Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:10, курсовая работа
Цель данной работы – изучить особенности построения бюджетов и проблемы их сбалансированности.
Объект исследования – бюджетная система государства.
Предмет исследования – проблемы сбалансированности бюджетов.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность и функции дефицита и профицита бюджета.
2. Дать определение сбалансированности бюджетов. Определить значение сбалансированности бюджетов для национальной экономики.
3. Охарактеризовать бюджетный дефицит и источники его финансирования в РФ.
Введение 3
Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов
1.1 Понятие и сущность бюджета 5
1.2 Понятие и условия сбалансированности бюджета. 9
Бюджетный профицит и направления его использования 13
Бюджетный дефицит и источники и его финансирования 18
Профицит и дефицит бюджета в РФ 26
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Содержание
Введение 3
1.1 Понятие и сущность бюджета 5
1.2 Понятие и условия сбалансированности бюджета. 9
Заключение
Список используемой
литературы
Бюджет - это центральный институт финансового права, так как именно в форме бюджетов различных уровней происходит аккумуляция, распределение и использование основной массы государственных муниципальных денежных средств. В материальном смысле бюджет-это централизованный денежный фонд, формируемый Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями для осуществления функций этих государственных и муниципальных образований.
Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единство; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов всех звеньев бюджетной системы; сбалансированность бюджетов; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность, достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств.
Немаловажное значение для реализации бюджетных принципов имеет сбалансированность бюджета. Превышение расходной части над доходной должно компенсироваться дополнительными поступлениями средств (например, от выпуска в обращение государственных ценных бумаг). В противном случае должен действовать механизм чрезвычайного расходования средств.
Цель данной работы – изучить особенности построения бюджетов и проблемы их сбалансированности.
Объект исследования
– бюджетная система
Предмет исследования – проблемы сбалансированности бюджетов.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность и функции дефицита и профицита бюджета.
2. Дать определение сбалансированности бюджетов. Определить значение сбалансированности бюджетов для национальной экономики.
3. Охарактеризовать бюджетный дефицит и источники его финансирования в РФ.
4. Описать бюджетный профицит и направления его использования.
Основные методы и приемы исследования – аналитические, экономико-статистические, метод системного анализа и др.
Методологическую основу работы составили: учебные пособия по финансам под редакцией отечественных экономистов, периодические статьи; сборники статистических данных Росстата РФ; а также официальные данные с сайта www.minfin.ru.
Понятие и сущность бюджета.
Вмешательство государства
в процессы экономической
Государственные ресурсы
могут формироваться двумя
В ряде случаев государство намеренно использует цены, не покрывающие издержек на товары и услуги, производимые государственными организациями. Это обусловлено стремлением государства, стимулировать потребление благ, обладающих важными достоинствами для граждан (например, посещение музеев).
Сниженные цены продаж могут
также служить обеспечению
В силу полного отсутствия или в пределах средней нормы прибыли для рыночной реализации финансовых результатов, подобные виды деятельности непривлекательны для частного сектора. И тогда для реализации способности государством взять на себя выполнение соответствующих функций используются перераспределительные механизмы — принудительное изъятие части доходов.
Для этих целей основным источником денежных средств у государства является налогообложение. Государство обязывает лиц, осуществляющих коммерческую деятельность, участвовать в финансировании его расходов. По сути, оно ограничивает права граждан и организаций на получаемые ими доходы, присваивая себе их некоторую устанавливаемую законом часть. Мобилизуя ресурсы, государство затем их целенаправленно использует. Это означает, что оно выступает не просто в роли инстанции, обладающей регулятивными полномочиями, а в качестве субъекта экономической деятельности, который сопоставляет расходы с доходами, стремится к эффективному использованию своих ресурсов и т.д.
Бюджет является важнейшей
финансовой категорией, неотъемлемой
частью государственных и муниципальны
Бюджет функционирует в рамках относительно обособленной финансовой системы государства. Такое обособление связано с тем, что любое государство призвано, защищать национальные интересы граждан. Бюджет задает исходные параметры баланса социальной и экономической политики, представляет собой соотношение целей развития общества и средств их достижения. Конкретными формами этого баланса являются соотношения между накоплением и потреблением, между экономической эффективностью и социальной справедливостью, между различными моделями экономического развития.
С одной стороны, отличительная
особенность бюджета состоит
в том, что он ориентирован непосредственно
на интересы граждан. Но не менее важная
особенность бюджета
В бюджете отражается циклический характер развития общества и его диалектика, когда старое не отрицается абсолютно, а все положительное в нем воспринимается и ассимилируется на новом витке развития, что и является ключевым моментом в рассмотрении роли и значения бюджета. Бюджет необходимо рассматривать как историко-экономическую категорию, неразрывно связанную с функционированием государства.
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.
В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней: Федеральный бюджет; бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты); бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).
Рассмотрим более подробно
понятие и условия
Понятие и условия сбалансированности бюджета.
Сбалансированность бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.
Этот принцип даже
при наличии дефицита бюджета
позволяет достичь равенства, (баланса)
между суммарной величиной
Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета — разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.
Сбалансированность бюджета
достигается разными методами; одни
из них применяются при
В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.
Информация о работе Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов