицита бюджета Республики Татарстан. Основными источниками покрытия дефицита республиканского бюджета являются займы кредитных организаций и бюджетные кредиты (рис. 4).

Рис. 4. Динамика основных источников покрытия бюджетного дефицита Республики Татарстан в 2008-2010 гг., млн. руб. [3, 4, 41]

 

Данные рис. 4 отражают стабильную положительную динамику привлечения  бюджетных кредитов: если в 2008 году из федерального бюджета было получено 2398,5 млн. рублей в виде бюджетных кредитов, то в 2009 году уже было привлечено на 12714,8 млн. рублей большей, а в 2010 году было получено восемь кредитов на общую сумму 20501,3 млн. рублей, что больше показателя 2009 года на 35,7% (в реальном выражении – 5388 млн. рублей). В течение рассматриваемого периода объем привлеченных бюджетных кредитов увеличился в 8,5 раз.

Что касается банковских кредитов, то заимствования у кредитных организаций  осуществлялись лишь в 2008 г. и 2009 г. на сумму 900 млн. рублей и 2398,5 млн. рублей соответственно (фактически в 2009 г. у банков было заимствовано 2830,0 млн. рублей, но 431,5 млн. рублей было потрачено на погашение предыдущих заимствований). В 2010 г. Республика Татарстан не привлекала банковские кредиты для покрытия бюджетного дефицита. Данный факт является положительным моментом, так как бюджетные кредиты более выгодны с точки зрения обслуживания, так как процентная ставка по ним гораздо ниже, чем по банковским, а срок займа составляет три года.

 Остальные источники покрытия  дефицита бюджета занимают незначительную  долю по сравнению с рассмотренными.

Таким образом, увеличивающийся бюджетный  дефицит требует все большего объема источников покрытия дефицита бюджета. Основным источником покрытия дефицита бюджета Республики Татарстан  являются бюджетные кредиты, которые  являются причиной увеличения государственного долга Республики Татарстан и соответственно к увеличению объемов средств, необходимых для его обслуживания, что ложится дополнительной нагрузкой на бюджет.

Таким образом, на основании рассмотренных  показателей бюджета Республики Татарстан, мы можем проанализировать финансовую устойчивость бюджета Республики Татарстан. Проблема анализа и оценки устойчивости бюджета была разработана еще в 1990-х гг. группой ученых-экономистов под руководством Поляка Г.Б.

На сегодняшний день она продолжает оставаться одной из наиболее популярных методик по оценке финансовой устойчивости бюджета. В понятие «финансовой помощи» в новой редакции Бюджетного кодекса входят только субвенции, а дотации и субсидии отнесены к собственным доходам регионального бюджета. Рассмотрим актуальную трактовку определения собственных доходов бюджета. Представим результаты анализа типа финансовой устойчивости бюджета Республики Татарстан в табл. 7.

Таблица 7

Тип финансовой устойчивости Республики Татарстан

 в 2008-2010 гг.

Информация о работе Сбалансированность бюджетов территориального уровня