Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:54, дипломная работа
Целью работы является исследование реализации принципа сбалансированности в условиях хронической дефицитности на территориальном уровне. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть характеристику доходной и расходной части бюджетов территорий;
- выявить экономическую сущность дефицита бюджетов территориального уровня и причины его возникновения;
- изучить методы обеспечения сбалансированности бюджетов территорий;
- оценить сбалансированность и финансовую устойчивость бюджета Республики Татарстан;
- проанализировать сбалансированность местного бюджета и источники финансирования его дефицита (на примере бюджета г. Казани)
Введение……………………………………………………………………...…3
1. Теоретические основы сбалансированности бюджетов территориального уровня в РФ………………………………………………………………….…6
1.1. Характеристика доходной и расходной части бюджетов территорий……………………………………………………………………...6
1.2. Экономическая сущность дефицита бюджетов территориального уровня в РФ и причины его возникновения…………………………………13
1.3. Методы обеспечения сбалансированности бюджетов территорий…………………………………………………………………….18
2. Анализ сбалансированности бюджетов территориального уровня методов ее достижения (на примере бюджета Республики Татарстан и бюджета г. Казани)……………………………………………………………27
2.1. Оценка сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Республики Татарстан……………………………………………..27
2.2. Анализ сбалансированности местного бюджета и источников финансирования его дефицита (на примере бюджета г. Казани)………….44
3. Направления достижения сбалансированности бюджетов территориального уровня в РФ………………………………………………52
3.1. Совершенствование доходной и расходной части бюджетов территорий…………………………………………………………………….52
3.2. Оптимизация источников финансирования дефицита бюджетов территориального уровня…………………………………………………….68
Выводы и предложения………………………………………………………78
Список использованной литературы………………………………………...85
Регулярно проводимый мониторинг исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации показывает, что и по темпам роста собственных доходов, по действующим и принимаемым расходным обязательствам, получаемой из федерального бюджета финансовой помощи и другим показателям регионы делятся на несколько групп.
Невозможно четко разделить
субъекты по признаку
Анализ формирования и использования бюджета помогает понять, на какой стадии развития находится регион в плане формирования и реализации бюджетной политики.
Устойчивость бюджета имеет
огромное значение в практике бюджетной
работы: в современных условиях необходимо
правильно оценивать финансово-
Анализ устойчивого бюджета нужен инвесторам, чтобы реально оценивать риск вложений капитала в те или другие территории образования. Устойчивость бюджета должна также учитываться и в процессе вынесения решения о несостоятельности субъекта власти дальше руководить экономикой и социальной сферой того или иного территориального образования и принятия мер ответственности к руководителям такого региона или муниципального образования.
Как уже упоминалось, суть сбалансированности бюджета состоит в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. На рис. 1 представлена динамика расходов, доходов и бюджетного дефицита бюджета Республики Татарстан в 2008-2010 гг.
Рис. 1. Динамика доходов, расходов и бюджетного дефицита бюджета Республики Татарстан в 2008-2010 гг., млрд. рублей [41]
Данные рис. 1 наглядно показывают, что в рассматриваемый период дефицит бюджета Республики Татарстан имеет стабильную положительную динамику: если в 2008 году дефицит составил 4,6 млрд. рублей, то в 2009 году уже на 2 млрд. рублей больше (43,5%), а в 2010 году уже на 2,3 млрд. рублей больше (34,8%).
Хотя и доходы бюджета Республики Татарстан, и расходы имеют стабильную положительную динамику, однако рост расходов опережает рост доходов бюджета Республики Татарстан как в абсолютном выражении, так и темпами роста: если в 2009 году доходы увеличились на 2,3 млрд. рублей (2%), то расходы увеличились на 4,3 млрд. рублей (3,6%), а в 2010 году рост доходов составил 33,8 млрд. рублей (28,9%), а расходов – 36,1 млрд. рублей (29,2%) к уровню 2009 года.
Так как сбалансированность бюджета представляет собой обеспеченность расходов бюджета доходами, то целесообразно проанализировать как доходы, так и расходы бюджета Республики Татарстан в динамке трех лет: с 2008 г. по 2010 г. На рис. 2 представлен состав доходов бюджета Республики Татарстан в 2008-2010 гг.
