Теоретические аспекты общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:17, реферат

Краткое описание

Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникации. Акт общения анализируется и оценивается по компонентам; адресат-субъект общения, адресат - кому направлено сообщение, сообщение - передаваемое содержание, код- средство передачи, канал связи, и результат- что достигнуто в итоге общения.
Существуют следующие виды общения:1. информационно- коммуникативное, охватывающие процессы приёма-передачи информации; 2.регуляционно-коммуникативное, связанное с взаимной корректировкой действий при осуществлении деятельности совместной; 3.аффективно-коммуникативное, относящееся к сфере эмоциональной и отвечающую потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

Файлы: 1 файл

Глава 1 Теоретические аспекты общени1.doc

— 189.00 Кб (Скачать)


              Теоретические аспекты общения.

 

    1. Общая характеристика общения.

Общение - сложный, многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой отросли взаимодействия, восприятие и понимание партнёра.

Общение - одна из основных психологических категорий. Человек  становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими  людьми. Общение - сложный, многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемой в потребности совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единых стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнёров по общению.

Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникации. Акт общения анализируется и оценивается по компонентам; адресат-субъект общения, адресат - кому направлено сообщение, сообщение - передаваемое содержание, код- средство передачи, канал связи, и результат- что достигнуто в итоге общения.

Существуют следующие  виды общения:1. информационно- коммуникативное, охватывающие процессы приёма-передачи информации; 2.регуляционно-коммуникативное, связанное с взаимной корректировкой действий при осуществлении деятельности совместной; 3.аффективно-коммуникативное, относящееся к сфере эмоциональной и отвечающую потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

   В классификации  выделяют: 1.как основную рабочую-  инструментальную функцию общения,  необходимую для обмена информацией  в процессе управления и совместного труда; 2.синдикативную функцию, выражаемою в сплочении малых и больших групп; 3. трансляционную функцию, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; 4. функцию самовыражения, ориентировочную на поиск и на достижение взаимного понимания.

   По критерию  цели общения выделяется восемь  функций общения: 1.контактная, цель, которой - установление контакта  как состояния обоюдной готовности  к приёму и передаче сообщений  и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности; 2.информационная, цель которой- обмен сообщениями, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.; 3.побудительная, цель которой- стимуляция активности партнёра для направления его на выполнения определённых действий; 4.коордициональная, цель которой- взаимное ориентирование и согласование действий при организации деятельности совместной;5.функция понимания, цель которой- не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание- намерений, установок, переживаний, состояний и пр.; 6.амотивная, цель которой–возбуждение в партнёре нужных эмоциональных переживаний(обмен эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний; 7.функция установления отношений, цель которой – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид; 8.функция оказания влияний, цель которой- изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнёра, в том числе его намерений.[18; 301-303]

  Общение имеет  три стороны своего проявления: коммуникативную, интерактивную  и перцептивную.

 Коммуникативная сторона  общения проявляется через действия  личности, сознательно организованные  на смысловое их восприятие другими людьми.

  Перцептивная сторона  (перцепция- восприятие) проявляется  через восприятие и оценку  людьми социальных объектов (других  людей, самих себя, групп, других  социальных общностей).[4;с.23]

Развитие человека осуществляется в общении с другими людьми. Л.С. Выготский описал признаки развития, наиболее важными из них являются дифференциация, расчленение ранее бывшего единого элемента; появление новых сторон в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Также он различал два типа развития.  Преформированный тип развития представляет такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены как те стадии, которые явление(организм) пройдёт, так и конечный результат. Непреформированный тип развития не предопределён заранее, он не даёт конечных форм.[8;48]

Структурные компоненты коммуникативной деятельности:1. предмет  общения - это другой человек, партнёр  по общению как субъект. 2.Потребность  в общении –стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью  –к самопознанию и самооценке.3. Коммуникативные мотивы- это то, ради чего предпринимается общение. 4. Действие общения – это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действия общения – инициативные акты и ответные действия. 5.Задачи общения - это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения.6.Средства общения- это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения.7.Продукты общения- образование материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.[12;с.12-13]

Многие авторы (А.А. Бодалев, Я.Л. Коломенский, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин) в структуре межличностных процессов закономерно выделяют три составляющих и взаимосвязанных компонента: поведенческий (практический), эмоциональный (аффективный) и информационный, или когнитивный (гностический).[6;c.66] 

1.2 Возрастной аспект.

Дошкольный возраст (3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Дошкольный возраст  приносит ребёнку новые принципиальные достижения.

В дошкольном возрасте ребёнок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая  употреблением всё большего числа  предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность пространства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства.

В перипетиях отношений  со взрослыми и со сверстниками ребёнок  постепенно обучается тонкой рефлексией на другого человека. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.д.

    Испытывая  потребность в любви и одобрении,  осознавая эту потребность и  зависимость от неё, ребёнок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.

