Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:17, реферат
Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникации. Акт общения анализируется и оценивается по компонентам; адресат-субъект общения, адресат - кому направлено сообщение, сообщение - передаваемое содержание, код- средство передачи, канал связи, и результат- что достигнуто в итоге общения.
Существуют следующие виды общения:1. информационно- коммуникативное, охватывающие процессы приёма-передачи информации; 2.регуляционно-коммуникативное, связанное с взаимной корректировкой действий при осуществлении деятельности совместной; 3.аффективно-коммуникативное, относящееся к сфере эмоциональной и отвечающую потребностям в изменении своего эмоционального состояния.
1.6.2 Дифференциация детей в коллективе.
К старшему дошкольному
возрасту происходит явная
Наряду с этим выделяются дети вовсе непопулярные - их не принимают в игры, мало общаются, не хотят уступать им игрушки. Остальная часть детей располагается между этими двумя «полюсами». Положение ребенка в группе и отношение к нему сверстников обычно выясняются с помощью социометрических методик, адаптированных для дошкольного возраста. Вопрос о популярности детей дошкольного возраста решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т. А. Репиной, А. А. Рояк, В. С. Мухиной, Т. В. Антоновой и др. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре неодинаково — одни выступают в роли ведущих, другие — в роли ведомых. Предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру.
В исследовании Т. А. Репиной позиция и положение ребенка в группе исследовались в связи с успешностью ребенка в деятельности. Было показано, что повышение успешности в деятельности увеличивает число положительных форм взаимодействия и повышает социометрический статус ребенка. Успешность в деятельности положительно влияет на активность ребенка в общении и на положение ребенка в группе сверстников.
Однако при оценке успешности в какой-либо деятельности важен не столько ее объективный результат, сколько признание этой успешности со стороны окружающих. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников. Как полагает В. С. Мухина, успешность в деятельности повышает активность детей в общении: они начинают реализовывать свои притязания, стремятся быть признанными. Признание других людей повышает активность детей в общении, непризнание, напротив, понижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться с взрослыми и сверстниками. Все это сказывается на положении ребенка в группе.
Феномен детской популярности связан не только с успехами ребенка в деятельности, но и с потребностью детей в общении и главное - с их способностью удовлетворять потребности других. М. И. Лисина высказала предположение о том, что в основе формирования межличностных привязанностей лежит удовлетворение коммуникативных потребностей партнеров. Если содержание общения не соответствует уровню коммуникативной потребности ребенка, то расположение к партнеру ослабляется, и наоборот, адекватное удовлетворение основных коммуникативных потребностей ведет к симпатии и предпочтению конкретного человека, удовлетворившего эти потребности.
Данная гипотеза была подтверждена в нескольких работах (Р. А. Смирновой и Р. К. Терещук), результаты которых показа ли, что наиболее предпочитаемыми оказались дети, демонстрирующие доброжелательное внимание партнеру. Описывая обобщенный портрет популярного ребенка, авторы выделяют такие главные качества, как чувствительность к воздействиям сверстника, доброжелательное внимание к другим, отзывчивость, адекватное содержание общения.
Итак, анализ психологических исследований показывает, что в основе избирательных привязанностей детей могут стоять самые разные качества: инициативность, успешность в игровой или конструктивной деятельности, потребность в общении и признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворять коммуникативную потребность ровесников, способность к самовыражению и др. Очевидно, что столь широкий (хотя далеко не полный) перечень этих качеств не позволяет выделить главного условия детской популярности и понять ее психологическую основу.
Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьми были обнаружены в эмоциональном отношении к сверстникам.
Во-первых, популярные дети, в отличие от непопулярных, практически никогда не были безразличны к действиям сверстника, проявляли интерес к тому, что он делает. Причем эта эмоциональная вовлеченность имела положительную окраску — они одобряли и поддерживали других детей, в то время как непопулярные осуждали и навязывали свой замысел.
Во-вторых, они сопереживали другим: успехи сверстников отнюдь не обижали, а напротив, радовали их, а промахи огорчали. Непопулярные дети либо оставались безразличными к оценке сверстника, либо реагировали неадекватно (радовались неудачам и обижались при похвале другого).
В-третьих, все популярные дети, независимо от уровня общительности и инициативности, отвечали на просьбы сверстников и очень часто бескорыстно помогали им. Непопулярные не делали этого никогда.
И наконец, популярные дети, даже в позиции «обиженного», предпочитали разрешать конфликты мирным путем, не обвиняя и не наказывая других. Непопулярные, как правило находили разрешение конфликта в агрессивных действиях и угрозах.[25;308-313]
1.6.3 Проблема
отношений между детьми
Наблюдая друг за другом, дети учатся один у другого, делают замечания друг другу, вместе преодолевают трудности. Выделяли ряд детских недостатков, которые мешают слаженной работе детей старшего дошкольного возраста: 1.неумение ясно выражать свои мысли; 2.неспособность обратиться к сверстнику по поводу собственных потребностей;3.неумение осуществлять свои желания в совместной деятельности; 4.демонстрация способностей и умений одними детьми и их застенчивость в их проявлении другими.[11;24]
1.6.4 Агрессивные дети.
Повышенная агрессивность
детей является одной из
Агрессивное поведение дошкольников принимает
разнообразные формы. Это может быть оскорбление
сверстника (дурак, идиот, жиртрест), драка
из-за привлекательной игрушки или ведущего
места в игре. В то же время у отдельных
детей наблюдаются агрессивные действия,
не имеющие какой-либо цели и направленные
исключительно на причинение вреда другому.
Те или иные формы агрессивного поведения
наблюдаются у большинства дошкольников.
В то же время некоторые дети проявляют
значительно более выраженную склонность
к агрессивности, которая проявляется
в следующем: в высокой частоте агрессивных
действий, преобладании прямой физической
агрессии, наличии враждебных агрессивных
действий, направленных не на достижение
какой-либо цели (как у остальных дошкольников),
а на физическую боль или страдание сверстников.
Исследования показали, что агрессивные
дети практически не отличаются от своих
миролюбивых сверстников по уровню развития
интеллекта, произвольности или игровой
деятельности. Главной отличительной
чертой агрессивных детей является их
отношение к сверстнику. Другой ребенок
выступает для них как противник, как конкурент,
как препятствие, которое нужно устранить.
Такое отношение нельзя свести к недостатку
коммуникативных навыков (заметим, что
многие агрессивные дети в ряде случаев
демонстрируют вполне адекватные способы
общения и при этом проявляют незаурядную
изобретательность, придумывая разнообразные
формы нанесения ущерба сверстникам).
Можно полагать, что это отношение отражает
особый склад личности, ее направленность,
которая порождает специфическое восприятие
другого как врага. Все это говорит о том,
что главные проблемы агрессивных детей
лежат в сфере отношений со сверстниками.
Однако агрессивные дети существенно
различаются как по формам проявления
агрессии, так и по мотивации агрессивного
поведения. У одних детей агрессия носит
мимолетный, импульсивный характер, не
отличается особой жестокостью и наиболее
часто используется для привлечения внимания
сверстников. У других агрессивные действия
используются для достижения конкретной
цели (чаще всего - получить желанный предмет)
и имеют более жесткие и устойчивые формы.
У третьих преобладающей мотивацией агрессии
является "бескорыстное" причинение
вреда сверстникам (агрессия как самоцель)
и проявляется в наиболее жестоких формах
насилия. Отметим нарастание частоты и
жестокости агрессии от первой группы
к третьей. Однако, несмотря на эти очевидные
различия, всех агрессивных детей объединяет
одно общее свойство - невнимание к другим
детям, неспособность видеть и понимать
другого.
1.6.5 Застенчивые дети.
Застенчивость является
одной из самых
Выводы по первой главе.
Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада.[9;89]
М. Лисина показала, что в дошкольном возрасте существуют две линии развития общения ребенка со сверстниками.
1. От 3-4 лет - сверстники выступают для дошкольника как фон для самоутверждения.
2. После 4-х лет, когда сверстник выступает для ребенка в центре внимания, возникают первые симпатии, детская дружба.
Г. Репина показала, что ребенок строит свои взаимоотношения со сверстниками по-разному:
- на основе положительных эмоций; - нейтральные взаимоотношения; -формальные; -негативные
- страстные.
Взаимоотношения со сверстниками могут быть положительными и
отрицательными.
Положительные взаимоотношения строятся на основе эмпатии, дружбы, совместного дела, общих впечатлений (Т. Маркова).
Отрицательные взаимоотношения детей больше изучены в зарубежной психологии (Б. Сокк, А. Фромм).
Различают 2 типа отрицательных взаимоотношений:
- наступательные (использование силы, драки, угроз);
- оборонительные (дети
вынуждены реагировать, чтобы
защищаться). Причинами отрицательных
взаимоотношений являются
воспитания, преобладание эгоистических мотивов, отсутствие положительных форм общения, конфликты, споры, отрицательный психологический микроклимат.
В работах С. Якобсон, Б. Спокка подчеркивается необходимость коррекции отрицательных взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, в частности, игровая коррекция.[2;54-55]
В дошкольном возрасте общение со сверстником становится важной частью жизни ребенка. Примерно к 4 годам сверстник является более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых: богатство и разнообразие коммуникативных действий; чрезвычайная эмоциональная насыщенность; нестандартность и нерегламентированность коммуникативных проявлений; преобладание инициативных действий над ответными; нечувствительность к воздействиям сверстника.
Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит в основном себя. На втором (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника. На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативно-деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения.