Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:54, дипломная работа
Целью работы является исследование реализации принципа сбалансированности в условиях хронической дефицитности на территориальном уровне. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть характеристику доходной и расходной части бюджетов территорий;
- выявить экономическую сущность дефицита бюджетов территориального уровня и причины его возникновения;
- изучить методы обеспечения сбалансированности бюджетов территорий;
- оценить сбалансированность и финансовую устойчивость бюджета Республики Татарстан;
- проанализировать сбалансированность местного бюджета и источники финансирования его дефицита (на примере бюджета г. Казани)
Введение……………………………………………………………………...…3
1. Теоретические основы сбалансированности бюджетов территориального уровня в РФ………………………………………………………………….…6
1.1. Характеристика доходной и расходной части бюджетов территорий……………………………………………………………………...6
1.2. Экономическая сущность дефицита бюджетов территориального уровня в РФ и причины его возникновения…………………………………13
1.3. Методы обеспечения сбалансированности бюджетов территорий…………………………………………………………………….18
2. Анализ сбалансированности бюджетов территориального уровня методов ее достижения (на примере бюджета Республики Татарстан и бюджета г. Казани)……………………………………………………………27
2.1. Оценка сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Республики Татарстан……………………………………………..27
2.2. Анализ сбалансированности местного бюджета и источников финансирования его дефицита (на примере бюджета г. Казани)………….44
3. Направления достижения сбалансированности бюджетов территориального уровня в РФ………………………………………………52
3.1. Совершенствование доходной и расходной части бюджетов территорий…………………………………………………………………….52
3.2. Оптимизация источников финансирования дефицита бюджетов территориального уровня…………………………………………………….68
Выводы и предложения………………………………………………………78
Список использованной литературы………………………………………...85
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы
сбалансированности бюджетов
1.1. Характеристика доходной и
расходной части бюджетов
1.2. Экономическая
сущность дефицита бюджетов
1.3. Методы обеспечения
сбалансированности бюджетов
2. Анализ сбалансированности
2.1. Оценка сбалансированности и
финансовой устойчивости
2.2. Анализ сбалансированности местного бюджета и источников финансирования его дефицита (на примере бюджета г. Казани)………….44
3. Направления достижения
3.1. Совершенствование доходной
и расходной части бюджетов территорий……………………………………………………
3.2. Оптимизация
источников финансирования
Выводы и предложения…………………………
Список использованной литературы………………………………………...85
Введение
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантированы широкие социальные и гражданские права.
Однако в Российской Федерации решение задачи обеспечения граждан гарантированными государственными услугами связано со значительными различиями в экономическом положении регионов, дифференциацией уровня доходов населения и большой дифференциацией бюджетных возможностей региональных и местных органов власти.
В идеале объем налоговых (или доходных) полномочий экономических субъектов полностью соответствует расходным полномочиям, закрепленным за данным уровнем власти. Однако практически существует разрыв между расходными полномочиями и доходными возможностями по реализации данных полномочий. В результате формируется так называемый вертикальный дисбаланс, который необходимо покрывать за счет источников вышестоящего уровня власти. В то же время всегда имеет место неравномерное распределение доходной базы по различным территориям, соответственно может существенно различаться доходный потенциал. В результате во всех федерациях, как, впрочем, и в унитарных государствах, наличествует горизонтальный дисбаланс между доходными или налоговыми возможностями различных экономических субъектов.
Кризис 2008-2009 гг. еще более усугубил проблему несбалансированности территориальных бюджетов – расходы увеличились, а доходы сократились. В настоящее время, в посткризисный период, особую важность приобретают меры, направленные на осуществление структурных преобразований в системе межбюджетных отношений и повышение их эффективности в среднесрочной перспективе, повышение качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, что и обусловливает актуальность темы исследования.
Целью работы является исследование реализации принципа сбалансированности в условиях хронической дефицитности на территориальном уровне. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть характеристику доходной и расходной части бюджетов территорий;
- выявить экономическую сущность дефицита бюджетов территориального уровня и причины его возникновения;
- изучить методы
обеспечения
- оценить сбалансированность и финансовую устойчивость бюджета Республики Татарстан;
- проанализировать
- выявить направления
- рассмотреть оптимизацию
Объектом исследования служит территориальный бюджет, предметом – бюджет Республики Татарстан и бюджет г. Казань.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений.
В первой главе рассмотрены теоретически
Вторая глава посвящена
В третьей главе рассмотрены направления достижения сбалансированности бюджетов территориального уровня в Российской Федерации. Было рассмотрено совершенствование доходной и расходной части бюджетов территорий, а также оптимизация источников финансирования дефицита бюджетов территориального уровня.
В выводах и предложениях обобщены результаты исследования, а также даны конкретные рекомендации по направлениям достижения сбалансированности бюджетов территориального уровня.
При написании работы были использованы
труды отечественных ученых-
1. Теоретические основы сбалансированности территориальных бюджетов в РФ
1.1. Характеристика доходной и расходной части бюджетов территорий
Любой бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей – доходной и расходной.
Под доходами бюджета, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, понимаются поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета [2].
В экономической литературе приводится несколько иное определение доходов бюджета. В частности, Годин А.М. определяет доходы бюджета как экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств и поступающие в распоряжение органон власти разного уровня и местного самоуправления [16. С.108].
Согласно статье 41 Бюджетного кодекса РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
Налоги, безусловно, являются наиболее значимым источником доходов бюджетов всех уровней, в том числе и территориальных. По сути это - финансовые средства, которые налогоплательщики (граждане и предприятия) передают государству как плату за услуги, предоставляемые государством в виде общественного товара (услуги здравоохранения, образования, охраны общественного порядка и другие).
Конституция РФ определяет, что установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации [1].
Таким образом, полномочия в сфере
налогообложения имеют как
Полномочиями в области налогообложения также располагают и органы местного самоуправления, они вправе устанавливать местные налоги и сборы и принимать иные решения в области налогообложения, но также в пределах полномочий, установленных федеральным законом.
Действующее российское бюджетное и налоговое законодательство не предусматривает четкого деления налогов между уровнями бюджетной системы. В основу управления доходным потенциалом между бюджетами разного уровня лежит принцип «разделения» налоговых доходов, а не распределение налоговых полномочий [16. С.96].
Налоговое законодательство устанавливает три вида налогов – федеральные, региональные и местные.
В настоящее время к региональным налогам относится три вида:
- налог на имущество организаций;
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес.
Указанные виды налогов зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации по нормативу 100%.
Помимо этого в региональный бюджет поступают отчисления от ряда федеральных налогов:
- налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
- налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 80 процентов;
- налога на доходы физических лиц - по нормативу 70 процентов;
- налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента, - по нормативу 100 процентов;
- акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
- акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
- акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 100 процентов;
- акцизов на алкогольную продукцию - по нормативу 100 процентов;
- акцизов на пиво - по нормативу 100 процентов;
- налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов;
- налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60 процентов;
- налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов - по нормативу 100 процентов;
- регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;
- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 80 процентов;
- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 80 процентов;
- сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 процентов;
налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов;
- налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов;
- минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов;
- единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 процентов;
- государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов [2].
В бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих к зачислению в местные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации.
Несмотря на обширный перечень перераспределяемых налоговых доходов, фактические поступления от них невелики. Исключения составляют только налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций.
Что касается налоговых доходов местных бюджетов, то законодатель разделил местные бюджеты их на три уровня:
- на бюджеты поселений;
- на бюджеты муниципальных
- на бюджеты городских округов.
В каждый из этих бюджетов по нормативу 100% поступают земельный налог и налог на имущество физических лиц, а нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов различны.
В частности, налог на доходы физических лиц зачисляется в бюджеты поселений по нормативу 10%, в бюджеты муниципальных районов по нормативу 20%, а в бюджеты городских округов по нормативу 30%.
Единый сельскохозяйственный налог зачисляется в бюджеты поселений и муниципальных районов по нормативу 30%, а в бюджеты городских округов по нормативу 60%.
Информация о работе Сбалансированность бюджетов территориального уровня