Вопросы сбалансированности государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы. В нём объединяются все основные финансовые институты: расходы, различные виды доходов, финансовые займы. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, даёт политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать её структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции
1.1. Понятие государственного бюджета, его функции………………………...5
1.2. Состав доходов и расходов государственного бюджета…………………..8
1.3. Консолидированный бюджет РФ…………………………………………..14
Глава 2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования
2.1. Причины возникновения бюджетного дефицита…………………………19
2.2. Источники финансирования бюджетного дефицита……………………..20
Глава 3. Профицит бюджета и его использование
3.1. Образование бюджетного профицита в РФ……………………………….30
3.2. Роль бюджетного профицита в поддержании социально-экономической стабильности……………………………………………………………………..31
Глава 4. Балансирование госбюджета и его особенности в России
4.1. Особенности балансирования государственного бюджета………………35
4.2. Пути совершенствования финансирования государственного бюджета..37
Заключение……………………………………………………………………....40
Список литературы……………………………………………………………...43
Приложение 1……………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

содержане.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

      Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

      Бюджет  консолидированный - свод всех бюджетов, утверждаемых на соответствующей территории Российской Федерации. Бюджет консолидированный используется в процессе бюджетного планирования и прогнозирования и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответственного уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей федерального, региональных и местных бюджетов.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования

2.1. Причины возникновения бюджетного дефицита 

      Бюджетный дефицит возникает тогда, когда расходы превышают доходы. Большинство правительств как в развитых, так и в развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой не могут покрыть доходами своих расходов, сводя государственный бюджет с дефицитом. Если же доходы государства превышают его расходы, то их разница составляет бюджетный избыток (профицит).

      Бюджетный дефицит – это финансовое явление, с которым в те или иные периоды  своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит – нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств – к росту государственного долга. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к ряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

           Причин бюджетного дефицита может быть много, например:

  • спад общественного производства;
  • рост предельных издержек общественного производства;
  • массовый выпуск «пустых» денег;
  • излишне, неоправданно раздутые социальные программы;
  • возросшие затраты на финансирование ВПК;
  • оборот «теневого» капитала в огромных масштабах;
 
  • непроизводительные  расходы, приписки, хищения, потери произведенной  продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету;
  • чрезмерных  государственных  расходов;
  • ограниченности  финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (сознательное   сокращение  налогов в целях стимулирования  деятельности  субъектов  хозяйствования  или из-за  низкой  собираемости  доходов);
  • циклических  спадов  в  экономике [12, с.26]..
 

2.2. Источники  финансирования бюджетного дефицита 

      При дефиците бюджета должны быть указаны источники финансирования дефицита. Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита бюджета. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

      Существует  три основных способа финансирования дефицита госбюджета:

  1. Монетизация бюджетного дефицита;
  2. Внешнее долговое финансирование;
  3. Внутреннее долговое финансирование.

      Нарастание  бюджетного дефицита в экономике приводит к появлению и росту государственного долга.

      Государственный долг - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права [9, с.22]. Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся за это же время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.

      Внешний государственный долг, т.е. долг иностранным государствам, организациям и лицам ложится на страну наибольшим бременем, так как страна должна отдавать товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Внутренний долг государства, т.е. долг своему населению, приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг обычно не происходит, но возникают определенные изменения в экономической жизни.

      Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. Во- вторых, определить, чем чреват тот или иной масштаб дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. Необходимо также с другой стороны, для оценки величины государственного долга исследование роста бюджетного дефицита.

      Когда у правительства возникает дефицит  бюджета, оно должно занимать деньги у населения, чтобы оплатить свои счета. Для этого правительство  выпускает облигации, представляющие собой долговые обязательства, т.е. обещание заплатить деньги в какой-то определенный момент в будущем.

      Государственные расходы финансируются с помощью  налогов или государственных  займов. При наличии дефицита бюджета  государство вынуждено прибегать  к займам, хотя оно может получить необходимые средства и косвенным путем с помощью индексации. "Инфляционный налог" представляет метод изъятия денежных средств у населения путем увеличения предложения денег для финансирования дефицита бюджета и обеспечения правительства средствами, необходимыми для закупки соответствующих товаров и услуг. Индексация является следствием увеличения денежной массы, что вызывает обесценение денег, находящихся на руках у населения. Если потребитель может иметь то же реальное количество денег, они вынуждены меньше тратить. Фактически они подвергаются налогообложению со стороны государства. Налогообложение с помощью индексации представляет собой метод, используемый многими развивающимися странами для оплаты государственных расходов, поскольку другие средства налогообложения неэффективны. Существует предел доходов, которые государство может получить от инфляции, так как слишком быстрое увеличение предложения денег может привести к гиперинфляции. В этом случае экономика перестанет развиваться вследствие того, что население не будет доверять денежным знакам, используемым для оплаты товаров и услуг [6, с.18].

      Займы могут осуществляться у частного сектора или у Центрального банка. Процесс, с помощью которого это  министерство финансирует и рефинансирует  государственный долг, известен под названием управление государственным долгом. Министерство осуществляет финансирование государственного долга либо путем займов у частного сектора, либо путем займов у Центрального банка.

      Долговое  финансирование. Финансирование государственного долга через займы осуществляется министерством финансов с помощью займов у населения. На своих еженедельных аукционах министерство продает облигации частному сектору. Продажа осуществляется теми участниками аукциона, которые предлагают наибольшую цену. В большинстве случаев продажа облигаций предназначена не для финансирования бюджетного дефицита, а для рефинансирования частей государственного долга, по которым наступил срок выплаты, если средства, которые поступают от частных лиц и фирм, хранятся на счетах министерства в местных банках.

