Сбалансированность бюджетов территориального уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:54, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование реализации принципа сбалансированности в условиях хронической дефицитности на территориальном уровне. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть характеристику доходной и расходной части бюджетов территорий;
- выявить экономическую сущность дефицита бюджетов территориального уровня и причины его возникновения;
- изучить методы обеспечения сбалансированности бюджетов территорий;
- оценить сбалансированность и финансовую устойчивость бюджета Республики Татарстан;
- проанализировать сбалансированность местного бюджета и источники финансирования его дефицита (на примере бюджета г. Казани)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...…3
1. Теоретические основы сбалансированности бюджетов территориального уровня в РФ………………………………………………………………….…6
1.1. Характеристика доходной и расходной части бюджетов территорий……………………………………………………………………...6
1.2. Экономическая сущность дефицита бюджетов территориального уровня в РФ и причины его возникновения…………………………………13
1.3. Методы обеспечения сбалансированности бюджетов территорий…………………………………………………………………….18
2. Анализ сбалансированности бюджетов территориального уровня методов ее достижения (на примере бюджета Республики Татарстан и бюджета г. Казани)……………………………………………………………27
2.1. Оценка сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Республики Татарстан……………………………………………..27
2.2. Анализ сбалансированности местного бюджета и источников финансирования его дефицита (на примере бюджета г. Казани)………….44
3. Направления достижения сбалансированности бюджетов территориального уровня в РФ………………………………………………52
3.1. Совершенствование доходной и расходной части бюджетов территорий…………………………………………………………………….52
3.2. Оптимизация источников финансирования дефицита бюджетов территориального уровня…………………………………………………….68
Выводы и предложения………………………………………………………78
Список использованной литературы………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Сбалансированность бюджетов территориального уровня_диплом.doc

— 693.00 Кб (Скачать)

В последние годы все  более популярным источником покрытия дефицита бюджетов территориального уровня становятся бюджетные кредиты. Необходимо отметить, что бюджетные кредиты использовались и до кризиса, но никогда не играли заметной роли в финансировании дефицита региональных бюджетов. С 2009 г. кредиты стали предоставляться на три года, их общий объем был увеличен в несколько раз.

В настоящее время  предоставление бюджетных кредитов носит нецелевой характер. В связи  с этим одной из мер оптимизации  может стать выдача бюджетных  кредитов на определенные цели (например, (например, направляться на финансирование дорожного строительства), т.е. предоставляться не только для покрытия бюджетных дефицитов и (или) временных кассовых разрывов.

Помимо нецелевого характера, бюджетные кредиты на сегодняшний  день имеют еще одну проблему –  несвоевременность их поступления  в территориальные бюджеты. В связи с этим, существует объективная необходимость улучшить механизм доведения бюджетного кредита до его получателя.

В целом же достижение сбалансированности территориальных  бюджетов является процессом сложным, требующим комплексного подхода.

Сбалансированность территориальных  бюджетов может быть достигнута при  помощи оптимизации  доходных и расходных  источников, совершенствования межбюджетных отношений, а также грамотного применения политики государственных и муниципальных  заимствований.

На сегодняшний день необходимо провести ряд мероприятий, направленных на оптимизацию как доходной части территориальных бюджетов, так и расходной. В частности, оптимизации налогового потенциала территории может способствовать:

- улучшение администрирование  налоговых доходов.

На территориальном  уровне остро стоит проблема учета объектов налогообложения стоит достаточно остро, особенно по учету объектов налогообложения по земельному налогу, транспортному налогу и по налогу на имущество физических лиц. Предлагается ввести административную ответственность за несвоевременную регистрацию прав собственности на недвижимость. Также предлагается усилить взаимодействие регистрирующих органов, а также ГИБДД (в части транспортного налога) с налоговыми органами путем создания единой базы налогоплательщиков, что так же решило бы проблему предоставления документации в бумажном виде.

- ввести налог на  недвижимость.

Введение этого нового налога позволит сократить количество имущественных налогов, упростить  процедуру исчисления и взимания. Данная мера позволит значительно укрепить доходную базу местных бюджетов, путем уплаты стоимости налога с кадастровой стоимости объектов налогообложения.

- заменить предоставление  федеральных льгот по региональным и местным налогам компенсациями из федерального бюджета их получателям.

Данная мера поможет  повысить адресность оказываемой помощи, а также станет дополнительным источников доходов территориальных бюджетов.

- развивать сектор  малого и среднего предпринимательства.

На территориальном  уровне зачастую нет крупных предприятий, которые могли бы служить стабильным источником пополнения региональной казны. Для территориального уровня сектор малого и среднего предпринимательства является участником решения социальных проблем и позволяет создавать рабочие места и обеспечивать социальную защиту работающих, смягчать последствия кризисных явлений и выполнять социальный государственный и муниципальный заказ, а также является основным плательщиком налогов и сборов и пополняет территориальный бюджет.

В части оптимизации расходной части предлагается:

- активизировать процесс перехода бюджетных учреждений в автономные.

На сегодняшний день большая часть расходов территориальных  бюджетов приходится на обслуживание бюджетной сферы. Смена организационно-правовой формы послужила бы стимулом для бюджетных учреждений к поиску оптимизации своих расходов и поиску путей дополнительных источников доходов, что может существенно сэкономить бюджетные деньги.

- оптимизация системы  муниципального заказа.

Современная система осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд несовершенна, в результате чего, государственные заказчики сталкиваются с рядом проблем: неэффективность расходования бюджетных средств, выделенных для нужд государственных учреждений; злоупотребления и коррупция в системе государственных закупок; отсутствие информационной инфраструктуры в области госзаказа.

Все большее место  в ряду инструментов, способных улучшить процесс муниципальных закупок,  занимают информационные технологии. Очевидно, что в оптимизации процесса государственных и муниципальных закупок – большой резерв экономии территориальных расходов.

Для оптимизации источников финансирования дефицита бюджетов предлагается:

- бюджетный кредит  сделать целевым.

Это предотвратит неоправданный рост государственного и муниципального долга, так как деньги будут выделяться под конкретные мероприятия, что также позволит проконтролировать их целевое использование.

- развивать рынок субфедеральных  облигаций.

 Для развития рынка субфедеральных и муниципальных облигаций важно, чтобы органы государственной власти и местного самоуправления обладали полномочиями в части регулирования ставок региональных и местных налогов (например, повышения ставок в случае необходимости осуществления своевременных выплат заемщикам). Решение об эмиссии облигаций должно приниматься на референдуме. Наиболее эффективен выпуск субфедеральных облигаций для финансирования капитальных расходов бюджета.

Таким образом, проведение вышеуказанного комплекса мероприятий должно способствовать увеличению доходной части бюджетов, сокращению их дотационности и повышению бюджетной обеспеченности.

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и предложения

Доходная часть территориальных бюджетов характеризуется тремя видами поступлений: налоговыми, неналоговыми и безвозмездными поступлениями. В структуре доходов региональных бюджетов преобладают налоговые доходы, в структуре местных бюджетов – межбюджетные трансферты из вышестоящих бюджетов. Хотя в настоящее время прослеживается тенденция к увеличению дотационности и региональных бюджетов, которые ранее относились к группе бездотационных. Данный факт свидетельствует о недостаточности собственной доходной базы территориальных бюджетов.

Расходная часть территориальных  бюджетов характеризуется большим  удельным весом расходов на поддержку производства и социальные расходы. На сегодняшний день все больше расходных полномочий передается на территориальный уровень без соответствующего обеспечения доходными источниками, вследствие чего большинство территориальных бюджетов принимается с дефицитом.

Бюджетный дефицит оказывает негативное воздействие как на уровень жизни  населения, так и на экономическое развитие территории. Для того, чтобы сгладить диспропорции в региональном развитие применяются два метода бюджетного выравнивания – горизонтальный и вертикальный.

Проведенный анализ выявил, что в 2008-2010 гг. дефицит бюджета Республики Татарстан  имеет стабильную положительную  динамику: если в 2008 году дефицит составил 4,6 млрд. рублей, то в 2009 году уже на 2 млрд. рублей больше (43,5%), а в 2010 году уже на 2,3 млрд. рублей больше (34,8%).

Хотя и доходы бюджета Республики Татарстан, и расходы имеют стабильную положительную динамику, однако рост расходов опережает рост доходов  бюджета Республики Татарстан как  в абсолютном выражении, так и темпами роста: если в 2009 году доходы увеличились на 2,3 млрд. рублей (2%), то расходы увеличились на 4,3 млрд. рублей (3,6%), а в 2010 году рост доходов составил 33,8 млрд. рублей (28,9%), а расходов – 36,1 млрд. рублей (29,2%) к уровню 2009 года.

В структуре доходов бюджета Республики Татарстан в 2008-2010 гг. отмечается рост удельного веса безвозмездных поступлений на фоне снижения доли налоговых доходов. В рассматриваемый период удельный вес налоговых доходов снизился с 71% в 2008 г. до 54,3% от общего объема доходов в 2010 году. Удельный вес безвозмездных поступлений возрос с 22% в 2008 г. до 43% в 2010 году, т. е. стал занимать чуть меньше половины от общего объема поступлений в республиканский бюджет. Что касается неналоговых доходов, то в 2008 году их удельный вес наибольший – 7%, в 2009 и 2010 гг. их доля одинакова – 2,7%. Таким образом, структура бюджета Республики Татарстан претерпела негативные изменения, увеличилась зависимость от перечислений из федерального бюджета, что делает республиканский бюджет менее устойчивым и финансово независимым.

Расходы бюджета Республики Татарстан  ежегодно увеличиваются: если в 2008 году они составили 119372,9 млн. рублей, то в 2009 году уже на 3,6% больше (в реальном выражении – рост на 4355,2 млн. рублей), в 2010 году увеличение расходов республиканского бюджета составило 29,2% (в реальном выражении – рост на 36076,2 млн. рублей). Рост расходов был вызван в основном проведением комплекса антикризисных мероприятий.

Для покрытия дефицита республиканского бюджета привлекаются в основном бюджетные кредиты: если в 2008 году из федерального бюджета было получено 2398,5 млн. рублей в виде бюджетных кредитов, то в 2009 году уже было привлечено на 12714,8 млн. рублей большей, а в 2010 году было получено восемь кредитов на общую сумму 20501,3 млн. рублей, что больше показателя 2009 года на 35,7% (в реальном выражении – 5388 млн. рублей). В течение рассматриваемого периода объем привлеченных бюджетных кредитов увеличился в 8,5 раз.

Что касается банковских кредитов, то заимствования у кредитных организаций осуществлялись лишь в 2008 г. и 2009 г. на сумму 900 млн. рублей и 2398,5 млн. рублей соответственно (фактически в 2009 г. у банков было заимствовано 2830,0 млн. рублей, но 431,5 млн. рублей было потрачено на погашение предыдущих заимствований). В 2010 г. Республика Татарстан не привлекала банковские кредиты для покрытия бюджетного дефицита. Данный факт является положительным моментом, так как бюджетные кредиты более выгодны с точки зрения обслуживания, так как процентная ставка по ним гораздо ниже, чем по банковским, а срок займа составляет три года.

Также нами был рассмотрен бюджет г. Казань. Динамика доходов бюджета  г. Казань отличается нестабильностью: в 2009 году доходы снизились на 18,8% относительно уровня 2008 года, однако по итогам 2010 года в бюджет города было мобилизовано 121,2% от уровня 2009 года (в реальном выражении рост составил 2944,2 млн. рублей).

Структура доходов бюджета г. Казань в рассматриваемый период неоднородна. В 2008 г. наибольший удельный вес занимали безвозмездные поступления, которые составили 44,8% от общего объема доходов бюджета, а налоговые доходы заняли лишь второе место и составили 41,2% от общего объема доходов бюджета г. Казани. В 2009 году соотношение налоговых доходов и безвозмездных поступлений уже в пользу налоговых доходов, которые составили 51% от общего объема доходов бюджета, а безвозмездные поступления – 38,6% от общего объема доходов бюджета. В 2010 году удельный вес налоговых доходов и безвозмездных поступлений практически одинаков – 45,4% и 45,6% соответственно. Неналоговые доходы в рассматриваемый период занимают наименьшую долю в структуре доходов бюджета, причем с тенденцией к снижению: если в 2008 г. неналоговые доходы составили 14%  от общего объема доходов бюджета г. Казань, то в 2010 г. – лишь 9%.

Структура расходов бюджета г. Казань в 2008-2010 гг. претерпела изменения: если в 2008 г. наибольший удельный вес занимали расходы на образование и жилищно-коммунальное хозяйство – 36,2% и 23,2% соответственно. Однако в 2009 г. резко возросли расходы на национальную экономику и составили 22,5% от общего объема расходов бюджета г. Казань. В 2010 г. расходы на национальную экономику заняли доминирующую роль и составили 45,6% от общего объема расходов. В этой связи существенно сократились расходы на жилищно-коммунальное хозяйство и социальную сферу. В частности расходы на здравоохранение сократились с 15,6% в 2008 г. до 2,5% в 2010 году, а расходы на образование – с 36,2% в 2008 г. до 25,1%  - в 2010 году. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство также сократились: с  23,2% в 2008 году до 11,3% в 2010 гг. Таким образом, удельная доля социальной составляющей бюджета г. Казань уменьшается, а растет удельная доля расходов на национальную экономику.

Для покрытия дефицита бюджета муниципалитет также в основном использует бюджетные кредиты из вышестоящих бюджетов. Помимо бюджетных кредитов, в 2010 году муниципалитет выпустил муниципальные облигации, доход от которых составил 1175,6 млн. рублей, а также были взяты банковские кредиты в объеме 6197 млн. рублей. Таким образом, здесь прослеживается та же тенденция, что и в республиканских заимствованиях – преимущественное привлечение бюджетных кредитов для покрытия дефицита бюджета.

На сегодняшний день необходимо провести ряд мероприятий, направленных на оптимизацию как доходной части территориальных бюджетов, так и расходной. В частности, оптимизации налогового потенциала территории может способствовать:

- улучшение администрирование  налоговых доходов.

На территориальном  уровне остро стоит проблема учета объектов налогообложения стоит достаточно остро, особенно по учету объектов налогообложения по земельному налогу, транспортному налогу и по налогу на имущество физических лиц. Предлагается ввести административную ответственность за несвоевременную регистрацию прав собственности на недвижимость. Также предлагается усилить взаимодействие регистрирующих органов, а также ГИБДД (в части транспортного налога) с налоговыми органами путем создания единой базы налогоплательщиков, что так же решило бы проблему предоставления документации в бумажном виде.

- ввести налог на  недвижимость.

Введение этого нового налога позволит сократить количество имущественных налогов, упростить  процедуру исчисления и взимания. Данная мера позволит значительно укрепить доходную базу местных бюджетов, путем уплаты стоимости налога с кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Информация о работе Сбалансированность бюджетов территориального уровня