Сбалансированность бюджетов территориального уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:54, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование реализации принципа сбалансированности в условиях хронической дефицитности на территориальном уровне. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть характеристику доходной и расходной части бюджетов территорий;
- выявить экономическую сущность дефицита бюджетов территориального уровня и причины его возникновения;
- изучить методы обеспечения сбалансированности бюджетов территорий;
- оценить сбалансированность и финансовую устойчивость бюджета Республики Татарстан;
- проанализировать сбалансированность местного бюджета и источники финансирования его дефицита (на примере бюджета г. Казани)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...…3
1. Теоретические основы сбалансированности бюджетов территориального уровня в РФ………………………………………………………………….…6
1.1. Характеристика доходной и расходной части бюджетов территорий……………………………………………………………………...6
1.2. Экономическая сущность дефицита бюджетов территориального уровня в РФ и причины его возникновения…………………………………13
1.3. Методы обеспечения сбалансированности бюджетов территорий…………………………………………………………………….18
2. Анализ сбалансированности бюджетов территориального уровня методов ее достижения (на примере бюджета Республики Татарстан и бюджета г. Казани)……………………………………………………………27
2.1. Оценка сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Республики Татарстан……………………………………………..27
2.2. Анализ сбалансированности местного бюджета и источников финансирования его дефицита (на примере бюджета г. Казани)………….44
3. Направления достижения сбалансированности бюджетов территориального уровня в РФ………………………………………………52
3.1. Совершенствование доходной и расходной части бюджетов территорий…………………………………………………………………….52
3.2. Оптимизация источников финансирования дефицита бюджетов территориального уровня…………………………………………………….68
Выводы и предложения………………………………………………………78
Список использованной литературы………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Сбалансированность бюджетов территориального уровня_диплом.doc

— 693.00 Кб (Скачать)

Рассматривать дальнейшую дифференциацию нормативов отчислений, на взгляд автора, нецелесообразно, так как, во-первых, доходы от других видов налогов занимают меньший удельный вес, чем рассмотренные, во-вторых, нормативы отчислений ежегодно пересматриваются в рамках бюджетного и налогового законодательства.

Что касается неналоговых доходов, то к ним относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

- средства самообложения граждан;

- иные неналоговые доходы.

Безвозмездные поступления территориальных  бюджетов представлены дотациями, субсидиями и субвенциями из вышестоящих бюджетов.

Соотношение указанных видов доходов  в региональных и местных бюджетах различно. В сложившихся условиях большую часть доходов местных  бюджетных составляют межбюджетные трансферты, а налоговые доходы находятся  лишь на втором месте. Ситуация на региональном уровне немного лучше, налоговые доходы все же занимают лидирующую позицию.

Под расходами бюджета понимаются выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета [2].

Формирование расходов всех уровней  бюджетной системы базируется на единых методических основах, нормативах бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных  услуг.

Органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг. 

Согласно бюджетной классификации  все расходы делятся на 11 крупных групп, отражающих роль государства в различных отраслях общественной жизни:

- общегосударственные вопросы;

- национальная оборона;

- национальная безопасность и правоохранительная деятельность

- национальная экономика;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- охрана природной среды;

- образование;

- культура, кинематография, средства массовой информации;

- здравоохранение и спорт;

- социальная политика;

- межбюджетные трансферты.

Структура расходов отдельных видов  территориальных бюджетов не одинакова  и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам разного уровня.

Так, республиканским, краевым, областным  и городским органам власти подчинена  большая часть предприятий местной  промышленности, жилищно-бытового хозяйства, торговли, поэтому удельный вес ассигнований на хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значительный.

В ведении местных органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, на которые и приходится подавляющая часть расходов.

В целом же главное направление расходования бюджетных средств территориальных бюджетов – финансирование производственной и социальной инфраструктуры.