Рис. 2. Состав доходов бюджета Республики Татарстан
в 2008-2010 гг., млн. рублей [3, 4, 41]
В составе доходов бюджета
Все возрастающую роль в доходах бюджета Республики Татарстан играют безвозмездные поступления, имеющие в рассматриваемый период стабильную положительную динамику. Рост безвозмездных поступлений в 2009 году составил 97% (в реальном выражении – 24240,6 млн. рублей) к уровню 2008 года, а в 2010 году рост составил 31,8% (в реальном выражении – 15651,2 млн. рублей).
Наименьшие объемы поступлений у неналоговых доходов, которые, как и налоговые доходы, имеют нестабильную динамику, причем наименьший объем поступлений также приходится на 2009 год. Снижение неналоговых поступлений в 2009 году составило 60,3% (в реальном выражении – 4822,3 млн. рублей), в 2010 отмечается рост на 27,1% (в реальном выражении - на 863,1 млн. рублей).
Изменения соотношений объемов поступлений всех групп доходов бюджета Республики Татарстан нашло свое отражение и в изменении структуры республиканского бюджета, которая отражена в табл. 2.
Таблица 2
Структура доходов бюджета Республики Татарстан
в 2008-2010 гг., % [3, 4, 41]
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. (оценка) |
Налоговые доходы |
71 |
55,2 |
54,3 |
Неналоговые доходы |
7 |
2,7 |
2,7 |
Безвозмездные поступления |
22 |
42,1 |
43 |
Всего доходов |
100 |
100 |
100 |
Структура доходов, приведенная в табл. 2, отражает рост удельного веса безвозмездных поступлений на фоне снижения доли налоговых доходов. В рассматриваемый период удельный вес налоговых доходов снизился с 71% в 2008 г. до 54,3% от общего объема доходов в 2010 году. Удельный вес безвозмездных поступлений возрос с 22% в 2008 г. до 43% в 2010 году, т. е. стал занимать чуть меньше половины от общего объема поступлений в республиканский бюджет. Что касается неналоговых доходов, то в 2008 году их удельный вес наибольший – 7%, в 2009 и 2010 гг. их доля одинакова – 2,7%. Таким образом, структура бюджета Республики Татарстан претерпела негативные изменения, увеличилась зависимость от перечислений из федерального бюджета, что делает республиканский бюджет менее устойчивым и финансово независимым.
Рассмотрим подробнее каждую из групп доходных источником, начнем с налоговых доходов, как имеющих наибольший удельный вес и значимость в доходах бюджета Республики Татарстан. На рис. 3 представлена динамика основных групп налоговых доходов бюджета Республики Татарстан в 2008-2010 гг.
Рис. 2. Динамика налоговых доходов бюджета Республики Татарстан в 2008-2010 гг., млн. руб. [3, 4, 41]
На рис. 2 представлена динамика основных
групп налоговых доходов
В 2009 году наблюдается снижение доходов по налогам на совокупный доход – на 17,5%, в 2010 году рост на 14,2%.
Остальные группы налоговых доходов (за исключением налога на добычу полезных ископаемых) имеют положительную динамику, но, вследствие того, что их удельный вес в общей структуре налоговых доходов незначителен, особого влияния на уровень налоговых доходов они не имеют.
В частности, объем поступлений по налогам на работы (товары, услуги), реализуемые на территории РФ вырос в 2009 году на 17,4% (в реальном выражении – на 1048,4 млн. рублей) относительно 2008 года, а в 2010 году – на 46,5% (3281 млн. рублей) относительно 2009 года.
Динамика налогов на имущество также положительна: рост в 2009 году составил 13,1% (1157 млн. рублей), а в 2010 году – 10,2% (1020,6 млн. рублей). Государственная пошлина выросла с 11,6 млн. рублей в 2008 году до 46,8 млн. рублей в 2010 году, что было вызвано ростом государственных пошлин. В частности, в 2010 увеличилась государственная пошлина за регистрацию транспортных средств, выдачу государственных регистрационных знаков на транспортные средства, выдачу талона о прохождении технического осмотра транспортного средства и выдачу водительского удостоверения от 1,5 до 3 раз.
Особого внимания заслуживает
налог на добычу полезных
Рассмотрев динамику групп налоговых доходов, представим их структуру в табл. 3.
