Сбалансированность бюджетов территориального уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:54, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование реализации принципа сбалансированности в условиях хронической дефицитности на территориальном уровне. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть характеристику доходной и расходной части бюджетов территорий;
- выявить экономическую сущность дефицита бюджетов территориального уровня и причины его возникновения;
- изучить методы обеспечения сбалансированности бюджетов территорий;
- оценить сбалансированность и финансовую устойчивость бюджета Республики Татарстан;
- проанализировать сбалансированность местного бюджета и источники финансирования его дефицита (на примере бюджета г. Казани)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...…3
1. Теоретические основы сбалансированности бюджетов территориального уровня в РФ………………………………………………………………….…6
1.1. Характеристика доходной и расходной части бюджетов территорий……………………………………………………………………...6
1.2. Экономическая сущность дефицита бюджетов территориального уровня в РФ и причины его возникновения…………………………………13
1.3. Методы обеспечения сбалансированности бюджетов территорий…………………………………………………………………….18
2. Анализ сбалансированности бюджетов территориального уровня методов ее достижения (на примере бюджета Республики Татарстан и бюджета г. Казани)……………………………………………………………27
2.1. Оценка сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Республики Татарстан……………………………………………..27
2.2. Анализ сбалансированности местного бюджета и источников финансирования его дефицита (на примере бюджета г. Казани)………….44
3. Направления достижения сбалансированности бюджетов территориального уровня в РФ………………………………………………52
3.1. Совершенствование доходной и расходной части бюджетов территорий…………………………………………………………………….52
3.2. Оптимизация источников финансирования дефицита бюджетов территориального уровня…………………………………………………….68
Выводы и предложения………………………………………………………78
Список использованной литературы………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Сбалансированность бюджетов территориального уровня_диплом.doc

— 693.00 Кб (Скачать)

- заменить предоставление  федеральных льгот по региональным  и местным налогам компенсациями  из федерального бюджета их  получателям.

Данная мера поможет  повысить адресность оказываемой помощи, а также станет дополнительным источников доходов территориальных бюджетов.

- развивать сектор  малого и среднего предпринимательства.

На территориальном  уровне зачастую нет крупных предприятий, которые могли бы служить стабильным источником пополнения региональной казны. Для территориального уровня сектор малого и среднего предпринимательства является участником решения социальных проблем и позволяет создавать рабочие места и обеспечивать социальную защиту работающих, смягчать последствия кризисных явлений и выполнять социальный государственный и муниципальный заказ, а также является основным плательщиком налогов и сборов и пополняет территориальный бюджет.

В части оптимизации  расходной части предлагается:

- активизировать процесс перехода бюджетных учреждений в автономные.

На сегодняшний день большая часть расходов территориальных  бюджетов приходится на обслуживание бюджетной сферы. Смена организационно-правовой формы послужила бы стимулом для  бюджетных учреждений к поиску оптимизации своих расходов и поиску путей дополнительных источников доходов, что может существенно сэкономить бюджетные деньги.

- оптимизация системы  муниципального заказа.

Современная система осуществления  закупок для государственных  и муниципальных нужд несовершенна, в результате чего, государственные заказчики сталкиваются с рядом проблем: неэффективность расходования бюджетных средств, выделенных для нужд государственных учреждений; злоупотребления и коррупция в системе государственных закупок; отсутствие информационной инфраструктуры в области госзаказа.

Все большее место  в ряду инструментов, способных улучшить процесс муниципальных закупок,  занимают информационные технологии. Очевидно, что в оптимизации процесса государственных и муниципальных закупок – большой резерв экономии территориальных расходов.

Для оптимизации источников финансирования дефицита бюджетов предлагается:

- бюджетный кредит  сделать целевым.

Это предотвратит неоправданный  рост государственного и муниципального долга, так как деньги будут выделяться под конкретные мероприятия, что также позволит проконтролировать их целевое использование.

- развивать рынок субфедеральных  облигаций.

 Для развития рынка субфедеральных и муниципальных облигаций важно, чтобы органы государственной власти и местного самоуправления обладали полномочиями в части регулирования ставок региональных и местных налогов (например, повышения ставок в случае необходимости осуществления своевременных выплат заемщикам). Решение об эмиссии облигаций должно приниматься на референдуме. Наиболее эффективен выпуск субфедеральных облигаций для финансирования капитальных расходов бюджета.

Таким образом, проведение вышеуказанного комплекса мероприятий должно способствовать увеличению доходной части бюджетов, сокращению их дотационности и повышению бюджетной обеспеченности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые  материалы:

  1. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ  (с последними изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – №31. –  Ст. 3823.
  3. Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2008 год / Закон республики Татарстан от 30 июля 2009 года №40-ЗРТ // Республика Татарстан. – 2009. – 2 августа.
  4. Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2009 год / Закон Республики Татарстан от 28 июня 2010 года № 36-ЗРТ  // Республика Татарстан. – 2010. – 30 июня.
  5. Отчет об исполнении бюджета муниципального образования г. Казань за 2008 год / Решение Казанской городской Думы от 29 апреля 2009 года №3-40 // Казанские ведомости. – 2009. – 1 марта.
  6. Отчет об исполнении бюджета муниципального образования г. Казань за 2009 год / Решение Казанской городской Думы от 21 апреля 2010 года №3-49 // Казанские ведомости. – 2009. – 23 апреля.
  7. Отчет об исполнении бюджета муниципального образования г. Казань за 2010 год / Решение Казанской городской Думы от 27 апреля 2011 года №3-5 // Казанские ведомости. – 2011. – 29 апреля.

 