В настоящее время до конца не произошло формирование перечня  расходных обязательств каждого  уровня власти. Данные перечни ежегодно пересматриваются и все больше и больше расходных полномочий отдается на территориальный (особенно на региональный) уровень, без передачи соответствующих доходных источников.

Данное обстоятельство еще более  усугубляет несбалансированность территориальных  бюджетов, а вопрос справедливого распределения налоговых полномочий остается неразрешенным уже в течение длительного промежутка времени.

В целом же, как отмечают многие авторы, объем доходных источников бюджетов территориального уровня недостаточен, а перечень расходных обязательств слишком велик, что создает предпосылки для хронической несбалансированности бюджетов территориального уровня.

 

1.2. Экономическая сущность  дефицитов бюджетов территориального  уровня в РФ и причины его  возникновения

Состояние государственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. В управлении финансовой системой важную роль играет проблема бюджетного дефицита.

 Государственный бюджет построен на соотношение доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным будет такой бюджет, который предполагает равенство доходов и расходов. Сальдо такого бюджета равно нулю.

На практике добиться такого положения  очень сложно. В макроэкономическом смысле стремление к бюджету сальдо, которого равно нулю, является малоперспективным делом. Так как такой бюджет - это отражение функционирования самоограничивающей экономики: затраты определяются исключительно полученными доходами [28. C.326]. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Здесь и возникает понятие бюджетного дефицита - превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда, характерное сегодня для большинства стран.

Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику - политику бюджетного дефицита.

Являясь финансовой категорией, бюджетный  дефицит выступает производным  от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета [28. C.319].

С этих позиций  дадим его определение. Бюджетный  дефицит представляет собой систему  экономических отношений, связанных  с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами [40. C.84].

Отсутствие положительного бюджетного сальдо не следует связывать исключительно  с чрезвычайными обстоятельствами.

Дефицит может быть обусловлен государственным  регулированием экономики, и отражать намерения правительства осуществлять крупные государственные вложение в развитие отраслей хозяйства с  целью достижения прогрессивных  сдвигов в структуре общественного  производства.

Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной  деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы  и т.д.

Вряд ли можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Для разных стран и в разные периоды развития каждая из них могла быть основной, но чаще всего они воздействовали одновременно.

Но всякий рост государственных  расходов, не подкрепленный увеличением  доходов, нарушает бюджетное равновесие, создает отрицательное бюджетное сальдо, с одной стороны, но с другой - причиной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства.

Таким образом, нами были рассмотрены общие причины бюджетного дефицита.

Особенностью российской бюджетной системы является превышение расходов бюджетов территориального уровня над его доходами и превышение доходов  федерального бюджета над его расходами, т. е. бюджетная система российской федерации отличается концентрацией финансовых ресурсов на федеральном уровне при постоянном дефиците средств на территориальном уровне, особенно на уровне муниципалитетов.

Если рассматривать причины  дефицитов бюджетов территориального уровня, то на сегодняшний день, на взгляд автора, можно выявить три основные причины:

- недостаточность собственных  доходных источников;

- несоответствие расходных полномочий доходам бюджета;

- неэффективная система межбюджетных трансферт.

На сегодняшний день существует ряд негативных моментов в области формирования доходной части территориальных бюджетов.

 Во-первых, региональные  власти распоряжаются своей долей  в федеральных налогах недостаточно  ответственно.

Во-вторых, почти полное отсутствие налоговых полномочий у региональных властей, не позволяет выполнить одно из необходимых условий эффективности бюджетной системы - обеспечить взаимосвязь между уровнем налогообложения и количеством-качеством получаемых населением бюджетных услуг, а также приводит к использованию нелегальных мер воздействия на налогоплательщиков.

 В-третьих, достаточно большой размер средств региональных и местных бюджетов, образованный за счет отчислений от федеральных бюджетов.

Основной объем налоговых  доходов местных бюджетов дают налоги, полномочия по определению налоговых  ставок, баз, льгот и нормативов распределения по которым имеет вышестоящий уровень власти (федеральные разделяемые налоги).

