Сбалансированность бюджетов территориального уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:54, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование реализации принципа сбалансированности в условиях хронической дефицитности на территориальном уровне. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть характеристику доходной и расходной части бюджетов территорий;
- выявить экономическую сущность дефицита бюджетов территориального уровня и причины его возникновения;
- изучить методы обеспечения сбалансированности бюджетов территорий;
- оценить сбалансированность и финансовую устойчивость бюджета Республики Татарстан;
- проанализировать сбалансированность местного бюджета и источники финансирования его дефицита (на примере бюджета г. Казани)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...…3
1. Теоретические основы сбалансированности бюджетов территориального уровня в РФ………………………………………………………………….…6
1.1. Характеристика доходной и расходной части бюджетов территорий……………………………………………………………………...6
1.2. Экономическая сущность дефицита бюджетов территориального уровня в РФ и причины его возникновения…………………………………13
1.3. Методы обеспечения сбалансированности бюджетов территорий…………………………………………………………………….18
2. Анализ сбалансированности бюджетов территориального уровня методов ее достижения (на примере бюджета Республики Татарстан и бюджета г. Казани)……………………………………………………………27
2.1. Оценка сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Республики Татарстан……………………………………………..27
2.2. Анализ сбалансированности местного бюджета и источников финансирования его дефицита (на примере бюджета г. Казани)………….44
3. Направления достижения сбалансированности бюджетов территориального уровня в РФ………………………………………………52
3.1. Совершенствование доходной и расходной части бюджетов территорий…………………………………………………………………….52
3.2. Оптимизация источников финансирования дефицита бюджетов территориального уровня…………………………………………………….68
Выводы и предложения………………………………………………………78
Список использованной литературы………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Сбалансированность бюджетов территориального уровня_диплом.doc

— 693.00 Кб (Скачать)

Данный факт говорит  в пользу того, что существует необходимость  в децентрализации части налоговых  полномочий.

Таким образом, дефицит  территориальных бюджетов является негативным фактором, сущность которого проявляется в снижении качества жизни населения вследствие низкого качества бюджетных услуг, а также невозможности проводить активную инвестиционную деятельность.

 

1.3. Методы обеспечения  сбалансированности бюджетов территорий

Принцип сбалансированности бюджета в соответствии со статьей 33 Бюджетного кодекса РФ означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета [23. С.401]

Современные условия требуют качественно  нового подхода к управлению государственными и муниципальными финансами. На современном этапе развития федеративных отношений остро стоят проблемы в сфере разграничения доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

В идеале объем налоговых (или доходных) полномочий экономических субъектов полностью соответствует расходным полномочиям, закрепленным за данным уровнем власти. Однако практически существует разрыв между расходными полномочиями и доходными возможностями по реализации данных полномочий.

В результате формируется так называемый вертикальный дисбаланс,

который необходимо покрывать за счет источников вышестоящего уровня

власти.

В то же время всегда имеет место неравномерное распределение доходной базы по различным территориям, соответственно может существенно различаться доходный потенциал.

Отмеченные виды дисбалансов требуют  формирования различных механизмов их выравнивания (сглаживания или устранения). Каждая страна более или менее эффективно находит свой собственный способ корректировки таких дисбалансов. Целью сглаживания (устранения) обоих

дисбалансов в бюджетном механизме  является необходимость обеспечения граждан страны равным уровнем государственных услуг. Во многих странах эта проблема решается с помощью бюджетного выравнивания.

Под бюджетным выравниванием рассматривается  процесс, осуществляемый органами власти вышестоящего уровня с целью сглаживания различий в уровнях социально- экономического развития территорий, обеспечения сбалансированности бюджетов всех уровней и равной возможности реализации на всей территории Российской Федерации социальных гарантий [32. C.3].

Бюджетное выравнивание осуществляется посредством ряда механизмов - совокупности методов, инструментов, финансовых технологий и правил, посредством которых происходит воздействие на процессы формирования и использования бюджетных фондов для достижения целей, определенных социально-экономической политикой государства.

С точки зрения целей и инструментов бюджетного регулирования различают два типа выравнивания: вертикальное, нацеленное на вертикальную сбалансированность бюджетов и горизонтальное, нацеленное на горизонтальную сбалансированность бюджетов.

