Сбалансированность бюджетов территориального уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:54, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование реализации принципа сбалансированности в условиях хронической дефицитности на территориальном уровне. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть характеристику доходной и расходной части бюджетов территорий;
- выявить экономическую сущность дефицита бюджетов территориального уровня и причины его возникновения;
- изучить методы обеспечения сбалансированности бюджетов территорий;
- оценить сбалансированность и финансовую устойчивость бюджета Республики Татарстан;
- проанализировать сбалансированность местного бюджета и источники финансирования его дефицита (на примере бюджета г. Казани)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...…3
1. Теоретические основы сбалансированности бюджетов территориального уровня в РФ………………………………………………………………….…6
1.1. Характеристика доходной и расходной части бюджетов территорий……………………………………………………………………...6
1.2. Экономическая сущность дефицита бюджетов территориального уровня в РФ и причины его возникновения…………………………………13
1.3. Методы обеспечения сбалансированности бюджетов территорий…………………………………………………………………….18
2. Анализ сбалансированности бюджетов территориального уровня методов ее достижения (на примере бюджета Республики Татарстан и бюджета г. Казани)……………………………………………………………27
2.1. Оценка сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Республики Татарстан……………………………………………..27
2.2. Анализ сбалансированности местного бюджета и источников финансирования его дефицита (на примере бюджета г. Казани)………….44
3. Направления достижения сбалансированности бюджетов территориального уровня в РФ………………………………………………52
3.1. Совершенствование доходной и расходной части бюджетов территорий…………………………………………………………………….52
3.2. Оптимизация источников финансирования дефицита бюджетов территориального уровня…………………………………………………….68
Выводы и предложения………………………………………………………78
Список использованной литературы………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Сбалансированность бюджетов территориального уровня_диплом.doc

— 693.00 Кб (Скачать)

Регулярно проводимый мониторинг исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации показывает, что и по темпам роста собственных доходов, по действующим и принимаемым расходным обязательствам, получаемой из федерального бюджета финансовой помощи и другим показателям регионы делятся на несколько групп.

 Невозможно четко разделить  субъекты по признаку финансовой  устойчивости региональной финансово-бюджетной системы. Но можно попытаться составить качественную характеристику потенциальной устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации.

Анализ формирования и использования  бюджета помогает понять, на какой  стадии развития находится регион в  плане формирования и реализации бюджетной политики.

Устойчивость бюджета имеет  огромное значение в практике бюджетной  работы: в современных условиях необходимо правильно оценивать финансово-экономическое (в т.ч. бюджетное) положение конкретных территориальных образований и на этой основе строить обоснованную бюджетную политику.

Анализ устойчивого  бюджета нужен инвесторам, чтобы  реально оценивать риск вложений капитала в те или другие территории образования. Устойчивость бюджета  должна также учитываться и в  процессе вынесения решения о несостоятельности субъекта власти дальше руководить экономикой и социальной сферой того или иного территориального образования и принятия мер ответственности к руководителям такого региона или муниципального образования.

Как уже упоминалось, суть сбалансированности бюджета состоит в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. На рис. 1 представлена динамика расходов, доходов и бюджетного дефицита бюджета Республики Татарстан в 2008-2010 гг.

Рис. 1. Динамика доходов, расходов и бюджетного дефицита бюджета Республики Татарстан  в 2008-2010 гг., млрд. рублей [41]

Данные рис. 1 наглядно показывают, что в рассматриваемый период дефицит бюджета Республики Татарстан имеет стабильную положительную динамику: если в 2008 году дефицит составил 4,6 млрд. рублей, то в 2009 году уже на 2 млрд. рублей больше (43,5%), а в 2010 году уже на 2,3 млрд. рублей больше (34,8%).

Хотя и доходы бюджета Республики Татарстан, и  расходы имеют стабильную положительную  динамику, однако рост расходов опережает рост доходов бюджета Республики Татарстан как в абсолютном выражении, так и темпами роста: если в 2009 году доходы увеличились на 2,3 млрд. рублей (2%), то расходы увеличились на 4,3 млрд. рублей (3,6%), а в 2010 году рост доходов составил 33,8 млрд. рублей (28,9%), а расходов – 36,1 млрд. рублей (29,2%) к уровню 2009 года.

Так как сбалансированность бюджета представляет собой обеспеченность расходов бюджета доходами, то целесообразно  проанализировать как доходы, так  и расходы бюджета Республики Татарстан в динамке трех лет: с 2008 г. по 2010 г. На рис. 2 представлен состав доходов бюджета Республики Татарстан в 2008-2010 гг.

