Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:17, реферат
Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникации. Акт общения анализируется и оценивается по компонентам; адресат-субъект общения, адресат - кому направлено сообщение, сообщение - передаваемое содержание, код- средство передачи, канал связи, и результат- что достигнуто в итоге общения.
Существуют следующие виды общения:1. информационно- коммуникативное, охватывающие процессы приёма-передачи информации; 2.регуляционно-коммуникативное, связанное с взаимной корректировкой действий при осуществлении деятельности совместной; 3.аффективно-коммуникативное, относящееся к сфере эмоциональной и отвечающую потребностям в изменении своего эмоционального состояния.
Совместные действия между детьми второго года жизни еще не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают, так как дети еще не умеют договариваться друг с другом и учитывать обоюдные интересы. Очень часто конфликты возникают из-за игрушки. Тем не менее, интерес к сверстнику постепенно растет.
К концу второго года дети уже вступают в совместную игровую деятельность, которая доставляет им большое удовольствие. Следует заметить, что игрушки и предметы, находящиеся радом с детьми, отвлекают их от общения и снижают эффективность взаимодействия друг с другом.
На третьем году общение между детьми активизируется. Особенность этого общения — яркая эмоциональная окрашенность, особая раскованность, непосредственность. Большинство совместных игр основано на стремлении детей подражать друг другу.
По мнению многих психологов (Мухина, 1998; Смирнова, 1997; Уайт, 1982ндр.), дети раннего возраста начинают интересоваться друг другом, учатся выражать свои чувства, начинают соревноваться друг с другом.
Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании этих контактов и в разрешении возникающих конфликтов. Однако присутствие взрослого при установлении контакта между детьми может отвлечь малышей от непосредственного взаимодействия друг с другом, tax как в этом случае они будут стараться любыми путями обратить внимание взрослого на себя.[14;142-143]
Исследования, выполненные под руководством А.Г. Рузской в 1970— 1980-х гг., позволили выявить специфические особенности общения со сверстниками, качественно отличающие его от общения с взрослым .
Первая и наиболее важная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. Именно в общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и т.д. Столь широкий диапазон детских контактов определяется богатым функциональным составом общения сверстников, большим разнообразием коммуникативных задач.
Второе яркое отличие общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослым. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей аффективной направленностью.
одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым.
Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения, которым свойственна особая раскованность и ненормированность. Подобная свобода общения дошкольников позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность и свое самобытное начало. Если взрослый несет для ребенка культурно нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений ребенка.
Еще одна отличительная
особенность общения
Данные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего Дошкольного возраста. Однако содержание общения детей существенно меняется от трех к шести-семи годам.
Исследования показали, что на протяжении дошкольного возраста общение со сверстником проходит ряд этапов, которые по аналогии со сферой общения с взрослым, были названы формами общения со сверстниками (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, 1989).
Первая из них — эмоционально-практическа
Следующая форма общения сверстников — ситуативно-деловая. Она складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (особенно у тех, кто пoce- щает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной — дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного! возраста становится деловое сотрудничество.
Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В 4—5-летнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои npeимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало.
В конце дошкольного возраста у многих детей складывается новая форма общения, которая была названа внеситуативно-деловой. У 6—7-летних детей примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте становится возможным «чистое общение», не опосредствованное предметами и действиями с ними. Однако, несмотря на возрастающую тенденцию к внеситуативности, общение детей в этом возрасте происходит, как и в более раннем, на фоне совместного дела, т.е. общей игры или продуктивной деятельности (поэтому данная форма общения и сохранила название деловой). Но сама игра и форма ее осуществления к концу дошкольного возраста меняются. Подготовка к игре, ее планирование и обсуждение ее правил начинают занимать значительно большее место, чем на предыдущем этапе.
Конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако наряду с этим между старшими дошкольниками появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования — его желания, предпочтения, настроения. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы.[21;с. 59-61]
1.6 Проблемы общения в дошкольном возрасте.
Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения с взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение, с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие.[5;40]
Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения. У маленьких детей по отношению к сверстнику такой способностей нет. Особенно ярко это проявляется в неумении дошкольников вести диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.[22;15]
1.6.1 Типы поведения дошкольников со сверстниками.
Первую позицию можно назвать эгоистической. Она заключается в том, что ребенку совершенно безразличны другие дети. Его интересы сосредоточены в основном на предметах — на игрушках, картинках, сладостях. Такому ребенку нетрудно толкнуть сверстника, допустить грубость и агрессивность. Рыдания и протесты обиженного ничего не значат. Поэтому ребенок с эгоистической позицией обычно ничего не знает о других детях в группе детского сада — он даже имена их не всегда помнит. Зато игрушки, которые они приносят, он замечает всегда.[7;с.133-135] Чтобы придумать обидную дразнилку, он должен знать, что сверстнику более обидно слышать. Преднамеренно ломая его игрушку, проследить, какая именно наиболее дорога. И помощь, и противоречие, и нанесение ущерба предполагают: ребёнок должен учитывать либо в позитивной, либо в негативной форме потребности партнёра, его интересы и цели. Эгоцентризм школьника не абсолютен, его степень изменяется в зависимости от сложности ситуации.[17;,43-44]
Нет надобности говорить, что это очень опасная позиция, и, прежде всего для других — ведь такой ребенок может быть озлобленным, агрессивным, жестоким, особенно по отношению к тем, кто ему мешает. Но эгоистическая позиция вредит и самому ее обладателю. Это только кажется, что, думая лишь о себе и отнимая все блага у других, человек может быть счастливым. Ведь без признания, уважения и расположения других человек, даже самый эгоистичный, не может быть счастлив. А тот, кто не замечает вокруг себя никого, никогда не завоюет это уважение и расположение. Эгоистичных детей сверстники не любят. Они не хотят с ними играть, а тем более дружить — это неинтересно и опасно. Такие дети оказываются в стороне от общих дел и в одиночестве. Рано или поздно они начинают это понимать, переживать, обвинять других, но от этого становятся еще агрессивнее и враждебнее и, конечно же, вызывают еще большую неприязнь. Отчужденность от сверстников и эгоистичность ребенка нарастают как снежный ком.
А сейчас о другой позиции,
которую можно назвать
В сверстнике ребенок видит, прежде всего, конкурента, которого нужно хоть в чем-то превзойти. Получается, что в другом такой ребенок видит главным образом себя и постоянно оценивает его с точки зрения своих собственных достижений. А ведь это так скучно! Такая позиция тоже не может дать настоящей радости общения, потому что она держит ребенка (а потом и взрослого) в постоянном Напряжении — как бы кто его не опередил. И любые успехи других (а они неизбежны, к счастью, в любой деятельности и в любом коллективе) вызывают огорчение, обиду; зависть. А эти чувства никак нельзя назвать приятными. Да и радость по поводу неудач другого тоже не относится к числу благородных человеческих эмоций. Так что жить с такими переживаниями и с таким отношением к людям нелегко.
Конечно, стремление продемонстрировать свои достоинства, как и желание, обладать привлекательными игрушками, вполне естественно для дошкольников, особенно младших. Так или иначе, все дети в 3—5 лет хвалятся друг перед другом и демонстрируют себе. Это одна из возрастных черт детского общения. Но когда эта черта остается главной до конца дошкольного возраста, когда (6-7-летнмй ребенок только я думает о том, как быть лучше всех, а в других детях видит только соперников и конкурентов — это уже тревожный симптом). Есть большая вероятность того, что такое конкурентное отношение к другим останется, и будет укрепляться. А оно в дальнейшем сильно осложнит жизнь уже взрослого человека, сделает ее конфликтной и напряженной.
Таких проблем никогда не будет у ребенка с гуманным отношением к сверстникам, потому что он относится к другому как к самоценной личности. Такой ребенок очень чувствителен к внутреннему состоянию другого—к его желаниям, интересам, настроениям. Он хорошо знает окружающих его близких людей не только с внешней и поведенческой стороны (какого цвета волосы, во что одет, как ведет себя в группе и т. д.), но и со стороны внутреннего мира. Поэтому он почти всегда положительно относится к остальным, считает всех хорошими, добрыми, умными. Ребенок по собственной инициативе охотно помогает другим, делится тем, что имеет сам. И делает это не потому, что так принято и за это похвалят, а потому, что сам получает от этого радость и удовлетворение. Он умеет сопереживать другим, чувствовать то же, что чувствуют они.
Этот редкий дар делает ребенка любимым и популярным среди сверстников. Ведь именно такого друга хочется иметь. Получается, что дети с гуманистическим отношением к другим оказываются самыми счастливыми, вовсе не добиваясь этого. Во-первых, они получают очень много радости от общения с окружающими, а во-вторых, им достается самое ценное, что только может быть у человека,— привязанность, признание и симпатии других людей.[7; с. 133-135].