Первым вопросом, решаемым с помощью механизма вертикального бюджетного выравнивания, является четкое разграничение полномочий и распределение ответственности между уровнями власти.

Другой вопрос, который решается с помощью механизма вертикального бюджетного выравнивания, заключается в рациональном закреплении доходных источников бюджетов за уровнями власти.

Цель государственного регулирования  доходов бюджетов состоит в том, чтобы распределенные налоги между территориальными звеньями бюджетной системы Российской Федерации, соответствовали бы расходным обязательствам, законодательно закрепленным за каждым из этих звеньев.

Разграничение доходов должно обеспечить предсказуемость и стабильность налоговых доходов каждого уровня бюджетной системы, способствовать росту заинтересованности органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в экономическом развитии соответствующих территорий, формировании благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, предоставлять широкие возможности для проведения долгосрочной экономической и бюджетной политики [36. C.25].

В идеале результатом вертикального  выравнивания является вертикальная сбалансированность, которая с одной стороны, предполагает разумное распределение и законодательное закрепление бюджетных полномочий за соответствующим уровнем власти, с другой - выравнивание финансовых возможностей соответствующих уровней власти путем распределения налогового потенциала страны.

Тем не менее, вертикальное выравнивание не решает всех проблем обеспечения бюджетной сбалансированности. Данный процесс необходимо сочетать с горизонтальным бюджетным выравниванием, целью которого является обеспечение равного уровня потребления государственных услуг жителями различных регионов страны.

Ряд авторов определяют горизонтальное выравнивание как систему оказания централизованной финансовой помощи органам власти с тем, чтобы обеспечить на всей территории страны, как минимум, сопоставимый уровень финансирования закрепленных за ними социально значимых расходов.

Посредством механизма распределения финансовой помощи регионам, федерация имеет возможность оказывать влияние на региональную экономическую политику.

В свою очередь субъекты, передавая финансовую помощь местным бюджетам, оказывают воздействие на экономическую политику в муниципальных образованиях.

Мировая практика имеет богатый  опыт создания инструментов горизонтального бюджетного выравнивания. Так, в Германии оно осуществляется посредством перераспределения средств между землями.

Земля, чей налоговый потенциал  ниже среднего, получает выравнивающий грант за счет тех земель, чей налоговый потенциал выше среднего. При этом достижение среднего уровня всеми землями не всегда осуществимо, но гарантируется, что налоговый потенциал каждой земли вместе с выравнивающим грантом достигнет 95% от среднего по стране [26. C.133].

В США, несмотря на то, что никогда  не декларировались необходимость выравнивания социально-экономического развития штатов и достижение равных среднедушевых расходов по стране в целом, тем не менее, из федерального бюджета оказывается значительная помощь штатам в виде целевых трансфертов. При распределении целевой финансовой помощи используются формализованные методики.

Межбюджетное выравнивание в Австрии  осуществляется за счет трансфертов, которые носят исключительно целевой характер.

В Индии используется система оказания помощи регионам, в которой сочетаются предоставление финансовых ресурсов всем штатам на

основе единой методики и предоставление адресной поддержки конкретным штатам с неблагоприятной социально-экономической ситуацией.

Предусмотрены три вида трансфертов  центрального правительства штатам. Первый - для предоставления субсидий на финансирование текущих расходов; второй - для финансирования государственных инвестиций, в том числе в рамках проектов развития конкретных штатов; третий – для социально – значимых проектов.

В российской практике используются следующие инструменты бюджетного регулирования:

а) нормативные отчисления от федеральных налогов;

б) дотации на выравнивание бюджетной  обеспеченности субъектов

Российской Федерации и другая финансовая помощь.

Данные инструменты позволяют  обеспечить региональные и местные бюджеты необходимыми собственными доходами.

Особую актуальность вопрос обеспечения  местных бюджетов собственными доходами приобретает в настоящее время. Когда в условиях преодоления последствий экономического кризиса, значительного снижения доходов и сохранения практически на прежнем уровне расходных обязательств, практически все субъекты Российской Федерации столкнулись с проблемами обеспечения сбалансированности бюджетов и невозможностью исполнения закрепленных за ними полномочий за счет собственных средств.

Для осуществления бюджетного регулирования как между Российской Федерацией и ее субъектами, так и между субъектами РФ и муниципальными образованиями может использоваться финансовая помощь в виде дотаций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов.