Таблица 3
Структура налоговых доходов бюджета Республики Татарстан
в 2008-2010 гг., % [3, 4, 41]
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 (оценка) |
Налоги на прибыль, доходы |
73,2 |
66,7 |
72,0 |
Налоги на работы (товары, услуги), реализуемые на территории РФ |
7,4 |
10,9 |
12,6 |
Налоги на совокупный доход |
2,0 |
2,0 |
1,8 |
Налоги на имущество |
10,9 |
15,4 |
13,4 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
6,4 |
4,9 |
0,05 |
Государственная пошлина |
0,01 |
0,04 |
0,1 |
В структуре налоговых доходов превалирующую роль занимают налоги на прибыль, доходы, которые занимают от 66,7% в 2009 году, которые экономисты называют «дном» кризиса, до 73,2% в наиболее благополучный 2008 год. Показатель 2010 года составил 72% от общего объема налоговых доходов.
Второе место в структуре налоговых доходов занимают налоги на имущество, которые имеют также неоднородный удельный вес без стабильной динамики: если в 2009 году удельный вес налогов на имущество увеличился до 15,4% от общего объема налоговых доходов вследствие уменьшения поступлений налогов на прибыль, доходы, то в связи с ростом указанной группы налоговых доходов в 2010 году, удельный вес налогов на имущество снизился до 13,4% от общего объема налоговых доходов.
Стабильно растет удельный вес налогов на работы (товары, услуги), реализуемые на территории РФ: с 7,4% в 2008 году до 12,6% в 2010 году. Остальные группы занимают незначительный удельный вес в структуре налоговых доходов.
Таким образом, рассмотрев динамику и структуру налоговых доходов, нами была выявлена зависимость налоговых доходов бюджета Республики Татарстан от экономической ситуации в стране, так как основу регионального бюджета составляют два налога (причем оба федеральные) – налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Финансовая устойчивость бюджета Республики Татарстан может ухудшиться не только вследствие неблагоприятной экономической ситуации, но и также при уменьшении доли отчислений от указанных федеральных налогов. Региональные налоги в структуре доходов бюджета Республики Татарстан играют незначительную роль, что свидетельствует об отсутствии у региона достаточных собственных источников налоговых поступлений.
В структуре доходов бюджета Республики Татарстан второе место занимают безвозмездные поступления, структура которых отражена в табл. 4.
Таблица 4
Структура безвозмездных поступлений бюджета Республики Татарстан в 2008-2010 годах [3, 4, 41]
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 (оценка) | |||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% | |
Субвенции |
3558,7 |
14,2 |
7328,7 |
14,9 |
16762,8 |
25,8 |
Субсидии |
17085,8 |
63,4 |
33698,3 |
68,5 |
39664 |
61,1 |
Дотации |
114,8 |
0,5 |
2357,2 |
4,8 |
5125 |
7,9 |
Прочие безвозмездные поступления |
4229 |
16,9 |
5844,7 |
11,8 |
3328,3 |
5,2 |
Безвозмездные поступления, всего |
24988,3 |
100 |
49228,9 |
100 |
64880,1 |
100 |
Как уже упоминалось, объемы безвозмездных поступлений ежегодно увеличиваются, за три года объем межбюджетных трансфертов возрос в 2,5 раза: с 24988,3 млн. рублей в 2008 году до 64880,1 млн. рублей в 2010 году.
Рост отмечается как у субсидий и субвенций, так и у дотаций. Объем субвенций при стабильной положительной динамике вырос за период с 2008 г. по 2010 г. на 13204,1 млн. рублей, практически в 5 раз. Субсидии в течение рассматриваемого периода также имеют положительную динамику, их объем увеличился за период 2008-2010 гг. на 22578,2 млн. рублей, более чем в 2 раза. Что касается дотаций, то их объемы также ежегодно увеличивались: если в 2008 году объем дотаций составлял 114,8 млн. рублей (0,5% от общего объема безвозмездных поступлений), то в 2010 году объем дотаций составил 5125 млн. рублей (7,9% от общего объема безвозмездных поступлений). Дотации выросли в течение рассматриваемого периода в 44,5 раза, что является настораживающим фактом. Татарстан, традиционно являющийся бездотационным регионом, в кризисный период существенно ухудшил свои позиции и стал входить в число регионов – получателей дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Информация о работе Сбалансированность бюджетов территориального уровня