    В дошкольном  возрасте продолжается активное  овладение собственным телом  (координации движений и действий, формированием образа тела и  ценностного отношения к нему). В этот период ребёнок начинает  приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует половой идентификации. Телесная активность, координированность движений и действий и действий помимо общей двигательной активности посвящается ребёнком и освоений специфических движений и действий, связанных с половой принадлежностью.

   В этот период  продолжает бурно развиваться  речь, способность к замещению,  к символическим действиям и  использованию знаков, наглядно-действенное  и наглядно-образное мышление, воображение  и память.

Возникающее неудержимое стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с другими людьми приносит ребёнку чувство переполненности и радости жизни, В то время ребёнок испытывает потребность к утверждению освоенных действий через их неустанное воспроизведение. В эти периоды ребёнок категорически отказывается присваивать новое (слушать новые сказки, овладевать новыми способами действий и др.), он с упоением воспроизводит известное. В возрасте с трёх до семи лет самосознание ребёнка развивается на столько, что это даёт основание говорить о детской личности. [15;c.163-164,172-173]  

 Психическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.

Освоение  действий с предметами и сравнение  их с действиями взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образце. Поэтому дошкольник подходит к «открытию» мира взрослых.

В раннем детстве  ребенок познавал социальную действительность со стороны предметов, созданных людьми. Перед дошкольником «открывается» мир взрослых со стороны их взаимоотношений и деятельности. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестраивается в следующее соотношение: ребенок-предмет-взрослый.

Главная потребность  ребенка состоит в том, чтобы  войти в мир взрослых, быть как  они и действовать вместе с  ними. Но реально выполнять функции старших ребенок не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник. Спектр его деятельности значительно расширяется.

Все виды деятельности дошкольника объединяет их моделирующий характер. Дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают какой-либо сюжет в игре. Они создают модели, отражающие взаимосвязи между предметами, когда используют заместители вместо реальных предметов. Рисунок является наглядной моделью изображаемого объекта или ситуации. Создаваемые конструкции представляют объемные модели предметов.

В то же время виды деятельности дошкольника различаются с точки зрения отношений, которые складываются между ребенком и взрослым, то есть по тому, в какой форме взрослый присутствует в той или иной деятельности малыша. В игре взрослый, его общественные функции, отношения к вещам и другим людям присутствуют опосредованно, через роль. Благодаря роли, ее действенному воплощению дошкольник усваивает принятые в обществе отношения к людям и вещам.

Близко к игре стоят  продуктивные виды деятельности. В них окружающая действительность опосредуется в форме представления ребенка о предметах и ситуациях.

В бытовой деятельности, связанной с выполнением режимных процессов, ребенок действует в реальной ситуации так же, как и взрослый.

В различных видах  труда, доступных дошкольнику, он становится непосредственным сотрудником взрослого, как и в бытовой деятельности. И в то же время ребенок вступает в отношения с взрослым через социально значимый результат своего труда.

В дошкольном возрасте происходит значительное расширение рамок общения со взрослым прежде всего за счет овладения речью, которая выводит коммуникативные контакты за пределы конкретной ситуации, расширяет их границы. Теперь общение происходит по поводу познавательных, нравственных, личностных проблем. К тому же ребенок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними, интенсивно развиваются формы и содержание общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор психического развития, который влечет за собой освоение соответствующих коммуникативных умений и навыков.

Ведущим видом деятельности выступает сюжетноролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции.

Таким образом, дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них.

Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Если ребенок в конце раннего детства говорит: «Я большой», - то дошкольник к 7 годам начинает считать себя маленьким. Такое понимание основано на осознании своих возможностей и способностей. Ребенок понимает, что для того, чтобы включиться в мир взрослых, необходимо долго учиться. Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, то есть пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую обществом и более значимую для него деятельность - учебную.

В дошкольном детстве  значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности - игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая.

Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л.А.Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремиться к их достижению, несмотря на препятствия.

В познавательной сфере  главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой природы, растительного и животного мира.

В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется  дифференцированная самооценка и личностное сознание.[7;133-135]

 Середина  детства, особенности развития (5-7лет).

Посмотрим на этот период жизни ребенка с точки зрения тех задач развития, которые он решает сам, как бы относительно независимо от места его конкретного пребывания - детский сад это, школа или  семья. Обратимся еще раз к  фактам, которые появились на границе этого возраста, — повышенная чувствительность ребенка к экзистенциальным переживаниям, обозначение границ Я-концепции через установление дистанции с другими людьми, формирование обобщенной концепции другого человека. Сензитивность, повышенная чувствительность ребенка к содержанию его Я-концепции делает его очень уязвимым к любым воздействиям других людей, недаром именно защищенное окружение является ресурсом его развития.

Информация о работе Теоретические аспекты общения