Образование в теоретическом аспекте

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:36, реферат

Краткое описание

Социология образования — отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.Современная социология образования исследует образование в качестве многоуровневой системы, функционирующей в четырех основных и взаимосвязанных формах:
Как процесс формирования знаний у индивидов, вовлеченных в то или иное звено образования.
Как процесс изменения общественного сознания.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1Социология образования как отрасль социологического знания 5
2 История развития социологии образования9
3 Основные парадигмы социологии образования 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК17

Файлы: 1 файл

образование2.docx

— 48.25 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

АМУРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУ  ВПО «АМГУ») 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

На тему Образование в теоретическом аспекте

По дисциплине: Социология образования 
 
 

Исполнитель

Студент группы 863  _________________________________    А.А.Сидельников 
 
 

Руководитель           __________________________________    Ю.Г. Магницкий 
 
 
 

Благовещенск 2012

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                3

1Социология образования как отрасль социологического знания      5

2 История развития социологии образования9

3 Основные парадигмы социологии образования                  11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

   Социология образования — отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.Современная социология образования исследует образование в качестве многоуровневой системы, функционирующей в четырех основных и взаимосвязанных формах:

  1. Как процесс формирования знаний у индивидов, вовлеченных в то или иное звено образования.
  2. Как процесс изменения общественного сознания.
  3. Как фактор социализации личности, и её воспитания.
  4. Как своеобразная феноменология личностного сознания.

   Кроме социологии, образование изучают так же в рамках педагогикипсихологии, философииистории и экономики.

   Становление социологии образования, как самостоятельной  дисциплины началось в конце XIX века с работ Эмиля Дюркгейма, но при этом исследования, посвящённые образованию, проводились и раньше.

   Предшественник  Дюркгейма, Карл Маркс показал связь содержания и функций образования с классовой структурой общества. Дюркгейм считал, что образование является одним из способов передачи подрастающим поколениям ценности господствующей культурыВпоследствии Р. Коллинз показал, влияние различных статусных групп на развитие образования, на формирование его стандартов. Американский социолог Толкотт Парсонс с позиций структурного функционализма проанализировал роль школьного класса как специфической социальной системы.

   Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве её основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОЦИОЛОГИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТРАСЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

       Образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию. Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе.Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех поколений.

      Социологию  образования интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды. Социология представляет собой целостную систему социологических знаний, состоящую из 3 уровней:

  1. Общесоциологический (общетеоретический) уровень.
  2. Специальные (частные) социологические теории.
  3. Эмпирические социологические исследования.

На базе общих теорий первого уровня основываются специальные (частные) социологические  теории среднего уровня. Сюда относится  и социология образования.

     Философская энциклопедия, определяет предмет социологии образования, как социальной природы: "Социология образования - отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, как форму и средство общественной жизни". А.Майер пишет, что социология образования "...имеет своим предметом социологическое исследование общих социальных закономерностей образования и воспитания как социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил". В.Н.Турченко обращает внимание на приоритет системной организации образования: "...социология образования имеет предметом своего рассмотрения системы и подсистемы (элементы) образования в их целостности и совокупности (общественных) отношений". Обобщением изложенных позиций является определение Ф.Р.Филиппова: "Социология образования есть специальная социологическая наука, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего с его социальной структурой".

     Объектом  социологии образования является сфера  образования как социальное явление; люди, их объединения и организации в системе образования, где происходит функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий, где в ходе таких занятий складываются определенные системы взаимоотношения людей. Таким образом, объектом изучения является образование с позиций его социальной природы.Социология образования рассматривает влияние образования на все стороны жизни общества - экономическую, социальную, политическую, духовную. В то же время она рассматривает и собственно "образовательные" проблемы: как функционирует и развивается система образования, насколько она соответствует требованиям общества, насколько эффективно ее организационное строение.Исследование проблем структуры образования связано с изучением его социальных функций: передача накопленных знаний, преемственность социального опыта и духовная преемственность поколений, социализация личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного, интеллектуального, социального потенциала.Опрос - это метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования.Анкетирование в исследованиях процесса образования применяется для сбора информации о массовых социальных явлениях и позволяет получить значительный объем эмпирической информации в короткий срок и анонимно. К недостаткам этого метода относится невозможность проконтролировать ситуацию ответа на вопрос, его самостоятельность и полноту. Преодолеть эти недостатки помогает метод интервью, когда информация об исследуемом объекте получается в процессе личного общения с респондентом по специально составленному вопроснику.Одним из современных видов метода интервью являются фокусированные интервью, носящие дискуссионный характер, что стимулирует расширение взгляда на предмет исследования.Эффективность методов социологического исследования в значительной степени определяется уровнем профессионализма исследователей, а также комбинированным применением набора методов, наиболее соответствующих его целям и условиям проведения.

 Образование является открытой социальной системой, оно связано с другими социальными системами. Процесс образования взаимодействует с другими социальными процессами и является одним из важнейших механизмов социализации человеки, продолжающимся всю его жизнь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

      Возникновениесоциологииобразования в нашей стране нельзя привязать к конкретной дате или публикации. Сам по себе социологический ракурс рассмотрения проблемобразования и воспитания весьма характерен для отечественной обществоведческой мысли.

