Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 23:45, курсовая работа
Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы. В нём объединяются все основные финансовые институты: расходы, различные виды доходов, финансовые займы. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, даёт политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать её структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции
1.1. Понятие государственного бюджета, его функции………………………...5
1.2. Состав доходов и расходов государственного бюджета…………………..8
1.3. Консолидированный бюджет РФ…………………………………………..14
Глава 2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования
2.1. Причины возникновения бюджетного дефицита…………………………19
2.2. Источники финансирования бюджетного дефицита……………………..20
Глава 3. Профицит бюджета и его использование
3.1. Образование бюджетного профицита в РФ……………………………….30
3.2. Роль бюджетного профицита в поддержании социально-экономической стабильности……………………………………………………………………..31
Глава 4. Балансирование госбюджета и его особенности в России
4.1. Особенности балансирования государственного бюджета………………35
4.2. Пути совершенствования финансирования государственного бюджета..37
Заключение……………………………………………………………………....40
Список литературы……………………………………………………………...43
Приложение 1……………………………………………………………………45
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции
1.1. Понятие государственного бюджета, его функции………………………...5
1.2. Состав доходов и расходов государственного бюджета…………………..8
1.3. Консолидированный бюджет РФ…………………………………………..14
Глава 2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования
2.1. Причины возникновения
бюджетного дефицита…………………………
2.2. Источники
финансирования бюджетного
Глава 3. Профицит бюджета и его использование
3.1. Образование бюджетного профицита в РФ……………………………….30
3.2. Роль бюджетного
профицита в поддержании социально-экономической
стабильности………………………………………………
Глава 4. Балансирование госбюджета и его особенности в России
4.1. Особенности балансирования государственного бюджета………………35
4.2. Пути совершенствования финансирования государственного бюджета..37
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение 1……………………………………………………………………45
Введение
Современная система государственного регулирования социально-экономических процессов представляет собой сложный механизм, каждый из компонентов которого имеет конкретное действие, направленное на достижение государством поставленных целей, и в то же время работающий как целостная система, служащая инструментом реализации государственной экономической и социальной политики.
Все перераспределительные рынки и отрасли (которые ученые традиционно подразделяют на государственные и корпоративные финансы, кредит, страхование и негосударственное пенсионное обеспечение), имеют две стороны взаимодействия с системой государственного регулирования. С одной стороны, как и любые другие участники социально-экономических отношений, они сами являются объектом государственного регулирования. Государством определяются условия их деятельности, устанавливаются правовые рамки и единые для всех участников "правила игры", ведется надзор за их соблюдением в целях соблюдения прав потребителей в процессе оказания финансовых услуг. Однако, с другой стороны, роль финансовых институтов не исчерпывается простым предоставлением услуг населению, предприятию, государству. Не производя сами общественного продукта, они тем не менее, косвенно участвуют в его создании, обеспечивая воспроизводственный процесс денежными ресурсами, гарантируя его непрерывность и слаженность и обладают способностью определенным образом воздействовать на воспроизводственный процесс, корректировать его пропорции, темпы, масштабы. Поэтому все составляющие финансово-кредитной системы страны по праву считаются стратегическими секторами экономики и используются как инструмент государственного регулирования.
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование финансовой системы общества. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Основой использования финансов для воздействия на воспроизводственный процесс является государственный бюджет, причем как система его доходов (налоговое регулирование), так и государственных расходов (регулирование путем использования прямого государственного финансирования и государственных заказов и закупок), кроме того, важное значение в социальной политике имеют внебюджетные фонды.
Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы. В нём объединяются все основные финансовые институты: расходы, различные виды доходов, финансовые займы. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, даёт политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать её структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Данная курсовая работа посвящена изучению вопросов сбалансированности государственного бюджета. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
Глава 1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции
1.1.
Понятие государственного бюджета, его
функции
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющим государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [19, с.32].
Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона [2, с.7].. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей Российской Федерации. Кроме того, за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов, резервов и др.
С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
К
основным функциям государственного бюджета,
как инструмента
При составлении проекта бюджета учитываются данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и обязательных государственных расходах; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики. Основными целями Российской Федерации, которые определяют ее экономическую политику последних лет являются:
Рис.1. Принципиальные основы построения системы бюджетно-налоговых отношений.
На рисунке 1 приведены основы построения системы бюджетно-налоговых отношений.
Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации; акцизы на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением пищевого); налоги на операции с ценными бумагами; таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи, а также доходы от внешнеэкономической деятельности [19, с.42]..
В
силу своего особого положения государственный
бюджет взаимодействует с другими звеньями
финансовой системы, оказывая им при необходимости
"помощь". Она производится, как правило,
путем передачи денежных средств из центрального
государственного фонда муниципальным
финансовым фондам, фондам государственных
предприятий и специальным правительственным
фондам.
1.2. Состав
доходов и расходов государственного
бюджета
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
Доходы
бюджета - денежные средства, поступающие
в безвозмездном и
В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.
Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель - формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.
В соответствии с рекомендациями МВФ средства зачисляются в доходы бюджета по моменту их фактического поступления (по кассовому методу). В России порядок зачисления определен ст. 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой "денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного бюджетного фонда" [2, с.21]..
В соответствии с Бюджетным кодексом доходы бюджетов подразделяются на налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные перечисления. В соответствии с бюджетной классификацией все доходы бюджета делятся на следующие виды:
а) Налоговые доходы, которые включают в себя:
Информация о работе Вопросы сбалансированности государственного бюджета