Вопросы сбалансированности государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы. В нём объединяются все основные финансовые институты: расходы, различные виды доходов, финансовые займы. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, даёт политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать её структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции
1.1. Понятие государственного бюджета, его функции………………………...5
1.2. Состав доходов и расходов государственного бюджета…………………..8
1.3. Консолидированный бюджет РФ…………………………………………..14
Глава 2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования
2.1. Причины возникновения бюджетного дефицита…………………………19
2.2. Источники финансирования бюджетного дефицита……………………..20
Глава 3. Профицит бюджета и его использование
3.1. Образование бюджетного профицита в РФ……………………………….30
3.2. Роль бюджетного профицита в поддержании социально-экономической стабильности……………………………………………………………………..31
Глава 4. Балансирование госбюджета и его особенности в России
4.1. Особенности балансирования государственного бюджета………………35
4.2. Пути совершенствования финансирования государственного бюджета..37
Заключение……………………………………………………………………....40
Список литературы……………………………………………………………...43
Приложение 1……………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

содержане.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

      Уже в 2006г. большинство лидеров мировой экономики не могли похвастаться профицитом бюджета. Из стран Большой Восьмерки России смогла составить компанию единственная страна — Канада. В 2006г. доходы ее правительства превысили расходы примерно на $10,8 млрд, что составило около 1% ВВП. Причем в отличие от России, где потоки нефтедолларов в казну хлынули сравнительно недавно, северный сосед США вот уже девять лет сводит бюджет с положительным сальдо.

      Бюджет  с профицитом представляет собой бюджет, у которого доходы превышают расходы. Такое состояние бюджета показывает, что государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования.

      Созданный в начале 2000-х в России профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.  
 
 
 
 

Глава 4. Балансирование госбюджета и его особенности в России

4.1. Особенности  балансирования государственного бюджета 

      Существует  три подхода к проблеме балансирования государственного бюджета [19, с.91].

    Первый  подход подразумевает ежегодное  балансирование бюджета. Таким образом, сальдо доходов и расходов в общей сложности приравнивается к нулю.  Главным инструментом здесь является секвестр — процесс приведения расходов к величине соответствующих поступлений в государственный бюджет, сокращение расходов при исполнении отдельных статей или всего государственного бюджета. С одной стороны меры по сокращению государственных расходов в определённых направлениях  предотвращают возможность появления бюджетного дефицита, а с другой — с сокращением государственных расходов сокращаются доходы некоторых групп населения, так как под сокращение попадают социально значимые расходные статьи бюджета заработная плата, льготы налогообложения, трансфертные платежи и т.п. Недостатком  этого подхода является то, что попытки сбалансировать бюджет за счёт сокращения расходов приводят к колебаниям национального дохода. В условиях кризиса и дефицитности госбюджета правительство начинает сокращать расходы и увеличивать налоговую ставку, что как правило усиливает спад. При подъеме в экономике в качестве предотвращения дефицита нужно повышать расходы и снижать налоги. Однако это способствует возникновению инфляции или же достаточно серьёзному её увеличению. Таким образов возникает противоречие, в результате которого становится понятно, что ежегодное балансирование бюджета препятствует действию экономических стабилизаторов.

      Второй  подход для балансирования бюджета базируется на циклической основе.  Его суть заключается в том, чтобы сбалансировать бюджет в пределах одного цикла (один раз за несколько лет). При рецессии, несомненно, возникнет бюджетный дефицит, но он будет компенсироваться бюджетными излишками, которые были получены во время экономического подъема. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить правительственные расходы, тем самым сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие федерального долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большого дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

      Так же достаточно известен и применяем  функциональный подход балансирования бюджета. Сторонники этого подхода  интересуются вопросом, какова задача макроэкономической политики: балансирование бюджета или экономики. Если балансирование экономики, то достижение этой цели будет сопровождаться накоплением бюджетных дефицитов и, следовательно, государственного долга. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Федеральный бюджет является – во-первых и прежде всего - инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на ведение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели.

      Вторая  и третья концепции лежат в  основе финансовой политики, ориентированной  на бюджетный дефицит и опирающейся  на потенциал денежного хозяйства  страны. Такая политика предполагает:

  • наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;
  • контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;
  • выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.
 

4.2. Пути  совершенствования финансирования государственного бюджета 

        Начиная с 2000г. бюджетная система России функционирует в режиме профицитного бюджета. Правительство считает, что лучшей экономической оценкой данной политики является определенная финансовая стабилизация в России. Финансовые отношения хозяйствующих субъектов в условиях рынка ориентированы не на государственные финансы, а прежде всего на рыночное равновесие, которое достигается балансированием спроса и предложения.