II. Специальная литература:

  1. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации / И.М. Александров, О.В. Субботина – М.: Изд-во «Дашков и К», 2010. – 445 с.
  2. Алиев, Б.Х. Бюджеты территорий в условиях кризиса / Б.Х. Алиев, М.М. Сулейманов, Ш.А. Гасанов // Финансы и кредит. – 2011. - №6. – С. 10-15.
  3. Богачев, А.И. Перспективы развития доходной базы бюджетов регионального и муниципального уровней / А.И. Богачев // Власть и управление. – 2010. - №2. – С.12-24.
  4. Бежаев, О.Г. Резервы повышения эффективности межбюджетных отношений в РФ / О.Г. Бежаев, А.В. Зарубин // Финансы. – 2009. - №10. – С. 12-15.
  5. Вдовина, В.А. Проблемы формирования доходной базы территориальных бюджетов и пути их решения / В.А. Вдовина // Власть и управление. – 2009. - №3. – С.71-77.
  6. Власенкова, Е.А. Имущественные налоги как источник доходов бюджетов субфедерального уровня: проблемы и перспективы / Е.А. Власенкова // Финансы и кредит. – 2011. - №6. – С.74-78.
  7. Гайзатуллин, Р.Р. Бюджетный процесс в Татарстане / Р.Р. Гайзатуллин // Финансы. – 2008. - №20. – С.47-52.
  8. Гайзатуллин, Р.Р. Совершенствование механизма формирования доходов бюджета РФ и РТ / Р.Р. Гайзатуллин // Вестник Казанского технологического университета. – 2009. – С. 194-197.
  9. Годин, А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации / А.М. Годин, И.В. Подпорина – М.: Изд-во «Дашков и К», 2009. – 340 с.
  10. Горшенина, О.В. Региональные и местные бюджеты: проблемы и их решения / О. В. Горшенина // Бюджет. - 2010. - №6. – С.31-35.
  11. Господарчук, Г.Г. Анализ бюджетной системы: проблемы укрепления местных и региональных бюджетов / Г.Г. Господарчук // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2008. - №3. – С.19-24.
  12. Дронина, Т.В. Финансово-экономическое обеспечение устойчивости региональных бюджетов: автореферат дис. ... канд. эконом. наук / Т.В. Дронина. - Москва, 2009.  – 24 с.
  13. Ерошкина, Л.А. Управление сбалансированностью региональных бюджетов / Л.А. Ерошкина // Вестник Чувашского университета. – 2009. - №1. – С.401-406.
  14. Завьялов, Д.Ю. Межбюджетные трансферты: оценка результативности и эффективности / Д.Ю. Завьялов // Вопросы экономики. – 2009. - №1. – С. 74-78.
  15. Зенченко, С.В. Финансовая обеспеченность региона и современные подходы к ее оценке / С.В. Зенченко // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. – 2009. - №2. – С.169-175.
  16. Казаков, В.В. Совершенствование межбюджетных отношений в процессе формирования оптимальной модели бюджетного федерализма в РФ / В.В. Казаков // Вестник Томского государственного университета. – 2011. - №3. – С. 145-148.
  17. Кочесокова, Т.Е. Горизонтальное и вертикальное бюджетное выравнивание как механизмы обеспечения сбалансированности местных бюджетов / Т.Е. Кочесокова // Вестник Кубанского государственного аграрного университета – 2010. - №6. – С. 132-142.
  18. Кузьмина, М.П. Проблема обеспеченности региональных бюджетов РФ собственными налоговыми доходами / М.П. Кузьмина // Вопросы экономических наук. – 2010. - №5. – С. 73-78.
  19. Мысин, П.Е. Модернизация формирования региональных бюджетов / П.Е. Мысин // Финансовая экономика. – 2010. - №2. – С.21-38.
  20. Нешитой, А.С. Бюджетная система Российской Федерации / А.С. Нешитой – М.: Дашков и К, 2010. – 319 с.
  21. Никулина, И.В. Укрепление налоговой базы региональных и местных бюджетов в условиях кризиса / И.В. Никулина, Н.М. Скрябина // Финансы. – 2010. - №3. – С.57-62.
  22. Панченко, А.В. Особенности формирования налоговых доходов региональных и местных бюджетов / А.В. Панченко // Финансы. – 2009. - №3. – С.71-82.
  23. Пикман, Л.А. Устойчивость бюджетов субъектов РФ / Л.А. Пикман // Бюджет.  – 2010. – №22. - С.17-19.
  24. Поляк, Г.Б. Финансы / Г.Б. Поляк – М.: Юнити-Дана, 2008. – 703 с.
  25. Пронина, Л.И. Муниципальные образования в условиях кризиса / Л.И. Пронина // Бюджет. – 2010. - №9. – С. 19-21.
  26. Садыгов, Ф.К. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: оценка состояния и перспективы развития / Ф.К. Садыгов // Банковское дело. –  2010. - №1. - С.2-9.
  27. Сумская, Т.В. Проблемы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов / Т.В. Сумская // Экономика и социология. – 2010. - №2. – С. 56-69.
  28. Таболин, В.В. Проблемы организации местного самоуправления в городах федерального значения / В.В. Таболин // Практика муниципального управления. – 2010. - №1. – С. 21-24.
  29. Таджетдинов, С.Р. Об увеличении доходов региональных бюджетов / С.Р. Таджетдинов // Финансы. - 2009.- №3 - С.15-19.
  30. Хамидуллина, Г.Р. Актуальные проблемы формирования доходов бюджетов муниципальных образований / Г.Р. Хамидуллина // Бюджет. – 2008. - №11. – С. 17-21.
  31. Чупейкина, Н.Н. Проблемы формирования доходов территориальных бюджетов / Н.Н. Чупейкина // Финансы. – 2011. - №4. – С. 79-85.
  32. Шадрина, Т.Н. Возвращение в дорожный фонд / Т.Н. Шадрина // Российская газета. – 2010. – 31 мая.
  33. Юдкевич, М.А. Бюджет растет – долги тоже / М.А. Юдкевич // Республика Татарстан. – 2010. – 4 июня.
  34. www.minfin.tatar.ru
  35. www.kzn.ru
  36. www.budgetrf.ru
  37. www.kommersant.ru
  38. www.rg.ru

 

 


Информация о работе Сбалансированность бюджетов территориального уровня