Теоретические аспекты общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:17, реферат

Краткое описание

Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникации. Акт общения анализируется и оценивается по компонентам; адресат-субъект общения, адресат - кому направлено сообщение, сообщение - передаваемое содержание, код- средство передачи, канал связи, и результат- что достигнуто в итоге общения.
Существуют следующие виды общения:1. информационно- коммуникативное, охватывающие процессы приёма-передачи информации; 2.регуляционно-коммуникативное, связанное с взаимной корректировкой действий при осуществлении деятельности совместной; 3.аффективно-коммуникативное, относящееся к сфере эмоциональной и отвечающую потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

Файлы: 1 файл

Глава 1 Теоретические аспекты общени1.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

Совместные действия между детьми второго года жизни  еще не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и  быстро затухают, так как дети еще  не умеют договариваться друг с другом и учитывать обоюдные интересы. Очень  часто конфликты возникают из-за игрушки. Тем не менее, интерес к сверстнику постепенно растет.          

К концу второго года дети уже вступают в совместную игровую деятельность, которая доставляет им большое удовольствие. Следует заметить, что игрушки и предметы, находящиеся радом с детьми, отвлекают их от общения и снижают эффективность взаимодействия друг с другом.          

На третьем году общение  между детьми активизируется. Особенность этого общения — яркая эмоциональная окрашенность, особая раскованность, непосредственность. Большинство совместных игр основано на стремлении детей подражать друг другу.

По мнению многих психологов (Мухина, 1998; Смирнова, 1997; Уайт, 1982ндр.), дети раннего возраста начинают интересоваться друг другом, учатся выражать свои чувства, начинают соревноваться друг с другом.

Несмотря на то, что  дети раннего возраста нуждаются  в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании этих контактов и в разрешении возникающих конфликтов. Однако присутствие взрослого при установлении контакта между детьми может отвлечь малышей от непосредственного взаимодействия друг с другом, tax как в этом случае они будут стараться любыми путями обратить внимание взрослого на себя.[14;142-143]

Исследования, выполненные под руководством А.Г. Рузской в 1970— 1980-х гг., позволили выявить специфические особенности общения со сверстниками, качественно отличающие его от общения с взрослым .

Первая и наиболее важная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. Именно в общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и т.д. Столь широкий диапазон детских контактов определяется богатым функциональным составом общения сверстников, большим разнообразием коммуникативных задач.

Второе яркое отличие  общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослым. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей   аффективной   направленностью.

одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым.

Третья специфическая  особенность контактов детей  заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения, которым свойственна особая раскованность и ненормированность. Подобная свобода общения дошкольников позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность и свое самобытное начало. Если взрослый несет для ребенка культурно нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений ребенка.

Еще одна отличительная  особенность общения сверстников  — преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это  проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще.

Данные особенности  отражают специфику детских контактов на протяжении всего Дошкольного возраста. Однако содержание общения детей существенно меняется от трех к шести-семи годам.

Исследования показали, что на протяжении дошкольного возраста общение со сверстником проходит ряд этапов, которые по аналогии со сферой общения с взрослым, были названы формами общения со сверстниками (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, 1989).

Первая из них — эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками (второй-четвертый годы жизни). В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно - как по своему содержанию, так и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки и от практических действий партнера. На данном этапе общение детей еще не связано с их предметными действиями. Основные средства общения детей — локомоции или экспрессивно-мимические движения. После трех лет общение детей все больше опосредствуется речью, однако речь пока крайне ситуативна и может быть средством общения только при наличии зрительного контакта и выразительных движений.

Следующая форма общения  сверстников   —   ситуативно-деловая.   Она складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (особенно у тех, кто пoce- щает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной — дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного! возраста становится деловое сотрудничество.

Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В 4—5-летнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои npeимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало.

В конце дошкольного  возраста у многих детей складывается новая форма общения, которая была названа внеситуативно-деловой. У 6—7-летних детей примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте становится возможным «чистое общение», не опосредствованное предметами и действиями с ними. Однако, несмотря на возрастающую тенденцию к внеситуативности, общение детей в этом возрасте происходит, как и в более раннем, на фоне совместного дела, т.е. общей игры или продуктивной деятельности (поэтому данная форма общения и сохранила название деловой). Но сама игра и форма ее осуществления к концу дошкольного возраста меняются. Подготовка к игре, ее планирование и обсуждение ее правил начинают занимать значительно большее место, чем на предыдущем этапе.

Конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако наряду с этим между старшими дошкольниками появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования — его желания, предпочтения, настроения. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы.[21;с. 59-61]

1.6 Проблемы  общения в дошкольном возрасте.

Очевидно, что общение  ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения с взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение, с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие.[5;40]

Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность  слышать его и отвечать на его  предложения. У маленьких детей  по отношению к сверстнику такой  способностей нет. Особенно ярко это  проявляется в неумении дошкольников вести диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.[22;15]

1.6.1 Типы поведения дошкольников со сверстниками.

Первую позицию можно  назвать эгоистической. Она заключается в том, что ребенку совершенно безразличны другие дети. Его интересы сосредоточены в основном на предметах — на игрушках, картинках, сладостях. Такому ребенку нетрудно толкнуть сверстника, допустить грубость и агрессивность. Рыдания и протесты обиженного ничего не значат. Поэтому ребенок с эгоистической позицией обычно ничего не знает о других детях в группе детского сада — он даже имена их не всегда помнит. Зато игрушки, которые они приносят, он замечает всегда.[7;с.133-135] Чтобы придумать обидную дразнилку, он должен знать, что сверстнику более обидно слышать. Преднамеренно ломая его игрушку, проследить, какая именно наиболее дорога. И помощь, и противоречие, и нанесение ущерба предполагают: ребёнок должен учитывать либо в позитивной, либо в негативной форме потребности партнёра, его интересы и цели. Эгоцентризм школьника не абсолютен, его степень изменяется в зависимости от сложности ситуации.[17;,43-44] 

Нет надобности говорить, что это очень опасная позиция, и, прежде всего для других — ведь такой ребенок может быть озлобленным, агрессивным, жестоким, особенно по отношению к тем, кто ему мешает. Но эгоистическая позиция вредит и самому ее обладателю. Это только кажется, что, думая лишь о себе и отнимая все блага у других, человек может быть счастливым. Ведь без признания, уважения и расположения других человек, даже самый эгоистичный, не может быть счастлив. А тот, кто не замечает вокруг себя никого, никогда не завоюет это уважение и расположение. Эгоистичных детей сверстники не любят. Они не хотят с ними играть, а тем более дружить — это неинтересно и опасно. Такие дети оказываются в стороне от общих дел и в одиночестве. Рано или поздно они начинают это понимать, переживать, обвинять других, но от этого становятся еще агрессивнее и враждебнее и, конечно же, вызывают еще большую неприязнь. Отчужденность от сверстников и эгоистичность ребенка нарастают как снежный ком.

А сейчас о другой позиции, которую можно назвать конкурентной. Ребенок с такой позицией прекрасно понимает, что самое главное в жизни — это чтобы тебя ценили, уважали и хотели с тобой дружить. А для этого нужно быть хорошим — все делать правильно, со всеми делиться, никого не обижать. И ребенок нередко действительно добивается признания и становится популярным в своей группе. Малыша любят, и хвалят воспитатели. Но когда другие в чем-то превосходят его — в успехах на занятиях, в популярности у сверстников или в признании взрослого,— ему становится очень обидно, что он не первый. Поэтому ребенок напряженно следит за успехами сверстников и радуется любым их неудачам. Ведь другие дети интересуют его лишь как средство для самоутверждения.

В сверстнике ребенок  видит, прежде всего, конкурента, которого нужно хоть в чем-то превзойти. Получается, что в другом такой ребенок видит главным образом себя и постоянно оценивает его с точки зрения своих собственных достижений. А ведь это так скучно! Такая позиция тоже не может дать настоящей радости общения, потому что она держит ребенка (а потом и взрослого) в постоянном Напряжении — как бы кто его не опередил. И любые успехи других (а они неизбежны, к счастью, в любой деятельности и в любом коллективе) вызывают огорчение, обиду; зависть. А эти чувства никак нельзя назвать приятными. Да и радость по поводу неудач другого тоже не относится к числу благородных человеческих эмоций. Так что жить с такими переживаниями и с таким отношением к людям нелегко.

Конечно, стремление продемонстрировать свои достоинства, как и желание, обладать привлекательными игрушками, вполне естественно для дошкольников, особенно младших. Так или иначе, все дети в 3—5 лет хвалятся друг перед другом и демонстрируют себе. Это одна из возрастных черт детского общения. Но когда эта черта остается главной до конца дошкольного возраста, когда (6-7-летнмй ребенок только я думает о том, как быть лучше всех, а в других детях видит только соперников и конкурентов — это уже тревожный симптом). Есть большая вероятность того, что такое конкурентное отношение к другим останется, и будет укрепляться. А оно в дальнейшем сильно осложнит жизнь уже взрослого человека, сделает ее конфликтной и напряженной.

Таких проблем никогда  не будет у ребенка с гуманным отношением к сверстникам, потому что  он относится к другому как  к самоценной личности. Такой ребенок  очень чувствителен к внутреннему  состоянию другого—к его желаниям, интересам, настроениям. Он хорошо знает окружающих его близких людей не только с внешней и поведенческой стороны  (какого цвета волосы, во что одет, как ведет себя в группе и т. д.), но и со стороны внутреннего мира. Поэтому он почти всегда положительно относится к остальным, считает всех хорошими, добрыми, умными. Ребенок по собственной инициативе охотно помогает другим, делится тем, что имеет сам. И делает это не потому, что так принято и за это похвалят, а потому, что сам получает от этого радость и удовлетворение. Он умеет сопереживать другим, чувствовать то же, что чувствуют они.

Этот редкий дар делает ребенка любимым и популярным среди сверстников. Ведь именно такого друга хочется иметь. Получается, что дети с гуманистическим отношением к другим оказываются самыми счастливыми, вовсе не добиваясь этого. Во-первых, они получают очень много радости от общения с окружающими, а во-вторых, им достается самое ценное, что только может быть у человека,— привязанность, признание и симпатии других людей.[7; с. 133-135].

Информация о работе Теоретические аспекты общения