Сбалансированность бюджетов территориального уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:54, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование реализации принципа сбалансированности в условиях хронической дефицитности на территориальном уровне. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть характеристику доходной и расходной части бюджетов территорий;
- выявить экономическую сущность дефицита бюджетов территориального уровня и причины его возникновения;
- изучить методы обеспечения сбалансированности бюджетов территорий;
- оценить сбалансированность и финансовую устойчивость бюджета Республики Татарстан;
- проанализировать сбалансированность местного бюджета и источники финансирования его дефицита (на примере бюджета г. Казани)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...…3
1. Теоретические основы сбалансированности бюджетов территориального уровня в РФ………………………………………………………………….…6
1.1. Характеристика доходной и расходной части бюджетов территорий……………………………………………………………………...6
1.2. Экономическая сущность дефицита бюджетов территориального уровня в РФ и причины его возникновения…………………………………13
1.3. Методы обеспечения сбалансированности бюджетов территорий…………………………………………………………………….18
2. Анализ сбалансированности бюджетов территориального уровня методов ее достижения (на примере бюджета Республики Татарстан и бюджета г. Казани)……………………………………………………………27
2.1. Оценка сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Республики Татарстан……………………………………………..27
2.2. Анализ сбалансированности местного бюджета и источников финансирования его дефицита (на примере бюджета г. Казани)………….44
3. Направления достижения сбалансированности бюджетов территориального уровня в РФ………………………………………………52
3.1. Совершенствование доходной и расходной части бюджетов территорий…………………………………………………………………….52
3.2. Оптимизация источников финансирования дефицита бюджетов территориального уровня…………………………………………………….68
Выводы и предложения………………………………………………………78
Список использованной литературы………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Сбалансированность бюджетов территориального уровня_диплом.doc

— 693.00 Кб (Скачать)


Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3

1. Теоретические основы  сбалансированности бюджетов территориального  уровня в РФ………………………………………………………………….…6

1.1. Характеристика доходной и  расходной части бюджетов территорий……………………………………………………………………...6

1.2. Экономическая  сущность дефицита бюджетов территориального  уровня в РФ и причины его  возникновения…………………………………13

1.3. Методы обеспечения  сбалансированности бюджетов территорий…………………………………………………………………….18

2. Анализ сбалансированности бюджетов  территориального уровня методов ее достижения (на примере бюджета Республики Татарстан и бюджета г. Казани)……………………………………………………………27

2.1. Оценка сбалансированности и  финансовой устойчивости бюджета  Республики Татарстан……………………………………………..27

2.2. Анализ сбалансированности местного бюджета и источников финансирования его дефицита (на примере бюджета г. Казани)………….44

3. Направления достижения сбалансированности  бюджетов территориального уровня  в РФ………………………………………………52

3.1. Совершенствование доходной  и расходной части бюджетов территорий…………………………………………………………………….52

3.2. Оптимизация  источников финансирования дефицита  бюджетов территориального уровня…………………………………………………….68

Выводы и предложения………………………………………………………78

Список использованной литературы………………………………………...85

 

 

 

 

Введение

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантированы широкие социальные и гражданские права.

Однако в Российской Федерации  решение задачи обеспечения граждан гарантированными государственными услугами связано со значительными различиями в экономическом положении регионов, дифференциацией уровня доходов населения и большой дифференциацией бюджетных возможностей региональных и местных органов власти.

В идеале объем налоговых (или доходных) полномочий экономических субъектов полностью соответствует расходным полномочиям, закрепленным за данным уровнем власти. Однако практически существует разрыв между расходными полномочиями и доходными возможностями по реализации данных полномочий. В результате формируется так называемый вертикальный дисбаланс, который необходимо покрывать за счет источников вышестоящего уровня власти. В то же время всегда имеет место неравномерное распределение доходной базы по различным территориям, соответственно может существенно различаться доходный потенциал. В результате во всех федерациях, как, впрочем, и в унитарных государствах, наличествует горизонтальный дисбаланс между доходными или налоговыми возможностями различных экономических субъектов.

Кризис 2008-2009 гг. еще более усугубил проблему несбалансированности территориальных бюджетов – расходы увеличились, а доходы сократились. В настоящее время, в посткризисный период, особую важность приобретают меры, направленные на осуществление структурных преобразований в системе межбюджетных отношений и повышение их эффективности в среднесрочной перспективе, повышение качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, что и обусловливает актуальность темы исследования.

Целью работы является исследование реализации принципа сбалансированности в условиях хронической дефицитности на территориальном уровне. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть характеристику доходной и расходной части бюджетов территорий;

- выявить экономическую сущность дефицита бюджетов территориального уровня и причины его возникновения;

- изучить методы  обеспечения сбалансированности  бюджетов территорий;

- оценить сбалансированность  и финансовую устойчивость бюджета Республики Татарстан;

- проанализировать сбалансированность  местного бюджета и источники  финансирования его дефицита (на  примере бюджета г. Казани)

- выявить направления совершенствования  доходной и расходной части  бюджетов территорий;

- рассмотреть оптимизацию источников  финансирования территориальных бюджетов.

Объектом исследования служит территориальный  бюджет, предметом – бюджет Республики Татарстан и бюджет г. Казань.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений.

В первой главе рассмотрены теоретические основы сбалансированности бюджетов территориального уровня в Российской Федерации: дана характеристика доходной и расходной части бюджетов территорий, рассмотрена экономическая сущность дефицита бюджетов территориального уровня, а также причины его возникновения. Также были рассмотрены методы обеспечения сбалансированности бюджетов территорий.

Вторая глава посвящена анализу  сбалансированности территориального бюджета и методам ее достижения (на примере бюджета Республики Татарстан и бюджета г. Казани). Была проведена оценка сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Республики Татарстан, а также сбалансированности местного бюджета и источников финансирования его дефицита (на примере бюджета г. Казань).

В третьей главе рассмотрены  направления достижения сбалансированности бюджетов территориального уровня в Российской Федерации. Было рассмотрено совершенствование доходной и расходной части бюджетов территорий, а также оптимизация источников финансирования дефицита бюджетов территориального уровня.

В выводах и предложениях обобщены результаты исследования, а также даны конкретные рекомендации по направлениям достижения сбалансированности бюджетов территориального уровня.

При написании работы были использованы труды отечественных ученых-экономистов, публикации в газетах и журналах экономической тематики, материалы из сети Интернет. Информационной базой исследования послужили данные Министерства финансов Республики Татарстан, Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, Счетной палаты Республики Татарстан, а также Федеральной службы государственной статистики.

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы  сбалансированности  территориальных  бюджетов в РФ

 

1.1. Характеристика доходной и расходной части бюджетов территорий

Любой бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей – доходной и расходной.

Под доходами бюджета, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, понимаются  поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета [2].

В экономической  литературе приводится несколько иное определение доходов бюджета. В  частности, Годин А.М. определяет доходы бюджета как экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств и поступающие в распоряжение органон власти разного уровня и местного самоуправления [16. С.108].

Согласно статье 41 Бюджетного кодекса РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Налоги, безусловно, являются наиболее значимым источником доходов бюджетов всех уровней, в  том числе и территориальных. По сути это - финансовые средства, которые  налогоплательщики (граждане и предприятия) передают государству как плату  за услуги, предоставляемые государством в виде общественного товара (услуги здравоохранения, образования, охраны общественного порядка и другие).

Конституция РФ определяет, что установление общих  принципов налогообложения и  сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации [1].

Таким образом, полномочия в сфере  налогообложения имеют как Российская Федерация, так и ее субъекты. Причем круг полномочий последних определяется федеральным законом.

Полномочиями в области налогообложения также располагают и органы местного самоуправления, они вправе устанавливать местные налоги и сборы и принимать иные решения в области налогообложения, но также в пределах полномочий, установленных федеральным законом.

Действующее российское бюджетное и налоговое законодательство не предусматривает четкого деления налогов между уровнями бюджетной системы. В основу управления доходным потенциалом между бюджетами разного уровня лежит принцип «разделения» налоговых доходов, а не распределение налоговых полномочий [16. С.96].

Налоговое законодательство устанавливает три вида налогов  – федеральные, региональные и местные.

В настоящее время  к региональным налогам относится  три вида:

- налог на  имущество организаций;

- транспортный налог;

- налог на игорный бизнес.

Указанные виды налогов зачисляются  в бюджет субъекта Российской Федерации  по нормативу 100%.

Помимо этого в региональный бюджет поступают отчисления от ряда федеральных налогов:

- налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

- налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 80 процентов; 

- налога на доходы физических лиц - по нормативу 70 процентов;

- налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента, - по нормативу 100 процентов;

- акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

- акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;

- акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 100 процентов;

- акцизов на алкогольную продукцию - по нормативу 100 процентов;

- акцизов на пиво - по нормативу 100 процентов;

- налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов;

- налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60 процентов; 

- налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов - по нормативу 100 процентов;

- регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;

- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 80 процентов;

- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 80 процентов;

- сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 процентов;

налога, взимаемого в связи с  применением упрощенной системы  налогообложения, - по нормативу 100 процентов;

- налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов;

- минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов;

- единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 процентов;

- государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов [2].

В бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих к зачислению в местные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Несмотря на обширный перечень перераспределяемых налоговых доходов, фактические поступления от них невелики. Исключения составляют только налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций.

Что касается налоговых доходов  местных бюджетов, то законодатель разделил местные бюджеты их на три уровня:

- на бюджеты поселений;

- на бюджеты муниципальных районов;

- на бюджеты городских округов.

В каждый из этих бюджетов по нормативу 100% поступают земельный налог  и налог на имущество физических лиц, а нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов различны.

В частности, налог на доходы физических лиц зачисляется в бюджеты  поселений по нормативу 10%, в бюджеты  муниципальных районов по нормативу 20%, а в бюджеты городских округов  по нормативу 30%.

Единый сельскохозяйственный налог зачисляется в бюджеты поселений и муниципальных районов по нормативу 30%, а в бюджеты городских округов по нормативу 60%.

Информация о работе Сбалансированность бюджетов территориального уровня