     Работы, касающиеся социальных аспектов педагогики, появляются в России еще до собственно социологических трудов. Это было неудивительно в силу запаздывающего характера экономическогоразвития страны, когда задачи образования и скорейшей профессиональной подготовки населения для нужд модернизации стояли особенно остро. Просвещение в России наряду с подготовкой профессиональных кадров порождало движение общественности, которая уже с начала XIX в вступила в борьбу с властью за те идеи, которые неизбежно несло с собой образование. Как отмечал П.Н.Милюков, "история школы и просвещения в XIX в., собственно, и есть замаскированная история этой борьбы". 

     В начале 1860-х гг. правительство начало обсуждать очередную учебную  реформу, причем гласно в самых широких  масштабах. Проект нового устава был  разослан в высшие учебные заведения, ученым и общественным деятелям в  России и за границей и несколько  раз переделывался согласно их замечаниям. Именно в это время появляются многочисленные публикации по социальным проблемам образования. Преимущественно эти публикации носили теоретический характер. Что касается высшей школы, то здесь обсуждались вопросы автономии профессорской корпорации, положения студентов в учебных заведениях, надзора за учащимися. В отношении средней школы дискуссии велись главным образом вокруг проблемы, придать ли среднему образованию классический или "реальный" характер.

     Дискуссии на данные темы стимулировали развитие исследований в области теории и историиобразования в России. Однако значение этих исследований не стоит преувеличивать. Дореволюционная литература по нашему предмету слагается в основном из публицистических статей и немногочисленных юбилейных изданий, написанных профессорами, преподавателями, чиновниками на основе официальных источников и представляющих собой достаточно объективистские хроники деятельности как Министерства народного просвещения в целом, так и отдельных учебных заведений.  
Значительное явление представляет собой работа П.Н.Милюкова "Очерки по истории русской культуры". Она посвящена преимущественно социальным вопросам истории школы и просвещения в России, начиная с православной школы Древней Руси. Обсуждается состояние знания в соответствующие периоды отечественной истории, соотношение духовного и светского, классического и реального образования, этапы политической борьбы за школу и просвещение в связи с пятью учебными реформами XIX в. Много места уделено обсуждению социального состава учителей и учащихся различных учебных заведений, характерных особенностей начальной, сельской школы, учительских семинарий, а также вопросам, связанным с народным чтением и книгоиздательской политикой. Интересны различные социолого-статистические обследования, предпринятые по инициативе чиновников министерства и самих студентов. Работа осуществлялась студенческими семинарами, научными обществами учащихся высших школ, кружками под руководством видных профессоров-экономистов и юристов, землячествами. Выяснялись экономическое, материально-бытовое и правовое положение студентов, сословный состав, вероисповедание учащихся, их культурные запросы и политические ориентации.

     В конце XIX - начале XX вв. в России развернулась общественная дискуссия об организационных формах высшего педагогического образования. На суд специально созданных комиссий было представлено несколько проектов. Анализируя опыт, накопленный учебными заведениями, готовящими педагогические кадры (университеты и историко-филологические институты), большинство участников дискуссии выступило против создания специальных высших педагогических институтов. В качестве аргумента выдвигалось подкрепленное исследованиями утверждение, что данные институты будут содействовать замкнутости своих питомцев, отрыву их обучения от реальной жизни.

     ОСНОВНЫЕ  ПАРАДИГМЫ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

     Структуралистская парадигма рассматривает общество как целостность (самодостаточность), которая обеспечивается его главными структурами, среди которых выделяются: социальные системы (общественные институты); культурная система как регулятивная сила; поведенческие системы,задающие принципы и правила; личностные системы (как репертуар ролей иличностные мотивации). Общественная жизнь представляет собой бесконечное множество взаимодействия людей и переплетения этих взаимодействий.И главная задача социологии с этих позиций – это изучение механизма иструктуры социальной системы, которые обеспечивают социальный порядок,равновесие, стабильность и выживаемость системы и различных подсистемобщества. Общим свойством системы является взаимозависимость. Взаимозависимость – это определенный порядок взаимодействия между элементами,входящими в систему, то есть существование контроля, ограничение в поведении, учет поведения других. Все системы действуют в сложном взаимодействии со средой. Любая система имеет внутреннюю и внешнюю ориентации.

     Внутренняя  ориентация системы связана с  таким ее свойством, как косуматорность (накопление энергии для достижения целей, то есть рациональнойэнергии: информации, знаний и т.д.). Внешняя ориентация системы связана садаптацией и интеграцией. При наложении осей ориентации (Т. Парсонс)возникает инвариантный набор функциональных проблем: адаптация, целедостижение, интеграция, воспроизводство структуры, снятие напряжения.Таким образом, применительно к образованию структуралистская парадигма позволяет рассматривать образование, прежде всего, как социальныйинститут через его структуру, состоящую из элементов, находящихся вовзаимосвязи и взаимовлиянии, несущих в себе объективное и субъективное,находящееся в единстве. Такой подход к образованию позволяет видеть место образования как части целого (общества) и его роль (функцию) в обеспечении порядка, равновесия, стабильности в выживаемости как самой социальной системы (общества), так и ее различных подсистем.В рамках структуралистской парадигмы использование различных методов (в большей степени количественных, чем качественных) позволяет проводить более глубокое изучение среды образования. Эта среда образованияможет рассматриваться на трех уровнях: макро-, мезо-, микросреда; включатьв себя различные сегменты управления: управленческую среду, студенческую/ученическую среду, родительскую среду.

Информация о работе Образование в теоретическом аспекте