      Денежное  финансирование осуществляется министерством  финансов, когда оно занимает деньги у Центрального банка. Центральный  банк получает государственные ценные бумаги и открывает специальный  счет министерства. Когда министерство выписывает чеки на государственные закупки, предложение денежных средств увеличивается. Наряду с увеличением предложения денежных средств такое финансирование государственного долга ведет к повышению уровня цен. Чем больше денежная масса, тем выше совокупный спрос, увеличивающий уровень цен. Влияние эффекта богатства на рост потребления, несомненно, будет больше при денежном финансировании государственного долга, поскольку у людей увеличение количества денег ассоциируется с ростом богатства.

      Финансирование  дефицита за счет увеличения денежных средств не является решением проблемы. Постоянный дефицит бюджета, финансируемый  Центральным банком, приводит к инфляции - чем больше дефицит, тем выше инфляция. Инфляция часто используется в развивающихся странах в качестве средства для решения проблемы государственного долга. Повышение уровня цен сокращает реальную стоимость платежей, которые должно осуществлять государство. Однако опасность использования "инфляционного налога" для решения проблемы дефицита состоит в том, что это может привести к гиперинфляции, население не будет доверять деньгам и перестанет использовать их в расчетах. Финансирование дефицита бюджета на основе займов и денежное финансирование оказывают в значительной степени различный эффект на экономику. С одной стороны, финансирование дефицита за счет займов (долговое финансирование) в короткие промежутки времени повышает процентную ставку, снижает инвестиции и оказывает относительно нейтральный эффект на цены и совокупный спрос. С другой стороны - денежное финансирование дефицита сокращает процентную ставку, увеличивает инвестиции, повышает цены и совокупный спрос.

      Дефицит в государственном секторе часто  используется в качестве индикатора перемен в стимулировании совокупного  спроса с помощью бюджетных мер. Эта мера обладает большой привлекательностью, поскольку увеличение государственных расходов на нереализуемые на внешнем рынке товары и услуги и на трансферты частному сектору в то же самое время ведет к росту бюджетного дефицита и совокупного спроса, тогда как повышение налогов применительно к частному сектору снижает как совокупный спрос, так и бюджетный дефицит.

      Однако  давно уже признано, что дефицит  бюджета государственного сектора  надо использовать с большой осторожностью  в качестве показателя бюджетного стимулирования совокупного спроса и объема тех корректировочных мер, которые принимаются в данной стране в рамках программы экономической стабилизации. Частично это объясняется тем, что закупки госсектором товаров и услуг оказывают влияние на совокупный спрос, отличное от того, которое оказывают изменения налогов и трансфертов. Поэтому так важна структура дефицита, а не только его размер. Разумеется, в дополнение к вышесказанному, недостаточно эффективно контролируются бюджетные показатели. Вероятно, столь же важно, хотя и менее очевидно то, что в экономике открытого типа расходы госсектора на импорт, уплату процентов по внешней задолженности и чистый приток трансфертов из-за рубежа могут оказывать значительное воздействие на зарегистрированный бюджетный дефицит, не влияя при этом непосредственно на совокупный спрос на отечественные товары и услуги.

      Кроме того, как показано ранее, в условиях инфляции трудно анализировать влияние  на суммарный спрос инфляционного  компонента уплаты процентов по государственному долгу. Для стран с высоким уровнем инфляции иногда предлагают ввести такое понятие, как "действующий дефицит", который исключает вышеупомянутый компонент. В то время как общепринятое определение дефицита в этом отношении также ведет к несоответствиям (к примеру, размеры дефицита могут зависеть от того, какая часть государственного долга является внутренней, а какая внешней), использование понятия "действующий дефицит" может привести к серьезной недооценке последствий финансовых операций правительства для денежного и совокупного спроса. Независимо от определений понятия дефицита, суммарная потребность в займах в номинальном выражении должна обеспечиваться финансами, и такого рода финансирование нуждается в "надзоре" в рамках программы контроля за общей экспансией внутреннего кредита.

      Неполное  соответствие между изменениями  размера бюджетного дефицита госсектора и степени государственного стимулирования совокупного спроса объясняет, почему может оказаться недостаточным (в случае, когда совокупный спрос является промежуточной целью политики корректировки) ограничивать финансирование дефицита в госсекторе с помощью установления "подуровней" для кредитной экспансии в госсекторе и ограничений на его внешние займы. Поскольку влияние бюджетного дефицита госсектора на совокупный спрос может быть различным в зависимости от структуры расходов и доходов, решения относительно компонентов расходных и доходных статей также должны учитывать необходимость ограничения совокупного спроса.

      Бюджетный дефицит не всегда является негативным явлением. Бюджетная несбалансированность может быть и полезной с точки зрения стабилизации экономики. Планируемое расхождение между доходами и расходами государственного бюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. И наоборот, твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы повышения налогов и снижения государственных расходов в период спада экономики и в результате привел бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса.

      Сущность  государственного бюджета любой  страны определяется ее социально-экономическим  строем, природой, задачами и функциями государства. Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово – экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного –Германия, Япония и Швейцария. Даже Соединённые Штаты Америки на протяжении длительного периода ежегодно имеют ощутимый  
дефицит государственного бюджета, который в последние годы достигает 200 млрд. долларов в год, что составляет 15 – 20 % всех расходов или 3 – 6 % валового внутреннего продукта. Проблема дефицита (увеличения внутреннего долга и расходов на его обслуживание) долгое время является одной из основных проблем внутренней политики США. Это подтверждают последние выборы в США, где в центре политических дебатов был вопрос дефицита государственного бюджета. По опыту США, обслуживание государственного долга  является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и как следствие приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства.

Информация о работе Вопросы сбалансированности государственного бюджета