Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:10, курсовая работа
Цель данной работы – изучить особенности построения бюджетов и проблемы их сбалансированности.
Объект исследования – бюджетная система государства.
Предмет исследования – проблемы сбалансированности бюджетов.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность и функции дефицита и профицита бюджета.
2. Дать определение сбалансированности бюджетов. Определить значение сбалансированности бюджетов для национальной экономики.
3. Охарактеризовать бюджетный дефицит и источники его финансирования в РФ.
Введение 3
Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов
1.1 Понятие и сущность бюджета 5
1.2 Понятие и условия сбалансированности бюджета. 9
Бюджетный профицит и направления его использования 13
Бюджетный дефицит и источники и его финансирования 18
Профицит и дефицит бюджета в РФ 26
Заключение 36
Список используемой литературы 38
В бывшем СССР, бюджетная система которого строилась на принципах единства и централизма, за сбалансированность бюджета отвечал непосредственно союзный центр. Такой порядок достижения сбалансированности бюджета был чреват субъективизмом, культивировал иждивенчество органов власти среднего и низового уровней. По мере совершенствования государственного устройства России на основе федерализма перестраивалась и бюджетная система страны; основополагающими принципами ее построения наряду с другими стали самостоятельность каждого бюджета и ответственность за сбалансированность бюджета того органа власти, в распоряжении которого находится соответствующий бюджет. Законодательное закрепление принципа сбалансированности бюджета во 2-й половине XX в. произошло во многих странах мира. В частности, в США конституции ряда штатов содержат прямое требование о недопустимости расходов, превышающих поступления в бюджет; законодательство Франции запрещает рассматривать проекты местных бюджетов, если они составлены с дефицитом.
В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. Его претворение в жизнь позволит прекратить распространенную в 90-е гг. практику составления и утверждения фактически несбалансированных бюджетов, особенно на субфедеральном и муниципальном уровнях. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа — общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов.
На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой — механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.
В настоящее время сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение.
В России незавершенность макроэкономической стабилизации в 2000 г. обусловила заметное превышение расходов над доходами. Для выхода из бюджетного кризиса необходимо было стабилизировать и увеличить доходы бюджета, для того чтобы восстановить доверие кредиторов и иметь возможность прибегать к заимствованиям в будущем без внешних источников финансирования (т.е. превышение доходов над расходами без учета платежей по долгу). Такой профицит возможен, если налоговые и прочие доходы федерального бюджета составляют не менее 12-13% ВВП. Поэтому в бюджете на 1999 г. был впервые за период рыночных реформ запланирован первичный профицит в 1,64% ВВП, а общий дефицит, с учетом государственного долга, составил 2,53% ВВП .
Значительную часть превышения доходов над расходами составили поступления, обусловленные высокими ценами на нефть, которые перечислялись в Стабилизационный фонд Российской Федерации в соответствии с правилами его формирования.
Как и в предшествующие годы, в условиях профицитного бюджета и роста объема Стабилизационного фонда, долговая политика была направлена на постепенное снижение внешнего долга и замещение его внутренними заимствованиями. Правительство Российской Федерации продолжило политику досрочного погашения внешнего долга за счет средств Стабфонда, хотя и в менее значительных объемах, чем в предшествующие годы.
Стабилизационный фонд Российской Федерации, основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).
Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.
Фонд аккумулирует поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену.[2]
Средства Фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объем использования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Объем Стабилизационного фонда млрд. р
на 1 декабря 2008 3661,37
на 1 декабря 2009 2238,58
на 1 декабря 2010 1279,85
на 1 ноября 2011 790,02
Бюджетные средства, составляющие профицит бюджета, распределяются в РФ следующим образом.
Во-первых, это помощь бюджетам субъектов РФ. В методике распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации предусмотрен механизм, позволяющий субъектам Российской Федерации, проводящим эффективную бюджетную политику, направленную на сокращение кредиторской задолженности и увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджеты полностью компенсировать снижение уровня трансферта.
В 2008 году в составе
федерального бюджета сформирован Федеральны
Средства Федерального фонда регионального развития направляются на выравнивание обеспеченности регионов инженерной и социальной инфраструктурой регионального и муниципального значения.
Во-вторых – это различные резервные фонды.
Совокупный объем нефтегазовых фондов (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) по состоянию на 1 декабря 2011 года достиг 3566,17 млрд. рублей, в том числе, Резервный фонд – 801,77 млрд. рублей, Фонд национального благосостояния – 2764,40 млрд. рублей.
Созданный в начале 2000-х в России профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах. Некоторые экономисты считают, что профицит в том виде, в котором он существует сейчас в России, является достаточно искусственным образованием.
Таким образом, профицит бюджета — не обязательно положительный фактор.
Ситуация в
российской экономике такова, что
внешние факторы для
Таблица 1. Исполнение бюджета РФ на 1 октября 2011
показатель |
Исполнение бюджета | |
Численность населения |
142914,10 | |
Доходы млн.р |
5615463,34 | |
Доходы руб на душу населения |
39292,58 | |
Налоговые и неналоговые доходы |
4271053,05 | |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ млн.р |
1209443,44 | |
Безвозмездные поступления руб. на душу населения |
8462,73 | |
Доля безвозмездных |
21,54 | |
Доля расходов на заработную плату, % |
30,29 | |
Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований млн. р |
419596,08 | |
Субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований (межбюджетные субсидии), млн. р |
369427,88 | |
Субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований млн. р |
264658,46 | |
Иные межбюджетные трансферты млн.р |
147460,00 | |
Расходы, млн. р |
4783969,06 | |
Расходы руб. на душу населения |
33474,44 | |
Дефицит, Профицит |
831494,28 |
При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. В том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.
Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.
Из зарубежной практики показателен профицит бюджета в Румынии времен Чаушеску. Этот коммунистический лидер очень боялся как бюджетного дефицита, так и закабаления страны посредством роста внешнего долга. Такая политика оказала угнетающее действие на экономику страны, сдерживала рост инвестиций, что стало одной из причин падения режима Чаушеску. Вообще, создание профицита консолидированного бюджета государства сродни хранению денег в чулке — средства просто обесценятся.
Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.
Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.
Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.
Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета:
1) выпуск госзаймов;
2) ужесточение налогообложения;
3) производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег.
Однако в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.
Бюджетный дефицит не относится к числу финансовых явлений, носящих чрезвычайный характер. В экономической теории отношение к нему разное, но его нельзя считать абсолютным злом или абсолютным благом, многое зависит от причин его возникновения и источников покрытия. Пределы бюджетного дефицита зависят от экономической ситуации.
Известный английский экономист Джон Кейнс и его последователи в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовали проводить политику дефицитного финансирования, которая представляет собой способ государственного регулирования экономики. По их мнению, любое увеличение государственных расходов (в т.ч. военных) дает мультиплицирующий толчок экономическому росту в условиях присущей рыночной экономике недогрузке производственных мощностей и резервной армии труда.
Информация о работе Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов