Вопросы сбалансированности государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы. В нём объединяются все основные финансовые институты: расходы, различные виды доходов, финансовые займы. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, даёт политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать её структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции
1.1. Понятие государственного бюджета, его функции………………………...5
1.2. Состав доходов и расходов государственного бюджета…………………..8
1.3. Консолидированный бюджет РФ…………………………………………..14
Глава 2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования
2.1. Причины возникновения бюджетного дефицита…………………………19
2.2. Источники финансирования бюджетного дефицита……………………..20
Глава 3. Профицит бюджета и его использование
3.1. Образование бюджетного профицита в РФ……………………………….30
3.2. Роль бюджетного профицита в поддержании социально-экономической стабильности……………………………………………………………………..31
Глава 4. Балансирование госбюджета и его особенности в России
4.1. Особенности балансирования государственного бюджета………………35
4.2. Пути совершенствования финансирования государственного бюджета..37
Заключение……………………………………………………………………....40
Список литературы……………………………………………………………...43
Приложение 1……………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

содержане.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

       б) Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
  • иные неналоговые доходы.

       Наиболее  важными из "иных неналоговых  доходов" являются:

    • прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами;
    • доходы от внешнеэкономической деятельности.

       в) Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ) включают следующие поступления:

  • от нерезидентов;
  • от других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисляемые по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления):
  • от государственных внебюджетных фондов;
  • от государственных предприятий и учреждений;
  • от наднациональных организаций.
 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Рис.2. Структура доходов бюджета 

      Экономическая сущность расходов бюджета проявляется  во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах.

      Многообразие  конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов:

  • природой и функциями государства;
  • уровнем социально-экономического развития страны;
  • разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством;
  • административно-территориальным устройством государства;
  • формами предоставления бюджетных средств и т.п.

      Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

      Для выяснения роли и значения бюджетных  расходов в экономической жизни  общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков  классификации расходов бюджета. Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

      По  роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:

  • расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
  • расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
  • расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов) [17, с.40]..

      С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

      В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

  1. расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
  2. расходы на социально-культурные нужды;
  3. военные расходы;
  4. расходы на управление.

      Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление  экономики на отрасли и виды деятельности:

  • в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;
  • внепроизводственной– по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.

      Такое деление государственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении  бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство  может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

      Идеальное исполнение государственного бюджета  – это покрытие расходов доходами и образование остатка средств, то есть превышение доходов над расходами. Образовавшийся  остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах для долгосрочных выплат или перевести его в доход бюджета следующего года.

1.3. Консолидированный  бюджет РФ

      Бюджет  консолидированный - (англ. consolidated budget) - свод всех бюджетов, утверждаемых на соответствующей территории Российской Федерации [17, с.54]..

      В зависимости от масштаба «территории», под которой понимается либо соответствующее государственное (Федерация или субъект Федерации), либо муниципальное образование, различают:

  • бюджет консолидированный муниципального образования, состоящий из свода всех местных бюджетов, разработанных и утвержденных на территории данного муниципального образования;
  • бюджет консолидированный субъекта РФ, включающий бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ;
  • бюджет консолидированный Российской Федерации, состоящий из федерального бюджета и свода консолидированных бюджетов субъектов РФ.
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Рис.3. Схема консолидированного бюджета Российской Федерации 
 

      Бюджет  консолидированный используется в процессе бюджетного планирования и прогнозирования и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответственного уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей федерального, региональных и местных бюджетов. Свод бюджетов - это расчетный документ, отражающий соединение (консолидацию) всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты.

      Чтобы не допустить ошибок в процессе консолидации, соблюдают определенные правила суммирования основных показателей бюджета - доходов, расходов, дефицита (профицита). При определении итоговых показателей по своду бюджетов запрещается: сальдировать дефициты одних бюджетов с профицитами других бюджетов (т.е. взаимно сокращать дефициты одних и профициты других бюджетов в составе сводного бюджета); недопустим двойной счет трансфертов, поскольку они проходят в составе доходов одних бюджетов и одновременно как расход в составе вышестоящего бюджета. Более того, при консолидации бюджетов трех уровней ошибка может породить и тройной счет [17, с.63].

      В практике международных сопоставлений  используют еще два дополнительных термина: «консолидированный расширенный бюджет» и «расширенный бюджет правительства». Консолидированный расширенный бюджет включает свод бюджетов всех уровней и свод всех внебюджетных фондов. Для России и США важно учитывать именно этот показатель для оценки влияния публичных расходов на состояние макроэкономической сбалансированности (без учета внебюджетных фондов основные показатели консолидированного бюджета вводили бы в заблуждение). В тех странах, где отсутствуют внебюджетные фонды (и их роль играют целевые бюджетные фонды), такое дополнительное понятие избыточно (напр., для ФРГ, Франции).

      Расширенный бюджет правительства включает федеральный бюджет и внебюджетные фонды. В этом случае не нужна консолидация субфедеральных бюджетов (и территориальных внебюджетных фондов), а также бюджетов местного самоуправления, поскольку субъекты федерации и местное самоуправление конституционно самостоятельны и несут (или должны нести) свою долю ответственности за свои относительно автономные действия. Термин «расширенный бюджет правительства» используется для анализа влияния проводимой правительством федеральной политики, для оценки деятельности федеральных органов власти и т.п.

      За  последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с  добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2010 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году — лишь четверть в общей массе поступлений).

      В расходах за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2008, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 % или на 143 тыс. чел.). Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).

       Федеральный бюджет на 2009 был принят по доходам в сумме 3 трлн 326 млрд руб., по расходам — 3 трлн 48 млрд руб. Реальное исполнение составило 5 трлн 125 млрд руб. по доходам и 3 трлн 539 млрд руб. по расходам. Доходы федерального бюджета в 2009 составили 23,7 % ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы консолидированного бюджета РФ составили 35,1 % ВВП, а с учётом доходов Пенсионного и др. внебюджетных фондов — 42 % ВВП) [1, с.12].. Консолидированный бюджет Российской Федерации на 2009-2012г.г. (Приложение 1). 

      Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий. Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории, является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

      Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Информация о работе Вопросы сбалансированности государственного бюджета