Оказание финансовой помощи в форме  дотаций и субсидий обеспечивает более равномерное распределение финансовых ресурсов.

Традиционным инструментом бюджетного регулирования является дотация как форма финансовой помощи, предоставляемая на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов нижестоящего бюджета.

По мнению многих авторов, основной недостаток данного  трансферта заключается в том, что дотации выделяются региону или муниципальному образованию общей суммой без определения цели и ответственности за их эффективное использование.

Однако, не смотря на недостатки использования  нецелевой финансовой помощи для обеспечения нижестоящих бюджетов собственными доходами, с помощью данного инструмента межбюджетного регулирования можно обеспечить более равномерное распределение средств между данными бюджетами.

 Это объясняется тем, что право на ее получение имеют не все бюджеты, а лишь те, у которых уровень бюджетной обеспеченности ниже уровня, достаточного для выполнения собственных.

Объектом бюджетного выравнивания является уровень бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов.

Еще одним инструментом бюджетного регулирования являются субсидии.

 Природа средств субсидии  сводится к предоставлению бюджетных ассигнований из бюджета одного уровня публичной власти бюджету другого уровня публичной власти на безвозмездной и безвозвратной основе на долевых началах на целевые расходы, относящиеся к предметам ведения органов власти нижестоящего уровня, для стимулирования этих органов власти к вложению средств в приоритетные с позиции вышестоящих органов власти направления.

Предоставление финансовых средств  в виде субсидий, в свою очередь, позволяет органам власти вышестоящего уровня бюджета в значительной степени влиять на бюджетную политику органов власти нижестоящего бюджета в соответствии с приоритетами, установленными на вышестоящем уровне.

Иные межбюджетные трансферты как  самостоятельная форма межбюджетных трансфертов в настоящее время используется как запасной

вариант передачи бюджетных средств  бюджетам муниципальных образований, минуя установленные фонды межбюджетного регулирования.

В процессе регулирования местных  бюджетов возможно применение такого инструмента, как перечисления из местных бюджетов с высокой обеспеченностью бюджетными доходами в бюджеты субъектов федерации («отрицательные трансферты»).

Данный инструмент межбюджетного регулирования позволяет увеличить соотношение единые нормативы отчислений - финансовая помощь в сторону использования первых. С помощью «отрицательных трансфертов» установление более высоких нормативов отчислений в местные бюджеты, приводящее к существенному увеличению бюджетной обеспеченности у отдельных муниципалитетов, может быть компенсировано перераспределением части возникающих у них излишков средств в менее обеспеченные местные бюджеты [25. C.170]. При этом, стимулирующая роль более высоких нормативов полностью сохраняется как у муниципалитетов, которые не перечисляют «отрицательные трансферты», так и у муниципальных образований, попадающих под критерий взимания «отрицательного трансферта», поскольку изъятой окажется лишь некоторая доля от суммы превышения их доходов двукратного среднего уровня.

Таким образом, решение проблем бюджетной сбалансированности является важнейшей задачей при выборе механизма распределения средств

между бюджетами разных уровней.

Механизм распределения средств между бюджетами разных уровней должен быть ориентирован на решение двуединой задачи вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетов.

Другими словами, он должен быть настроен, с одной стороны, на корректирование «вертикальных» диспропорций - устранение несоответствий между расходными функциями региональных или местных

бюджетов - и теми поступлениями, которые закреплены за данным бюджетным уровнем. С другой - на корректировку «горизонтальных» диспропорций – выравнивание уровня потребления государственных услуг в различных регионах.

В настоящее время реальный баланс между доходами и расходами в территориальных бюджетах обеспечивается не за счет роста налоговых доходов, адекватных росту расходов, в том числе передаваемых с федерального уровня, а за счет оказания финансовой помощи, выделяемой из федерального бюджета.

Таким образом, на территориальном уровне сбалансированность бюджетов обеспечивается в основном за счет механизмов горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ сбалансированности  бюджетов территориального уровня  методов ее достижения (на примере бюджета Республики Татарстан и бюджета г. Казани)

 

2.1. Оценка сбалансированности  и финансовой устойчивости бюджета  Республики Татарстан

Финансовое состояние регионов нашей страны весьма различно по своим характеристикам. На протяжении длительного периода одной из задач бюджетной политики является сглаживание региональных диспропорций.

Информация о работе Сбалансированность бюджетов территориального уровня