Рис. 2. Состав доходов  бюджета Республики Татарстан 

в 2008-2010 гг., млн. рублей [3, 4, 41]

 

В составе доходов бюджета Республики Татарстан ведущую роль играют налоговые  поступления, динамика которых в  рассматриваемый период нестабильна: если в 2009 году наблюдается спад поступлений  по данной группе на 19,9% (а в абсолютном выражении – на 16093,4 млн. рублей), то в 2010 году налоговые доходы выросли на 26,6% (а в абсолютном выражении – на 17230,1 млн. рублей). Следует отметить, что уровень налоговых доходов в 2010 году превысил аналогичный показатель 2008 года на 1,4%, что свидетельствует о выходе Республики из кризиса.

Все возрастающую роль в доходах  бюджета Республики Татарстан играют безвозмездные поступления, имеющие  в рассматриваемый период стабильную положительную динамику. Рост безвозмездных поступлений в 2009 году составил 97% (в реальном выражении – 24240,6 млн. рублей) к уровню 2008 года, а в 2010 году рост составил 31,8% (в реальном выражении – 15651,2 млн. рублей).

Наименьшие объемы поступлений  у неналоговых доходов, которые, как и налоговые доходы, имеют  нестабильную динамику, причем наименьший объем поступлений также приходится на 2009 год. Снижение неналоговых поступлений в 2009 году составило 60,3% (в реальном выражении – 4822,3 млн. рублей), в 2010 отмечается рост на 27,1% (в реальном выражении - на 863,1 млн. рублей).

Изменения соотношений объемов поступлений всех групп доходов бюджета Республики Татарстан нашло свое отражение и в изменении структуры республиканского бюджета, которая отражена в табл. 2.

Таблица 2

Структура доходов бюджета  Республики Татарстан

 в 2008-2010 гг., % [3, 4, 41]

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г. (оценка)

Налоговые доходы

71

55,2

54,3

Неналоговые доходы

7

2,7

2,7

Безвозмездные поступления

22

42,1

43

Всего доходов

100

100

100


 

Структура доходов, приведенная в  табл. 2, отражает рост удельного веса безвозмездных поступлений на фоне снижения доли налоговых доходов. В рассматриваемый период удельный вес налоговых доходов снизился с 71% в 2008 г. до 54,3% от общего объема доходов в 2010 году. Удельный вес безвозмездных поступлений возрос с 22% в 2008 г. до 43% в 2010 году, т. е. стал занимать чуть меньше половины от общего объема поступлений в республиканский бюджет. Что касается неналоговых доходов, то в 2008 году их удельный вес наибольший – 7%, в 2009 и 2010 гг. их доля одинакова – 2,7%. Таким образом, структура бюджета Республики Татарстан претерпела негативные изменения, увеличилась зависимость от перечислений из федерального бюджета, что делает республиканский бюджет менее устойчивым и финансово независимым.

Рассмотрим подробнее каждую из групп доходных источником, начнем с налоговых доходов, как имеющих наибольший удельный вес и значимость в доходах бюджета Республики Татарстан. На рис. 3 представлена динамика основных групп налоговых доходов бюджета Республики Татарстан в 2008-2010 гг.

Рис. 2. Динамика налоговых доходов бюджета Республики Татарстан в 2008-2010 гг., млн. руб. [3, 4, 41]

 

На рис. 2 представлена динамика основных групп налоговых доходов бюджета  Республики Татарстан, из которой видно, что кризис повлиял на собираемость не всех групп налоговых доходов. Особенно заметно влияние кризисных явлений в экономике на поступлениях налогов на прибыль, доходы, имеющих нестабильную динамику: в 2009 году собираемость упала на 27% (в реальном выражении – на 16018,3 млн. рублей), однако по мере выхода из кризиса растут и объемы поступлений по рассматриваемой группе налоговых доходов – в 2010 году объем поступлений вырос на  36,7% (в реальном выражении – на 15848,7 млн. рублей) относительно 2009 года, однако не достиг уровня 2008 года.

В 2009 году наблюдается снижение доходов по налогам на совокупный доход – на 17,5%, в 2010 году рост на 14,2%.

Остальные группы налоговых доходов (за исключением налога на добычу полезных ископаемых) имеют положительную  динамику, но, вследствие того, что их удельный вес в общей структуре налоговых доходов незначителен, особого влияния на уровень налоговых доходов они не имеют.

В частности, объем поступлений  по налогам на работы (товары, услуги), реализуемые на территории РФ вырос  в 2009 году на 17,4% (в реальном выражении  – на 1048,4 млн. рублей) относительно 2008 года, а в 2010 году – на 46,5% (3281 млн. рублей) относительно 2009 года.

Динамика налогов на имущество  также положительна: рост в 2009 году составил 13,1% (1157 млн. рублей), а в 2010 году – 10,2% (1020,6 млн. рублей). Государственная пошлина выросла с 11,6 млн. рублей в 2008 году до 46,8 млн. рублей в 2010 году, что было вызвано ростом государственных пошлин. В частности, в 2010  увеличилась государственная пошлина за регистрацию транспортных средств, выдачу государственных регистрационных знаков на транспортные средства, выдачу талона о прохождении технического осмотра транспортного средства и выдачу водительского удостоверения от 1,5 до 3 раз.

 Особого внимания заслуживает  налог на добычу полезных ископаемых, так как наблюдается его резкое сокращение с 5136,8 млн. рублей в 2008 году до 37,8 млн. рублей в 2010 году, т. е. поступления сократились в 136 раз. Данный факт объясняется централизацией указанного налога в федеральный бюджет.

Рассмотрев динамику групп налоговых доходов, представим их структуру в табл. 3.

Таблица 3

Структура налоговых  доходов бюджета Республики Татарстан 

в 2008-2010 гг., % [3, 4, 41]

Показатель

2008

2009

2010 (оценка)

Налоги на прибыль, доходы

73,2

66,7

72,0

Налоги на работы (товары, услуги), реализуемые на территории РФ

7,4

10,9

12,6

Налоги на совокупный доход

2,0

2,0

1,8

Налоги на имущество

10,9

15,4

13,4

Налог на добычу полезных ископаемых

6,4

4,9

0,05

Государственная пошлина

0,01

0,04

0,1


 

В структуре налоговых доходов  превалирующую роль занимают налоги на прибыль, доходы, которые занимают от 66,7% в 2009 году, которые экономисты называют «дном» кризиса, до 73,2% в наиболее благополучный 2008 год. Показатель 2010 года составил 72% от общего объема налоговых доходов.

Второе место в структуре налоговых доходов занимают налоги на имущество, которые имеют также неоднородный удельный вес без стабильной динамики: если в 2009 году удельный вес налогов на имущество увеличился до 15,4% от общего объема налоговых доходов вследствие уменьшения поступлений налогов на прибыль, доходы, то в связи с ростом указанной группы налоговых доходов в 2010 году, удельный вес налогов на имущество снизился до 13,4% от общего объема налоговых доходов.

Стабильно растет удельный вес налогов  на работы (товары, услуги), реализуемые на территории РФ: с 7,4% в 2008 году до 12,6% в 2010 году. Остальные группы занимают незначительный удельный вес в структуре налоговых доходов.

Таким образом, рассмотрев динамику и  структуру налоговых доходов, нами была выявлена зависимость налоговых доходов бюджета Республики Татарстан от экономической ситуации в стране, так как основу регионального бюджета составляют два налога (причем оба федеральные) – налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Финансовая устойчивость бюджета Республики Татарстан может ухудшиться не только вследствие неблагоприятной экономической ситуации, но и также при уменьшении доли отчислений от указанных федеральных налогов. Региональные налоги в структуре доходов бюджета Республики Татарстан играют незначительную роль, что свидетельствует об отсутствии у региона достаточных собственных источников налоговых поступлений.

В структуре доходов бюджета  Республики Татарстан второе место  занимают безвозмездные поступления, структура которых отражена в  табл. 4.

Таблица 4

Структура безвозмездных  поступлений бюджета Республики Татарстан в 2008-2010 годах [3, 4, 41]

Показатели

2008

2009

2010 (оценка)

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

Субвенции

3558,7

14,2

7328,7

14,9

16762,8

25,8

Субсидии

17085,8

63,4

33698,3

68,5

39664

61,1

Дотации

114,8

0,5

2357,2

4,8

5125

7,9

Прочие безвозмездные поступления

4229

16,9

5844,7

11,8

3328,3

5,2

Безвозмездные поступления, всего

24988,3

100

49228,9

100

64880,1

100


 

Как уже упоминалось, объемы безвозмездных  поступлений ежегодно увеличиваются, за три года объем межбюджетных трансфертов возрос в 2,5 раза: с 24988,3 млн. рублей в 2008 году до 64880,1 млн. рублей в 2010 году.

Рост отмечается как у субсидий и субвенций, так и у дотаций. Объем субвенций при стабильной положительной динамике вырос за период с 2008 г. по 2010 г. на 13204,1 млн. рублей, практически в 5 раз. Субсидии в течение рассматриваемого периода также имеют положительную динамику, их объем увеличился за период 2008-2010 гг. на 22578,2 млн. рублей, более чем в 2 раза. Что касается дотаций, то их объемы также ежегодно увеличивались: если в 2008 году объем дотаций составлял 114,8 млн. рублей (0,5% от общего объема безвозмездных поступлений), то в 2010 году объем дотаций составил 5125 млн. рублей (7,9% от общего объема безвозмездных поступлений). Дотации выросли в течение рассматриваемого периода в 44,5 раза, что является настораживающим фактом. Татарстан, традиционно являющийся бездотационным регионом, в кризисный период существенно ухудшил свои позиции и стал входить в число регионов – получателей дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Информация о работе Сбалансированность бюджетов территориального уровня