      Следует отметить, что в последние годы существенно улучшилось налоговое администрирование и упорядочились налоговые правоотношения. В структуре налоговых доходов федерального бюджета наблюдается сокращение доли налога на прибыль. Единственный налог, продолжающий практически формировать доходную базу федерального бюджета, – это НДС.

      Государственный сектор в российской экономике продолжает занимать ведущие позиции в отраслях оборонно-промышленного комплекса, естественных монополий, в социальной сфере. О масштабах государственного сектора экономики Российской Федерации можно судить по числу входящих в него организаций, численности занятых, доле продукции в общем объеме производства. Современная бюджетная политика ориентирована на сокращение государственных расходов в экономику прежде всего за счет инвестиционной составляющей. Основным направлением повышения эффективности деятельности и совершенствования структуры государственного сектора экономики, по мнению Правительства, является постепенный переход от административных к корпоративным принципам управления в государственном секторе.

      Во  многих странах разрабатываются  принципы и правила фискальной политики, которые способны ограничить дискреционную  политику. Основными типами правил в настоящее время являются:

  • сбалансированность бюджета, правила его дефицита:
    • баланс между совокупными доходами и расходами;
    • баланс между доходами и расходами, отрегулированными в зависимости от фазы экономического цикла;
    • баланс между доходами и расходами текущих операций;
  • правила предоставления займов:
    • нельзя осуществлять государственные займы из внутренних источников;
    • нельзя брать займы у Центрального банка страны, но можно у коммерческих банков и населения;
  • правила, касающиеся долга и резерва:
    • общие государственные обязательства ограничиваются долей ВНП;
    • размер внебюджетных фондов социальной сферы определяется ежегодными отчислениями из государственного бюджета.

     Для решения проблем, связанных с  финансированием бюджета можно  предложить следующие направления:

  1. Создание  такой налоговой системы, которая стимулирует развитие экономики, снижает налоговое бремя для предприятий – производителей конкурентоспособных товаров, услуг. Это отмена налога с оборота, снижение ставки налога на прибыль, снижение доли косвенных налогов в формировании бюджетных средств, и замены их прямыми налогами.
  2. Для обеспечения экономического роста, государство должно стимулировать инвестиционные процессы в России с помощью понижения безработицы, уменьшения количества льгот, увеличения доли налоговых доходов в ВВП страны.

      Существует  три подхода к проблеме балансирования государственного бюджета. Первый подход подразумевает ежегодное балансирование бюджета. Таким образом, сальдо доходов и расходов в общей сложности приравнивается к нулю. Второй подход для балансирования бюджета базируется на циклической основе.  Его суть заключается в том, чтобы сбалансировать бюджет в пределах одного цикла (один раз за несколько лет). В соответствии с третьей концепцией, проблемы связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции.

      Следует отметить, что в последние годы существенно улучшилось налоговое администрирование и упорядочились налоговые правоотношения. Основным направлением повышения эффективности деятельности и совершенствования структуры государственного сектора экономики является постепенный переход от административных к корпоративным принципам управления в государственном секторе.  
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

        Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

      Бюджет  консолидированный - свод всех бюджетов, утверждаемых на соответствующей территории Российской Федерации. Бюджет консолидированный используется в процессе бюджетного планирования и прогнозирования и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответственного уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей федерального, региональных и местных бюджетов.

      Бюджетный дефицит возникает тогда, когда расходы превышают доходы. Бюджетный дефицит не всегда является негативным явлением. Бюджетная несбалансированность может быть и полезной с точки зрения стабилизации экономики. Планируемое расхождение между доходами и расходами государственного бюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. И наоборот, твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы повышения налогов и снижения государственных расходов в период спада экономики и в результате привел бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса.

      Как показывает мировой опыт, бюджетный дефицит является проблемой международной и присутствует в бюджетах всех стран с развитыми рыночными отношениями. Решение проблемы дефицита бюджета зависит от правильности подхода правительства к ее оценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетного дефицита. Принятие продуманных законов направленных на поддержание национального производителя и развитие производства в целом, а так же разработка механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий к сбалансированному бюджету государства.

      Бюджет  с профицитом представляет собой бюджет, у которого доходы превышают расходы. Такое состояние бюджета показывает, что государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования.

      Созданный в начале 2000-х в России профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.

Информация о работе Вопросы сбалансированности государственного бюджета