Основная задача региональных и местных налогов - создание стабильных доходных источников бюджетов территориального уровня, в полном объеме поступающих в распоряжение соответствующих территорий [39. C.80].

 Однако доля региональных и местных налогов в формировании доходов соответствующих бюджетов неоправданно мала.

Сложившаяся тенденция централизации  налоговых доходов не соответствует реальным потребностям подъема российской экономики и ее регионального звена.

 Она противоречит принципам  бюджетного федерализма и, прежде  всего, балансу интересов Федерации  и ее субъектов в сфере финансово-бюджетных взаимодействий.

В последнее время увеличивается  число законопроектов, предусматривающих расширение полномочий органов как региональных властей, так и местного самоуправления.

При этом данные полномочия порой  решают не вопросы обеспечения жизнедеятельности населения, а напрямую связаны с реализацией государственных полномочий.

И большинство таких законопроектов не только не учитывает специфику  тех задач, которыми должны заниматься территориальные власти, но и не предусматривает внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ. Это значит, что авторы законопроектов пытаются расширить полномочия территориальных самоуправления, не расширяя источников финансирования.

Одновременно Бюджетный кодекс РФ определил принцип самостоятельности бюджетов, а также принцип их сбалансированности. Это означает, что предусмотренные в бюджете минимально необходимые расходы должны обеспечиваться доходами, а при допустимом законодательством дефиците следует иметь источник его покрытия.

Кризисные явления, которые мы наблюдаем  на протяжении последних трех лет, негативно  сказались на доходах и сбалансированности территориальных бюджетов.

Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2009 году составили 5,9 трлн. руб. при дефиците в 331 млрд. руб., что в шесть раз больше чем годом ранее [45].

Дефицит местных бюджетов - 53 млрд. руб. Увеличение дефицита местных бюджетов привело к росту долговой нагрузки. В этой ситуации становится понятно, что без дотаций из федерального бюджета проблему финансового обеспечения местных бюджетов субъекты Федерации решить не смогут.

Однако в 2010 году регионы получили в два раза (90 млрд. руб.) меньше дотаций на сбалансированность по сравнению с 2009 годом. Объем средств Фонда финансовой поддержки регионов составляет 396,9 млрд. руб. Рост по сравнению с 2009 годом незначительный - всего 6 % [45].

В настоящее время  существует множество нерешенных проблем, связанных с формированием налоговых доходов региональных бюджетов. Так, более устойчивые налоговые доходы закреплены за федеральным бюджетом (НДС, таможенные пошлины, акцизы).

За региональным бюджетом закреплены трудно образуемые и трудно собираемые налоги. Суммы же местных налогов очень малы и не могут обеспечить финансирование более 80% всех затрат страны на социальную политику.

Существующий механизм межбюджетных трансферт не является эффективном инструментом сокращения бюджетного дефицита.

Во-первых, существует ряд  разногласий по поводу расчета объемов  финансовой помощи, во-вторых, существующий механизм не стимулирует регионы  к поиску дополнительных финансовых источников.

Хронический дефицит территориальных бюджетов сказывается, в первую очередь, на населении соответствующей территории. Хотя Конституция РФ и гарантирует гражданам равный доступ к бюджетным услугам, фактически этот параметр определяется финансовыми возможностями региональных и местных властей.

Помимо этого недостаток средств даже на текущие бюджетные  расходы, не позволяет территориальным  властям реализовывать программы  капитальных вложений, что тормозит экономическое развитие территорий.

Также следует отметить и то, что хронический дефицит бюджетов территориального уровня является угрозой для экономической стабильности страны в целом. Кризис наглядно показал, что федеральный бюджет не в состоянии справиться с такой ситуацией, когда бездотационными регионами являются всего два, а всем остальным необходимо было оказывать финансовую помощь.

Информация о работе Сбалансированность бюджетов территориального уровня